Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Товар и его свойства.






Тема 5. Категории товарного хозяйства.

 

 

1. Блага и их классификация.

2. Товар, его свойства и функциональные формы.

3. Трудовая теория стоимости. Закон стоимости.

4. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.

5. Возникновение, сущность и функции денег. Основные теории денег.

Блага и их классификация.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называют благами.

Виды благ по характеру производства и распределения:

· экономические блага;

· неэкономические блага.

Экономические блага – блага, которые в связи с их редкостью и ограниченностью необходимо производить и распределять.

Неэкономические блага – блага, доступные в неограниченном количестве, в связи с чем нет необходимости их производства и распределения.

Виды благ по характеру потребления:

· частные блага;

· общественные блага.

Частные блага – блага, предоставление которых отдельному лицу возможно без предоставления другим лицам.

Общественные блага – блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам.

Виды благ по натурально-вещественному содержанию:

· материальные блага;

· нематериальные блага;

· услуги.

Материальные блага – блага, имеющие материальное воплощение (продукты питания, одежда, обувь и т.п.).

Нематериальные блага – блага, не имеющие материального воплощения (информация, знания, духовные ценности).

Услуги – полезная деятельность предприятий и отдельных лиц по удовлетворению потребностей членов общества. В ходе оказания услуг совмещаются процессы производства и потребления.

Виды благ (1):

· по источнику происхождения:

o блага, данные природой;

o блага, произведенные человеком (продукты).

Виды благ (2):

· по характеру удовлетворяемых потребностей:

o блага производственного назначения (средства производства);

o блага непроизводственного назначения (предметы потребления).

Виды благ (3):

· по степени важности для жизни человека:

o блага первой необходимости;

o предметы роскоши.

Виды благ (4):

· по длительности процесса потребления:

o блага длительного пользования;

o блага кратковременного пользования.

Виды благ (5):

· по назначению:

o блага, предназначенные для собственного потребления;

o товары.

Товар и его свойства.

В трудах К.Маркса проблеме товара принадлежит значительное место. Анализ капиталистического способа производства К.Маркс начинает именно с изучения товара и обосновывает это так: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров», а отдельный товар – как элементарная форма этого богатства» (К.Маркс. Капитал. Гл. 1, §1). Таким образом, К.Маркс представляет товар как элементарную форму, клеточку капиталистического общества. И ставит ее в один ряд со значимостью молекулы при изучении состава химического вещества и клетки в изучении анатомии человека.

Товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и произведенный для обмена.

Таким образом каждый товар обладает двумя свойствами: 1) способностью удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность и 2) способностью обмениваться на другие вещи.

Различные вещи способны удовлетворять многообразные человеческие потребности. Например: молоко, хлеб, масло и другие продовольственные продукты удовлетворяют потребность в пище; костюмы, платья и пальто– потребность в одежде; инструменты и машины – потребность в орудиях производства.

Потребительная стоимость – это способность вещи удовлетворять те или иные потребности. Но это не зависит от того, приносит ли удовлетворение данной потребности пользу или вред людям. Например, сигареты имеют для курящих людей потребительную стоимость, хотя курение, несомненно, причиняет вред здоровью.

Потребительная стоимость как свойство товара имеет следующие особенности:

1.Потребительная стоимость реализуется через естественные свойства вещи. Так, хлеб, мясо, фрукты и другие продовольственные продукты имеют потребительную стоимость, потому, что содержат в себе белки, жиры, углеводы и витамины, необходимые для человеческого организма; нефть имеет потребительную стоимость как топливо, потому что при ее сгорании выделяется большое количество тепловой энергии.

2.Потребительная стоимость не зависит от количества труда, затрачиваемого на производство данной вещи. Например, платье сшитое с помощью швейной машинки, заключает в себе значительно меньшее количество труда, чем платье, сшитое вручную, однако потребительная стоимость платья в первом случае ничуть не меньше, чем во втором.

3.Потребительная стоимость как таковая существует во всяком человеческом обществе, в любую историческую эпоху. Но одна и та же человеческая потребность в зависимости от исторических условий удовлетворяется с помощью различных вещей. Возьмем, например, средства транспорта пушкинских времен. А.С.Пушкин писал:

Долго ль мне гулять на свете,

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

В настоящее время используются совершенно иные средства транспорта – поезда, пароходы, автомобили, самолеты, трамваи, троллейбусы, метро и др.

4.Потребительные стоимости изменяются в процессе исторического развития. Например, человек давно знал дерево как топливо и как строительный материал, но впоследствии узнал, что из дерева можно делать бумагу, получать спирт, изготовлять ткани и т.д.

Медь была известна человеку давно, но о том, что она является хорошим проводником электричества, человек узнал относительно недавно. Порох был известен человеку еще в VII веке. В Х в. китайцы использовали его для ракет, фейерверков. Дальнейшее изучение свойств пороха дало возможность широко применять его в военных и мирных целях. Из нефти в настоящее время производят свыше 300 различных продуктов.

5.В процессе исторического развития общества изменяются и способы потребления. Так, потребность в пище не всегда удовлетворялась с помощью тарелок, ножей и вилок. По свидетельству историка И.М.Кулишера, «еще в начале ХVII века каждый брал с общего блюда несколько нарезанных кусков руками, а затем руками же разрывал их на части, причем в ХVII веке он клал их на тарелку, ранее же последние заменялись толстыми кусками хлеба, на которые клали мясо и иные сухие продукты».

