Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы социальной ответственности бизнеса.






Существует ряд проблем развития социально ответственного предпринимательства, обусловленных общемировыми тенденциями развития социокультурной среды на рубеже XX–XXI вв.

Первая группа проблем социальной ответственности бизнеса в современном обществе связана с переходом наиболее развитых обществ в постиндустриальную, информационную, постсовременную стадию развития, когда социальная ответственность бизнеса, как и все социокультурные отношения, приобретает специфический характер. Все большую роль приобретает символическая демонстрация, которая постепенно начинает преобладать над самими отношениями. Французский социальный мыслитель Г. Дебор охарактеризовал современное общество как " общество спектакля", где социальные связи опосредуются образами, подлинные взаимодействия заменяются представлением и созерцанием виртуальных образов проживаемой жизни. Если в буржуазном обществе, как утверждал Э. Фромм, стремление " иметь" вытеснило стремление " быть", то теперь они заменяются общим стремлением " казаться ". Поскольку социально ответственные действия бизнеса, социальные инвестиции могут служить источником преимуществ, приносящих коммерческие выгоды, то нередко чисто коммерческая по своей сути деятельность облекается в форму социально ответственной. Например, маркетинговые стратегии связываются с социально значимыми ценностями, насущными нуждами общества (так называемый благотворительный маркетинг). Лояльность целевых аудиторий обеспечивается не столько удовлетворением их реальных запросов,

сколько символическим соответствием их ценностям. В качестве примера можно привести рекламную кампанию ресторанов McDonald's, связывающую приобретение определенного продукта с оказанием благотворительной помощи детским больницам.

В социологической теории постмодерна подобные отношения получили название " симуляция", суть которой состоит в том, что реальные отношения подменяются их копиями, подобиями, имеющими свойство отрываться от своих реальных означающих и образовывать самостоятельную сферу гиперреальности. Симулякры приобретают смысл только в контексте социальных интерпретаций с помощью определенного кода сигнификации. Так, по наблюдениям крупнейшего представителя социологического постмодернизма Ж. Бодрийяра, в контексте отношений постмодерна социальные инвестиции крупных корпораций означают не столько ценность сфер культуры, науки, образования в реальном, содержательном или рыночном меновом смысле, сколько сознательное инвестирование в систему универсальной кодировки, опутывающей все сферы жизни общества. В нашей практике это выражается, например, в том, что благотворительные действия бизнеса становятся элементами маркетинговых и PR-кампаний, затраты на которые, как правило, равны объему самих социальных инвестиций. Бизнесу важнее казаться социально ответственным, чем быть им. Поэтому демонстративная благотворительность может не только прикрывать коммерческий интерес, но и цинично маскировать безответственность в отношении подлинных интересов общества.

Вторая группа связана с процессом глобализации бизнеса, который дает глобальным компаниям большую независимость от локальных условий: капиталы, топ-менеджмент, офисы и производства – все это легко меняет и географическую локализацию, и национальный состав, и принадлежность. Можно сказать, что не транснациональные компании (ТНК) принадлежат к какой-либо нации или национальному государству, а сегменты национальных рынков, рабочей силы, капитала, производственных мощностей принадлежат ТНК, работают на них независимо от национально-государственной принадлежности и интересов. ТНК легко переносят предприятия туда, где расходы по найму и социальным гарантиям, налоги и т.д. минимальны, таким образом, они свободно выбирают самые выгодные места для инвестиций, производства, уплаты налогов. Это не означает, что в стабильные периоды они не ведут социально ответственной политики для адаптации к местным условиям и оптимизации отношений с местными сообществами, властью и т.д. Однако мобильность бизнеса делает такие практики крайне неустойчивыми.

Бизнес индустриальной эпохи еще сохранял зависимость от локального рынка, природных ресурсов и рабочей силы, еще нуждался в протекционистской поддержке государства, и поэтому был вынужден принимать на себя социальную ответственность, даже если это была чисто стратегическая филантропия. Независимость от локальных условий ставит систему социальной ответственности бизнеса под угрозу, поскольку резко снижает и экономическую заинтересованность в ней, и возможности контроля над ней со стороны таких социальных институтов, как государство, профсоюзы, общественные организации и т.д.

Социально ответственный характер деятельности бизнеса в условиях глобализации остается исключительно его свободным выбором, филантропические и даже символические мотивы которого вступают в противоречие с сущностным свойством любого предпринимательства – с ориентацией на максимизацию экономической эффективности. Финансовый кризис 2008–2009 гг. показал, что угроза ее снижения сразу же приводит к отказу от социальных обязательств. Немало случаев – в России, и в других странах и регионах продемонстрировали, что глобальные компании сворачивали свою производственную деятельность, уводили капиталы, прекращали социальные инвестиции, не считаясь ни с ростом безработицы, ни с распадом социальной инфраструктуры. Причем развитые " старые индустриальные" страны Западной Европы страдали от сверхмобильности капиталов не меньше, чем развивающиеся и " новые индустриальные" общества. Немецкий социолог У. Бек даже выразил озабоченность судьбой социальных государств Западной Европы, которые теряют налоги из-за глобальной мобильности крупных компаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.