Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Холистически-диалектические модальности.






Глобально-творительная модальность может создавать впечатление большой искренности и тотального поглощения человека новым сюжетом:

— (радостно) Филимон Пантелевич приехал! (глоб - твор)

Вообще, введение новой темы часто естественнее выглядит в локальной модальности — когда она как бы выбирается из нескольких возможных:

— А теперь, Феоктиста, давай поговорим о твоем... поведении. (лок - твор)

Однако если эта тема подчеркивается, и тем самым обозначается как основная для последующего рассмотрения, ее (и трансляции в целом) модальность меняется на лок (глоб) или даже на глоб (лок), или даже на чисто глобальную — но это надо сильно постараться:

— А теперь, Феоктиста, давай поговорим о твоем... (значительно) поведении. (лок (глоб)- твор)

— А теперь, Феоктиста, давай поговорим о твоем... (с сильным нажимом) ПОВЕДЕНИИ! (глоб - твор)

Однако если новая тема вводится без подготовки, то глобально-творительная модальность выглядит вполне естественной, хотя иногда и несколько грубоватой:

— (меняя тему) Наш зоопарк расширяется. (глоб - твор)

— Ты представляешь — Манефа выходит замуж! (глоб - твор)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-творительная модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-творительную модальность.

1. — Не смею возражать, Никодим Силантьевич.

2. — Ем я пищу самую простую: хлеб, квас, лук... ну, еще кое-что по праздникам добавляется.

3. — Наш корабль плывет намеченным курсом.

4. — (диктор) Сегодня с утра погода теплая, но с осадками.

5. — Время идет, и мы стареем, и горы становятся выше.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-творительной модальности.

1. — Почему ты все время ворчишь, мама?

2. — Где я мог потерять свои варежки?..

3. — Он мог провалиться в трещину, подумай, Бенедикт!

4. — Не могу я спать без подушки — иначе бессонница; а с ней — шея болит.

5. — Ты не сердись, Соломон, смени гнев на милость.

Упражнение. Сформулируйте в глобально-творительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Приветствие начальника, опоздавшего на встречу.

2. Знакомство с очаровательной девочкой семи лет, стоящей в очереди в молочном магазине.

3. Девушка представляет своему дедушке свою новую подругу.

4. Приглашение неофициальное на пикник старого друга.

5. Предъявление публичное претензии давней к стареющему мужу.

Глобально-осуществительная модальность дает ощущение особой незыблемости процесса, его устойчивости и нерушимости:

— Я живу хорошо. (глоб - осущ)

— Где наша не пропадала! глоб - осущ (раст)

В этой модальности опытные родители руководят детьми, используя ее большую гипнотическую силу, заменяющую обычные повелительные формулы:

— Быстро одеваемся и выходим! (глоб - осущ)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-осуществительная модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-осуществительную модальность.

1. — Ой! У меня ножка ударилась!

2. — Ветшаю, прямо скажем, с возрастом, особенно волосы.

3. — В общем, с птичьего полета, ваша фирма выглядит неплохо.

4. — Ты трудись, Еремей, скоро отчет сдавать.

5. — Неужели правда воля настала?!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-осуществительной модальности.

1. — Приходите и вы к нам в гости, Дементий.

2. — Зачем рыбе жабры, если у нее плавники уже есть?

3. — Неужели бабушка была молодая?!

4. — Зачем мне витамины, я все-таки не понимаю.

5. — Зачем детям болеть, когда бабушки и дедушки для этого существуют?

Упражнение. Сформулируйте в глобально-осуществительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Обвинение малое, предъявляемое наедине случайному знакомому.

2. Извинение значительное серьезное искреннее по существу наедине перед нижестоящим сотрудником фирмы.

3. Требование насущное нелегкое необычное к поступающему на фирму сотруднику.

4. Просьба косвенная публичная срочная свысока к кукле.

5. Обида косвенная еле уловимая наедине, выраженная новому знакомому.

Глобально-растворительная модальность — самая тонкая из холистически-диалектических. Она очень распространена, и ею не следует злоупотреблять, особенно в критических и жалобных трансляциях — здесь часто более корректной оказывается локально-растворительная моальность:

— Ты никуда не годишься, Лукреция. (глоб - раст)

— Я погибаю. (глоб - раст)

Эта модальность, однако, уместна и эффективна в трансляциях философского характера:

— Я не склонен рассматривать свою жизнь в категориях добра и зла. (глоб - раст)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-растворительная модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-растворительную модальность.

1. — Утром я обычно съедаю омлет с сыром и пью кофе — две чашки.

2. — (меняя тему) Пошли в зоопарк прямо сейчас, Анастасия?

