Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитическая психология К. Юнга.






Проходил стажировку у П. Жане и открыл свою лабораторию. Знакомится с работами Фрейда, которые оказали решающее значение на его научные взгляды, но несмотря на близость позиций между ними были определенные разногласия:

1. По мнению Юнга не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным.

2. Не соглашался с психоанализом Фрейда и считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.

3. Толкование сновидений и ассоциаций. Фрейд: символ – это вытесненное влечение, Юнг: символ – это то, что человек ощущает и больше ничего.

4. Психокоррекция. Фрейд: зависимость от врача должна быть постоянна и неизменна. Юнг: должна уменьшаться и в последней фазе должна быть минимальной.

1912 г. окончательный разрыв после опубликования книги «Символы и трансформации». Интерпретация символов дает ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусства и т.д.

Он изучает различные типы культуры (символику). Это позволяет ему прийти к открытию коллективного бессознательного.

Три части структуры личности:

1. Коллективное бессознательное – память поколении, психологическое наследие, с которым ребенок рождается на свет.

2. Индивидуальное бессознательное

3. Сознание

2 и 3 – личностные прижизненные приобретения

Содержание коллективного и индивидуального бессознательного – архетипы.

Основные архетипы: эго, персона (входят в сознание), тень, анима, анимус, самость.

Исходя из этой структуры Юнг выделят два типа: экстраверты и интроверты. Развитие самости связано с развитием четырех основных психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития личности.

Главное содержание души является бессознательные структуры, которые можно осознать. Это наиболее важный процесс в личностном росте человека. Одни из вариантов такого осознания себя является психотерапия.

 

 

Неофрейдизм и его варианты.

Карен Хорни: образ Я.

Она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ассоциацию, которая позднее была преобразована в Американский институт психоанализа.

Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Эта возможность опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд. По мнению Хорни, есть четкая грань между нормой и патологией, поэтому даже невротизированные люди могут излечиться.

По мнению Хорни, решающее значение для формирования типа невротической личности имеют общественно-исторических условия.

Хорни выделяет следующие черты невротической личности, живущей в условиях современного общества: сильную, хотя и скрытую, враждебность, склонность скорее ненавидеть, чем любить, аффективную изоляцию от окружающего, тенденцию к эгоцентризму, дух собственничества, усиленное внимание к вопросам престижа. Истоки этой невротической основы личности – постоянная конкуренция, господствующая в сфере экономики, как она выражается, «западной цивилизации».

Конкуренция, по словам Хорни, обязывая индивида бороться против других и стремиться превосходить их, распространяется на все формы социальных отношений людей - на профессиональные, семейные и даже сексуальные отношения.

В этом мире у человека, согласно Хорни, рождается чувство беспомощности, в результате чего основной мотивирующей силой личности становится стремление к безопасности. Но это стремление находится в постоянном конфликте с естественным стремлением человека к удовлетворению своих нужд и потребностей.

Доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной (базальной) тревоги. Оно связано с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Таким образом, в теории Хорни сохраняется идея Фрейда о значении бессознательного и мысль об антогонизме между внешним миром и человеком.

Причинами развития тревоги могут быть отчуждение родителей, чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или слишком большое восхищение ребенком.

Два вида тревоги: физиологическая и психологическая.

Физиологическая тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности – в еде, питье, комфорте. Ребенок испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, если мать и окружающие о нем заботятся, это беспокойство уходит. Если его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека.

Преодоление психологической тревоги связано с развитием адекватного образа Я.

Введение понятия «Образ Я» является одним из важных открытий Хорни.

Образ Я состоит из 2 частей: знание о себе, отношение к себе.

При этом в норме адекватность образа Я связана с когнитивной частью - со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления + отношение к себе должно быть позитивным.

Существует несколько образов Я: Я реальное, Я идеальное, Я в глазах других людей.

В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

Если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относится, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т.е. является основой невротизации. К неврозу ведет не совпадение реального Я и Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам.

Для того, чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Данное понятие использовал также и Фрейд, однако Хорни пересматривает его положения. По мнению Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а на приведение в соответствие мнения человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два образа Я.

Три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. В норме эти потребности и защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонении одна начинает доминировать, приводя к развитию невротического комплекса.

