Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности






Для эффективного контроля успеваемости учащихся важно не только выявить то, что они знают и умеют, но и объективно оценить их знания и умения Итогом контроля должна быть оценки, которое предусматривает ЗИС отношение того, что школьники усваивают, с тем, что они должны усвоить соответствии с требованиями учебной программы.

Основными компонентами оценки является установление фактического уровня знаний, соотношение выявленных знаний с эталонными, оформление результата учебной деятельности учащихся посредством оценки-баллов

Оценкаколичественный показатель качества результатов учебно-познавательной деятельности учащихся

Она косвенно характеризует развитие ученика, его способности, отношение к учебе и может быть выражена в форме качественной словесной характеристики (\" правильно\", \" неправильно\", \" плохо\", \" хорошо\", \" совершенстве\" и др.), числового балла (12-балльная система)

Оценка является важным средством стимулирования учащихся к обучению, когда она воспринимается как награда за упорную и добросовестный труд; может влиять на учеников и отрицательно, если неправильно мотивировано, сопровождается оскорбительными замечаниями, равнодушием учителя к ученику, к результатам его робот.

Единые требования к оценке знаний, умений и навыков формулируются в виде критериев и норм Критерий - мера оценки, показатель, на основе которого определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками Согласно критериям определяют нормы оценок – конкретные требования, которые регулируют выставления оценок-баллов по учебному предмету за устный ответ или письменную работу Например, если основным критерием оценки письменной работы является точность исполнения, характеризуется количеством ошибок, то норма для оценки 10 баллов - полное отсутствие ошибок Нормы отражают типичные случаи и ситуации п ид время проверки и оценки знаний Они определены в учебных программах всех предметов.

Основными критериями оценки знаний являются:

1) глубина – количество осознанных учеником существенных связей и отношений в знаниях;

2) полнота – количество всех элементов знания о изученный объект;

3) прочность – сохранение в памяти изученного материала, безошибочность его воспроизведения;

4) оперативность – умение ученика применять знания в стандартных однотипных условиях;

5) качество – критерий, охватывающий полноту, прочность, глубину, оперативность знаний и т.п.;

6) гибкость – умение ученика применять знания в переменных, вариативных условиях;

7) систематичность – усвоение учебного материала в его логической последовательности и преемственности

По этим критериям определяют уровни знаний учащихся: репродуктивный (знание восприняты, зафиксированы в памяти и могут быть воспроизведены); реконструктивный (знания применяются в стандартных или вариативных условиях); творческий (знание продуктивно применяются в измененных, нестандартных ситуациях)

Контроль за учебной деятельностью осуществляется различными методами и в различных формах их использование направлено на выявление и оценки знаний, а также фиксацию результатов обучения В школьной практике применяют следующие методы контроля: наблюдения за различными видами деятельности учащихся устный опрос; письменную проверку (контрольная работа, сочинение, письменное домашнее задание и др.); графическую проверку; проверку практикой (лабораторные и практические работы); тесты успеваемости; самоконтроля.

Учителя-новаторы в своей практике стараются усовершенствовать методики проверки и оценки успеваемости учащихся. Они используют листья открытого учета знаний (В Шаталов), обучение без оценок (Ш Амонашвили), поурочный балл, тематический учет, тетради с печатной основой, зачетные книжки, творческие задания, дифференциацию домашних заданий, контрольные карточки, самооценки.

Следовательно, эффективность контроля обеспечивается соблюдением определенных требований, зависит от дидактической цели и его организации: времени проведения, характера и форм самостоятельной работы учащихся, использование дидактических и технических средств обучения, сочетание методов контроля и самоконтроля, фиксирования и оформления результатов контроля знаний, умений и навыков учащиеся.

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка - это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Количественным выражением оценки является отметка. Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков, обучаемых в цифрах или баллах. До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка» иногда понимаются как синонимы. Так, часто, когда имеется в виду отметка, говорят «оценка» (выставление оценок, система оценок и т. д.). Между тем «оценка» и «отметка» – понятия хотя и близкие, но далеко не идентичные. Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т. д. Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний – тонкий и острый инструмент воздействия на учащегося. Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к учению, но может и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы, и убивать охоту к учению. Вот почему в последние годы в печати возникают острые дискуссии, которые облекаются то в форму борьбы с так называемой процентоманией, т. е. завышением отметок, то принимают форму предложений о переводе из класса в класс независимо от качества знаний. В этой связи определенный интерес представляет та эволюция, которую прошла в нашей стране проблема оценки знаний. Балльная система оценки знаний учащихся существовала в России еще до революции 1917 г. Оценка знаний осуществлялась по шестибалльной системе с баллами от нуля до пяти. Затем нулевая оценка была упразднена, система оценивания превратилась в пятибалльную. Отношение к оцениванию результатов обучения в баллах в истории школы было различным. После 1917 г. получила развитие идея обучения без отметок. Согласно концепции советской трудовой школы, учебная деятельность должна строиться на интересе учащихся, быть ориентирована на самостоятельность, инициативу, творческий характер учения. Непригодными были признаны прежние методы дисциплинирования учащихся с помощью отметок. В мае 1918 г. вышло постановление Наркомпроса РСФСР «Об отмене отметок», в котором было определено:

● применение балльной системы для оценки познаний и поведения, учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики;

● перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы.

Запрещались любые виды экзаменов: вступительные, переводные и выпускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Лишь в крайних случаях допускалась фронтальная устная проверка и письменные работы зачетного характера. Рекомендовались периодические беседы с учащимися по пройденной теме, их выступления о прочитанных книгах, статьях. Приветствовались отчеты учащихся о самостоятельно выполненных работах по личному выбору. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений не отдельного ученика, а школьного коллектива. Получили широкое распространение тестовые задания как одна из самых пригодных форм самоконтроля. Обучение без отметок имело определенные положительные стороны, так как развивало у части обучаемых самостоятельность. Но в большинстве своем такое обучение привело к снижению качества знаний, ухудшению дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в школе и дома, посещать занятия. Поэтому сначала стихийно стали вводиться различные формы контроля, а в 1932 г. официально восстановлен принцип систематического учета знаний каждого ученика на основе индивидуального подхода. В сентябре 1935 г. вводятся пять словесных (вербальных) оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо», которые просуществовали до конца 1943 г. В январе 1944 г. было принято решение заменить применявшиеся словесные оценки на цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся. В вышедшей вслед за этим постановлением Инструкции о применении цифровой пятибалльной системы оценки были сформулированы параметры, за что выставляется та или иная отметка. Введение регулярного учета знаний оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина учащихся повысились. Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов, несмотря на недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены, хотя некоторые педагоги, ученые выступают против существующей системы оценки степени обученности. Их главные аргументы:

● обученность фактически оценивается трехбалльной шкалой (отметки «1» и «2» фиксируют незнание);

● недостоверность оценки обученности (отметки «5», «4», «3» ставятся в гимназических классах, в классах для одаренных детей, в классах общеобразовательных школ, в классах коррекционно-развивающего обучения. Они не равнозначны);

● трехбалльная шкала недостаточна, чтоб оценить знания учащихся (поэтому преподаватели используют суррогатную шкалу: к баллам добавляют «плюсы» и «минусы»).

Учеными предлагаются новые оценочные шкалы: десятибалльные, двенадцатибалльные, стобалльные и др. (Источник: https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26550-ocenka-i-uchet-rezultatov-uchebnoy-deyatelnosti.html)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.