Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идентификация эпизодов отношений






Пытаясь идентифицировать опыт и эпизоды отношений, терапевт должен работать исходя из двух перспектив: во-первых, он должен уметь использовать анализ того, что происходит в текущем переносе-контрпереносе, и, во-вторых - он должен извлечь выгоду из анализа текущего или биографического опыта отношений. Всё последующее в основном касается соответствующих эпизодов отношений со значимыми другими. Особый интерес здесь представляют дисфункциональные, текущие или повторяющиеся (привычные) паттерны отношений. Поэтому терапевт будет особенно внимателен к невротическим повторениям, чрезмерным генерализациям, прерывистости и противоречиям в отношениях, также как и к степени дифференциации с которой пациент переживает/чувствует свои объекты. Для этой цели он может обратиться к актуальным переживаемым взаимодействиям с одной стороны, и к накопленному опыту отношений, сгруппированных в своего рода обобщенную подборку повторяющихся паттернов – с другой.

Для сбора этого материала интервью ОПД настоятельно рекомендует идентифицировать эпизоды отношений. Для этой цели мы используем метод, который заимствован из CCRT (Luborsky/Crits-Christoph, 1990; Luborsky/Kachele, 1988) и требует рассказа об актуальных взаимодействиях в отношениях, которые содержат трудность для пациента, конфликты или стресс любой природы. Для интервью ОПД нужно выбрать, по крайней мере, два – три эпизода отношений. (Предложения по тому, как это можно сделать, можно найти в приложении в инструментах интервью для II оси).

Спрашивая об эпизодах отношений, терапевт может обращаться за идеями относительно объектов пациента к предшествующим фазам интервью, спросить об актуальных ситуациях в отношениях или связать описание жалоб с описанием опыта отношений, спросив о реакции других на заболевание, в том случае если пациент в свою очередь не упомянул об объектах своих отношений.

 

Для пациентки А это отношения с ее мужем, проявляющим конфликт амбивалентности к ее потребности в зависимости и тенденциям к автономии.

 

У пациентки Б это отношения с ее дочерью. Дочь родилась вне брака. Пациентка берет на себя много боли, чтобы быть хорошей матерью. Дочь до сих пор «удерживала» ее от реализации любовных отношений.

 

Пациент В описывает, как он снова и снова ищет отношений с идеализированной женщиной и в результате страдает от разочарований. Этот паттерн не ограничивается женщинами-партнерами, но применим к любому объекту, например к ситуации профессиональной переподготовки. Поэтому это очень важно для терапии.

 

Терапевт всегда должен проявлять интерес в индивидуальных взаимодействиях в качестве, так сказать, примера опыта отношений, особенно с пациентами, которые в целях защиты склонны к общим описаниям. Поэтому очень важен следующий вопрос:

 

«Я не вполне могу представить какие у Вас отношения с Х, возможно, Вы сможете это мне прояснить на примерах».

 

Терапевт может уточнять больше деталей или интересоваться типичными случаями или развитием во времени. Он может также задавать вопросы о развитии отношений в прошлом или в настоящем, если это уместно. Он может сформировать впечатление о том, насколько рассказанные отношения уникальны в характере пациента или как их можно сравнивать с другими отношениями.

Чтобы лучше понять мотивы динамики отношений, в некоторых случаях может быть важно спросить об ожиданиях, желаниях, тревогах и т.п. по отношению к себе или другим. Терапевт также может спросить о внешне видимых реакциях на поведение других и о соответствующих внутренних переживаниях, эмоциональных и когнитивных реакциях на происходящее в отношениях. Здесь могут быть уместными следующие вопросы:

 

«Скажите пожалуйста, чего Вы ожидаете или боитесь со стороны Х в этот момент?»

«Как, по-вашему, чувствовал себя Ваш партнер в тот самый момент?»

«Не могли бы Вы мне сказать, что Вы и/или Ваш партнер сделал(а) или сказал(а) в тот момент?»

 

Однако, если это основные фазы, в которых эпизоды взаимодействий всегда прорабатываются в актуальных ситуациях отношений, для терапевта, способного сделать первые догадки о том, как пациент взаимодействует со своими объектами, чего он ждет, боится и о том, как другие ведут себя по отношению к нему, будут и еще возможности идентифицировать больше опытов отношений в последующих фазах, особенно в третьей и четвертой. Поэтому терапевт должен также внимательно отнестись к таким конкретным примерам из реальной жизни, как эпизоды отношений в дальнейших фазах интервью.

В эпизодах отношений уже проявится большая часть необходимой информации об опыте повторяющихся конфликтных паттернов. В общем можно сказать, что конфликты не следует исследовать с увеличительным стеклом. Они оставляют свой след по ходу интервью, влияя как на содержание, так и на сцену. Вопросы с нарастающим уточнением (включая те, что проверяют гипотезы/заключения) помогают оценить то, как любой конфликт, обнаруженный интервьюером, проявляется в других областях жизни («Влияет ли это на Вашу работу/на Ваши отношения с другими людьми? Вы больше похожи в этом аспекте на Вашего отца или на Вашу мать? Правильно ли я понимаю, что болезнь ставит Вас опять в похожую ситуацию?»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.