Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль законодательной власти в системе государственного управления.






Законодательная власть является одной из ветвей государственной власти, институциональной формой которой является парламент.

К общим функциям парламента относятся:

· принятие законов государства – законодательная функция;

· выражение общественных интересов – представительная функция;

· контрольная функция, означающая контроль над исполнением законов органами государственной власти.

Родиной современного парламентаризма является Англия, где в 1215 г. в соответствии с Великой хартией вольности королевская власть была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей графств. Формирование современного института парламентаризма началось во второй половине ХVIII – первой половине ХIХ веков и связано с формированием представительной демократии в странах Западной Европы.В царской России первое учреждение парламентского типа – Государственная Дума возникла в ходе Первой русской революции на основе царского манифеста от 17 октября 1905 г. Впервые в истории суверенной Беларуси Парламент был учрежден Конституцией 1994 г. (до того – Верховный Совет).

Парламент может иметь различную структуру – иметь одну, две или даже три палаты. В большинстве стран парламент имеет две палатыверхнюю, члены которой либо избираются и назначаются, и нижнюю, члены которой только избираются.

В нашей стране парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, является представительным и законодательным органом, его правовой статус и функции регламентированы Конституцией Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Срок полномочий Парламента — четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Палаты Национального собрания собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней, вторая − 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя. Председатели Палаты представителей и Совета Республики, их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.

Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

Порядок деятельности Палаты представителей, Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики определяется регламентами палат, которые подписываются председателями палат.

Рубинов Анатолий Николаевич (24.05.2010 - настоящее время).

Андрейченко Владимир Павлович (27.10.2008 - настоящее время).


32. Национальное Собрание Республики Беларусь: структура палат и полномочия в сфере государственного управления.

В Конституции закреплен принцип самоорганизации палат Национального собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы в принимаемом ею регламенте. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий между палатами по законопроекту, отклоненному Советом Республики. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента, депутат Палаты Представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов, член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства, ими также не допускается совмещение должности Президента или судьи.

Структура палат: Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя.

Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя.

Председатели Палаты представителей и Совета Республики, их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.

Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя. Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она законодательствует по кругу вопросов, перечисленному в статье 97 Конституции.

Вопросы исключительной компетенции Палата представителей:

· принимает отставку Президента Республики Беларусь;

· назначает выборы Президента Республики Беларусь;

· дает согласие на назначение Премьер-министра;

· заслушивает его доклад о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу;

· рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

· может выразить вотум недоверия Правительству Республики Беларусь;

· рассматривает вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Палаты представителей, на привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на его задержание и иное лишение личной свободы;

· вправе большинством голосов от полного состава Палаты представителей отменить распоряжение Председателя Палаты представителей.

Вопросы исключительной компетенции Совета Республики:

· дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь;

· тайным голосованием избирает шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь и шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

· рассматривает указы Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение;

· может создаваться Совет по взаимодействию органов местного самоуправления;

· обладает правом законодательной инициативы;

· рассматривает вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Республики, на привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на его задержание и иное лишение личной свободы;

· вправе отменять распоряжения Председателя Совета Республики.

Как палате территориального представительства, Совету Республики предоставлено право отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, принимать решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом.


 

33. Сущность и признаки исполнительной власти в государственном управлении. Правительство Республики Беларусь в системе государственного управления: статус, полномочия, ответственность.

Исполнительная власть в соответствии с теорией «разделения властей» власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов. Исполнительная власть независима от законодательной власти, которая тем не менее считается главенствующей, первой властью. Суть исполнительной власти связана не только с наличием специальных органов. Ее назначение состоит в том, чтобы заниматься реализацией законов, исполнять их требования, управлять и обеспечивать повседневное функционирование государственного механизма, экономики и рынка, удовлетворение запросов и нужд населения. Чтобы выполнять свои задачи исполнительная власть использует − на основе законов и утвержденного парламентом государственного бюджета − финансы, материальные объекты (транспорт, связь, иные промышленные предприятия), а также военные и военизированные подразделения. Наконец, важнейшая черта исполнительной власти не только исполнение нормативных предписаний, но и распорядительная деятельность − главным образом правоприменительная, а также подзаконная нормативно-регулирующая. В современную эпоху фактическое значение исполнительной власти выходит далеко рамки, установленные теоретически, и самими конституциями. Исполнительная власть весьма активно способствует осуществлению полномочий законодательной властью, будучи главным источником законодательной инициативы и результативно влияя на законодательную деятельность парламента.

