Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание .Проблема познания в гносеологии .Виды и критерии.






1.Позна́ ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “ Гносеология ” -- слово греческого происхождения (гнозис -- знание и логос -- слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания -- неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.

При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение -- таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Гносеология изучает природу познавательной деятельности человека, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности и способы достижения истинного знания. Главным вопросом для гносеологии является проблема познаваемости мира. Гносеология занимается общими характеристиками познавательной деятельности, в то время как логика, психология и другие науки изучают частные аспекты познавательных процессов. Также к предмету гносеологии относятся вопросы о структуре процесса познания, о специфике субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. Гносеология исследует познавательные способности человека - рациональные и чувственные, изучает способы познания - эмпирические и теоретические. Позднее появился термин «эпистемология». Это теория научного познания. Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, т.е. самого себя. Принято различать два принципа гностицизма. Основы подхода к проблеме познания: гностицизм (или гносеологический оптимизм) и агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя. Агностики (часто идеалисты) не верят в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или допускают ограниченную возможность познания. Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. В классическом виде агностицизм сформулирован И.Кантом. Кантовскую философскую позицию, согласно которой субъект познания активен в том смысле, что конструирует сам опыт познания, иначе называют трансцендентализмом (трансцендентное - то, что находится за пределами сознания и возможного опыта). К теориям, близким агностицизму, относят софистику, скептицизм и конвенционализм, поскольку каждое из этих направлений по-своему признает ограниченность познания и существование принципиального непознаваемого. Разновидностью агностицизма можно считать и гносеологические воззрения прагматизма и постпозитивизма. Согласно их концепциям, все накопленное человечеством знание представляет собой собрание заблуждений. Несмотря на огромные достижения современной науки не снимается философский вопрос о том, ограниченно или безгранично познание. Целый ряд метафизических проблем, таких как вопросы о свободе, Боге, бессмертии души, по-прежнему выходят за пределы возможностей научного познания.

· Виды познания

Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некоторые исследователи считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом.Помимо способов можно выделить и виды ненаучного познания.

· Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

· Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

· Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

· Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить -- в литературе, музыке, живописи, скульптуре -- тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) -- личностно окрашенную его составляющую.

· Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой -- к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

Однако научное знание не застраховано от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, которыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Однако наука и не претендует на абсолютное знание. В ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, которая сокращается с развитием науки. Наука направлена на поиск истины, а не на обладание ею.Именно в этой направленности науки заложен основной критерий, отличающий ее от многочисленных подделок: любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной является ненаучной.

· Принципы познания: Принципами познания мы называем группу наиболее общих методов и установок, которые применимы во всех случаях познавательной деятельности. В этой группе можно выделить две подгруппы:

1) Принципы " здравого смысла ", которые базируются на метафизическом методе и формальной логике с учетом их естественных границ, и

2) Диалектические принципы познания. Мы сначала рассмотрим первые из них, но в интерпретации этих принципов будем обращаться к идеям диалектики. Еще Р. Декарт в своем " Рассуждении о методе" (1637) выделил т.н. " правила для руководства ума и отыскания истины в науках ". Собственно, это элементарные нормы деятельности рассудка, которые в некотором аспекте известны с древности в виде правил (формальной) логики. Главная заслуга Декарта именно в том, что он сформулировал их как правила познавательной деятельности и этим положил начало развитию научной методологии. Таких правил по Декарту три: 1) расчленение трудных, не поддающихся решению в целом задач на решаемые частные задачи; 2) переход от менее сложного к более сложному, от доказанного к недоказанному, а не наоборот (в логике это запрет на определение через неизвестное); 3) недопущение выпадения логических звеньев в рассуждении. Пафос этих правил состоял, прежде всего, в исключении любых сомнительных моментов и достижении полной ясности. Декарт считал ее критерием истины, ссылаясь на то, что бог не может быть обманщиком (этот тезис сомнителен и с точки зрения науки, и с точки зрения религии, полагающей, что воля божья неисповедима).

