Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тонкости






Таким образом, трансляция, представляющая собой короткое простое предложение типа «подлежащее — сказуемое — прямое дополнение», в отсутствие логического или ситуативно-обусловленного ударения имеет обычно синтетическую модальность. Длинные фразы получают модальность в зависимости от логического ударения или от преобладания в них слов, имеющих синтетическую, качественную или предметную модальности, например:

— Я хочу дикобраза. (син)

— Не знаю, как вы, а (с ударением) я — никуда не поеду! (син)

— А что нам на это скажет уважаемый (с придыханием) Зиновий Каллистратович? (син)

— Высоко ты, Ромуальд, поднялся — высоко... (кач)

— Я в таких городах бывал — Париж! Берлин! Сан-Франциско! Акапулько! (син)

— У меня болит живот (поглаживает себя по животу). (пред)

— Что ты за мои коленки все держишься, Евсевий? У меня и другие части есть — спинка, например, стопочки, лодыжки, шейка, между прочим. (пред)

— (угощая гостя) Чашечку кофе? (пред)

Односложная трансляция имеет качественную или предметную модальность, если основной ее смысл заключен, соответственно, в предъявляемом качестве или объекте. Если же ее смысл символический (например, «да» или «нет»), то она обычно имеет синтетическую модальность. Примеры:

— Ты какого цветы глаза у мужчин любишь?

— Голубые. (кач)

— Я тебе купила янтарную брошку.

— (разочарованно) Янтарную... (син)

— Идем, Порфирий?

— Идем. (син)

— Что ты хочешь на завтрак, Игнатий?

— Творог. (пред)

— Будешь есть на завтрак творог со сметаной.

— (послушно, кивая головой) Творог. (син)

— Ну, и что твой избранник, Прасковья?

— Гусак! (син)

— Как, Панкрат вчера блистал?

— (с восхищением) Король! (син)

Упражнение 4. Определите триадическую модальность ответных реплик в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору.

1. — Тебе нравится Ананий?

— (поднимая лицо и руки вверх) Это Бог!

2. — И что ты собираешься надеть на ноги, Агафья?

— Сапожки.

3. — Ты почему со мной не хочешь дружить, Остромир?

— Боюсь...

4. — Задумайся, Иероним!

— Доброму молодцу стать нужна.

5. — Уймись, Ираклий!

— Ну нет!

6. — А грибочков хочешь?

— Грибочков — хочу.

7. — Посторонись, Корнилий!

— Пожалуйста.

8. — Ты мне верна, Конкордия?

— Как серая гусыня своему избраннику, дорогой.

9. — Заходи при случае, Мелания — буду рад.

— Случится — может, зайду.

10. — Ну, теперь пиши — пропало.

— Ой! Совсем пропало?

Ответ. 1. син. 2. пред. 3. кач 4. син. 5. син. 6. син. 7. син. 8. син. 9. кач. 10. кач.

Упражнение 5. Определите триадическую модальность трансляций в следующих диалогах и в пяти элементарных диалогах по своему выбору.

1. — Отвяжись, а?

— Назвался груздем — полезай в кузов, Манефа!

2. — Ой!

— Не ойкай, пожалуйста, а то противно.

3. — Я пошел загорать на крышу.

— На крышу?!

4. — Что, брат, тоскуешь? Не ровно дышишь?

— Да, нечего сказать...

5. — Что это у тебя сегодня глаза такие зеленые, Манефа?

— Что, что... мороженого хочу!

Ответ. 1. кач; син. 2. син; кач. 3. син; пред. 4. кач; син. 5. кач; пред.

Упражнение 6. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору: а) в синтетической модальности, б) в качественной модальности и в) в предметной модальности.

1. — Я что, не совсем тебя удовлетворяю, Варсонофий?

2. — Уж в чем-чем, а грибах я знаю толк.

3. — Ну, далеко ведь на яхте не уплывешь?

4. — Что-то не нравится мне твой вид, Ангелина.

5. — Я скоро ухожу — и не знаю, когда вернусь.

Ответ.

1а). — Да, не совсем. (син)

1б). — Холодна ты очень. (кач)

1в). — Нет, все на месте: ручки, ножки, платьице... декольте. (пред)

2а). — (сомневаясь) Да?

2б). — И ядовитые отличаете?

2в). — И в белых, и в маслятах тоже?

3а). — Смелого пуля боится.

3б). — Можно и далеко — но опасно.

3в). — Из опасностей — только волны, ветер и мели.

4а). — Фу-ты ну-ты рожки гнуты!

4б). — Не нравится — не кушай, а главное — не капризничай!

4в). — Нос или щеки?

5а). — Чао! (машет рукой, прощаясь)

5б). — Но ведь еще совсем рано!

5в). — Домой собралась? Или на концерт?

Упражнение 7. Определите триадические модальности, использованные героями в следующей сценке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.