Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Кино 8 страница. Соч. : На войне в Азии и Европе






Соч.: На войне в Азии и Европе. Воспоминания, М., 1894; Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова, М., 1950.

Лит.: Лебедев А. К., В. В. Верещагин, М., 1958 (в кн. перечень лит. работ В. и его произв., хранящихся в музеях СССР, а также подробная библ.). В. М. Датунов.

ВЕРЕЩАГИН Глеб Юрьевич [2(14). 4. 1889, с. Гостеевка, ныне Тамбовской обл., -5. 2. 1944, пос. Листвянка Иркутской обл. ], советский гидробиолог, озеро вед, доктор географич. наук, профессор. Окончил Варшавский ун-т (1913). С 1914 работал в Зоологич. музее Петерб. АН. С 1925 руководил байкальской экспедицией АН СССР; в 1930-1944 директор Байкальской лимнологич. станции. Осн. работы по планктону и пресноводным ракообразным, ледовому режиму Байкала, динамике и морфологии его берегов, а также влиянию на рыбное х-во подъёма уровня озера в связи с проектировавшимися ГЭС. Предложил теорию мор. происхождения байкальской эндемичной фауны и флоры.

Соч.: Происхождение и история Байкала, его фауны и флоры, " Тр. Байкальской лимнологической станции", 1940, т. 10; Байкал, М., 1949.

Лит.: Обручев В. А., Т а л и-ев Д. Н., Глеб Юрьевич Верещагин, " Изв. АН СССР. Серия геологическая", 1945, № 1.

ВЕРЕЩАГИН Леонид Фёдорович [р. 16(29). 4. 1909, Херсон], советский физик, акад. АН СССР (1966; чл. -корр. 1960), Герой Социалистич. Труда (1963). В 1934-39 работал в Укр. физикотехнич. ин-те в Харькове, в 1939-54 зав. лабораторией в Ин-те органич. химии АН СССР. С 1954 директор Лаборатории высоких давлений АН СССР (с 1958- Ин-т физики высоких давлений АН СССР). Проф. МГУ (с 1953). Осн. труды по проблемам сверхвысоких давлений (опубл. более 150 работ). Исследовал физ. свойства твёрдых тел при высоких давлениях (их физ. -механич. свойства, структуру, электропроводность и др.). Разработал методы измерений физ. величин (деформаций, скорости звука и др.) при высоких давлениях. В 1960 под руководством В. впервые в СССР синтезированы искусств, алмазы. Ленинская пр. (1961) и Гос. пр. СССР (1952). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

ВЕРЕЩАГИНО, город, центр Верещагинского рна Пермской обл. РСФСР. Ж. -д. станция в 120 км к 3. от Перми. 24 тыс. жит. (1969). Важный трансп. центр. Предприятия ж. -д. транспорта, трикот. фка, мясо- и мелькомбинаты, молочный з-д. Кооперативный техникум. В районе пригородное х-во молочномясного направления. В. возникло в кон. 19 в., город с 1942. Назван в честь В. В. Верещагина.

Лит.; Тиунов Г., 3., Верещагине, Пермь, 1960.

ВЕРЕЩАТНИКИ, вересковые пустоши, тип растительности, представленный вечнозелёными кустарниками и кустарничками, преим. сем. вересковых, имеющих жёсткие узкие листья. В. приурочены к прохладному и влажному океанич. климату, к бедным, сильно оподзоленным песчаным или торфянистым почвам. Распространены в основном в Европе. Ограниченное распространение имеют в Сев. и Юж. Америке, в Африке (Капская земля), на Фолклендских о-вах; в СССР - по побережью Балт. м. В верещатниках на севере и востоке Европы доминирует вереск (Calluna vul-garis), а на западе Европы, в более влажных условиях, - эрика (Erica tetralix). Им сопутствуют толокнянка, водяника, брусника, черника, голубика и др. Часто встречается можжевельник (Juniperus com-munis). В напочвенном покрове много мхов и лишайников. Совр. распространение верещатников на С. Европы является в значит, части вторичным, на месте уничтоженных рубкой и пожарами сосновых лесов и осушенных торфяников. Площади, освобождённые от В., легко поддаются мелиорации, после чего их превращают в культурные земли.

