Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Пушкин в кругу друзей-лицеистов






Ведущий. «Пушкин — это наше все» — сказал Достоевский. Солнцем русской поэзии назвал его Гоголь. Сам поэт свою заслугу видел в том, что лирой пробуждал у читателей «чувства добрые», под которыми он понимал любовь к Отечеству и ненависть к рабству.

Всей жизнью и творчеством Пушкин утверждал и такое благородное чувство как дружба. Дружбу он называл «отрадной звездой». В дружбе, как и вообще в жизни. Для Пушкина не было чувства сильнее и благороднее, чем дружба, не было связи прочнее товарищества. Дружбе, «светлому братству» он посвятил едва ли не самые волнующие строки. Дружба для Пушкина — «Отрадная звезда», «святое братство» единомышленников, для которых любовь к товарищам была неотделима от любви к Отечеству. Пушкин был человеком большой души, искренним, самозабвенным, честным. Сойдясь однажды с человеком и полюбив его, он оставался верным ему до конца дней. Короткая, неспокойная, но прекрасная жизнь великого поэта прошла среди друзей. И когда их не было рядом, Пушкин тосковал.

Чтец. Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку, -

И пожелать веселых много лет.

Я пью один; вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовет;

Знакомое не слышно приближенье,

И милого душа моя не ждет.

 

Ведущий. 19 октября 1811 года в Царском селе в 20 км от Петербурга открылся Лицей, учебное заведение для подготовки дворянских детей «к важным частям службы государственной». Тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. В их числе был двенадцатилетний Александр Пушкин.

Чтец. Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь открыл для нас чертог царицын.

И мы пришли.

И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Тогда гроза двенадцатого года

Еще спала.

Еще Наполеон

Не испытал великого народа —

Еще грозил и колебался он.

Вы помните...

 

Ведущий. Лицей для юного Пушкина и его товарищей стал школой гражданственности. Здесь родились мысли о человеческом достоинстве, о свободе, равенстве и братстве, о несправедливости строя, основанного на угнетении и произволе.

12 июня 1812 года пятисоттысячная армия Наполеона перешла Неман. Началась Отечественная война. Военные события потрясли лицеистов. Затем Иван Пущин скажет:

Чтец. «Эти события сильно отразились на нашем детстве... Всякое воскресенье кто-нибудь из родных привозил реляции; Кошанский читал их нам громогласно в зале. Газетная комната никогда не была пуста в часы, свободны от классов; читались наперерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях; всему живо сочувствовалось у нас: опасения сменялись восторгами при малейшем проблеске к лучшему».

Ведущий. Когда было получено известие о занятии Москвы войсками Наполеона, о пожаре, лицеисты не спали ночами, многие плакали.

Чтец. Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать.

Шел мимо нас... и племена сразились,

Русь обняла кичливого врага,

И заревом московским озарились

Его полкам готовые снега.

 

Ведущий. Лицеист Пушкин сожалел, что не смог принять участия в войне с захватчиками. Свои патриотические чувства юный поэт выразил в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».

Чтец. Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи тиран!

Уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря...

 

Ведущий. Русские войска одержали победу. Изгнав врага из пределов своего отечества, они освободили Европу. Лицей имел решающее влияние на поэтическое творчество Пушкина. Иван Пущин вспоминает:

Чтец. «Пушкин... постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и проч. Естественно, он был во главе литературного движения, сначала в стенах Лицея, потом и вне его...»

Чтец. В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

И Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья.

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

 

Ведущий. Добрые отношения у Пушкина-лицеиста установились с известным русским поэтом-романтиком В. А. Жуковским.

Чтец. «Я сделал еще приятное знакомство, — писал Жуковский Вяземскому, — с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал мою руку к сердцу... Это надежда нашей словесности... Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

Ведущий. В стихотворении «Благослови, поэт!», написанном незадолго до окончания Лицея, Пушкин, выразил Жуковскому глубокую признательность за дружеские чувства и поддержку.

