Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дж. Уотсон






Предмет психологии: поведение живого существа, адаптирующееся к окружающей среде как физической, так и социальной.

Цель психологического исследования: открытие средства контролировать поведение и направлять его в нужную сторону.

Ощущение, восприятие, желание, намерение и т.п. – субъективные термины (убрать из словаря психолога).

Дать каждому психическому явлению определение в терминах поведения.

Две формы поведения: внешнее и внутреннее.

Основной единицей этих форм является связь: стимул – реакция.

Внутренние реакции более слабые, нельзя наблюдать из вне.

Функция мозга: переброс нервных импульсов с рецепторных на эффекторные пути.

Возражал против детерминации поведения внутренних состояний организма. Поведение зависит только от внешних стимулов. Внешние стимулы являются основным детерминирующим фаткором поведения.

Ставит в психологии проблему научения и рассматривает ее как приобретение индивидуального опыта в процессе жизни.

Опровергал понятия награды и наказания, т.к. они содержат апелляции к психическим явлениям.

Основным условием приобретения каких-либо форм поведения является частая слитность стимула и реакции.

 

На дальнейшее развитие бихевиоризма оказало влияние учение Павлова. Сложилось направление «Теория обуславливания» - Скиннер

(Халл, Спенс, Газри – теории разные, но одно объединяет: единицей поведения является условный рефлекс).

 

Скиннер: продолжает традиции классического бихевиоризма и создает теории оперантного поведения. Дополняет теорию бихевиоризма понятием подкрепления.

Любое поведение человека формируется в том случае, если вызываемые реакции подкрепляются.

Специальный аппарат «Ящик Скиннера» (проблемные ситуации). Законы формирования и функционирования поведения представляют собой законы двигательных условных рефлексов.

Двигательные рефлексы, которые осуществляют воздействие на окружающую среду, Скиннер называет оперантным поведением. К оперантной сфере относит все формы психической деятельности человека.

Оперантной он считает социальную деятельность людей, общение людей друг с другом, в результате которого изменение поведения одного человека становится подкреплением действий другого.

Скиннер, рассматривая психическую деятельность, попытался создать метод обучения и приобретения знаний «программированное обучение».

 

 

Необихевиоризм и его варианты.

В 20-е гг. наблюдается кризис поведенческой психологии Уотсоновского типа.

Становится понятным несостоятельность формулы стимул-реакция.

Среди сторонников поведенческой психологии возникают попытки дополнить это формулу, возникает проблема черного ящика и предпринимаются попытки нахождения промежуточной переменной.

Особенно наглядно несостоятельность форму стимул-реакция показало учение Павлова.

В конце 20-х – начале 30-х гг. сторонники бихевиоризма пытаются включить сферу экспериментального изучения внутренние ненаблюдаемые процессы, но не физического, а психологического плана. Эти психологи образовали направление необихевиоризма.

2 центральных теории: Кларк Халл, Эдвард Толмен

Признали недостаточность бихевиоральной формулы и заменили ее иной, которая содержала определенное звено – промежуточная переменная, которая опосредует поведение организма.

Промежуточную переменную вводит Толмен в 1934 г. Понятие промежуточной переменной у Хала и Толмена различны. Система Хала формируется под идеями Павлова, а Толмен использует традиционную психологическую систему понятий, дополняя ее собственной переработанной терминологией гештальтпсихологии.

Толмен: «Целенаправленное поведение животных и человека» - книга.

Промежуточные переменные – это внутренние процессы, которые можно вывести наружу и очень точно изучить. Толмен выделял намерения, ожидания, знания (в качестве промежуточных переменных).

Намерение – форма поведения, которая возникает как бы спонтанно, имеет изменчивый характер и продолжается до тех пока, пока не произойдет изменение ситуации.

Противоречие: намерение - и форма поведения, и детерминанта поведения.

Любое поведение направлено на достижение цели.

Поведение представляет собой целостную организацию, а не цепочку отдельных реакций. Поведение не сводится к выработке двигательных навыков; и вознаграждение и поощрение оказывают слабое воздействие на научение.

Организм связан окружением сетью познавательных отношений и постепенно осваивая обстановку строит познавательную или когнитивную карту того пути, которым нужно следовать для решения задач.

Толмен выделяет особый тип обучения: латентный (скрытый). Он играет роль, когда подкрепление отсутствует, но оно способно изменять поведение.

Теория Толмена заставила пересмотреть взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде, такие как, целевая регуляция действий живых существо, их способность к активно познавательной работе.

 

Халл: промежуточная переменная носит название навык.

Это невидимое состояние нервной системе, реально существующее, когда оно и не опосредует действие. Навык образуется при наличии подкрепления. Оно может быть первичным и вторичным.

Сила навыка зависит от частоты и количества подкреплений и от интервалов между реакцией и подкреплением, и условным раздражителем и рефлексом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.