ВЕРЕЯ, город в Моск. обл. РСФСР. Расположен на высоком правом берегу р. Протва (приток Оки), в 113 км к Ю. -З. от Москвы и в 27 км к Ю. от ж. -д. ст. Дорохове. 6, 5 тыс. жит. (1969). Швейная фка. Впервые упоминается в летописи под 1371. В 14-15 вв. В. - центр Верейского княжества. Сохранились остатки древнего кремля и собор 16 в.

ВЕРЕЯ, посёлок гор. типа в Орехово-Зуевском р-не Моск. обл. РСФСР. Расположен в 8 км к Ю. -В. от г. Орехово-Зуево. 7, 3 тыс. жит. (1969). Добыча торфа.

ВЕРЖБИЛОВИЧ Александр Валерианович [27. 12. 1849 (8. 1. 1850), Петербург, - 2(15). 3. 1911, там же], русский виолончелист. В 1871 окончил Петерб. консерваторию по классу К. Ю. Давыдова. В 1877-85 солист оркестров петерб. оперных театров. Участник многих камерных ансамблей, с 1880 - квартета петевб. отделения Рус. муз. об-ва. Концертировал в городах России и за рубежом (Париж, Вена, Константинополь и др.). С 1882 (с небольшим перерывом) преподавал в Петерб. консерватории (с 1890 - проф.). Ученики: Д. С. Бзуль, Е. В. Вольф-Израэль, С. М. Козолупов и др.

Лит.: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1860 - 1917), М., 1965, с. 122-74.

ВЕРЖЕНН (Vergennes) Шарль Г р а-вье (Gravier) (28. 12. 1717, Дижон, - 13. 2. 1787, Версаль), граф, французский гос. деятель, дипломат. В 1754-68 посол в Турции, в 1771-74 - в Швеции; проводил враждебную России политику. В 1774-83 мин. иностр. дел Франции. В период Войны за независимость в Северной Америке 1775-83 поддепживал американцев, стремясь ослабить Великобританию. Однако в 1780 в связи с успехами США в войне с Великобританией выдвинул план раздела Сев. Америки между Францией, Великобританией и Испанией. В 1783-87 возглавлял финанс. совет, вёл борьбу против финансово-экономич. реформ, проведённых А. Р. Ж. Тюрго.

ВЕРЖЕС (Verges) Поль (р. 5. 3. 1925), деятель коммунистич. движения на о. Реюньон. Род. в Убоне (Таиланд) в семье врача. Учился на юридич. ф-те Парижского ун-та. В 1945-59 чл. Франц. компартии. В 1956-58 депутат Нац. собрания Франции от о. Реюньон. С 1957 директор органа реюньонских коммунистов газ. " Темуаньяж" (" Temoignage"). С образованием Реюньонской компартии (1959) В. был избран её первым секретарём, с 1967 - ген. секретарь компартии.

ВЕРИГИ (др. -рус.), орудия религ. самоистязания- жел. или медные цепи, кольца, кандалы и т. п., носимые кающимися и " подвижниками" в целях " умерщвления плоти". Первонач. значение слова " В. " - тюремные кандалы, цепи.

ВЕРИГО Александр Андреевич [23. 11 (5. 12). 1837, Витебская губ., -13(26). 3. 1905, Одесса], русский химик. В 1860 окончил Петерб. ун-т. С 1862 работал в Тюбингене, а затем в Цюрихе. В 1866 в Новороссийском ун-те в Одессе совместно с Н. Н. Соколовым организовал химич. лабораторию, читал курсы неорганич. и технич. химии, а с 1874 органич. химии. С 1871 по 1896 проф. того же университета. Учениками В. были В. М. Петриашвили, П. Г. Меликишви-ли, С. М. Танатар, Н. Д. Зелинский. В 1865 В. получил азобензол и его гомологи, синтезировал азотолуол и др. В. изучил состав днестровской воды, вод источников и колодцев, окружающих город, исследовал целебные лиманы и грязи. В 1880 организовал в Одессе первую в России лабораторию для исследования пищевых продуктов.

Соч.: Исследование над азобензидом и его гомологами, Од., 1866; О реакции прямого присоединения к группе азобензида, Од., 1871.

