Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспериментальные исследования в области восприятия, памяти, мышления, навыков.






Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Несмотря на огра­ничения, которые ввел для эксперимента его основоположник В. Вундт (ограничил эксперимент областью простейших психических процессов), уже в 80-е годы происходит его распространение на исследование высших психических функций. В разных странах развитие экспериментальных исследований происходило своеобразно. Это объясняется сложившимися исторически традициями и спецификой соц-ной ситуации (запросами общества).

Г. Эббингауз в работе о памяти (1885) впервые вышел за пределы физиологического эксперимента вундтовского типа и сформулировал законы памяти на основе собственно психологивеского эксперимента. Память он понимал как механический процесс образования следов, и для ответа на вопрос о том, как образуются новые следы, должен был решить методическую задачу: найти материал, абсолютно не знакомый испытуемому, не имеющий никаких связей с его прошлым опытом. Таким материалом Эббингауз выбрал бессмысленные слоги. Он разработал методику их составления и приемы подачи материалов, строго учитывающие условия эксперимента и позволяющие однозначно оценивать результаты.

Эббингауз ввел два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения. Метод заучивания состоит в том, что испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до правильного безошибочного воспроизведения. Показателем скорости заучивания, его качества было число повторений. Метод сбережения отвечал на вопрос о том, правомерно ли на основании невозможности воспроизвести выученный материал говорить о его полном забывании: после того как наступило полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому. Оказалось, что его заучивание дает некоторую экономию во времени. Полученные результаты свидетельствовали о том, что заученное оставляет следы в памяти, но доступ к ним теряется.

Эббингаузом были установлены следующие факты:

- объем непосредственного запоминания — 6—8 бессмысленных слогов.

- при незначительном увеличении материала количество повторений, которое требуется для его запоминания, возрастает во много раз. Увеличение нагрузки на память приводит к снижению работоспособности.

- время, которое требуется для заучивания материалов, целесообразно распределять на несколько сроков, разделенных интервалами. Например, если материал требует 30 повторений, целесообразно повторять его в течение 3 дней по 10 раз, чем 30 раз в один день. Эта закономерность получила название «закона Иоста», в соответствии с которым более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся.

- после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему,. чтобы он не был забыт: необходимо не только заучивание, но и переучивание. Забывание — такой же закономерный процесс, как и запоминание: сразу после запоминания забывание идет быстро, затем процесс замедляется и через определенное время останавливается («кривая забывания»). Этот закон действует не только для бессмысленных слогов, но и для осмысленной памяти.

- «фактор края»

- различие между запоминанием осмысленного и бессмысленного материала

- был обнаружен факт упражняемости памяти: тренировка в запоминании одного материала приводила к улучшению запоминания материала другого рода.

Выводы, полученные Эббингаузом, имели прикладное значение, прежде всего, для педагогики.

Крупным исследователем памяти был Г. Э. Мюллер.

Память — не механическая способность. В памяти действует установка на запоминание. Способы заучивания осмысленного текста отличаются от простого повторения в случае бессмысленного материала. Смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание. В лаборатории Мюллера были созданы новые методы исследования памяти: метод парных ассоциаций (М. Калкинс) и др.

Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков. По существу он сам уже стоял у его истоков, ибо, как мы говорили, ассоциации, избранные им в качестве объекта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколько и моторными.

Опыты американских психологов Брайяна и Хартера по выработке навыка приема и посылки телеграмм явились второй после опытов Эббингауза важнейшей вехой на пути экспериментального исследования процесса научения. С приближением динамичного XX века реальной моделью для психологии становится деятельность человека, включенного в коммуникативные системы, в которых скорость передачи информации выступает как существенный фактор социально-экономического прогресса.

Брайян и Хартер получили кривую, которая показывала, как формируется навык телеграфиста – сколько единиц телеграфного текста он научается посылать и принимать в единицу времени. Эти опыты как бы сблизили эксперименты по измерению времени реакции (ВР) с экспериментами Эббингауза: требовались как срочные двигательные реакции на сенсорные сигналы, так и опыт работы. Но с реальной деятельностью вошли в эксперимент и новые факторы.

Испытуемые Брайана и Хартера оперировали со значимыми сигналами, процесс усвоения которых протекал своеобразно. Прогресс достигался не путем постепенного нарастания достижений, а скачкообразно. Обнаруживались периоды, когда кривая шла горизонтально (так называемое плато). Анализ этих периодов показал, что они служат для испытуемого как бы фазой подготовки к качественно иной системе операций, овладение которой и позволяло продвинуться вперед. Если, например, первоначально испытуемый оперировал отдельными буквами, то затем ступень " буквенного" навыка сменялась ступенью " словесного" навыка, когда схватывались слова как целостные единицы. Следующая ступень, ведущая от плато вверх, в свою очередь достигалась при овладении еще более сложными структурами – сочетаниями слов и т.д.

