Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школа научного управления






 

Формирование теории менеджмента начинается с конца Х1Х века. У истоков научного управления стояли Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон и др. Их исследования положены в основу создания школы научного управления, в рамках которой была создана система организации производства, называемая по имени ее автора «тейлоризм». Развивалась она в США в период с 1885 по 1920 гг. Основной целью этой школы было решение проблем рационализации производства и труда для повышения его производительности и эффективности. В своих работах Ф.Тейлор стремился привнести в управление способы интенсификации труда, соответствия типов работников видам работ. Он эффективно решил проблему разделения сложного квалифицированного труда на мельчайшие операции, каждая из которых не требует высокой квали­фикации, но в сумме они позволяют получать сложную продукцию. Главная идея Тейлора заключается в том, что управление предприятием должно стать системой, основанной на научных принципах, должно осуществляться специально разработанными и проверенными методами. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Разработанная Тейлором система представляет собой совокупность методов организации и нормирования труда и управления производственными процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на повышение интенсивности и производительности труда. Тейлору удалось поднять производительность труда более чем на 200 %.

Для школы научного управления характерны следующие черты:

- использование научного анализа элементов трудовых процессов;

- целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;

- обеспечение работников ресурсами;

- разработка систем стимулирования труда;

-сотрудничество между администрацией и рабочими с целью внедрения в практику научно разработанной системы и методов организации труда.

Подходы Тейлора к анализу движений рабоче­го, устранению лишних и неудобных движений, научному нормированию труда, ведению учета и контроля служат основой современных систем орга­низации труда. Система Тейлора осталась в памяти как «система выжимания пота», но, несмотря на это, без его работ явно замедлились бы темпы научно-технического прогресса. Например, в современных японских системах организации производства устранены лиш­ние, а тем более неудобные движения, нормирование выведено на высочайший уровень, решены проблемы разделения, специализации, кооперации и координа­ции труда, синхронизации всего производства, но все это делается совместно с самими работниками, при их заинтересованном и поощряемом участии. Так уже в наше время сомкнулись лучшие элементы тейлоризма и факторы, связанные с отношением к персоналу как к главному достоянию организации.

По словам П. Драккера, «тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину». Система Тейлора находила и будет находить применение из-за стремления к максимально возможной рациональности, из-за нахождения самых оптимальных методов работы. Японцы изменили название книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента» на «Секреты того, как избежать бесплодной работы и повысить производительность труда». Революционные методы управления легли в основу концепции «бережливого производства», которая обеспечила успех японским компаниям.

Эффектив­ность разделения труда, его глубокой специализации и кооперирования на базе конвейерного производства доказана изобретателем конвейера Ренсомом Олдсом, который в 1902 году после внедрения конвейера на сборке автомобилей сумел увеличить их выпуск на своей фирме с 425 до 2500 штук в год. Еще большего успеха добился конкурент Р. Олдса Генри Форд: использовав и усовершенствовав изобретения Р. Олдса, он сократил время на сборке автомобилей в 20 раз и в конце концов завоевал американский рынок автомобилей.

Основы научной школы также определили работы Френка и Лилии Гилбрет, Генри Ганта. Они разработали элементы научной организации труда на уровне отдельных движений и операций. Г. Гант (ученик Тейлора) способствовал переходу научного менеджмента от статики к динамике, к процессам, а не отдельным операциям; внедрил в практику оперативное и календарное планирование, что применяется в современном менеджменте.

Супруги Ф. и Л. Гилбрет расширили область применения принципов Ф. Тейлора по разделению движений рабочего. Благодаря им наука менеджмента обогатилась переходом от развития по заданию к развитию по целям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.