Лит.: Медиков П., Александр Андреевич Вериго, " Журнал Русского физикохимического об-ва. Часть физическая", 1905, т. 37, в. 5, с. 469; Степанова О. С., Александр Андреевич Вериго, " Украинский химический журнал", 1956, т. 22, в. 1.

ВЕРИГО Бронислав Фортунатович (1860, Витебская губ., -13. 6. 1925, Пермь), русский физиолог. Ученик И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Окончил Петерб. ун-т (1881) и Военномед. академию (1886). В 1888 защитил докторскую дисс. Работал в лабораториях Э. Пфлюгера, И. И. Мечникова, в 1897-1914 проф. Новороссийского ун-та в Одессе, с 1917 - Пермского ун-та. Исследования В. посвящены гл. обр. электрофизиологии; открыл и описал явление катодич. депрессии (длительное понижение возбудимости, развивающееся вторично вслед за её повышением в области приложения катода). Установил, что гальванич. ток в зависимости от силы и направления блокирует либо двигат., либо чувствит. нервные волокна. Изучая газообмен в лёгких и тканях, установил (1892) влияние О2 на способность крови связывать СО2 (эффект Вериго).

Соч.: Основы физиологии человека и высших животных, т. 1 - 2, СПБ, 1905 - 10.

Лит.: Памяти Бронислава Фортунатовнча Верпго. 1860 - 1925. [Некролог], " Русский физиологический журнал", 1926, т. 9, № 1.

ВЕРИЗМ (итал. verismo, от vero - правдивый), реалистическое направление в итал. лит-ре, музыке и изобразит, иск-ве конца 19 в., стремившееся отразить социальные и психологич. конфликты новой нац. -ист. действительности объединённой Италии, вступившей на путь капита-листич. развития.

ВлитературенаВ. оказали противоречивое влияние теория натурализма Э. Золя, критич. реализм франц. и рус. лит-ры, а также идеи итал. социалистич. движения. Нац. своеобразие В. в глубоком сочувствии угнетённому трудовому народу, жизнь к-рого (гл. обр. крестьянства и бедняков провинции) явилась осн. содержанием романов и новелл теоретиков В. - Дж. Верги, Л. Капуаны, а также Д. Чамполи, Р. Фучини, М. Серао и др. Веристы ввели в лит-ру нар. язык, широко используя диалекты; создали бытовой театр (комедии Дж. Ро-ветты, Дж. Джакозы); внесли новое содержание в поэзию (О. Гуэррини, псевд. - Л. Стеккетти; А. Бойто). Однако веристы не видели обществ, возможности устранения социальной несправедливости; отсюда в их творчестве мотивы обречённости, переоценка роли физиологии. Лучшие традиции В. развивает совр. прогрес. лит-pa Италии.

Л. Ф. Верещагин.

П. Верлен.

В музыке В. получил известность в оперных произведениях. Однако характерные для лит-ры В. социальные мотивы разрабатывались в них редко. Героями своих произв. композиторы избирали сельских жителей, бедных горожан, представителей богемы и гл. внимание сосредоточивали на житейских драмах, основанных гл. обр. на любовных коллизиях. Первые образцы веристской оперы - " Сельская честь*- П. Маска-ньи (пост. 1890) и " Паяцы" Р. Леонка-валло (пост. 1892). Наиболее значительны достижения оперного В. в творчестве Дж. Пуччини (" Манон Леско", пост. 1893, " Богема", пост. 1896, " Тоска", пост. 1900, " Чио-Чио-сан", пост. 1904, " Девушка с Запада", пост. 1910, и др.). Успеху произв. В. способствовали театр, эффектность, мелодически-выразит. музыка, подчёркнутая эмоциональность. Однако натура-листич. тенденции, мелодраматизм, поверхностная иллюстративность, преувеличенность экспрессии, пристрастие к однообразному мелодизированному речитативу снижали целостность образов. Родственные В. течения существовали во Франции (оперы А. Брюно, " Луиза" Г. Шарпантье), Германии (опера " Долина" Э. д'Альбера) и др. странах.

В изобразит, иск-ве В. характеризуется интересом к жизни крестьян и рабочих, значит, социальнокритич. тенденциями, а вместе с тем пессимис-тич., порой пассивнонатуралистич. восприятием действительности (живописцы В. Вела. Рельеф " Жертва труда".

