Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новая Российская энциклопедия






 

Воспитание конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства, а также с их этносоциальными и социально-психологическими особенностями.

На ранних стадиях развития человечества воспитание было слито с социализацией, осуществляемой в процессе практического участия детей в жизнедеятельности взрослых (производственной, общественной, ритуальной и игровой). Оно ограничивалось усвоением жизненно-практического опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение. При этом разделение труда между мужчинами и женщинами обусловливало различие в воспитании (точнее, в социализации) мальчиков и девочек.

С усложнением труда и жизнедеятельности увеличился объём знаний, умений, навыков, которые должен усвоить человек. Постепенно это привело к выделению воспитания в особую сферу общественной жизни. Всё более важную роль начинает играть систематическое обучение, формы которого со временем дифференцируются.

В раннеклассовых обществах цели и содержание воспитания определялись прежде всего социально-экономическими отношениями и идеологией общества. Воспитание ориентировалось на привитие человеку положительно оцениваемых в обществе качеств, приобщение к культуре и на развитие задатков и способностей в соответствии с классовой принадлежностью. С точки зрения педагогики такое воспитание было формирующим. Это вело к некоторой индивидуализации воспитания и в то же время к его социальной дифференциации, т.к. содержание домашнего воспитания определялось имущественным положением семьи и её сословной принадлежностью. Семейное воспитание дополнялось возникающей системой общественного воспитания, имеющего сословный характер.

Специализированные общественные и государственные институты воспитания появились, в первую очередь, для детей господствующих классов. Так, уже в эпоху рабовладения знатные и богатые люди получали разностороннее воспитание. В средние века возникли институты воспитания для детей торговцев и ремесленников – ремесленные или цеховые школы, гильдейские школы. С развитием мануфактурного и фабричного производства появилась система школ для детей рабочих, дающих минимум общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, позднее были организованы школы для детей крестьян. Во всех учебных заведениях большое место занимало религиозное воспитание.

Таким образом, в процессе создания системы общественного воспитания «подготовка к жизни» отделилась от практического участия в ней, превращаясь в относительно автономное общественное явление.

Упрочение буржуазных общественных отношений, интенсивное развитие промышленности, проникновение капиталистических отношений в деревню, становление гражданского общества существенно увеличивали требования к подготовке работников для всех сфер социально-экономической и политической жизни. Поэтому дальнейшее развитие системы общественного воспитания во многих странах привело к постепенному переходу сначала к всеобщему начальному, а затем и среднему образованию.

С середины ХIХ в. воспитание становится одной из важнейших функций государства. Ставя перед воспитанием задачи формирования необходимого для него типа гражданина, государство последовательно занималось совершенствованием системы воспитания.

Становление и развитие системы общественного воспитания обусловили, уже начиная с ХVII в. интенсивное развитие науки о воспитании – педагогики, интерес к его проблемам в ряде других наук. Появились многочисленные концепции воспитания (авторитарного, естественного, свободного, «нового», коммунистического и др.), разработанные в соответствии с запросами соответствующих социальных групп и на основе различных философских учений.

С середины ХХ в. меняется общая направленность воспитания. Оно в возрастающей степени приобретает развивающий характер, что связано со стремительными урбанизацией и индустриализацией мирового сообщества, научно-техническим прогрессом, усложнением социальной структуры общества, превращением «большой семьи» (включающей три и более поколений) в «малую» (родители и их дети), введением всеобщего образования и его дифференциацией, увеличением воспитательной роли средств массовой коммуникации. Большая независимость детей от родителей (особенно в условиях города) и растущее влияние на них сверстников (как в виде организованных взрослыми коллективов, так и неформальных групп) ведут к появлению значительного числа относительно независимых друг от друга источников влияния на подрастающие поколения.

Увеличивается многообразие институтов воспитания, меняется их роль и соотношение в системе воспитания. Во многих государствах сосуществуют государственные, конфессиональные, частные и общественные учебно-воспитательные учреждения различного типа. Совершенствуются содержание воспитания и его методы: с одной стороны, в направлении гуманизации и гуманитаризации, с другой – ранней диагностики способностей, дифференциации и профессионализации. Большое развитие получили внешкольные формы воспитания: детские и юношеские организации, консультационные центры (по профориентации, социально-психологической помощи); центры профессиональной подготовки и т. п.

Несмотря на все эти достижения, общественность, правительства и педагоги многих государств высказывают беспокойство в связи с кризисными явлениями в системах воспитания. Характер, причины и пути преодоления таких явлений различны.

Так, в нашей стране они обусловлены особенностями её исторического развития после 1917 г. С одной стороны, перед советской системой воспитания с момента её зарождения ставилась задача воспитания личности. Социалистическое воспитание, по мнению основоположников советской педагогики, соединяя коллективную основу с тонкой индивидуализацией, приведёт к тому, что личность будет гордиться развитием в себе всех способностей. В 20-е гг. ХХ столетия в советской педагогической теории и в практике воспитания нашли воплощение и развитие идеи плеяды русских и зарубежных прогрессивных педагогов второй половины ХIХ в. – начала ХХ в., а также педагогов послеоктябрьского периода.

С другой стороны, в развитии воспитания уже в 20-е гг. отразились трагедия народа, отдельных социальных групп, издержки социальной и экономической политики государства. Получили распространение крайняя идеологизация воспитания, вульгарное социологизатор-ство в преподавании гуманитарных дисциплин, дискредитация и преследование старого учительства и т. д. Главный же порок воспитания обусловливался тем, что социально-экономическая ситуация, складывавшаяся в стране, всё настойчивее диктовала системе воспитания требование формировать тип человека, получивший образное определение «винтика», которому вменялось в обязанность выполнять лишь ограниченные производственные и социальные функции. Естественно, что цель формирования послушных, усреднённых «винтиков» подчинила себе воспитание.

На смену революционному экспериментаторству 20-х гг. ХХ в. пришла казённая инструктивная заданность 30-х гг., отвергнувшая проблемы воспитания личности вместе с осуждённой педологией. В этих условиях социально зрелая личность (для которой характерны самостоятельное творчество и критическое восприятие самой себя и окружающей жизни) не требовалась. Главными стали задачи предельной идеологизации воспитания и тотального дисциплинирования воспитуемых. Нарастающий кризис воспитания, характерными чертами которого являлись дегуманизация, отчуждение подрастающих поколений от общества и институтов воспитания, наиболее отчётливо обнаружился во второй половине 80-х гг.

Вследствие происходящих в стране социально-политических и экономических преобразований началось широкое общественное движение, направленное на коренной пересмотр характера, содержания, форм и методов воспитания. Суть поиска состоит в том, чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личности на основе общечеловеческих ценностей, реализации идеи приоритета личности по отношению к коллективу, обществу, государству. Достижение этой задачи требует признания приоритетной роли воспитания в политике государства, жизни общества, гуманизации и демократизации воспитания[12].

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.