Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика как способ познания.






Для современного человека представление о быстро меняющемся мире – неотъемлемая часть мировоззрения. Целостный теоретический образ развивающегося мира помогает создать диалектика. Диалектика (от греч. слов «искусство вести беседу, рассуждать»), или диалектическая логика – философское учение о развитии, которое насчитывает две с половиной тысячи лет. Современный философский словарь определяет диалектику как «логическую форму и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания» («Новая философская энциклопедия»).

Уже в древнекитайской и древнеиндийской философии предпринимались попытки описать развитие в рамках стихийной наивной диалектики (например, взаимопереходы инь-ян). В античной философии диалектика разрабатывалась как особый познавательный метод: для Сократа она – искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона – высшая наука, метод познания идей через анализ и синтез понятий. Гераклит разрабатывал радикальное понимание диалектики как характеристики изменчивой сущности мира в целом. У Аристотеля диалектика – учение о вероятных суждениях и умозаключениях, т.е. о видимости, поскольку сущность описывается метафизически. У стоиков диалектика понимается как наука правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах, или наука об истинном, ложном и нейтральном.

В Средние века для понимания развития важной оказалась идея Аврелия Августина о необратимости времени в окружающем мире. В схоластике термин «диалектика» обозначал обычную (школьную) логику. В эпоху Возрождения Николай Кузанский разрабатывал учение о тождестве знания и незнания, совпадения максимума и минимума в бесконечной Вселенной, центр которой находится в любой ее точке, что позволяет представить мироздание как процесс, а не как застывшую протяженность.

В новоевропейской философии важными для диалектической мысли противоречиями стали противопоставляемые Декартом и Спинозой «протяженные и мыслящие вещи», в эпоху Просвещения диалектика исследуется как «естественная история» в работах Бюффона, Ламарка, Лайеля и др.

Кант предложил термин «диалектика иллюзий», т.е. псевдофилософствование, стремящееся к познанию без необходимой опоры на опыт, чисто умозрительным путем, и потому приходящее к неразрешимым противоречиям – антиномиям. Подлинная диалектика в его понимании – это трансцендентальная диалектика, которая является критикой диалектической иллюзии. Для Гегеля диалектика – «использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность». По словам современного философа, «современникам Гегеля диалектика казалась онтологией непознанного, структурой Вселенной, явленной в откровении до того, как открытия специальных наук подтвердили ее фактами. Для нас диалектика – теория познания, возникшая не из «чистой мысли», а как результат обобщения данных самого долговременного эксперимента, который когда-либо совершало человечество, эксперимента над собой – в процессе истории» (М.М. Молоствов). В марксизме диалектика понимается как учение о развитии материи (а не духа, как у Гегеля); диалектика общественного развития изложена в «Капитале» Маркса и Энгельса, диалектика природы и познания – в неоконченной работе Энгельса «Диалектика природы». После Гегеля диалектика развивается в); в неогегельянстве как отрицательная (негативная) диалектика (у Бергсона противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о «кажимости» их объектов, совмещение противоположностей возможно при помощи интуиции); в неокантианстве - как диалектика понятий, прежде всего математических (Коген, Наторп); в экзистенциализме как «система вопросов и ответов между сознанием и бытием», поскольку природа познается позитивистским разумом, а для изучения человека и общества необходим разум диалектический.


Фундаментальная дихотомия мира на материальное и идеальное для философской теории развития означает существование двух ветвей диалектики - объективной и субъективной. Объективная диалектика изучает особенности проявления законов развития в материальном мире и включает диалектику природы, общества (социогенез) и человека (антропогенез). Субъективная диалектика изучает реализацию законов развития в сознании и психике человека, в познании и мышлении. Законы развития, или диалектические законы, выражаются через систему диалектических категорий.