Бронза. 1883. Национальная галерея современного искусства. Рим.

Ф. П. Микетти, Дж. Пеллицца да Воль-педо; скульпторы В. Вела, В. Джемито).

Изд. в рус. пер.: Итальянские новеллы 1860 - 1914, [предисл. Б. Г. Реизова], М. -Л., 1960.

Лит.: Gramsci A., Letteratura e vita nazionale, Torino, 1950; Marzot G., 11 verismo, вкн.: Question! e correnti di storia letteraria. Mil., 1949; Salinari C., Storia popolare della letteratura italiana, v. 3, Roma, 1962; R i n a 1 d i M., Musica e verismo, Roma, 1932; De Logu G., Pittura italiana dell'ottocento, Bergamo. [1955].

ВЕРИКОВСКИЙ Михаил Иванович [9(21). ll. 1896, Кременец, -14. 6. 1962, Киев], советский композитор, педагог, дирижёр, засл. деят. иск-в УССР (1944). Окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Б. Л. Яворского (1923). Автор произв. разных жанров, в т. ч. первого укр. балета " Пан Каневский" (пост. 1931, Харьков) и первых укр. симф. соч. (сюита " Веснянки", 1923, " Татарская сюита", 1928, и др.), опер - " Дела небесные" (1934); " Сотник" (пост. 1939, Одесса), " Наймичка" (пост. 1943, Иркутск) по поэмам Т. Г. Шевченко, " Слава" (1961), " Беглецы" (исп. 1957, Киев, радио), ораторий, кантат, в т. ч. " Октябрьская" (1936), хоров (более 40), романсов, обработок нар. песен (60) и др.

В. принадлежит ряд оркестровых редакций произв. Н. В. Лысенко, П. И. Ни-щинского, Н. Н. Аркаса и др. Выступал как оперный и симф. дирижёр, вёл пед. работу, с 1946 проф. Киевской консерватории.

Лит.: Герасимова-Персидсь-

ка Н. О., М. I. Вершовський, К., 1959.

Л. С. Кауфман.

ВЁРИНГФОССЕН, Вёрингфосс (V0ringfoss), водопад на 3. Норвегии, на р. Бьорейя, берущей начало на плоскогорье Хардангервидда и впадающей в Эйд-фьорд (ответвление Хардангер-фьор-да). Вые. 182 м.

ВЕРИН-ТАЛИН, посёлок гор. типа, центр Талинского рна Арм. ССР, в 18 км к С. -В. от ж. -д. ст. Кармрашен, на шоссе Ереван - Ленинакан. 3, 3 тыс. жит. (1970). Маслосырозавод, з-ды бытовых электроприборов, асфальтобетонный, филиал Советашенской трикот. ф-ки. Инкубаторная станция. Нар. театр.

ВЕРИСИМУ (Verissimo) Эрику (р. 17. 1. 1905), бразильский писатель. Автор социальнопсихологич. романов " Скрестившиеся пути" (1935), " Место под солнцем" (1936), " Сага" (1940) об участии бразильцев в гражд. войне в Испании, ист. дилогии " Время и ветер" (1949-62) из жизни юж. штатов Бразилии. В романах " Дальше - молчание" (1943) и " Ночь" (1954) сказалось влияние фрейдизма. Романы " Господин посол" (1965, рус. пер. 1969), " Пленник" (1967, рус. пер. 1970) разоблачают экспансионистскую политику США в Лат. Америке и Азии. Написал " Очерк бразильской литературы" (1945), книги для детей, путевые записки.

Соч.: Ficcao completa, v. 1 - 5, Rio de J., 1966-67; врус. пер. - Мост, в кн.: Бразильская новелла, М., 1968; Господин посол, М., 1969.

Лит.: Вг u n оН., Estudios da literatura brasileira, Rio de J., 1957. И. А. Тертерян.

ВЕРИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА (франц. lettre de creance, лат. litterae credentiales или 1. fidei), документ, при помощи к-рого осуществляется аккредитование дипломатич. представителя. Удостоверяет представительный (дипломатич.)характер миссии и личности дипломатич. представителя. В, г. для послов и посланников пишутся в установленной форме от главы одного гос-ва к главе другого и снабжаются соответствующими подписями и печатями. Подпись главы гос-ва обычно скрепляется подписью главы ведомства иностр. дел. Поверенные в делах, а также политич. представители при аккредитовании снабжаются письмом от главы ведомства иностр. дел направившего их гос-ва к главе ведомства иностр. дел страны назначения.