Чтец. Не ты ль мне руку дал в завет любви священной?

Могу ль забыть я час, когда перед тобой

Безмолвный я стоял, и молнийной струей

Душа к возвышенной душе твоей летела

И, тайно съединясь, в восторгах пламенела, -

Нет, нет! решился я – без страха в трудный путь,

Отважной верою исполнилась грудь.

 

Ведущий. Царское Село, Лицей стали для Пушкина и его товарищей очень дорогим, можно сказать, святым местом благодаря высокой человечности, образованности и мудрости директоров и учителей. В стихотворении «19 октября 1825 года» Пушкин воздал должное тем, кто воспитал в лицеистах гражданский «пламень».

Чтец. Наставникам, хранившим юность нашу,

Вам честию — и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

 

Ведущий. В среде лицеистов царит культ дружбы. Ничто не ценилось так высоко, как дружество. Ему отдавалось предпочтение перед самыми светлыми человеческими чувствами.

В произведениях, письмах и дневниках Пушкина слова «товарищ», «друг», «друзья», «дружба» встречаются сотни раз. Шестнадцать раз употреблены эти слова только в одном стихотворении «19 октября 1825 г.» Пушкину было свойственно возвышенное понятие о дружбе.

К Пущину: «Мой первый друг, мой друг бесценный». К Кюхельбекеру: «Я жду тебя, мой запоздалый друг...». К Чаадаеву: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...».

Жили лицеисты как одна большая семья. Особенно близкие отношения у Пушкина установились с двенадцатью одноклассниками. Их имена поэт называет в своих стихах. Это И. Малиновский, М. Яковлев, К. Данзас, Ф. Матюшкин, А. Горчаков и др. Самыми любимыми и преданными друзьями Пушкина были Дельвиг, Пущин и Кюхельбекер. Дружба с ними явилась для поэта прекрасным и волнующим мгновением.

Первым своим другом Пушкин позднее назовет Ивана Пущина. В характеристике, составленной лицейским начальством, мы читаем:

Чтец. «Пущин Иван, 14-ти лет. С весьма хорошими дарованиями: всегда прилежен и ведет себя благоразумно. Благородство, воспитанность, благодушие, скромность, чувствительность с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность — суть отличные его свойства. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличною разборчивостью и осторожностью».

Ведущий. Эти строки написал Антон Дельвиг, «товарищ юности живой». В лицейские годы Пушкина и Дельвига объединял интерес к литературе. Они вместе пережили «первые поэтические восторги». В 1814 году состоялся их литературный дебют: в тогдашних журналах были напечатаны стихотворения Пушкина и Дельвига. В одном из стихотворений, посвященном лицейской годовщине, Пушкин писал:

Чтец: С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы в нас летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

 

Ведущий. Много приятных ощущений и радости принесла Пушкину дружба с Вильгельмом Кюхельбекером. Нежно и сердечно любил Пушкин своего товарища, доброго Кюхлю, чудака, долговязого, нескладного фигурой. Директор Лицея Е. А. Энгельгард так характеризовал Кюхельбекера:

Чтец. «Читал все на свете книги обо всех на свете вещах, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства, но, к сожалению, во всем этом не хватает вкуса, такта, грации, меры и ясной цели. Он, однако, верная невинная душа, и упрямство, которое в нем иногда проявляется, есть только донкихотство чести и добродетели с значительной примесью тщеславия».

Ведущий. В стихотворении «19 октября 1825 года» великий поэт воздал должное лицейскому другу Кюхельбекеру:

Чтец: Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты...

Опомнимся – но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по Музе, по судьбам?

 

Ведущий. В год окончания Лицея Пушкин адресовал Кюхельбекеру такие, проникнутые теплотой строки:

Чтец. В последний раз, в сени уединения,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни, милый брат.

Делю с тобой последние мгновенья.