Категории – это как бы отраженный в мышлении «каркас мира», т.е. ступени познания с одной стороны, и ступени бытия – с другой стороны. В классической диалектической логике важнейшими категориями являются сущность (совокупность наиболее глубоких, устойчивых свойств и отношений предмета, определяющая его происхождение, характер и направление развития) и явление (совокупность многообразных внешних, подвижных, непосредственно открытых чувствам свойств и отношений предмета, представляющая собой способ проявления, обнаружения сущности); необходимость (внутренняя устойчивая, неизбежно возникающая при определенных условиях взаимосвязь предметов) и случайность (точка пересечения необходимостей, форма проявления необходимости); причина (явление, порождающее другое или изменяющее его) и следствие (порождаемое причиной явление или изменение в нем), возможность (объективная тенденция развития, заложенная в существующих явлениях, наличие или отсутствие условий для возникновения или отсутствия явления) и действительность (предмет, который уже существует как реализация некоторой возможности), содержание и форма, часть и целое, прогресс и регресс, необходимое и случайное, общее и единичное, особенное и др.

 

 

На основе переосмысления гегелевских идей Ф. Энгельс в «Диалектике природы» предложил три закона диалектики, которые многократно исследованы в советский период в отечественных философских работах. Закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей: «Любой предмет содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, взаимодействие которых определяет изменение предмета». Это центральный закон диалектики, который «определяет источник развития предмета как находящийся в самом предмете, раскрывает внутренний механизм и динамику саморазвития. Его формулировка требует взаимодействия категорий тождества (единства взаимоисключающих сторон существования предмета) и противоречия.

Закон перехода количественных изменений в качественные: «Изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела» - отражает наиболее общий механизм развития: если количественное изменение предмета переходит определенную границу, нарушается мера и предмет приобретает новое качество как будто сразу, скачкообразно. Понятие скачка проанализировано у Энгельса: «в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков». В формулировке этого закона необходимо применение категорий качества (определенность существования предмета, отличающая его от других предметов), количества (определенность существования предмета, выражающая его тождество с другими предметами) и меры (единства количества и качества).

Закон отрицания отрицания, или двойного отрицания, характеризует направленность процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии: «всякая последующая ступень развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые моменты последней». Для этого закона необходимы категории отрицания (процесс превращения исходного состояния в противоположность, т.е. последующее состояние), отрицания отрицания (переход полученной противоположности в новую противоположность, т.е. отрицание исходной фазы и последующей фазы) и снятия (разрешения противоречия путем перехода в третье состояние, синтезирующее необходимые черты первых двух).

История современной науки дает яркий пример реализации этих законов – так, в течение 20 в. в физике произошел переход от классических ньютоновских представлений через теорию относительности к синергетической методологии. Синергетика в последние десятилетия придала мощный импульс развитию диалектики, заново осмыслив категории системы и среды, элемента, структуры. В отличие от существующих лишь гипотетически стабильных закрытых (не взаимодействующих со средой) систем, изучаемых классической ньютоновской физикой, синергетика исследует открытые, т.е. сложно взаимодействующие со средой, системы.

Идеи синергетики как теория самоорганизации систем высказывались уже в рамках эволюционизма (самоорганизация экономики у А. Смита, самоорганизация видов у Ч. Дарвина). Термин «синергетика» для теории самоорганизующихся открытых систем предложен немецким физиком Г. Хакеном, параллельно использовались термины «нелинейная термодинамика» и «теория диссипативных структур» (диссипация – от лат dissipatio – рассеивание), введенные И. Пригожиным первоначально для анализа химических реакций. Идеи синергетики развивал М. Эйген, изучавший процесс самоорганизации сложных органических структур с адаптивными характеристиками под влиянием эволюционного отбора, в котором адаптация оптимизируется самими этими структурами. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек (т. наз. точек бифуркации), в окрестностях которых поведение системы становится неустойчивым, и под воздействием самых незначительных воздействий (флуктуаций) система может резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса, а хаос понимается как некая сверхсложная упорядоченность, существующая неявно, потенциально и проявляющаяся в многообразии упорядоченных структур. Синергетика предполагает образ мира не как построенного из элементарных частиц (кирпичиков материи), а как совокупность нелинейных процессов, что позволяет построить «новый диалог человека с природой». Концепция «устойчивого развития», важная как инструмент решения экологических проблем, построена на основе идей синергетики. Диалектика как способ мышления сама по себе не дает готовых ответов на поставленные вопросы, ответы «отыскиваются с ее помощью либо в «царстве мысли», если вы идеалист, либо в совокупности фактов» (М.М. Молоствов).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.