В. г. содержит: имя и титул (звание) отправителя и получателя, имя и ранг дипломатич. представителя, просьбу " верить" последнему во всех сношениях именно в качестве представителя данного гос-ва. Иногда в В. г. излагаются в краткой форме мотивы и цели дипломатич. миссии, а также состояние дипломатич. отношений между двумя странами па данный момент.

В. г. вручается дипломатич. представителем при первой аудиенции у главы гос-ва, а её заверенная копия предварительно препровождается главе ведомства иностр. дел.

В. г. носит характер общих полномочий дипломатич. представителя: будучи аккредитованным, он не нуждается в дальнейших полномочиях для своих выступлений и заявлений в стране пребывания, ответственность за все его должностные действия, письма и слова полностью ложится на назначившее его правительство. Однако В. г. сама по себе не даёт права дипломатич. представителю подписывать междунар. соглашения без спец. полномочий.

В. г. теряет силу в случае смерти главы гос-ва, назначившего дипломатич. представителя, или главы гос-ва, при к-ром он аккредитован, при изменении формы правления в стране пребывания или на родине дипломатич. представителя, при изменении ранга дипломатич. представителя. При оставлении своего поста дипломатич. представитель вручает отзывные грамоты (lettre de rappel) и, в свою очередь, иногда получает рекредитив (lettre de recreance) для вручения его своему правительству по возвращении на родину. Форма отзывных грамот и рекредитива сообразуется с формой В. г.

В. И. Менжинский.

ВЕРИФИКАЦИЯ (позднелат. verifica-tio - доказательство, подтверждение, от лат. verus - истинный и facio - делаю), эмпирическое подтверждение тсо-ретич. положений науки путём " возвращения" к наглядному уровню познания, когда идеальный характер абстракций игнорируется и они " отождествляются" с наблюдаемыми объектами. Напр., идеальные геометрич. объекты - " точки", " прямые" и пр. - " отождествляются" с их чувств, " образами". В общем случае В. - это построение наглядной модели для любой теории. Идея В. вызревала постепенно, по мере усиления роли логич. дедукции в выработке науч. понятий. Осознание, гл. обр. в математике и теоретич. физике, возможного несоответствия между логическим (абстрактным) мышлением и интуитивным мышлением, связанным с наглядностью (пример: открытие непрерывных функций, не имеющих производных), породило потребность в обосновании связи между абстракцией и реальностью. Известным выражением этой потребности и одновременно выражением позиции эмпирической философии явилось выдвинутое ещё И. Кантом требование " наглядного исключения" любой абстракции: "... необходимо с д е л а-т ь чувственным (sinnlich) всякое абстрактное понятие, т. е. показать соответствующий ему объект в созерцании, так как без этого понятие (как говорится) было бы бессмысл е н и ы м (ohne Sinn), т. е. лишенным значения" (Соч., т. 3, М., 1964, с. 302). В философии неопозитивизма это требование получило статус методоло-гич. принципа возможности опытной проверки, или принципа В. В известном смысле оно аналогично требованию практической применимости абстракций, заключающейся в удалении абстракций, в замене их •" конкретными" объектами, от к-рых они (могут быть) абстрагированы. Однако, поскольку не всякую применяемую абстракцию можно верифицировать, т. е. исключить " наглядным" способом (ибо не всякая реальность, отражением к-рой является абстракция, наглядна), критерий В. не тождествен критерию практики.

Лит.: Витгенштейн Л., Логикофилософский трактат, пер. с нем., М., 1958; НарскийИ. С., Современный позитивизм. Критический очерк, М., 1961; Яновская С. А., Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в кн.: The foundation of statements and divisions. Proceedings of the International colloquium on methodology of sciences held in Warsaw 18 - 23 September 1961, Warszawa, 1965; НеванлиннаР., Пространство, времяиотносительность, пер. снем., М., 1966; S с h I i с k M., Meaning and verification, " Philosophical Review", 1936, v. 45, № 4; С a r n a p R., Testability and meaning, " Philosophy of Science", 1936, v. 3, NQ 4; 1937, v. 4, № 1. М. М. Новосёлов.

