Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крымская война: причины возникновения, начальный этап. Парижский мирный договор 1856 г.






Крымская, или Восточная, воина стала следствием противоречий между великими держа­вами, которые выявились в 1840-е гг. Тогда определилась и основная расстановка сил, где на одной стороне были Османская империя, Англия и Франция, на другой - Россия. Действия николаевской дипломатии не отличались последовательностью. Она то шла на уступки, которые не были вынужденными, то не умела использовать выгодную для себя ситуацию. Иллюзорными оказались надежды Николая I на «австрийскую благодарность»[13] и на внешнеполитическую слабость республи­канской Франции. Когда в 1851 г. Луи-Наполеон Бонапарт со­вершил государственный переворот, а затем и провозгласил себя императором, стало ясно, что избежать столкновения с Фран­цией не удастся: Наполеон IIIготовился взять реванш за пора­жение своего дяди, Наполеона I.

В начале 1850-х гг. разгорелся спор о Святых местах, суть которого заключалась в определении права православного или католического духовенства контролировать христианские свя­тыни в Палестине. Поскольку решение зависело от султана, во владениях которого находились палестинские святыни, то спор вскоре приобрел характер международного конфликта, где про­тивостояли Россия и Франция. В 1851 г., уступая настоянию французского посла, султан отдал предпочтение католикам. Для Николая I защита прав православной церкви была важна сама по себе как свидетельство его покровительства христианскому населению Османской империи. Одновременно он не мог до­пустить дальнейшего роста французского влияния в Константи­нополе. Император не понимал глубины англо-русских противо­речий[14], преувеличивал англо-французские разногласия. Прийти к соглашению с Англией ему не удалось, и он занял в Восточном вопросе непримиримую позицию. Взяв курс на развязывание войны, царь полагал, что речь идет о противостоянии со слабой, как ему казалось, в военном отношении Францией, которая не решится воевать против России. Еще менее его беспокоили во­енные силы Турции.

Начало войны. История Крымской войны делится на 2 этапа: 1) ноябрь 1853 – апрель 1854 гг. – русско-турецкая кампания; 2)апрель 1584 – февраль 1856 гг. – война России против коалиции европейских держав.Неуступчивость Франции в споре о Свя­тых местах побудила Николая I спровоцировать конфликт. В 1853 г. была объявлена частичная мобилизация, а в Констан­тинополь направлен со специальной миссией Меншиков. Ему было поручено в ультимативной форме требовать от султанско­го правительства признания привилегий православной церкви. Меншиков должен был предложить султану заключить оборо­нительный союз против Франции. В Константинополе царский посланец вел себя дерзко и, когда турецкое правительство, опи­раясь на закулисную поддержку лондонского и парижского кабинетов, отвергло его ультимативные требования, демонстра­тивно прервал переговоры.

Россия ввела войска в Дунайские княжества, началась под­готовка к форсированию Дуная. Стремясь предотвратить войну, великие державы - Англия, Франция, Австрия и Пруссия ­подготовили так называемую Венскую ноту, призывая Порту соблюдать все прошлые русско-турецкие договоренности. Султан отверг венскую ноту и потребовал вывести войска из Дунай­ских княжеств. В октябре Османская империя объявила войну России. В ответ Николай I обнародовал Манифест о войне с Оттоманскою Портою.

В ноябре 1853 г. Черноморский флот под командованием П. С. Нахимова наголову разбил турецкую эскадру в Синопской бухте. Это было последнее в военно-морской истории крупное сражение двух парусных флотов. Офицеры и матросы показали прекрасную боевую выучку, однако господство русского флота на Черном море было недолгим. В начале 1854 г. туда вошла англо-французская эскадра, что стало прологом войны России с европейской коалицией. Николай I разорвал дипломатические отношения с Англией и Францией и одновременно не сумел по­лучить подтверждение нейтралитета Пруссии Австрии. Изо­ляция России стала очевидным фактом.

Весной 1854 г. русская армия под командованием Паскеви­ча перешла Дунай и осадила Силистрию. В ответ Франция и Англия объявили России войну. Союзная эскадра блокировала Балтийское побережье и крейсировала в Финском заливе. В ап­реле союзная эскадра подвергла бомбардировке Одессу. В бол­гарском портовом городе Варна сосредотачивался десант союз­ников, что побудило царя вывести войска из Дунайских кня­жеств, куда немедленно вступили австрийские части.

Русский флот - 14 линейных кораблей, 6 фрегатов и 4 пароходофрегата - был блокирован в Севастополе. Англича­не провели вызывающе бессмысленные бомбардировки Петро­павловска-Камчатского и Соловецкого монастыря. Переговоры между воюющими сторонами, которые при посредничестве Ав­стрии велись в Вене с июля 1854 г., в апреле следующего года были прерваны. Россия вынуждена была продолжать войну, ут­ратив инициативу на суше и на море и при неблагоприятной ди­пломатической обстановке.

В сентябре 1854 г. началась вы­садка союзного десанта, основу которого составляли английские и французские части, в Крыму, в районе Евпатории. Первона­чально общая численность армии вторжения составляла более 60 тыс. человек, что почти вдвое превосходило русские силы, находившиеся в Крыму.

Высадив­шись, союзники начали движение на Севастополь. Меншиков ( главнокомандующий русской армией) пытался остановить их на реке Альма, но потерпел поражение. Русская армия отступила вглубь Крыма, к Бахчисараю, что Меншиков объяснял необходимостью сохранить связи с внут­ренними губерниями России.