6. Потребительные стоимости всегда выступают в качественной и количественной определенности. Каждая вещь как потребительная стоимость имеет свою качественную сторону. Например, самолет, часы, пальто как потребительные стоимости качественно различны и призваны удовлетворятьразличные человеческие потребности. Но эти же потребительные стоимости имеют и количественную определенность. Например: дюжина часов, десять пальто, два самолета.

Но всякая ли вещь, обладающая потребительной стоимостью, может являться товаром? Нет.

1. Товаром становится только та вещь, которая изготовлена или опосредована трудом человека. Рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, т.е. осуществят определенные трудовые затраты.

2. Товар должен быть не только изготовлен (произведен), но и предназначен для обмена, для других (картофель, выращенный для личного потребления, не является товаром).

3. Товар, изготовленный для других, должен быть продан другим людям, т.е. передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения. Подарок, например садовые цветы, хотя и произведен вами для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром.

Потребительная стоимость товара отличается от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве.

Во-первых, в натуральном хозяйстве продукты имеют потребительную стоимость для самих производителей, товары же обладают общественной потребительной стоимостью, то есть потребительной стоимостью для других членов общества. (В натуральном хозяйстве вещи могут иметь и общественную потребительную стоимость. Так, хлеб, который крепостной крестьянин отдавал в виде натурального оброка помещику, был потребительной стоимостью «для других»).

Во-вторых, – и это специфично для товарного хозяйства – наличие у вещи потребительной стоимости еще не дает право называть ее товаром: потребительная стоимость товара есть такая потребительная стоимость, которая посредством обмена переходит из производства в потребление. Следовательно, потребительная стоимость товара имеет специфически исторический характер.

Таким образом: вторым свойством, обязательно присущим товару, является меновая стоимость, т.е. способность товара в определенных соотношениях обмениваться на другие товары. Меновые пропорции товаров на первый взгляд представляются чем-то совершенно случайным, поскольку они подвержены частым изменениям: сегодня на рынке 1 пара обуви обменивается на 100 кг хлеба, завтра же – на 95 или же на 105 кг. Тем не менее в обмене имеется определенная закономерность, которая проявляется в том, что меновые пропорции товаров в среднем тяготеют к какому-то определенному уровню. Например, 1 пара ботинок может обмениваться то на 95 кг, то на 105 кг хлеба, но в среднем меновые пропорции между этими двумя товарами тяготеют к уровню: 1 пара ботинок = 100 кг хлеба. Отклонения от этого уровня на протяжении сравнительно длительного периода (например, десятилетия) взаимно уравновешиваются, и данный средний уровень выступает в качестве нормальной меновой пропорции.

Товаровладельцы не могут актом своего субъективного произвола приравнивать один товар в любых пропорциях к другому. Приравнивание товаров друг к другу при обмене предполагает объективное равенство их до обмена.

Не является ли основой равенства и соизмеримости товаров их потребительная стоимость? На этот вопрос следует ответить отрицательно.

Как потребительные стоимости товары не равны друг другу; они качественно разнородны. Так, хлеб имеет одну потребительную стоимость, платье – другую, станок – третью и т.д. По своей потребительной стоимости различные товары несоизмеримы: нельзя сказать, что полезность очков, например, во столько-то раз больше или меньше полезности портфеля. Напротив, как меновые стоимости товары соизмеримы, что выражается в совершенно определенных меновых пропорциях, например: 1 портфель = 5парам очков.

Итак, нельзя определять меновую стоимость товаров их потребительной стоимостью, так как это означало бы сводить равное к неравному, соизмеримое к несоизмеримому.

Общим и равным, содержащимся во всех обмениваемых друг на друга товарах, является общественный труд, затрачиваемый на производство.При всем разнообразии их потребительных стоимостей товары как воплощение общественного труда качественно однородны. Вместе с тем воплощенный в товарах общественный труд делает их количественно соизмеримыми. Следовательно, основой меновой стоимости товаров, причиной, обусловливающей приравнивание их друг к другу в определенных пропорциях, является общественный труд .

Общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством их обмена, представляет собой стоимость товаров. Товары, имеющие равную стоимость, обмениваются друг на друга, они эквивалентны, равноценны.

Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Стоимость есть внутреннее свойство товара, меновая же стоимость – это стоимость, выявляемая в процессе обмена внешнее проявление стоимости, определяемой посредством обмена одного товара на другой.

Стоимость тоже имеет ряд специфических черт:

- она делает товары качественно однородными;

- она предполагает количественную определенность товаров (например: 1 топор = 1сюртуку);

Она – явление историческое, возникающее с появлением товарного производства.

В зависимости от различий в характере удовлетворения потребностей разграничиваются две формы товара:

· потребительские товары, т.е. которые непосредственно удовлетворяют наши потребности (предметы потребления- одежда, продукты питания и услуги);

· товары производственного назначения (инвестиционные), т.е. те, которые удовлетворяют наши потребности косвенно, обеспечивая более эффективное производство потребительских товаров (средства производства- машины, станки, оборудование).

Домашнее задание:

1.Существует Неоклассическая трактовка товара, чем она отличается от марксистской.

2. Мы с вами сказали, что в качестве товара выступают и услуги. В чем их специфика?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.