Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти.






Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и обще­ственные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности и, если таковые имеются, то своевременно уст­раняют их, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положе­нии дел, о том, как реализуются законы в отраслях и сферах управле­ния, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти. На основе полученной информации можно оперативно устранять недостатки в нормотворческой деятельности, вносить изменения и дополнения в нормативные акты, повышать их качество. Контрольной информации принадлежит значительная роль в осуществлении задач экономической реформы, сбережения ресур­сов, совершенствования системы органов исполнительной власти, оп­ределении профессионализма управленческих кадров, в борьбе с бю­рократизмом и преступностью в среде государственных служащих.

Контроль как способ обеспечения законности характеризуется оп­ределенными признаками.

Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существу­ют отношения подчиненности или подведомственности.

Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и це­лесообразность деятельности контролируемого, когда контролирую­щий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как прави­ло, предоставляет органу исполнительной власти определенную свобо­ду выбора, не предлагая жесткой модели поведения для каждой кон­кретной ситуации, отсюда — необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий. В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять ре­шения контролируемого. В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные пра­вонарушения.

Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслуши­вание отчетов, информации и сообщений, результатов проверки, экс­пертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертифика­ции), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рас­смотрение жалоб и т. д. Особо значимы проверки, которые заключают­ся в установлении фактических данных и сборе информации о выпол­нении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтроль­ного объекта проводится проверка, различают контроль предваритель­ный, текущий и последующий. Контроль, осуществляемый за органа­ми исполнительной власти со стороны других органов (законодатель­ной, судебной власти, общественных организаций), именуется внеш­ним контролем, а осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы, — внутренним.

Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государст­венных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятель­ности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятель­ность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.

Различаются два вида надзора: прокурорский и административный. Определенная роль в обеспечении законности в сфере управления отводится общественному контролю, а также заявлениям и жалобам граждан.

Общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти (должностных лиц) осуществляется гражданами и их объеди­нениями в соответствии с Федеральными законами от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»*, «О про­фессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О защите прав потребителей» и другими правовыми актами. Граждане и их объединения в случаях, предусмотренных законодательством, вы­ступают как частные лица или от имени общественности, а не госу­дарства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для общественного контроля харак­терно предупреждение нарушений законности в деятельности органов исполнительной власти посредством применения мер общественного воздействия, а также путем внесения предложений о мерах по обес­печению общественного порядка и безопасности, защиты прав и интересов граждан






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.