ВЕРКБЛЕЙ (нем. Werkblei, от Werk - изделие и Blei - свинец), черновой свинец, свинец с примесью других металлов, получаемый при плавке свинцовых руд или рудных агломератов. Количество примесей в В. составляет 2-3, редко до 10%. Обычно в В. присутствуют медь и сурьма, реже - мышьяк, олово, висмут, иногда в малых количествах - цинк, никель и кобальт. Кроме них, в В. присутствуют сульфиды свинца, железа и меди. Почти всегда имеется серебро, часто - золото. Для получения чистого свинца В. рафинируют (см. Свинец).

ВЕРКОР (Vercors; псевд., наст, имя ифам. Жан Брюллеp; Bruller) (p. 26. 2. 1902, Париж), французский писатель и художник. Сын издателя. Инженер по образованию. В 1935 создал рисунки на злобу дня в еженедельнике Народного фронта " Вандреди" (" Vendredi"); предчувствовал угрозу новой войны (альбом эстампов " Ободряющие лики войны", 1936), но активно ей противодействовать ему мешали пацифистские иллюзии и скептицизм в истолковании истории и смысла человеческого бытия (цикл эстампов " Пляска живых", 1932-1938). 2-я мировая война и капитуляция Франции в 1940 сокрушили его метафизич. отрешённость. Вместе с П. де Лескюром основал в Париже подпольное " Полночное издательство", в к-ром под именем " Веркор" (назв. лесистого предгорья Альп) опубл. повесть " Молчание моря" (написана 1941, изд. 1942, рус. пер. 1959) - лит. манифест духовно непокорённой Франции, а также антифаш. повесть " Шествие со звездой" (1943). В. - мастер трагедийного рассказа (" Типография,, Верден" ", 1947; " Глаза и свет", 1948), остроумный, но подчас уязвимый моралист (" Более или менее человек", 1950), очеркист (" Странствия француза в Китае", 1956). Столкновение научных, социальных и моральных оценок (роман " Люди или животные? ", 1952, рус. пер. 1957), обыденные или исключительные, на грани аномалии, характеры (цикл повестей " На этом берегу", т. 1-3, 1958 - 1960), фантастич. предположение (роман чСильва", 1961) - всё это у В. подчинено цели побудить читателя размышлять: жить " в стороне" от социальных битв или " в схватке" (роман " Гнев", 1956), по совести или в безумстве обладания и потребления (сатирич. роман " Квота, или Сторонники изобилия", совм. с Короне-лем, 1966, рус. пер. 1970). Порой проблема смысла человеческого существования обретает абстрактное или натуралистич. воплощение у В., особенно в кризисные годы его обществ. -по литич. активности (книга эссе " П. П. К. ", 1957). В периоды духовного подъёма его ирония и сатира разят индивидуализм, агрессивное невежество, расистское изуверство, вырождение бурж. идеалов. Героич. Движению Сопротивления посвящена кн. воспоминаний " Битва молчания" (1967).

Соч.: La puissance du jour, P., 1951; Les pas dans le sable, P., 1954; Zoo, ou 1'as-sassin philanthrope, [P., 1964]; Le radeau de la Meduse, P., 1969.

Лит.: Евнина Е. М., Современный французский роман. 1940 - 1960, М., 1962; Сухомлин В., Метод репродукции Веркора, " Творчество", 1957, № 3; С о r n u М., Vercors: Le radeau de la Meduse, " La pensee", 1969, aout, № 146; К о n s t a n-tinovic R. D., Vercors ecrivain et des-sinateur, P., 1969. В. П. Балашов.

