Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход урока. I. Выяснение понятийный моментов






I. Выяснение понятийный моментов

— Что такое «лирическое отступление»?

(Лирические отступления — это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей.)

— Какова тематика лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»? Как они соотносятся с сюжетной частью романа?

— Каковы основные функции лирических отступлений в произведении А. С. Пушкина?

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы.

Для пушкинского романа, который сам автор называл «свободным романом», такие отступления особенно важны. Ведь это свобода непринужденного разговора на самые разные темы, это свобода авторских отступлений от фабульной линии повествования. «Такие отступления — правило, а не исключение, они соответствуют внутреннему закону пушкинского романа», — писал Е. А. Маймин.

Тематически лирические отступления группируются как:

а) автобиографические;

б) картины родной природы, близкие автору и его героям, особенно Татьяне;

в) о собственном творчестве, литературе, искусстве, о литературной борьбе того времени, современном Пушкину театре.

В этой части урока демонстрируется знание текста, приводятся примеры лирических отступлений, комментируют их. По ходу работы с цитатами задача учителя обратить внимание на черты личности повествователя, стоящие за его суждениями. Также целесообразно будет провести работу с опорной лексикой, предложив составить и записать фразы для характеристики автора и авторской речи в романе «Е. О.»:

— взволнованная речь автора;

— эмоциональность и образность языка;

— особенности поэтической интонации (непринужденно свободная, откровенная, доверительная, задушевная);

— нацелить героя собственным умонастроением;

— глубина и многосторонность наблюдений над жизнью;

— утверждение бесценности бытия;

— сокровенные мысли, исповедальная искренность;

— проникновенный лиризм, искрометный юмор, драматизм;

— полемичность высказываний.

 

II. Работа по подготовке к сочинению

Определение жанра работы.

Сочинение-рассуждение в жанре литературно-критической статьи.

 

Составление плана сочинения.

Обозначив круг вопросов, которые будут рассмотрены в сочинении, можно переходить к составлению его плана. Начинать следует с главного тезиса, раскрытие которого и составит основное содержание работы.

Главный тезис:

Лирические отступления неразрывно связаны с сюжетной основой романа и служат для:

— раскрытия образа автора в романе, постановки важных для него проблем, прямой формы выражения авторской позиции;

— раздвигания пространственных и временных границ повествования;

— создания культурно-исторического образа эпохи.

Вынесем вопрос о соотношении лирических отступлений с сюжетом романа во вступление.

Итак, первым пунктом плана становится: Место лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Главная часть работы сосредоточена над раскрытием темы «Роль лирических отступлений».

Работа над формулировками заключения:

а) Кто же главный герой романа: Онегин или сам автор? (Не повторяет ни вступления, ни основной части и является логическим продолжением главного тезиса: за лирическими отступлениями встает образ не менее яркий, чем герои романа.)

б) Чему учит нас автор своим романом? (Связан скорее с проблематикой романа и не входит в круг вопросов нашей темы.)

в) Каков образ автора «Евгения Онегина», формирующийся у нас благодаря лирическим отступлениям? (Дублирует вопрос основной части сочинения.)

 

План сочинения.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений:

— раскрытие образа автора в романе, постановка важных для него проблем, прямая форма выражения авторской позиции;

— расширение пространственных и временных границ повествования;

— создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»?

Подбор возможного эпиграфа:

 

1. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

В. Г. Белинский

2....кроме прелестных стихов я нашел тут тебя самого, твой разговор, твою веселость.

П. А. Катенин

3. Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлечений, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти.

 

Остановим свой выбор на первом или втором, так как на экзамене пригодятся лишь те цитаты, которые ученики знают наизусть.

Нелишне будет напомнить ребятам и «золотое правило эпиграфа»: лучше обойтись без эпиграфа, чем взять неудачный.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.