Для современности особенно важно третье правило Декарта, в связи с углублением познания в исследование собственных оснований (область метатеории). Как показывает развитие науки, в ней очень важно не оставлять ничего подразумеваемого, эксплицировать (т.е. делать явными) и исследовать все положения и предположения наших выводов, даже те, которые кажутся самоочевидными и общепризнанными. Таковыми представлялись, напр., непересекаемость параллельных прямых и невозможность связи состояний микрочастиц при отсутствии причинного взаимодействия между ними. На деле оказалось, что это вовсе не так (неэвклидова геометрия, ЭПР-корреляция поведения микрочастиц; см. предыдущий раздел курса).

Кроме правил Декарта, к принципам " здравого смысла" можно отнести:

4) Принцип объективности. Он гласит: в вопросах науки никакое мнение не играет решающей роли. Это относится и к мнению научного или иного руководства, авторитетных ученых, общественному мнению, мнению государственных инстанций, и т. д. без исключения.

5) Принцип объяснения множества изучаемых явлений посредством немногих общих оснований. По мнению И. Ньютона, в нем заключается суть науки. Сведения многого к немногому требует уже общекультурная нужда в обобщении информации, с целью сделать ее компактной и доступной для эффективного использования. Иначе ни один компьютер, тем более - мозг человека, не смог бы удержать и освоить громадную массу знаний, накопленных человечеством в каждой предметной области. Но у науки есть собственный стимул такого обобщения: стремление проникнуть в сущность вещей, объединяющую ряд явлений и раскрывающую логику их изменения. Ведь без знания сущности (законов смены явлений) невозможным было бы целенаправленное преобразование действительности.

6) Принцип достаточной полноты обоснования: всякое научное суждение должно быть достаточно основано на опыте и теоретических доказательствах. В основе этого требования лежит формально-логический принцип достаточного основания, введенный ввел Г. Лейбницем в XVII столетии. Действительно, следует стремиться к его воплощения, но, опять-таки, нельзя обращать его в абсолют. История познания убеждает, что абсолютно полного обоснования не достигала ни одна научная концепция. Всегда остается некоторый " люфт", куда " втискиваются" затем идеи нового, более совершенного знания.

2. Диалектические принципы познания

Диалектические принципы познания не надо путать с общими принципами диалектики, которые изучаются в основном (" студенческом") курсе философии. В то же время, они являются конкретизацией этих общих принципов применительно к сфере познания.

1). Принцип системности: всякий предмет должен рассматриваться как упорядоченное единство относительно самостоятельных частей или сторон (подсистем, элементов), каждая из которых выполняет определенные функции в жизни этого предмета. На самом деле изучаемый предмет может и не быть развитой системой, его части и их функции могут быть смешаны, неразвиты, плохо обособлены. Так, в элементарной частице вещество и движение еще не обособлены друг от друга, в разваренной каше с маслом нет отдельно частичек крупы и частичек масла, и т.п.

Более того: в диалектике различаются целое аналитическое, и также целое синкретическое, в котором части смешаны; системой называется только аналитическое целое (слово " система" по-греч. означает " целое, составленное из частей"). Но системная установка позволяет лучше понять сущность и тенденции бытия каждого предмета, ибо ориентирует нас на его собственную перспективу развития. По словам Ленина, мыслящий разум заостривает притупившееся различие противоположностей до противоречия, чтобы вскрыть в предмете его жизненные начала.

2) Принцип единства анализа и синтеза. Анализ по-гречески означает разделение, а синтез - соединение. Именно посредством этих операций предмет представляется как система. Анализ первичен в познании: ведь объект познания исходно дан нам как целое. Уже наши органы чувственного восприятия выступают как анализаторы (так они и называются в физиологии), выделяющие определенные качества предмета. Анализ и синтез могут быть практическими (разборка-сборка), сенсорными (анализ восприятий и работа фантазии) и теоретическими (понятийный анализ и построение целостной теории предмета).

3) Принцип единства исторического и логического основан на убеждении, что структура объекта является продуктом его эволюции и отражает ее основные этапы. Поэтому правильная теория, вскрывая " специфическую логику" этой структуры, фактически воспроизводит его историю в сжатом и очищенном от случайностей виде. " Суть дела исчерпывается, - писал Гегель, - не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением". В идеале, теория должна начинаться с исходного понятия (" клеточки"), в котором отражается начальное состояние данного предмета и основное противоречие, определяющее реальный процесс его развития. " С чего начинается история, с того же должен начинаться ход мыслей", - писал Ф. Энгельс. В биологии это - понятие биологической клеточки, с единством ассимиляции и диссимиляции, а в экономике, напр., - понятие товара как единства потребительной и меновой стоимости.

4) Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Он как бы дополняет и конкретизирует рассмотренный выше принцип единства анализа и синтеза. Ведь абстрагирование есть вид анализа, при котором вычленяются стороны предмета, в действительности самостоятельно не существующие: цвет, сущность, стоимость, и т.п. Согласно данному принципу, каждая из таких сторон в рассматриваемом предмете должна выделяться и изучаться по отдельности, затем результаты исследования синтезируются в конкретный образ, раскрывающий сущность и перспективы развития данного предмета. Напр., открыв новое вещество, мы должны всесторонне исследовать его химический состав, возможность образования изомеров, характеристики кристаллического строения и тип его симметрии, границы фазовых состояний и особенности их смены, прочность, твердость, ковкость, отражательную способность, поведение в разных обстоятельствах и в разных реакциях, и т.д. Только тогда мы можем иметь о нем ясное целостное представление, найти ему правильное место в классификации веществ, построить его полную теорию и удачно предсказывать его поведение в новых обстоятельствах.

Проблема познания в гносеологии

В настоящее время сам факт познания изучается философией науки, но не только. Проблема познания как источника человеческого знания исследуется когнитивной (лат. kognition - познание) психологией, логикой, методологией, историей науки, науковедением, социологией знания и т.д. Все эти науки вносят свой ценный вклад в познание природы познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно в принципе квалифицированное или успешное исследование сути и смысла познания. Однако сущность познавательного отношения человека к миру является предметом философского осмысления. Проблемы познания - это пути достижения истины, соотношение научного и вненаучного знания, познание и переживание, т.е. широкий круг вопросов, касающихся познавательной реальности, изучается гносеологией - философской дисциплиной.Фактически философско-методологическая разработка теории познания началась с научных исследований ученых XVII-XVIII веков. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант сделали гносеологические проблемы душой философских учений. У Ф. Бэкона (1561-1626) в центре внимания оказался чувственный опыт как источник истинного знания. Чувственное познание стало именоваться эмпиризмом (греч. empeiria - опыт). А вот философско-методологические рассуждения Р. Декарта (1596-1650) по поводу познания коснулись потенциальной возможности человеческого разума. Такого рода познание получило название рационализма (лат. racio - разум). Декарт сформулировал метод вопрошания и метод сомнения. Философско-методологический анализ смысла познания в различных сферах мира природы и общества жизненно необходим для развития всех теоретических разделов любой науки (включая медицинские). Одновременно он нужен и для научного прогресса самой философской мысли как методологического основания общей теории познания. В современной философии ведутся острые споры о характере познания. Так, К. Поппер (1902-1994) считает, что хотя наука прилагает все возможные усилия, чтобы обнаружить истину, мы понимаем - нельзя быть до конца уверенным, что мы нашли ее. Вместе с тем человечество выработало средства, чтобы преодолеть

 

Подобную неопределенность. Оно научилось со значительной долей уверенности выбирать из двух теорий лучшую. Следовательно, мы прогрессируем, и именно это знание для большинства из нас компенсирует потерю иллюзии окончательности и достоверности наших суждений.Важнейшим в гносеологии является вопрос: что такое знание, каково его строение и как оно возникает? Знание ведь давно рассматривается как высшая форма отражения действительности, а последнее, в свою очередь, как особое фундаментальное свойство материи. Для философии (гносеологии) эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности познания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные проблемы сознания (мышления) человека. Сознание выделяет человека, прежде всего, как своеобразную реальность мира, как носителя особых способов взаимодействия с окружающей природной и культурной средой, включая управление ею. Сознание не только отражает в идеальных формах мир, но и творит знание о нем, и преобразует его самого.

Понятия «сознание» и «познание» имеют общий корень - «знание». Однако явления, обозначаемые этими словами, хотя внутренне и связаны между собой, но они далеко не тождественны и тем более неоднозначны. Познание обозначает процесс движения мысли к знанию, а сознание - это некое состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира в его жизнедеятельности. Всякая философская концепция сознания выражает собой содержание, получаемое в результате этого процесса постижения предметов, явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. Сознание - это некое состоявшееся переживание и понимание чего-либо. В философии это способ человеческого бытия. Что касается познания, то оно всегда было и есть духовный акт, в котором нечто постигается в виде знания о нем.