ВЕРЛЕН (Verlaine) Поль (30. 3. 1844, Мец, -8. 1. 1896, Париж), французский поэт. Род. в семье офицера. Начинал писать под влиянием парнасцев (см. " Яармас"), но также романтиков и Ш. Бодлера. В. - один из основоположников символистского направления. В " Сатурновских стихотворениях" (1866) и " Галантных празднествах" (1869) наряду со строго изваянными образами в манере парнасцев появляются характерные для В. напевные, меланхоличные, глухо звучащие стихи. В кн. стихов " Песнь чистой любви" (1870) В. приближает лексику и синтаксис поэтич. речи к простой беседе. В 1871 В. не подчинился версальцам, остался в Париже и служил в бюро прессы Парижской Коммуны. После " кровавой недели" до 1877 жил преим. в провинции, уезжал в Бельгию и Англию. В 1874 опубл. кн. Стихов " Романсы без слов", во многом определившую эстетику символизма. Задушевные незатейливые песенки чередовались там со стихами, символически передающими минорным звучанием и ритмом беспредметную тоску и покорность ей. В стих. " Поэтическое искусство" В. полушутя советовал добиваться манящей воображение неточности, нюансов, музыкальности стиха. Сб-ки стихов " Далёкое и близкое" (1884), " Параллельно" (1889), статьи об А. Рембо, С. Малларме и др. (" Проклятые поэты", 1884) двойственны. Здесь усиливаются упадочные тенденции, но в то же время поэт предостерегает своих новых сторонников от декадентских крайностей, печатает рево-люц. стихи (поэма " Побеждённые" в сб. " Далёкое и близкое"). " Интимнейший из поэтов", по словам В. Я. Брюсова, В. был человечнее др. франц. символистов, он обогатил поэзию тонким лиризмом, придав ей интенсивную муз. выразительность. Умер в нищете. Портретстр. 532.

Соч.: Qiuvres completes. Texte etabli par H. de Bouillane de Lacoste et J. Borel, v. 1-2, P., 1959-60; Correspondance, v. 1 - 3, P., 1927 - 29; врус. пер. - Стихи, пер. Ф. Сологуба, 2 изд., М. -П., 1923; Собр. стихов, пер. В. Брюсова, М., 1911; Избр. стихотворения, сост. П. Н. Петровский, М., 1912; то же, М., 1915; [Стихи], в кн.: Звездное небо. Стихи зарубежных поэтов в пер. Б. Пастернака, М., 1966; [Стихи], в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969; Лирика. Сост. Е. Эткинд, М., 1969.

Лит.: Горький М., Поль Верден и декаденты, Собр. соч., т. 23, М., 1953; История французской литературы, т. 3, M. f 1959; Bornecque J. H., Verlaine par lui-meme, P., 1966; Lepelletier E., Paul Verlaine. Sa vie, son ceuvre. P., 1907} Richer J., Paul Verlaine, P., 1967; Ве v e r A. van, Bibliographic et iconographie de Paul Verlaine, P., 1926; Tournoux G. A., Bibliographie verlainienne, Lpz., 1912. H. И. Балашов.

ВЕРЛИБР (франц. vers libre), то же, что свободный стих.

ВЕРЛЬГОФА БОЛЕЗНЬ, заболевание крови, впервые описанное в 1735 нем. врачом П. Г. Верльгофом (P. G. Werlhof); то же, что пурпура тромбоцитопеническая.

ВЕРМАХТ (нем. Wehrmacht, от Wehr - оружие, оборона и Macht - сила), наименование вооруж. сил фаш. Германии в 1935-45. Базой для создания и развёртывания В. явился рейхсвер, переименованный в В. после введения 16 марта 1935 всеобщей воинской повинности. В. возглавлялся верх, главнокомандованием (OKW), в подчинении к-рого состояли сухопутные войска (das Неег), ВВС (die Luftwaffe), ВМС (die Kriegsmarine). Во главе этих войск находились главные командования (ОКН, OKL, ОКМ) и соответственно главнокомандующие видами вооруж. сил, а с 1940 также войска СС. Верх, главнокомандующим В. являлся рейхсканцлер А. Гитлер. Накануне 2-й мировой войны 1939-45 В. насчитывал ок. 3 млн. чел., его макс, численность составила ок. 11 млн. чел. (дек. 1943).

ВЕРМЕЙЛЕН (Vermeylen) Август (12. 5. 1872, Брюссель, -10. 12. 1945, Икль), бельгийский писатель, филолог, искусствовед. Писал на флам. яз. Проф. Брюссельского ун-та. Один из основателей журн. " Ван ню эн стракс" (" Van Nu en Straks", 1893), сыгравшего значит, роль в развитии 'флам. литературы. С 1921 сенатор от социалистич. партии. В романе " Вечный жид" (1906) В. пытался воплотить символич. искания гармонич. идеала в жизни. Автобиографич. книга " Два друга" (1943) написана под влиянием Г. Флобера. Автор тру да " Фламандская литература от Гезелле до современности" (поел. изд. 1963).

