Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каких специалистов дошкольной образовательной организации следует привлечь к прояснению причин наблюдаемых особенностей поведения на занятиях?






Психолога

Какие рекомендации Вы можете предложить воспитателю по планированию и реализации обучения дошкольника, испытывающего трудности в овладении элементарными математическими представлениями?

В экспериментальных исследованиях (П. Я. Гальперин, Л. Ф. Обу­хова и др.) показана возможность формирования у дошкольников отдельных полноценных математических понятий, но для этого требуются особые условия. Рассмотрим некоторые условия, при которых возможно усвоение понятий и развитие понятийного мыш­ления.

Понятийный способ распознавания объектов возможен на ос­нове метода поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин). Этот метод представляет собой определенную последовательность действий: зная существенный признак понятия, ребенок выделяет свойства рассматриваемого предмета и сопоставляет их с существенным признаком понятия, а затем делает вывод о том, относится анализируемыйv предмет к данному понятию или нет. Сначала сопоставление признаков происходит под руководством педагога. Затем ребенок сам, сопоставляя признаки, рассуждает вслух. На следующем этапе, сопоставляя эти признаки, он рассуждает мысленно, «про себя», по той же схеме, которая служит основой и для речи. Так, постепенно, усваивая последовательность действий, отражаемых во внешней, а затем внутренней речи, ребенок овладевает способом подведения под изучаемое понятие любого предмета, свойства или явления. Раз­вернутое суждение по схеме производимых действий постепен­но переходит сначала в план краткой речи «про себя», а затем в план умственного действия. Теперь, овладев способом действия и рассуждения, ребенок сможет решить любую новую задачу самостоя­тельно.

Обучение, построенное по методу поэтапного развития умствен­ных действий, позволяет приблизиться к формированию поня­тия числа, основанного на понимании принципа сохранения объема, массы и количества, создать основы для возникновения элементов теоретического мышления (Л. Ф. Обухова).

Повышению уровня в обобщении математических представлений, формированию математических понятий способствует не только особая организация умственной деятельности, но и применение в процессе обучения специальных познавательных средств: моде­лей, графиков, схем и т. д. Например, «лесенка», составленная из кругов, моделирует количественные и порядковые отношения натуральных чисел, четыре круга — розового, белого, голубого и черного цвета — модель частей суток и т. д.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников может осуществляться по-разному. Поскольку опыт и знания у детей невелики, обучение в основном идет так: сначала с помощью взрослого накапливаются конкретные зна­ния, а затем они обобщаются до простейших правил и закономер­ностей. Однако этот необходимый и важный для умственного раз­вития маленьких детей путь имеет и свои недостатки: дети не могут выйти за пределы тех единичных фактов и случаев, на ос­новании которых были подведены к обобщениям; не в состоянии подвергнуть анализу более широкий круг знаний, что ограничи­вает развитие их самостоятельной мысли и поиска. Поэтому в обучении необходимо использовать и другой путь, когда мысль и усвоение знаний идут от общего к частному. Усвоенное прави­ло дети должны научиться применять в конкретных условиях.

Рациональное сочетание указанных методов способствует наиболее высокому умственному и математическому развитию де­тей. Не всегда следует ставить ребенка в позицию «первооткры­вателя», вести его от единичных конкретных знаний к выводам и обобщениям. Ребенок должен научиться овладевать и готовыми знаниями, накопленными человечеством, ценить их, уметь пользо­ваться ими для анализа как своего опыта, так и фактов и явле­ний окружающей жизни. Например, на определенном этапе дошколь­ников знакомят с четырехугольниками. Обращаясь к детскому опы­ту, можно, во-первых, предложить найти и назвать те знакомые фигуры, которые имеют четыре стороны и четыре угла и могут быть отнесены к четырехугольникам, а во-вторых, отыскать пред­меты или части предметов четырехугольной формы (подобная кон­кретизация углубляет знания детей об этой геометрической фигуре).

Аналогично детей знакомят и с многоугольниками. Конкре­тизируя свои знания, дошкольники показывают и называют тре­угольники, квадраты, прямоугольники разных размеров, относя все эти фигуры к многоугольникам. Представление о многоугольнике как бы надстраивается над всем разнообразием фигур, ограничен­ных замкнутыми ломаными линиями, правильных и неправильных, больших и малых.

Следовательно, для развития мыслительных способностей детей необходимо пользоваться разными путями, подводить их к понима­нию единства общего и единичного, абстрактного и конкретного. Обучение в детском саду — это не только сообщение знаний, но и развитие у детей умственных способностей, механизмов умст­венной деятельности, что облегчает переход от эмпирических знаний к понятийным.

Какова структура и содержание индивидуализированной образовательной программы для данной категории воспитанников?

 

Задача 3. Раскройте психодидактические основы планирования и реализации индивидуализированного процесса обучения и воспитания старшего дошкольника, оказавшегося в сложной жизненной ситуации (на конкретном примере).

Планирование – это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Принцип индивидуального подхода в обучении продолжает реализовываться, опираясь уже на современные исследования в психологии, обосновывающие различные типы восприятия информации, специфику обучения определенного психического типа (холерика, сангвиника, меланхолика и флегматика) и т.д.

Принцип индивидуализации: позволяет педагогам в своей работе ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные образовательные цели и приоритеты каждого ребенка. Состоит в том, что каждый человек проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным, и тем самым реально осуществляет свое самообразование. Цель педагога при реализации данного принципа и поддержки процесса самообразования заключается в помощи каждому школьнику в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении им индивидуальной образовательной программы.

Девочки, простите конечно!!!! Но я не понимаю!!!!!!!!!!!!!!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.