Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Кино 7 страница






В историю музыки В. вошёл как реформатор оперного иск-ва, крупнейший композитор-реалист. Идейнохудожеств. богатство, гуманистич. направленность творчества, связь с нац. -демократич. культурой Италии обусловили непреходящее ист. значение В., сделали его оперы популярными во всём мире. Основываясь на принципах итал. бельканто, В. насыщает вокальную мелодику своих опер ярким драматизмом, героич. интонациями. Композитор значительно изменил характер и структуру традиционной итал. оперы. Стремясь к слиянию песенноариозных и декламац. принципов, он создал свой " смешанный" вокальный стиль, послуживший основанием для свободных форм монолога и диалога в опере. Важнейшим звеном драматургич. развития становятся у В. большие вокальные сцены. В лучших операх В. существенную драматургич. нагрузку несёт оркестр, однако для композитора незыблем приоритет вокального начала. " Голос и мелодия, - говорил В., - для меня всегда будут самым главным".

В. написал 26 опер (6 из них в 2 ре-. дакциях); кантаты, в т. ч. " Гимн наций" (1862); духовые соч., в т. ч. Те Deum < 1896), Stabat Mater (1897); струнный квартет (1873); вокальные ансамбли, романсы, песни и др.

Соч.: Избранные письма, пер. и вступ. статья А. Бушей, М., 1959.

Лит.: СоловцоваЛ., Джузеппе Верди, М., 1966; Нюренберг М., Джузеппе Верди. 1813 - 1901, 2 изд., Л., 1968; С h e г-bujiez A. E. A., Giuseppe Verdi. Leben und Werk, Z., 1949; Gatti C., Verdi, 2 ed., Mil., 1951: Abbiati F., Verdi, v. 1 - 4, Mil., 1959.

ВЕРДИКТ (от лат. vere dictum - истин-. но сказанное), в суде присяжных решение (приговор) присяжных заседателей по вопросу о виновности или невиновности. подсудимого (обвинит, или оправдат. В.). Законодательство и суд. практика различных гос-в знают устный и письм. В., причём они могут быть в форме ответов на вопросы суда или в форме согласия с обвинит, актом либо его отклонения. В суд. практике США различают общий В. по вопросу о виновности и спец. В. по вопросу о доказанности определённых фактов, вывод из к-рых делают постоянные суды. На основе В. суд выносит решение о наказании. В. принимается присяжными единогласно или большинством голосов. Напр., в Великобритании с 1967 единогласия заседателей при вынесении В. не требуется, такой же порядок установлен в законодательстве ряда штатов США. Несмотря на внешне демокра-тич. порядок вынесения В., этот институт, как и другие институты суда присяжных в бурж. гос-вах, не обеспечивает подлинной независимости присяжных от. позиции постоянных судей. "... Судья довольно ясно даёт понять присяжным, какой приговор им следует вынести, и послушные присяжные регулярно выносят именно такой приговор" (ЭнгельсФ., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 636). Возможность для этого создаётся не только соответствующим подбором присяжных, но и процедурой вынесения В. В частности, в США и Великобритании председательствующий (профессиональный судья) произносит или зачитывает напутствие присяжным, в к-ром не только даёт обязательные для них разъяснения закона и резюмирует позиции сторон, но и высказывает суждения по поводу достоверности и значения отдельных доказательств, причин отказа подсудимого от дачи показаний и т. д. Присяжные находятся также под влиянием позиции председательствующего в суде, поскольку его широкие полномочия позволяют ему активно поддерживать одну из сторон. Председательствующий может вызвать присяжных из совещат. комнаты для дополнительных разъяснений, признать В. недействительным из-за противоречий в нём или, наоборот, отказаться признать их существенными; может распорядиться о новом совещании присяжных для устранения допущенной, по его мнению, ошибки в применении права и т. д. В тех странах, где закон требует единогласия при вынесении В., а^но не достигнуто, суд может направить присяжных на дополнит, совещание либо назначить иной состав присяжных для нового разбирательства дела.

Г. М. Миньковский.

ВЕРДОН (Verdon), река в юго-вост. части Франции, лев. приток р. Дюранс (басе. Роны). Дл. 200 км. Берёт начало в Прованских Альпах; течёт по живописным ущельям. Осенне-зимние и весенние паводки. В верх, течении имеются водохранилища и ГЭС; в нижнем используется для орошения.

ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания опорных реакций и равнодействующих системы сил, построения эпюр изгибающих моментов, определения рациональных очертаний арочных и висячих систем и решения др. задач статики плоских систем. В основу построения В. м. положено представление о многоугольнике, образованном осью закреплённой по концам невесомой нити (верёвки), натянутой действующими на неё силами. Построение В. м. совместно с силовым многоугольником (рис.) применяется также для определения геометрических характеристик плоских сечений, решения некоторых задач инженерной гидравлики, экономики и др.

а - верёвочный многоугольник; б - силовой многоугольник.

ВЕРЕЙСКИЙ ГеоргийСемёнович [18(30). 7. 1886, г. Проскуров, ныне г. Хмельницкий УССР, -18. 12. 1962, Ленинград], советский график, нар. художник РСФСР (1962), действит. чл. АХ СССР (1949). Учился в Петербурге (1913-16) у М. В. Добу-жинского, Б. М. Кустодиева, А. П. Остроумовой-Лебедевой. В 1918-30 рабо-

тал в отделении гравюр Эрмитажа. Мастер графич. портрета (литография, офорт, рисунок), отличающегося точностью характеристики модели, подчёркнутой твёрдостью рисунка; создал ряд пейзажных и жанровых листов. Произв.: серии литографий " Портреты русских художников" (издана альбомами в 1922 и 1927), " Деревня" (издана альбомом в 1924), " Русские писатели" (издана альбомами в 1927 и 1929); портреты деятелей Сов. гос-ва, лётчиков, рабочих, деятелей сов. культуры (Гос. пр. СССР, 1946). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Чернова Г. А., Георгий Семёнович Верейский, М., 1965.

ВЕРЕЙСКИЙ Орест Георгиевич [р. 7(20). 7. 1915, дер. Аносово, ныне Смоленской обл. ], советский график, нар. художник РСФСР (1970), чл. -корр. АХ СССР (1958). Сын Г. С. Верейского. В 1936-38 был вольнослушателем АХ в Ленинграде. Автор иллюстраций и станковых серий. Для работ В. характерны меткость наблюдений, чёткость графич. манеры. Произв.: илл. к поэмам А. Т. Твардовского " Василий Тёркин" (1942 - 48) и " Дом у дороги" (1957), к " Разгрому" А. А. Фадеева (1949, изд. 1967), " Тихому Дону" (1951-52), " Судьбе человека" (1958) и " Поднятой целине" (1967) М. А. Шолохова; серии рисунков, акварелей и литографий, исполненные в результате поездок по Чехословакии, Сирии, Ливану, Египту (все - 1955), Финляндии (1957), Исландии (1958), США (1960 и 1963). Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Лит.: Каменский А., О. Г. Верейский, М., 1960.

ВЕРЕЙСКОЕ КНЯЖЕСТВО, одно из русских княжеств, находившееся к Ю. -З. от Москвы, с центром в г. Верея (впервые упоминается в летописи 14 в.).

Г. С. Верейский. Портрет Е. Д. Ве-рейской, матери художника. Чёрная акварель. 1930. Третьяковская галерея. Москва.

О. Г. Верейский. Иллюстрация к рассказу Шолохова " Судьба человека".

Тушь, кисть. 1958.

Сначала Верея входила в состав Можайского княжества, выделенного Дмитрием Донским своему сыну Андрею (правил в 1389-1432). В 1432-86 В. к. - удел Михаила, сына Андрея, после смерти к-рого В. к. было присоединено к Моск. великому княжеству.

ВЕРЕЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1790, заключён между Россией и Швецией после русскошвед. войны 1788-90 (см. Русско-шведские войны 18-19 вв.). Подписан 3(14) авг. в Вереле (Вяряля, Varala, Финляндия). Обе стороны были заинтересованы в скорейшем заключении мира: Швеция-ввиду истощения войной, Россия - из-за продолжавшейся войны с Турцией и враждебной позиции Англии и Пруссии. В. м. д. по существу повторил условия Абоского мирного трактата 1743 и не внёс никаких терр. изменений. Гл. значение В. м. д. заключалось в том, что Швеция отказалась от союза с Турцией, а Россия - от формулировок Ништадтского и Абоского трактатов, по к-рым Россия получала возможность вмешиваться во внутр. дела Швеции. В. м. д. способствовал росту междунар. престижа России.

ВЕРЕНИГИНГ, город в ЮАР; см. Фе-ренигинг.