Соч.: Verzameld werk, deel 1-6, Brussel, 1951-[63].

Лит.: Venstermans J., A. Vermeylen, [Brugge, 1965].

ВЕРМЕЛЬ Самуил Борисович [18. 2(1. 3). 1868, Москва, -14. 8. 1926, там же], советский врач, организатор сов. физиотера-певтич. службы. Окончил мед. ф-т Моск. ун-та (1893). С 1921 проф., зав. кафедрой общей и физ. терапии 1-го МГУ и одновременно директор гос. ин-та физиотерапии и ортопедии, организованного в Москве по инициативе В. Разработал метод Са-ионогальванизации для лечения сердечных заболеваний (" метод В. "), создал теорию механизма действия углекислых ванн, предложил методику общей гальванизации; работал над вопросами механизма действия рентгеновых лучей, световых излучений, гальванич. тока. С 1925 - зам. председателя Всеросс. ассоциации физиотерапевтов.

Соч.: Медицинское светолечение, биологическое и лечебное действие света, М., 1926: Физиотерапия практического врача, М., 1928.

Лит.: Хорошко В., Профессор С. Б. Вермель, " Клиническая медицина", 1926, т. 4, № 11.

ВЕРМЕР Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (крещён 31. 10. 1632, Делфт, - похоронен 15. 12. 1675, там же), голландский живописец. Работал в Делфте, сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних картинах (" Диана с нимфами", Маурицхёйс, Гаага; " Христос у Марфы и Марии", Нац. гал., Эдинбург) стремился соединить воз-выш. строй образов с их близостью к натуре. Крупнофигурное полотно " У сводни" (1656, Карт, гал., Дрезден) отмечено необычно монументальным воплощением ярко жизн. сцены, полной молодого задора и полнокровной чувственности; элементы тонального колорита В. смело сочетает здесь с крупными звучными пятнами чистого цвета. Со 2-й пол. 1650-х гг. В. пишет небольшие картины с одной или неск. фигурами в залитом серебристым светом интерьере гор. дома (" Девушка с письмом", Карт, гал., Дрезден; " Солдат и смеющаяся женщина", собр. Фрик, Нью-Йорк; " Служанка с кувшином молока", Гос. музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию, сюжету, сколько состоянию, общему лирич. настроению сцены, разнообразию и богатству материального мира. Поэзия повседневной домашней жизни, единство человека с окружающей его средой выражены здесь с необычайной силой обобщения, классич. ясностью и гармоничностью; острая выразительность пространств, композиции, живая вибрация света и воздуха, светозарность насыщ. чистых тонов, богатая игра нежнейших оттенков, рефлексов и бликов одухотворяют мир простых людей и бытовых предметов, сообщают ему внутр. значительность. В конце 1650-х гг. созданы два шедевра пейзажной живописи - проникновенная, необычайно тонкая по исполнению " Уличка" (Гос. музей, Амстердам) и сияющий свежестью и красотой " Вид Делфта" (Маурицхёйс). В 1660-х гг. творчество В. становится более созерцательным, изысканным, а живопись - более холодной, эмалевой, выдержанной в общем жемчужном тоне с яркими акцентами - синими и лимонножёлтыми; таковы " Девушка с жемчужиной" (Маурицхёйс), изображения уютных богато обставл. комнат, где нарядные дамы и кавалеры ведут галантную беседу, музицируют или рассматривают драгоценности (" Бокал вина", " Дама, примеряющая ожерелье" - Карт, гал., Берлин-Далем). В поздних картинах В. аллегоризм, академич. приёмы и пестрота локальных цветов отражают общий упадок гол л. живописи. Содержательность и обаяние образов В. сохранил, однако, в картинах 1660-х гг., посвящённых людям труда, иск-ва и науки и передающих самоуглублённость человека в минуты творчества (" Кружевница", Лувр, Париж; " Мастерская художника", Художественноист, музей, Вена; " Географ", Штеделевский художеств, ин-т, Франкфуртна-Майне).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.