Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Санкт-Петербург. Завод «Вулкан» являлся старейшим машиностроительным предприятием в истории страны






(1891-1996гг.)

 

Завод «Вулкан» являлся старейшим машиностроительным предприятием в истории страны. История его создания неразрывно связана с автомобилестроением. Первый в нашей стране автомобиль родился на берегах Невы. Инициаторами постройки первого отечественного безлошадного экипажа стали, как известно, два петербургских изобретателя – отставной лейтенант военного флота Евгений Александрович Яковлев (1857-1889гг.) и горный инженер Петр Александрович Фрезе (1844-1918гг.). Одному из них принадлежал основанный в 1891 году на Большой Спасской улице[185] «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева» (впоследствии завод «Вулкан»), другому - Акционерное общество постройки экипажей «Фрезе и К» в доме 10 по Эртелеву (ныне Малая Морская улица) переулку.

Постановлением ВСНХ от 23 мая 1918 г. завод «Вулкан» АО Петроградского механического и литейного завода «Вулкан», основанный в 1897 г., был национализирован, до 1926 г. он находился на консервации.

В 1927 г. завод объединился с медно-котельным заводом «Часовой революции» и стал называться Ленинградским государственным меднокотельным, литейным и механическим заводом «Вулкан».

В 1934 г. получил название «Машиностроительный завод «Вулкан». Во время Великой Отечественной войны (1942-1945 гг.) являлся почтовым ящиком № 851 НКМВ СССР. С 1946 г. носит название «Ленинградский государственный машиностроительный завод «Вулкан». Согласно постановлению Ленсовнархоза от 14 сентября 1962 г. завод вошел в состав Ленинградского объединения им. Карла Маркса[186].

Завод с момента создания выпускал кузнечные горны, бензиновые и керосиновые двигатели, газогенераторы, паровые машины, котлы.

С 1914 г. – снаряды, мины, корабельное оборудование.

В советское время – специализировался на автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении. Выпускал вязальные машины, такие как Нева, Северянка и Ладога[187]. При заводе была открыта школа для взрослых № 84.

С 1996 года завод прекратил работу, сотрудники предприятия были уволены в связи с ликвидацией объединения. Кто-то поменял место работы на еще «дышащее» объединение им. К. Маркса, располагающееся на Выборгской стороне Санкт-Петербурга, кто-то нашел себе другую работу по совсем иному профилю, кто-то оказался совсем не у дел.

Сам завод мёртв давным-давно. Из всех корпусов завода в настоящее время сохранились три здания. Одно из них было отремонтировано и приспособлено под нужды американской компании «General Satellite»[188]. Еще один производственный цех и старинная водонапорная башня находятся в ужасающем состоянии, хотя в 2001 г. строения были включены КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Интересно то, что в 1954-1955 гг. на этом заводе проходил производственную практику будущий первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. В память об этом событии на фронтальной стене здания корпорации «General Satellite» в 2011 году была установлена мемориальная табличка[189].

В настоящее время на месте завода строится элитный жилой комплекс «Премьер-Палас» (застройщик – компания ЛЭК). Как состыковывается со строительством элитного жилья в этом районе то, то в конце 18-го, начале 19-го веков на этом месте было кладбище, никто внятно ответить не может.

Совсем рядом, через улицу Пионерская ранее были корпуса еще одного Санкт-Петербургского литейно-механического завода, постройки 1901 года. В настоящее время на их месте строится жилой комплекс «Классика» (застройщик тот же – компания ЛЭК).

Про этот район и про сам завод хорошо написал бард Михаил Кукулевич. Его строки передают истинную атмосферу того времени:

 

Завод «Вулкан». Кольцо трамвая.

Забор кирпичный. Двор глухой.

Здесь улица, как неживая,

И чахлый сквер, как неживой.

 

Задворки города. Репейник.

Лопух. Бездомная трава.

Ромашки нефармакопейной

Отягощенная глава.

 

Вот остов эллинга гребного.

Бетонный, в ржавчинах, откос.

Устои моста Колтовского[190],

Река, знакомая до слез.

 

Здесь небо пасмурное мглисто,

Туман безрадостен и сер,

Сюда не зазовет туриста

Медоточивый бедекер.

 

Но мне такое неустройство

Родного, в рытвинах, лица

Дороже праздного геройства

Себя забывшего дворца.

 

Ведь эта, сирая до дрожи

Земля, не ждущая наград,

Зовется тоже, тоже, тоже

Забытым словом – Ленинград.

 

Вообще в Санкт-Петербурге уничтожено много судостроительных и машиностроительных заводов[191].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.