ВЕРЕНШЁЛЛЬ (Werenskiold) Эрик Теодор (11. 2. 1855, Вингер, -23. 11. 1938, Осло), норвежский живописец и график реалистического направления. Учился в Осло (1874-75), Мюнхене (1875-80), Париже (1880-е гг.). Испытал влияние В. Лейбля и франц. импрессионистов. Автор жанровых картин (" Крестьянские похороны*, 1885, Нац. галерея, Осло), много-числ. портретов, пейзажей (" Сосна под снегом", 1923, собр. Р. Мейера, Берген), илл. к нар. сказкам и легендам (к " Книге королей" Снорри Стурлусона, 1896- 1899, и мн. др.).

Э. Т. Вереншёлль. " Крестьянские похороны". 1885, Национальная галерея.

Осло.

Лит.: Svedfelt Т., Е. Werensldolds konst, Stockh., 1947. М. И. Безрукова.

ВЕРЕСАЕВ (псевд.; наст. фам. Смидович) Викентий Викентьевич [4(16). 1. 1867, Тула, - 3. 6. 1945, Москва], русский советский писатель. Род. в семье врача. В 1888 окончил историкофило-логич. ф-т Петерб. ун-та, в 1894-мед. ф-т Дерптского ун-та. Выступил в печати в 1885 со стихами. Первый рассказ " Загадка" опубл. в 1887. В 90-х гг. примыкал к группе " легальных марксистов", печатался в журн. " Новое слово", " Начало", " Жизнь" и др. В этот период В. создал цикл произв. об умонастроении интеллигенции на рубеже 19-20 вв.: повесть " Без дороги" (1895), рассказ " Поветрие" (1898), повесть " На повороте" (1902). Писал также о тяжёлом положении рус. крестьянства: рассказ " Лизар" (1899; был отмечен В. И. Лениным - см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 270) и др. Рассказ " На мёртвой дороге" (1896) и повесть " Два конца" (1899-1903) посвящены жизни рабочих. В 1900-х гг. В. был членом лит. кружка " Среда", печатался в сбках М. Горького " Знание"..

Основанные на автобиографич. материале " Записки врача" (1901) посвящены сложным нравств., социальным и профессиональным проблемам, возникающим перед молодым врачом-гражданином. В. участвовал в рус. -япон. войне 1904-05 в качестве врача. В " Рассказах о войне" (1906) и записках " На войне" (1907-08) он показал героизм рус. солдат и офицеров и одновременно - разложение царской армии. В 1909 вышла повесть В. " К жизни", в центре к-рой образы ренегатов революции, интеллигентов, замкнувшихся в кругу личных переживаний. В. принадлежит большая крити-кофилос. работа " Живая жизнь", 1-я кн. к-рой (1910) посвящена сравнит, анализу творчества Ф. М. Достоевского (" Человек проклят") и Л. Н. Толстого (" Да здравствует весь мир! "), 2-я кн. - " Аполлон и Дионис" (1915) - критике взглядов Ф. Ницше. В 1911 по инициативе В. было создано " Книгоиздательство писателей в Москве", к-рое он возглавлял до 1918.

После Октябрьской революции В. завершает цикл произв. об интеллигенции: романы " В тупике" (1922) и " Сестры" (1933), публикует воспоминания " В юные годы" (1927), " В студенческие годы" (1929) и ряд книг, основанных на документальных и мемуарных источниках: " Пушкин в жизни" (1926-27), " Гоголь в жизни" (1933), " Спутники Пушкина" (1934-36) и др. По своему художеств, методу В. близок писателям-реалистам горьковского " Знания". Достоинство его прозы в прогрес. демократич. тенденции, отчётливо выраженном публицистич. пафосе. Наиболее удавалось В. изображение идейной жизни героев, поисков жизненных путей в обстановке острой социальной борьбы. В. принадлежат переводы произв. античных авторов - " Гомеровы гимны", " Сафо", " Архилох" и др. В конце 30-х гг. начал переводить " Илиаду" (опубл. 1949) и " Одиссею" (опубл. 1953). За выдающиеся достижения в области лит-ры В. была присуждена Гос. пр. СССР (1945). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Сочинения, т. 1 - 5, СПБ, 1898 - 1910; Поли. собр. соч., т. 1 - 16, М., 1928 - 29; Соч., т. 1 - 4, М-, 1946-48; Собр. соч., т. 1 - 5, М., 1961; Невыдуманные рассказы, М.. 1968.

Лит.: Боцяновский В., В. В. Вересаев. Критикобиографический очерк, СПБ, 1904; Воровски и А., Литературные портреты, т. 1, М., 1928; Вржосек С., Жизнь и творчество В. Вересаева, Л., 1930; Гейзер И. М., В. В. Вересаев. Писатель-врач, М., 1957; Бровман Г. А., В. В. Вересаев. Жизнь и творчество, М., 1959; Бабу шкин Ю. У., В. В. Вересаев. (К столетию со дня рождения), М., 1966; История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографический указатель, М. - Л., 1963. Д.Д.Брегова.