Севастополь был оставлен под защитой частей гарнизона и военных моряков. По приказу Нахимова Черноморский флот был затоплен в Севастопольской бухте, что должно было ослож­нить действия кораблей противника. В конце сентября союзные войска приступили к осаде города. Защитники города в корот­кий срок создали на подступах к нему мощную систему укреп­лений, разработанную под наблюдением военного инженера Э.И. Тотлебена. После гибели фактического руководителя обо­роны адмирала В. А. Корнилова в начале октября во время пер­вого штурма крепости общее командование принял на себя На­химов.

В феврале 1855 г. Меншикова сменил генерал М. Д. Гор­чаков, под чьим командованием русские войска в августе потер­пели тяжелое поражение на Черной речке. Судьба Севастополя была предрешена. К началу лета против 40 тыс. севастополь­ского гарнизона действовала насчитывавшая 140 тыс. армия союзников. В июне, в день годовщины битвы при Ватерлоо, со­юзники предприняли решительный штурм севастопольских ук­реплений, который был отбит с большими для них потерями. Душой обороны был Нахимов, который несколько дней спустя был смертельно ранен. 27 августа союзники предприняли оче­редной штурм Севастополя, в ходе которого был взят господ­cтвовавший над городом Малахов курган. По приказу Горчако­ва гарнизон оставил Севастополь, затопив последние корабли и взорвав укрепления. С падением Севастополя военные действия в Крыму прекратились. Героическая оборона Севастополя показала стойкость солдат, матросов и офицеров и одновременно выявила военно-техническую отсталость армии и флота, неготовность России к со­временной войне. Не только севастопольский гарнизон, но и полевая армия были фактически отрезаны от источников попол­нения, испытывали острый недостаток вооружения, боеприпа­сов и продовольствия: снабжение велось с использованием фур, в которые были запряжены волы, в распутицу оно прекраща­лось. Неслыханных размеров достигли интендантские злоупот­ребления. В войсках была велика эпидемическая смертность.

В определенной мере тяжесть военного поражения смягчали успешные действия русской армии на Кавказском театре, где еще в ноябре 1853 г. генерал В. о. Бебутов разгромил втрое превосходящие турецкие части при Башкадыкларе. Это означа­ло предотвращение угрозы турецкого вторжения в Закавказье. На следующий год попытки турок перейти в наступление были отбиты. Русские войска взяли крепость Баязет и нанесли в ок­тябре сокрушительное поражение главным объединениям про­тивника при Кюрюк-Даре, после чего турецкая армия на Кав­казе как боевая сила перестала существовать. Весной 1855 г. войска Н. Н. Муравьева блокировали Карс, гарнизон которого, руководимый английским генералом, в ноябре капитулировал. Современники сопоставляли взятие мощной крепости Карса с обороной Севастополя. Победы Кавказской армии создавали благоприятный фон для того, чтобы Россия дала Официальное согласие на возобновление мирных переговоров.

Парижский мир. В разгар воины, 18 февраля 1855 г. умер Николай I. На престол взошел его сын Александр II (1855 – 1881), который постепенно осознал бесперспек­тивность ведения войны. После получения известия о взятии Карса он принял новые австрийские предложения и пошел на уступки. В феврале 1856 г. в Париже началась работа конгрес­са, в которой участвовали Россия, Австрия, Англия, Франция, Турция и воевавшая на стороне союзников Сардиния. Вскоре к ним присоединилась Пруссия. Русскую делегацию возглавлял А. Ф. Орлов, верный друг покойного императора, на долю ко­торого выпало подвести итог николаевскому правлению. Во многом благодаря твердости и дипломатическому искусству Орлова условия Парижского мира, подписанного в марте, не отражали всей глубины военного и дипломатического поражения России.

Парижский трактат объявлял о нейтрализации Черного мо­ря, что для России означало запрет иметь там военный флот и необходимость ликвидации крепостных сооружений и арсена­лов. Орлову удалось отстоять нерушимость российской границы в Закавка­зье, но южная часть Бессарабии и устье Дуная от нее отходили. Карс возвращался под власть Турции, но полностью восстанав­ливалась довоенная граница на Западном Кавказе. Турция при­знавала все Кавказское побережье Черного моря российским владением. Россия была лишена права единоличного покрови­тельства Сербии, что подорвало ее позиции на Балканах. Ду­найские княжества - Молдавия и Валахия, оставаясь под вер­ховной властью Порты, сохраняли «независимое и националь­ное управление, а равно и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства». Особая конвенция о проливах подтверждала их закрытие для военных кораблей в мирное время, что можно рассматривать как небольшой успех российской дипломатии.

На Парижском конгрессе сложилась расстановка сил, кото­рая получила название Крымской системы. Новая система имела антироссийскую направленность и подчеркивала политическую изоляцию страны. В результате недальновидности Николая I, дипломатических просчетов и воен­ных неудач, Российская империя потеряла почти все, что было приобретено ею при Екатерине II и Александре I. Национальное унижение стало закономерным финалом николаевской внешней политики.

В ходе Крымской воины русская армия потеряла убитыми, ранеными и ставшими жертвами эпидемических болезней до по­лумиллиона человек. Россия лишилась флота и мощной военно-­морской базы на Черном море. Военные расходы легли непо­сильным бременем на бюджет страны, дефицит которого вырос в шесть раз. Рекрутские наборы и чрезвычайные налоги обес­кровили народное хозяйство. Военное поражение сопровождалось хозяйствен­ным разорением и резким ростом социальной напряженности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.