Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кнут Гамсун и ницшеанство.







1 Гамсун (настоящее имя - Кнут Педерсен) прославился романом «Голод» (1890), который поразил читателей изображением страданий голодающего человека. Сенсационным успехом пользовались любовно-психологические романы Гамсуна, написанные в 90-е годы («Мистерии», «Пан», «Виктория»), Любовь часто предстает в них как взаимное мучительство. Лейтенант Глан (в романе «Пап») и другие герои Гамсуна становятся в какой-то мере воплощением ницшеанской «сильной личности», стоящей выше добра и зла.
2. Т. К. Для писателей ХХ в Требовалась новая философия, способная оправдать всё то, что творилось в мире в первую половину XX века, и идея Ницше о сверхчеловеке подошла как нельзя лучше. Оказалось, что идею эту можно применить к каким угодно тоталитарным режимам, пусть даже противоположным по сути своей.
3. Ницше. Философия жизни. Если выделить основную идею, краткая философия Ницше отрицает отождествление разума и жизни. Всем известное утверждение " мыслю, следовательно существую" подвергается жесткой критике. Жизнь понимается в первую очередь как постоянная борьба противостоящих сил. Здесь на первый план выходит понятие воли, а именно воли к ней.
Сверхчеловек. Сверхчеловек Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется краткая философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила - это не более чем фикция, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания), сверхчеловек сокрушает их на своем пути. С этой точки зрения, отвергается идея бога как порождения трусливых и слабых.
4. Лирическое начало, пронизывающее прозу Гамсуна 1890-х годов, достигает своей кульминации в романе «Пан» (Pan, 1894), в котором, как отмечал автор, он «попытался воспеть культ природы, чувствительность и сверхчувствительность ее поклонника в духе Руссо». Герой романа, лейтенант Томас Глан, не в силах забыть «незакатные дни» одного короткого северного лета. Желание наполнить душу смешанными с болью сладостными мгновениями прошлого заставляет его взяться за перо. Так рождается история о любви Глана и Эдварды, по имени которой Гамсун первоначально собирался назвать роман. Острые столкновения характеров, накал страстей, напряженная внутренняя борьба героя с самим собой, со всей неизбежностью ведущие к трагической развязке, воплощены в «Пане» с огромной силой и драматизмом.
Он удаляется от жизненной суеты и, сменив военную форму на «одежду Робинзона», становится «мирным обитателем леса», который для него, не просто уголок природы. Только в лесу он «чувствует себя сильным и здоровым, и ничто не отравляет его душу». Ложь, глубоко впитавшаяся во все поры общества, вызывает у Глана отвращение. Здесь же он может стать самим собой и жить по-настоящему полной жизнью, неотделимой от сказочных видений и упоительных грез.
Именно чувственное постижение мира открывает Глану мудрость жизни, не вписывающуюся в рассудочное к ней отношение. Ему кажется, что он проник в самую душу природы, очутился один на один с Паном, от которого зависит весь ход бытия. Этот пантеизм, это полное слияние с природой дают ему ощущение свободы, о чем городской человек может только мечтать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.