 

В сфере культурного развития человечества гносеология сложилась как некая сфера исследования врожденного человеческого свойства познания мира задолго до появления современной науки. Философско-познавательное истолкование сути и смысла научного исследования началось много позже, а именно там и тогда, где и когда теоретические конструкции (научные взгляды, идеи, знания) стали интерпретироваться с точки зрения их соответствия реальному бытию, т.е. истинности знания или возможности приписать ему статус собственного реального существования. Это стало возможным,

когда философская или гносеологическая интерпретация новых идей, с одной стороны, выглядела уже как приложение некоторых общих принципов теории познания к анализу специальных случаев, а с другой, - как своеобразная ассимиляция новых научных результатов. А иногда и пересмотра некоторых общих гносеологических постулатов проблем познания.

Познание возможно в результате синергетической (греч. synergeia - совместное действие) работы чувств, разума, волевой устремленности человека к раскрытию тайн мира. Познавательная синергетика развилась задолго до появления самой науки познания и практического освоения действительности. В любом виде познания преследуется цель получения зна ния о природе и обществе и о взаимосвязях между ними. Такие цели в познании мира и общества, а также самобытного объяснения их бытия выполняют наряду с философией религия, искусство, но прежде всего - наука как особая творческая деятельность постижения мира. Вл. Соловьев (1853-1900), размышляя о сути познания, высказал мысль, что «человечество знает гораздо больше, чем до сих пор успело высказать в своей науке и в своем искусстве» (цит. по кн.: Бердяев Н. Русская идея. М., 1990. С. 188).

 

В настоящее время познание рассматривается гносеологией как общественно-исторический целенаправленный процесс приобретения знания, обоснования его истинности и полезности. Оно постоянно углубляет, расширяет, совершенствует и воспроизводит новое знание. Познание можно представить как сознательное исследование самого мира и многообразия его объектов, как целенаправленную мыслительную деятельность человека по раскрытию и объяснению секретов мира, общества и его самого. Познание - это результат активного взаимодействия исследователя с природой и обществом. Это делает познание преднамеренным, осознанным мыслительным актом по творческому «конструированию знаний» (И. Кант) о мире. Виды и формы познания многообразны и специфичны. Они отвечают потребностям и интересам человечества и зависят от его возможностей и средств получения достоверных знаний о мире вещей и предметов, явлений и процессов, связей и отношений между ними.

2. Чувственное и рациональное формы познания: их соотношение

Во всей своей практической жизни и деятельности человек непосредственно соприкасается с окружающим миром. Предметы и явления воздействуют на органы чувств и вызывают в его мозгу многообразные впечатления – образы этих предметов. Чувственное познание есть познание, осуществляющееся посредством органов чувств. Органы чувств у человека «внешние» (зрение, слух, осязание и т.п.) и «внутренние», через последние (ощущение боли, например) человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа, тех или иных подсистем своего организма. Существует три формы чувственного познания: ощущение (отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов), восприятие (это отражение предметов в целостности их свойств – по «виду», «вкусу» и т.п.), представление. Последняя форма чувственного познания наиболее сложная. Здесь «сложность» в гносеологическом отношении. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается; он отсутствует. Но остается столь же конкретный образ о нем, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднен», на него действуют аналогичные образы прошлого, и он теряет уже некоторые свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, ее «оживления». В представлении, действует и воображение; при его помощи человек способен восстанавливать не только то, что уже было; он может уже выделять отдельные стороны того или иного объекта и комбинировать их. Могут быть получены представления реальные, которые человек способен реализовать на практике (например, представления о новом каком-либо устройстве автомашины), или же представления нереальные (например, о домовом и т.п.).

Чувственные восприятия отдельных предметов и явлений сами по себе недостаточны для познания действительности. Ведь общие закономерности связи предметов и явлений непосредственно чувственными восприятиями не охватываются. Для открытия связей и закономерностей предметов и явлений необходимо к чувственному отражению мира присоединить деятельность мышления. Благодаря мышлению осуществляется переход от чувственного познания внешних, единичных, непосредственно воспринимаемых явлений к рациональному познанию внутренних, общих, непосредственно не воспринимаемых закономерностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.