Защиту человек находит в стремлении к людям (уступчивый тип), в стремлении против людей (агрессивный тип), в стремлении от людей (устраненный тип).

Устойчивый тип. Человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими. У субъекта развиваются невротические потребности: в привязанности и одобрении, в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей. При этом данные невротические потребности нереалистичны и ненасыщаемы. Добившись признания или восхищения от других людей, человек старается получить все больше и больше похвал и признания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности и неодобрения. Такие люди не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть. Это постоянное напряжение и служит основой развития неврозов.

Агрессивный тип. Попытка преодолеть тревогу, навязав другим людям свой образ Я, также не приводит к успеху, так как в этом случае развиваются такие невротические потребности как - потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Знаки внимания, уважения и покорности от окружающих кажутся таким людям все более недостаточными. В своей тревоги им надо все больше власти и доминирования.

Устраненный тип. Игнорирования мнения окружающих, оставшись наедине со своим образом Я. Однако в этом случае развиваются невротические потребности - потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Не надеясь завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть независимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным. Все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может приводить к неврозу.

Психотерапия помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.

 

 

Эрих Фромм: " бегство от свободы".

 

Фромм наиболее социально-ориентированный из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение – не просто условие, а важный фактор развития личности. В отличии от Адлера, который тоже придавал большое значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он живет.

В ранний период он хотел объединить в своей теории идеи Маркса (мысль о значении социальной формации для развития психики и идею о развитии психологического отчуждения при капитализме, отчуждении людей друг от друга) и Фрейда (идея о доминирующей роли бессознательного в личности человека).

Движущими силами развития личности и общества в целом (общество пытается уравновесить эти стремления) являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации.

Потребность в укоренении заставляет человека стремится к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений.

Потребность в индивидуализации толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества.

Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда стремится каким-то образов соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы.

Единственным чувством, которое помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь. В стремлении к индивидуализации люди стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы не дает человеку возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому обретя ее у человека возникает желание поменять ее на укорененность.

Основу неврозов современного человека Фромм видит в его растущей изоляции от других членов общества, в расторжении ранее связывавших людей социально экономических уз. Человек становится все более свободным, но и все более одиноким, что порождает чувство безнадежности, отчаяния. Поэтому люди пытаются различными способами избежать этой свободы.

Есть другая свобода – «свобода для», то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения от тех связей, которые мешают в достижении поставленных целей. Поэтому обретение такой свободы не тяготит человека. Она дает одновременно удовлетворение потребностей в индивидуализации и укорененности, гармонизирует жизнь человека.

Механизмы психологической защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта: садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. Эти механизмы помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие.

При садизме и мазохизме происходит укорененность жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, разность позиций дает ощущение собственной индивидуальности.

При конформизме чувство укорененности берет вверх, а при деструктивизме вверх одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не дает человеку возможности укорениться в нем.

Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы: способ быть и способ иметь.

Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. Для них главное – продемонстрировать свое значение, придать себе вес в глазах других. При этом не важно, за счет чего они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать – знаниями, властью, любовью или религией. Главное – показать всем, что это их собственность. В результате появляются догматизм, нетерпимость, агрессивность, неуверенность, так как они боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь ненасыщаемой, приводя ко все большей невротизации и напряженности человека.

Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенность в себе. Для них главное – не демонстрировать обладание знаниями, религиозностью, властью или любовь, а чувствовать себя любящим, религиозным, знающим человеком. В этом реализуется индивидуальность, понимание своей самоценности. Им необходима свобода для самоосуществления, они не рвут связи с окружающими, а ценят их стремление быть самими собой.

Главное значение работ Фромма состоит в том, что оставаясь в русле основных положений психоанализа, его теория отвечала на вопросы, которые возникли во второй половине 20 века. Он соединил идеи Фрейда и Адлера и идеи гуманистической психологии. На языке психоанализа Фромм показал противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности и это имело большое значение для таких наук, как история, социология, философия, педагогика.

 

Интерперсональная теория психиатрии Г.Салливена.

Салливен работал как военный медик и специализировался в области психиатрии.

