Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.
В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М.Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей-ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые-психологи, педагоги С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Ю.А.Самарин, П.А.Шеварев и др. разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения. Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями: 1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных. 2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы: o восприятие учебного материала; o его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; o запоминание и сохранение в памяти изученного материала; o применение усвоенного в практической деятельности. 3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач. 4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий: o формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых; o подача учебного материала в определенной последовательности; o демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; o применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п. Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы: 1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств: o слуховые; o зрительные; o двигательные и др. 2. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы: o выделять главное; o применять подчеркивание; o использовать цвет; o предлагать обратить особое внимание и т. д. 3. Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был: o доступным; o логически взаимосвязанным; o правильно понятым; o актуализированным. 4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо: o составление конспекта изученного; o повторение; o рассказ; o объяснение; o показ усвоенного товарищу; o применение полученных знаний в практической деятельности. 5. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.
|