Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория и практика






Разумеется, коммуникацию, как и искусство рукопашного боя, нельзя постигать чисто умственно — освоение теоретических знаний, касающихся процесса человеческого общения, должно сопровождаться их практическим применением, как письменным (очень важная часть практики!), так и устным, в реальных коммуникативных ситуациях. Прекрасно это понимая, автор, приступив к теоретической разработке коммуникатики, параллельно организовал и провел ряд семинаров-тренингов, участники которых могли практически осваивать различные коммуникативные средства и приемы, и эта книга написана по следам четырех лет практического преподавания искусства общения. На семинары приходили участники разного возраста, социального положения и культурного уровня, и общим мнением после первых же занятий было т о, что коммуникации нужно специально учиться, поскольку имеющихся у нас от рождения и приобретенных естественным путем навыков общения решительно не хватает во многих жизненных ситуациях.

Другим важным обстоятельством, не менее отчетливо проявленным в семинарах, оказалось следующее: успешное, взаимно удовлетворительное общение никогда не представляет собой аморфного набора реплик партнеров, но подчиняется определенным законам, соблюдение которых существенно помогает партнерам выстроить диалог, а нарушение сильно бьет по ним — и ментально, и эмоционально, и энергетически: путаются мысли, расстраиваются чувства, падает жизненная сила. При этом законы общения отчасти связаны с соблюдением партнерами правил обратной связи по отношению друг к другу (принципы комплементарности и конформности, см. главу 2), а отчасти диктуются самим по себе процессом общения, который имеет свою объективную логику, и ее нарушение дорого обходится партнерам. Исследование законов и логики успешного общения — увлекательная тема, разработка которой только еще начинается, и автор надеется, что читатель этой книги примет в ней заинтересованное участие.

Практика семинаров подтвердила также гипотезу автора о том, что в стандартных для человека ситуациях коммуникативные возможности существенно ограничиваются его стереотипами: попросту говоря, он разговаривает в них как всегда, используя по привычке очень незначительную часть своих потенциально имеющихся выразительных средств, как языковых, так и несловесных (телесных, интонационных, мимических) — и, хотя по ситуации это для него может быть очень невыгодно, практически не способен без посторонней помощи выбраться за пределы своих коммуникативных шаблонов. При попытках же «насильственной» замены коммуникативного стиля (например, по просьбе партнера или руководителя семинара) человека нередко «клинит», то есть он оказывается вообще неспособным к диалогу: лишается дара речи в буквальном смысле слова и полностью теряет контакт с партнером и окружающей средой. Такова бывает сила подсознательного сопротивления непривычным (хотя в принципе известным!) коммуникативным стилям — но зато, освоив их, человек чувствует себя намного сильнее и увереннее, причем не только в конкретном общении, но и во многих социальных ситуациях в целом.

Еще один важный вывод, который делает для себя усердный ученик коммуникатики, заключается в следующем: в общении между людьми, в отличие от шахмат, не существует вынужденных ходов и тупиковых ситуаций: в любой коммуникативной ситуации имеется громадный выбор вариантов продолжения общения (а также формул его завершения), и в зависимости от того, какой именно вариант будет выбран партнерами, существенно зависит итог общения. И если на практике большинство людей во многих ситуациях общения считают, что они ведут себя «единственно возможным способом», то они ошибаются, принимая ограничения своих стереотипов за объективную реальность.

Но у каждой теории и практики есть свои ограничения, и здесь автор считает своим долгом предупредить читателя: успешным общение может быть только тогда, когда у его участников есть для него предмет и взаимный интерес, а коммуникативные приемы и «ходы», даже очень удачно подобранные — не более, чем изысканный столовый сервиз, на котором хозяйка подает свои блюда изголодавшимся гостям. Однако самый лучший фарфор, даже мейсенский, при всей своей красоте не вкусен и не питателен.

Цели

В этой книге автор поставил перед собой цель познакомить читателя с основными понятиями науки о человеческом общении и дать ему возможность лучше понимать своих собеседников и более разнообразно и доходчиво выражать свои чувства, мысли, намерения и жизненные позиции. Эта книга носит характер практического введения в тему; помимо теоретического материала, читатель обнаружит в ней много примеров и упражнений. Изучив первые и выполнив вторые, читатель, возможно, получит импульс для дальнейшего, более глубокого вхождения в тему человеческой коммуникации. В этом случае автор рекомендует обратиться к детальным разработкам в серии книг «Коммуникатика», а также приглашает всех желающих в свою заочно-очную школу «Человек среди людей».

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.