В своем подходе он заимствовал из биологии 3 основных принципа:

  1. Принцип коммунального или общественного существования.
  2. Принцип функциональной активности.
  3. Принцип организации.

Салливен пытался объединить в своей теории бихевиоризм и психоанализ.

Объектом психологического исследования должен стать не отдельный субъект, а личность как продукт совместной деятельности субъектов. Личность формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. личность – это модель межличностных отношений.

Он выделяет этапы развития ребенка от младенчества до юношества, на каждом из которых формируется определенная модель межличностных отношений. В детстве модель формируется на основе отношений с матерью.

Ребенок рождается с потребностью общения с людьми, потребностью в нежности (потребность в ласке), потребностью в избегании тревоги. При рождении мир встречает ребенка не очень нежно и в качестве реакции у ребенка появляется беспокойство.

У человека среди всех потребностей 2 являются ведущими для всех людей (одновременно они же являются основными механизмами развития личности): потребность в нежности и в избегании тревоги.

Тревога появляется у ребенка как только он появляется на свет. В процессе развития личности тревога не исчезает, поскольку источники тревоги многообразны. Поэтому потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы» (она формируется в борьбе с беспокойством). «Я-система» заставляет ребенка, подростка, взрослого прибегать к помощи других людей.

«Я-система» включает 3 компонента: хорошее «Я», плохое «Я» и не «Я». Человек стремится сохранить представление о себе как о хорошем. Для защиты положительной персонификации у человека есть специальный механизм – «избирательное внимание». => отсеиваются все раздражители, которые могут принести тревогу и изменить мнение человека о себе. Поскольку человек стремится к общению, а оно может служить источником тревоги, механизм избирательного внимания ориентирован на оценку образа других людей.

В своей теории Салливен большое внимание уделял изучению характера общения, формированию образов окружающих и роли стереотипов в восприятии людьми друг друга. Он был не согласен с психоаналитиками по поводу врожденности агрессии и тревоги, считал, что они развиваются в течение жизни.

Т.о. его теория – это попытка совместить различные подходы в понимании развития личности => изучение восприятия людей в процессе общения.

 

Эрик Эриксон: Эго-психология.

В середине 20 века появились новые тенденции, возникающие в русле социального бихевиоризма и гуманистической психологии. И естественно развитие психоанализа не могло идти изолировано от них. Влияние открытий, сделанных в смежных психологических школах, отразилось на концепциях – Гарри Стэк Салливена, Эрика Берна, Эрика Эриксона.

Концепция Э. Эриксона. (1902-1994).

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.

А. Фрейд и Эриксон являются основателями концепции, которая получила название «Эго-психология».

Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид (Фрейд), а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности.

По мнению Эриксона на развитие ребенка оказывает влияние среда, культура, его социальное окружение.

Эриксон изучал жизнь индейцев различных племен и результаты этих исследований стимулировали интерес Эриксона к изучению личностей, групп и этносов.

В годы второй мировой войны он исследовал американских проводников и личность Гитлера, что послужило основой к созданию психоистории.

Эриксон стремился объединить в психоисторическом контексте психологию индивида и общества на основе синтеза теоретических представлений и результатов полевых наблюдений.

Он утверждал, что доминирующее значение в историческом процессе имеют психические факторы, он особо подчеркивал роль личностного начала в жизни.

По его мнению, психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические события. Личностные кризисы человека соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой. Поэтому анализируя развитие личности можно с большой степенью точности реконструировать развитие истории.

Эриксон утверждал, что личность вообще, а выдающаяся в особенности, может выступать в роли своеобразного индикатора исторического процесса. Особая роль в истории лидеров связана с тем, что у этих людей есть способность выводить разрешение различных индивидуальных кризисов за пределы собственной личности, а также связана с умением возлагать их преодоление на все свое поколение.

По мнению Эриксона развитие личности происходит всю жизнь. На этот процесс влияет не только узкий круг людей, а общество в целом.

Эриксона называл процесс развития личности формированием идентичности. Поэтому главным фактором устойчивости к неврозам является сохранение и поддержание целостности Эго.

Эриксон всегда подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, пагубность внутренних конфликтов. Тем не менее Эриксон большое значение придавал внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека.

Он выделил 8 основных этапов развития идентичности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.