Исполнительную власть представляет правительство − коллегиальный орган, в состав которого входят руководители министерств и центральных ведомств. Правительство именуется по-разному, чаще совет министров или кабинет министров. нституционный статус и роль правительства зависят от формы правления, политических и исторических традиций конкретной страны.

Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иными органами исполнительной власти. Организация и деятельность Правительства определяется Конституцией Республики Беларусь (статьи 106-108) и Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» от 23 июля 2008 г. № 424-З. В своей деятельности Правительство Республики Беларусь подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Национальным Собранием Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 289 в состав Совета Министров Республики Беларусь входят: Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ и иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Формирование правительства – компетенция главы государства. На практике, Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры, которые им либо принимаются, либо отвергаются. Для исполнения обязанностей правительству не требуется получение вотума доверия парламента по его составу или программе действий. Срок полномочий Правительства Республики Беларусь специально не оговаривается, лишь указывается, что Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет систематический контроль за их исполнением подчиненными ему органами управления, физическими и юридическими лицами. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, охватывает все области и сферы государственного руководства.

Закон о Совете Министров Республики Беларусь подробно регулирует полномочия Правительства в сфере экономики; в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры, образования; в сфере природопользования и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, по борьбе с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности Республики Беларусь; в сфере внешней политики и международных отношений; в области кадровой политики. На рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь вносятся вопросы, которые отнесены к его компетенции и не могут быть решены другими субъектами исполнительной власти – министерствами, другими центральными органами управления, местными исполнительно-распорядительными органами.

Совет Министров Республики:

Беларусь руководит деятельностью министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь, координирует, направляет и контролирует их работу, утверждает Положения о министерствах и других центральных органах управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь; утверждает состав коллегий этих органов управления, при необходимости передает решение отдельных вопросов государственного управления, какие входят в его компетенцию, министерствам и другим центральным органам управления.

Совет Министров вправе отменять акты министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь в случае их противоречия законам, актам Президента Республики Беларусь, Правительства, а также в тех случаях, если они не отвечают общегосударственным интересам и не имеют достаточного финансового и юридического обоснования.

Имеет право налагать дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения) на министров и руководителей других центральных органов управления, их заместителей за невыполнение или ненадлежащее выполнение Конституции Республики Беларусь, законов, решений Президента Республики Беларусь и Совета Министров, служебных обязанностей и служебной дисциплины.

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов, направляет и проверяет их работу, обеспечивает централизованное решение вопросов государственного управления с учетом интересов государства и местных территорий; организует контроль за выполнением местными исполнительными и распорядительными органами законов, декретов и распоряжений Президента Республики Беларусь, актов Правительства Республики Беларусь; разрабатывает и утверждает примерную структуру местных исполнительных и распорядительных органов; регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и республиканскими органами государственного управления; передает при необходимости свои отдельные полномочия местным исполнительным и распорядительным органам.

Совет Министров Республики Беларусь на основании и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь издает постановления, обязательные к исполнению на всей территории Республики Беларусь, и контролирует их исполнение.

Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений, а также для выполнения отдельных поручений Совета Министров могут создаваться постоянные или временные комиссии и иные формирования.


34. Система судебной власти в Республике Беларусь: понятие, структура, функции.

Важнейшее место в деятельности государства занимает судебная власть, призванная контролировать деятельность государственных органов по исполнению законов, осуществлять правосудие, защищая интересы граждан, организаций и государства.

СЛ. 21. Судебная власть:

· это право, возможность и способность специально создаваемых учреждений – судов оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы юридическими мерами, установленными законами

· представляет собой часть государственной власти, основной целью деятельности которой является восстановление нарушенного права, обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ

· это правоприменительная (юрисдикционная) деятельность по разрешению правовых споров и социально значимых конфликтов (преступных посягательств), а также судебный контроль за правовым содержанием нормативных актов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.