Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.






В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М.Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей-ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые-психологи, педагоги С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Ю.А.Самарин, П.А.Шеварев и др. разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения.

Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:

1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.

2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

o восприятие учебного материала;

o его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

o запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

o применение усвоенного в практической деятельности.

3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

o формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

o подача учебного материала в определенной последовательности;

o демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

o применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.

Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:

1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:


o слуховые;

o зрительные;

o двигательные и др.


2. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:


o выделять главное;

o применять подчеркивание;

o использовать цвет;

o предлагать обратить особое внимание и т. д.


3. Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:


o доступным;

o логически взаимосвязанным;

o правильно понятым;

o актуализированным.


4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:


o составление конспекта изученного;

o повторение;

o рассказ;

o объяснение;

o показ усвоенного товарищу;

o применение полученных знаний в практической деятельности.


5. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.