3. — Нет, Дарья, я этого тебе не прощу никогда!

4. — Подумав, мы решили принять ваше предложение.

5. — До свидания в будущем столетии!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-растворительной модальности.

1. — Пора нам всерьез приниматься за воспитание этого субъекта, господа!

2. — А вы медитируете на бамбуке, Донат?

3. — Ты на уловки-то не пускайся, Люциан!

4. — Почему у кровати четыре ноги, а у рояля — три?

5. — Лифт сломался, Парфен, и нам придется идти пешком на второй этаж.

Упражнение. Сформулируйте в глобально-растворительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Угроза косвенная письменная анонимная наглой сопернице.

2. Поддержка эмоциональная легкая непосредственного начальника.

3. Комплимент серьезный приватный дедушке.

4. Обещание легкоисполнимое верное приватное племяннице.

5. Приказ строгий неотложный публичный непосредственному подчиненному.

Локально-творительная модальность естественно возникает при обнаружении новых элементов у целого:

— Смотри-ка — дождь пошел! И град! (лок - твор)

Эта модальность свойственна детям, но она может показаться чересчур откровенной и настырной (она — самая плотная из холистически-диалектических), так что ею не стоит злоупотреблять, иначе можно показаться невоспитанным:

— Ой, какой у тебя ужасный прыщ на носу вскочил! (лок - твор)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-творительная модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-творительную модальность.

1. — Наступает вечер жизни.

2. — Проснись, красавица — завтрак проспишь!

3. — Я иду по жизни, как бульдозер.

4. — Твой дивный бутон уже раскрывается, Магда — пора думать о женихах.

5. — (за столом; отчаянно) Я еще все съем, я не Кощей!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-творительной модальности.

1. — Ты правда раскаиваешься, Млада?

2. — Сумей преодолеть себя, Порфирий — и ты не пожалеешь об этом!

3. — Я не герой, мама — я обычный бездельник.

4. — Ну и что? Придумай что-нибудь поубедительнее, Беатриса.

5. — Ты хочешь быть артистом или ассенизатором, Никодим?

Упражнение. Сформулируйте в локально-творительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Поручение отцу, отправляющемся в короткую зарубежную командировку.

2. Задание сыну на вечер по домашнему хозяйству.

3. Возложение вины небольшой за нарушение дисциплины на легкомысленную дочь.

4. Предложение неофициальное вечернее прекрасной незнакомке ее проводить до дома.

5. Донос письменный с подписью несерьезный маме на старшего брата.

Локально-осуществительная модальность свойственна трансляциям, подчеркивающим устойчивое бытие тех или иных деталей целого:

— Во рту акулы располагаются острые зубы. (лок - осущ)

— И что я должна делать с этим лаком? Лить на волосы? (лок - осущ)

Эта модальность существенно усиливает локальную, придает трансляции в каком-то смысле безысходный характер, поскольку в принципе локальная модальность предполагает легкую смену объекта рассмотрения, а модальность осуществления намекает на его длительность и устойчивость, так что запросто его не забудешь:

— Мне регулярно снится этот сон про хромую собаку, доктор. (лок - осущ)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-осуществительная модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-осуществительную модальность.

1. — Ух!

2. — Смиряюсь перед неизбежным.

3. — Мурлычет-то он мурлычет, да когти вострит!

4. — Меня давно интересует инвентарная опись имущества здания.

5. — Прошу, Давид Людвигович!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-осуществительной модальности.

1. — Ну хорошо, Лукреция, опишите мне свои добродетели по пунктам.

2. — Зачем тебе все это, Иосиф?

3. — Не знаю, сколько еще мне понадобится тебя воспитывать, Даниил.

4. — Терпение — основа всех добродетелей, дорогая Сюзанна.

5. — Акулы бизнеса не дремлют, особенно вокруг нашей фирмы, Бенедикт.

Упражнение. Сформулируйте в локально-осуществительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Объявление форс-мажора домашнему животному.

2. Объявление сотруднику об его увольнении за регулярные прогулы.

3. Сочувствие искреннее глубокое домашнему животному.

4. Соболезнование больной матери, лишенной возможности ходить на любимую работу.

5. Прощание с товарищем по работе до завтра.

Локально-растворительная модальность может быть очень оптимистичной и радостной — если растворяется нежеланная часть глобального объекта:

— Наконец-то мой заместитель по режиму ушел на пенсию — с почетом, разумеется, бестолочь. (лок - раст)

Эта модальность бывает очень убедительной, и в этом отношении она не сравнится с глобально-растворительной.

