Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ограничения в использовании информации и конфиденциальность






 

С обеспечением государством права граждан на неприкосновенность частной жизни, предусмотренного статьей 23 Конституции РФ, и вытекающих из него других конституционных прав тесно связан принцип ограничения в использовании информации, предоставляемой в порядке взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Подобное ограничение может быть общим или специальным (в связи с конкретным видом помощи) условием оказания соответствующей помощи.

Оно служит защите как государственных интересов (в случае предоставления информации, не являющейся общественно доступной), так и прав граждан, чьи интересы затрагиваются исполнением следственного поручения.

Соотношение конфиденциального характера данных о физических и юридических лицах с необходимостью обмена соответствующими данными в ходе расследования уголовных дел с компетентными органами других стран определяется на основе статьи 23 Конституции РФ и отдельных российских законодательных актов, устанавливающих механизмы защиты конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни: Уголовно-процессуального и Уголовного кодексов РФ, Федеральных законов «Об оперативно-розыскной деятельности», «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Особое значение приобретают в данной связи положения о недопустимости разглашения данных предварительного следствия, которые могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным (статья 139 УПК РСФСР).

В договорной практике России вопросы обеспечения конфиденциального характера данных о физических и юридических лицах, полученных в рамках взаимной правовой помощи по уголовному делу, решены лишь в Договоре между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам (от 20.10.97) и Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам (от 30.06.95).

Положения об ограничении в пользовании и о конфиденциальности информации предусмотрены также Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (2000), ратификация которой Россией ожидается в ближайшее время,

С учетом изложенного предоставление и использование информации, документов и материалов в порядке взаимной правовой помощи должны соответствовать следующим условиям:

a) предоставляемые в порядке взаимной правовой помощи информация, документы и материалы могут использоваться в соответствии с требованиями законодательства запрашивающей стороны только для целей, указанных в ходатайстве об оказании правовой помощи и при соблюдении условий, определенных передающим компетентным органом;

б) возможно использование или разглашение результатов исполнения ходатайства об оказании правовой помощи по уголовному делу, если законодательством запрашивающей стороны предусмотрена обязанность действовать таким образом. В этом случае запрашиваемая сторона должна быть заранее уведомлена запрашивающим компетентным органом о возможном и предполагаемом разглашении;

в) результаты исполнения запроса, которые стали достоянием общественности в государстве запрашивающей Стороны при вышеназванных обстоятельствах, в дальнейшем могут использоваться для любой цели;

г) для передачи третьей стороне данных, полученных в результате исполнения следственного поручения, запрашивающая сторона должна испросить предварительное согласие компетентного органа, предоставившего эти сведения.

Указанные условия, при наличии на то необходимости, следует разъяснять при направлении за рубеж ходатайства об оказании правовой помощи.

Поручения о производстве следственных действий, информация и документы, полученные в порядке взаимной правовой помощи при наличии соответствующей просьбы зарубежного государства, рассматриваются как конфиденциальные. В указанном случае компетентный российский орган, получивший вышеназванную информацию, обеспечивает ей запрашиваемый режим конфиденциальности на основании российского законодательства.

Если лицо, чьи законные интересы затрагивают подлежащие передаче зарубежному компетентному органу данные, обращается с просьбой о допуске к ним, то российский компетентный орган, исполняющий следственное поручение в порядке взаимной правовой помощи, обеспечивает указанный допуск в порядке и пределах, предусмотренных российским законодательством.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.