В этих экспериментах выступала и другая важная особенность осознанного поведения, которая ускользала при господствовавшем до того интроспекционизме. Оказалось, что успешность выполнения навыка зависит от умения воспринять отрезок текста, который еще не стал объектом реакции, но станет им в следующий момент. Сознание как бы забегает вперед, перекрывая сенсорное поле за пределами непосредственно вызывающего двигательную реакцию сигнала и организуя в соответствии с этим поведение.

Выводы из опытов Брайяна и Хартера сближались в ряде пунктов с тем, что было установлено затем в классических экспериментах американского психолога Д.М.Кеттелла (1860-1944), изучавшего в 90-х толах объем внимания и навык чтения.

С помощью специального прибора – тахитоскопа – Кеттелл определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты – формы, буквы, слова. Объем внимания колебался в пределах пяти объектов. Он оставался таким же и тогда, когда этими объектами были не разрозненные буквы, а знакомые испытуемому целые слова и даже предложения, т.е. речевые или смысловые единицы, состоящие из значительно большего числа букв или знаков. При экспериментах с чтением букв и слов на вращающемся барабане Кеттелл зафиксировал, как Брайян и Хартер, феномен антиципации – " забегания" восприятия вперед. Новые результаты влияли на статус не только экспериментальной психологии, но и общей психологической теории, ибо оба направления всегда нераздельно связаны.

Работы Эббингауза, Кеттелла, Брайяна, Хартера и других легли в основу направления, отличного от физиологической психологии Вундта. Новое направление открыло собственно психологические феномены и закономерные связи между ними, специфичность которых основана на объективных особенностях деятельности человека.

 

Вюрцбургская школа. Возглавлял О. Кюльпе (Майер, Ах, Орт, Марбе, Месер, Бюллер).

Цель школы: экспериментальное исследование проблем мышления.

Результаты исследования интерпретировали с точки зрения концепции структурной психологии, т.е. они пытались найти элементы мышления. В результате многочисленных исследований были выявлены ненаглядные? элементы мышления (то, что не имеет сенсорного образа). Ненаглядные элементы – содержание мышления человека.

Основной метод – интроспекция. Он представлял собой метод систематического экспериментального самонаблюдении за процессом собственного мышления.

Основная идея – мысль.

Бюллер: классификация мысли.

Заслуга Вюрцбюргской школы: ввели в область психологии мышления метод решения задач.

Каждая из методик представляла собой модель определенной стороны мыслительной деятельности и перед человеком ставили вопросы по определению проблемы.

Недостаток: метод интроспекции – ограниченный и поэтому вопросы мотивации мышления не были никак решены.

У истоков экспериментальной психологии в Америке стоят У. Джемс, Г. Ст. Холл и Дж. Кеттел.

Джемс уделял большое внимание прикладной психологии, особенно применительно к педагогике. В его работе «Беседы с учителями о психологии» даются практические рекомендации по развитию памяти, внимания, воли.

Именно Холл явился основоположником экспериментальной психологии в Америке как руководитель одной из крупней­ших экспериментальных психологических лабораторий. Он проводил исследования в области восприятия, однако ведущей его областью была педагогическая и генетическая психология. Указывал на важность эмпирического изучения детей (с этой целью применял анкеты, опросы). Создалось научное движение, получившее название педологии. По его инициативе была создана Ассоциация американских психологов (он был первым ее президентом).

Важную роль в становлении и развитии американской экспериментальной психологии сыграл Дж. Кеттел. От экспери­ментальных исследований времени реакций, начатых у Вундта (учеником и ассистентом которого он был), он перешел к изучению индивидуальных различий. Целью Кеттела было определение интеллектуального уровня (студентов). Он разрабо­тал задания, которым дал термин «тест», для измерения мышечной силы, остроты зрения и слуха, времени реакции, памяти и т. п., считая, что с их помощью можно измерять интеллект-е способ-ти. Кроме способностей Кеттел изучал также навыки.

[Также в Америке возникает и развивается психотехника (Г. Мюнстенберг). В Англии — исследования Ф. Гапьтона в области способностей и интел­лекта. Во Франции - исследования интеллекта детей Бине. Бернгепм, Рибо, Жане — приложение психологии к медицине. В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры (Бехтерев, Крепелин), ими бьши органи­зованы экспериментальные психологические лаборатории при психологических клиниках. Темами экспериментально-психологических исследований были: скорость протекания психических процессов, восприятие, внимание, память и др.

Первым психологом, создавшим собственно психологическую лабораторию, был Н.Н. Ланге. Он занимался исследова­ниями в области восприятия и внимания (закон перцепции, теория волевого внимания).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.