Коза съела все листья с кочана по очереди и теперь доедала кочерыжку. (лок - раст)

Заметьте, насколько менее изобразительна глобальная фраза:

Коза уже съела почти весь кочан. (глоб - раст)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-растворительная модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-растворительную модальность.

1. — Какой сюрприз!

2. — Наш коллектив — единое сплоченное ядро!

3. — Мне нужен менеджер с опытом работы в успешных проектах.

4. — А когда придет время умирать — научим, Георгий.

5. — И ничего, Сонечка, что он у тебя грузин — они такие обаятельные...

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-растворительной модальности.

1. — Спи, пожалуйста!

2. — Зачем пить вино, когда есть такая вкусная фруктовая вода?

3. — Наталия, у тебя все признаки «интересного положения» на лице!

4. — Горгоний, вас можно поздравить с юбилеем фирмы?

5. — Дормидонт, делайте все как обычно.

Упражнение. Сформулируйте в локально-растворительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Прощание слезное с родиной, покидаемой надолго.

2. Усмирение домашнего животного, постоянно требующего еды.

3. Заявление письменное начальнику о невозможности работы в коллективе.

4. Признание частичное объяснимое своей неудачи.

5. Жалоба письменная грозная маме на куклу.

Упражнение. Придумайте диалоги из двух реплик в следующих парах модальностей:

(глоб - твор) — (лок - осущ)

(глоб - осущ) — (лок - твор)

(глоб - раст) — (лок - твор)

(лок - твор) — (глоб - раст)

(лок - осущ) — (глоб - твор)

(лок - раст) — (глоб - осущ)

(глоб - твор) — (глоб - осущ)

(глоб - осущ) — (глоб - раст)

(лок - раст) — (лок - твор)

(лок - твор) — (лок - осущ)

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из шести холистически-диалектических модальностей.

1. — Ты собираешься меня покинуть, Доротея?

2. — Плохо твое дело, Евстигней.

3. — Не спеши, Домна, еще не вечер.

4. — Я решил пойти в этом году на великую гору Хан-Тенгри.

5. — Ну, это мы еще посмотрим, Зиновий.

Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — глоб - твор, партнер — лок - осущ;

б) протагонист — глоб - осущ, партнер — глоб - раст;

в) протагонист — лок - твор, партнер — глоб - осущ.

1. Байкер Марек катает на своем мотоцикле подружку Алину. Она то и дело пищит от восторга или страха, он снисходительно ее успокаивает и дает комментарии.

2. Любитель-садовод Игнат показывает своему городскому другу Потапу свои владения. Потап утверждается во мнении, что все это хорошо, но не для него лично.

3. Петух Мефистофель рано утром на заборе будит своего любимого хозяина Касьяна Гордеевича. Касьян вяло отругивается и пытается уснуть дальше, но петух приводит все новые аргументы в пользу раннего вставания Касьяна.

4. Изабелла — хозяйка болонки Дуни — останавливает во дворе складского пса Елизарыча и пытается выяснить, чего тот на самом деле добивается от ее любимицы. Елизарыч снисходительно объясняет Изабелле основы даоского мировосприятия, в частности, отсутствие у него специальных желаний и намерений.

5. Журналист Мартирий уговаривает своего нового друга, старого маститого поэта Феоктиста Нифонтовича, в необходимости освоения Интернета. Феоктист с трудом пытается понять, в чем разница между новостями он-лайн и офф-лайн.

Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — лок - осущ, партнер — лок - раст;

б) протагонист — глоб - твор, партнер — лок - раст;

в) протагонист — лок - раст, партнер — глоб - раст.

1. Командир пассажирского самолета Касьян спрашивает у стюардессы Генриетты, как обстановка в салоне, кто летит и т. д. Генриетта отвечает, а Касьян комментирует ее рассказ, делая легкомысленные обобщения, вспоминая случаи из своей практики и т. п.

2. Молодой воин Зуб Мамонта возвращается домой после неудачной охоты, голодный и израненный. Его встречает молодая жена Цветок Зари, сочувствует и утешает, стараясь, чтобы Зуб не считал себя полностью бездарным и неудачливым.

3. Первобытный воин Зуб Мамонта учит своего малолетнего сына Меткую Стрелу основам охотничьего искусства. Сообразительный малыш демонстрирует отличное понимание наставлений отца.

4. Зоопарк. Бегемот Федор и питон Пафнутий, находящиеся в соседних помещениях, обсуждают проходящую мимо публику и вспоминают родные места, где все было бы по-другому.

5. Зоопарк. Смотритель зубрятника Порфирий пытается успокоить и накормить зубриху Зинаиду, объявившую голодовку. Зинаида предъявляет ему свои претензии и обиды на родственников, работников зоопарка, посетителей и мир в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.