 

Ведущий. И еще одна большая дружба входит в жизнь Пушкина в юношеские годы. На квартире у Карамзина поэт знакомится с Петром Яковлевичем Чаадаевым, гусарским корнетом, участником Отечественной войны 1812 г. Это был революционно настроенный, высокообразованный офицер, человек критического склада ума. Беседы и споры с Чаадаевым на политические темы производили на Пушкина сильное впечатление. Ему нравится человек, который, по собственным словам, «В Риме был бы Брут». Чаадаев ценил Пушкина за свободомыслие, видел в нем талантливого поэта, защищал его от преследования властей. Пушкин называл Чаадаева мудрецом, мечтателем, был признателен ему за внимание и поддержку.

Пушкин гордился и дорожил дружбой с Чаадаевым. В 1821 году в дневнике поэт сделал запись: «Друг мой... Никогда тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье. Одного тебя может любить холодная душа моя».

Чаадаеву Пушкин посвятил одно из своих лучших произведений политической лирики.

Чтец.... Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

 

Ведущий. 1817 год... 9 июня состоялась церемония выпуска 29 воспитанников Лицея. Покидая Лицей, Пушкин и его друзья давали обещание сохранить товарищеские отношения на вечные времена. В альбомы друг другу лицеисты вписывали стихотворные посвящения. Основной их мотив: верность «святому братству», неразрывность связи лицейского круга. А в альбоме Кюхле А. С. Пушкин написал:

Чтец: Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

 

Ведущий. В лицейском альбоме И. Пущина юный поэт сделал запись:

Чтец: Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла... Но с первыми друзьями

Не резвою мечтою союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами.

О, милый, вечен он!

 

Ведущий. Мысли, посвященные прощанием с друзьями, Пушкин выразил в стихотворении «Товарищам».

Чтец: Промчались годы заточенья;

Недолго мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волнением гордых, юных дум.

 

Ведущий. В день окончания Лицея директор Егор Антонович Энгельгардт подарил всем выпускникам чугунные кольца — знак крепости, дружбы. Расставаясь, воспитанники Лицея поклялись: «И последний лицеист один будет праздновать 19 октября».

Клятву свою лицеисты сдержали. Первый раз день открытия Лицея был отмечен 19.10.1817 года, в Царском Селе. На встречу пришли Пушкин, Кюхельбекер, Малиновский, Вольховский, Корсаков, Илличевский и другие.

19 октября 1818 года на лицейский праздник у Пущина собрались 14 человек. «Снова возвратились в доброе старое время», — писал Корсаков своему товарищу Горчакову.

Пять трогательных посланий с выражением дружеских чувств написал Пушкин товарищам в лицейские годовщины. Самое яркое и впечатляющее из них — «19 октября 1825 года». Начинается оно картиной осени, выдержанной в торжественных тонах:

Чтец. Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

 

Ведущий. Четырнадцатую годовщину основания Лицея поэт встречает один в Михайловском, где он отбывает пятилетнюю ссылку. Поэт печален. Он сожалеет, что в этот торжественный день с ним нет друзей, которых бы он мог обнять, «пожать от сердца руку». Автор скорбит: на «братской перекличке» бывшие лицеисты уже не услышат голос одноклассника Н. А. Корсакова. Он умер в Италии в 1820 году.

Чтец. Кто не пришел?

Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит, и дружеский резец,

Не начертал над русскою могилой

Слов несколько на языке родном,

Чтоб некогда нашел привет унылый

Сын севера, бродя в краю чужом.

Ведущий. 19 октября 1836 года отметить день Лицея явились одиннадцать человек из двадцати трех живущих. Праздновали двадцатипятилетние. Это последняя встреча, на которой присутствовал Пушкин.

Чтец. Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем Лицея день заветный.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром – нет! - промчала четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека, -

Ужель один недвижим будет он?

 

Ведущий. Последним лицеистом пушкинского выпуска был А. Горчаков. Он умер 28 февраля 1883 года. День Лицея 1880, 1881, 1882 годов князь Горчаков отмечал один.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.