ВЕРЕСАЙ Остап Никитович (1803- 1890), украинский кобзарь. Из семьи крепостных. Ослеп в раннем детстве. Жил в с. Сокиринцы на Полтавщине. В репертуаре В. - нар. думы, исполнявшиеся сольным речитативом в сопровождении муз. инструмента, историч., сатирич. и шуточные песни. За исполнение сатирич. песни " Про правду и неправду" В. подвергался арестам. Композитор Н. В. Лысенко организовал выступление В. в Петербурге в 1875. Традиции песенного творчества В. развивали кобзари кон. 19 - нач. 20 вв.

Лит.: Лавров Ф. I., Кобзар Остап Вересай, К., 1955.

ВЕРЕСК, верес (Calluna), род растений сем. вересковых. Представлен всего одним видом (С. vulgaris). Вечнозелёный низкий кустарник, б. ч. вые. 30- 70 см, с мелкими, сидячими, почти трёхгранными многочисл. листьями, черепит-чато расположенными в 4 ряда. Цветки также мелкие и многочисленные на молодых веточках в б. или м. однобоких кистях; венчик лилово-розоватый, иногда белый, короче блестящей плёнчатой чашечки, окрашенной, как венчик. Произрастает В. в сосновых лесах, на гарях и торфяных болотах, часто образуя сплошные заросли - верещатники. Встречается в Европе (преим. в сев. половине), в Азии (гл. обр. в зап. части), в Сев. Африке (Марокко), на Азорских о-вах, в Гренландии и на Атлантич. побережье Америки. В. - хороший медонос, но даёт терпкий или даже горький мёд; имеет кормовое значение, особенно в приатлантич. странах Зап. Европы. Цветущие ветви используются на зимние букеты. Иногда В. наз. также представителен рода ерика, или эрика (Erica). м. Э. Кирпичников.

ВЕРЕСКОВЫЕ (Ericaceae), семейство двудольных растений. Вечнозелёные нз-высокие кустарники, редко полукустарники, лианы и деревья. Листья б. ч. очередные. Цветки обоеполые, иногда одиночные, чаще в зонтиковидных, кистевидных или метёлковпдных соцветиях. Чашелистиков и лепестков по 4-5, редко до 8. Венчик б. ч. ярко окрашенный. Плод коробочковидный или костянковид-ный. Ок. 50 родов и 1750 видов, обитающих в обоих полушариях - от арктич. пустынь до тропиков. В СССР 21 род и более 50 видов. Имеются декоративные растения (виды рододендрона, эрики, земляничного дерева и др.). Среди дикорастущих В. наиболее распространены багульник, вереск, подбел, толокнянка и др. На корнях В. часто образуются микоризы, поэтому они могут произрастать на бедных азотом болотистых или песчаных почвах. Иногда к В. присоединяют сем. брусничных.

Лит.: Буш Е. А..Пояркова А. Н., Вересковые, в кн.: Флора СССР, т. 18, М.- Л., 1952; Тахтаджян А. Л., Система и филогения цветковых растений, М.- Л., 1966. М. Э. Кирпичников.

ВЕРЕСНЕВОЕ, посёлок гор. типа в Волынской обл. УССР, в 5 км к Ю. от ж.-д. ст. Луцк (на линии Киверцы - Львов). 3, 5 тыс. жит. (1969). Сах. комбинат.

ВЕРЕТЕНИЦЫ (Anguidae), семейство пресмыкающихся подотряда ящериц. Одни виды имеют типичное для ящериц сложение, у других - ноги малы или недоразвиты, а тело б. или м. удлинено; нек-рые лишены ног, змеевидны. Язык короткий, раздвоенный на конце. Веки хорошо развиты, подвижны. 7 родов (включающих ок. 60 видов); распространены гл. обр. в Центр. Америке. Одноимённый с сем. род В. (Anguis) содержит единств, вид - В. ломкую (A. fra-gilis); безногое тело дл. до 60 см. Широко распространена в Европе и Азии (на В. до р. Тобол); в степной полосе и Крыму отсутствует. Питается моллюсками, дождевыми червями и насекомыми; яйцежи-вородяща. Род панцирных В. (Ophisauru) объединяет 6 видов, в т. ч. желтопузик (О. apodus) - безногая ящерица дл. более 1 м. Род геронотов (Gerrhonotus) распространён в Центр, и Сев. Америке; представители имеют хорошо развитые конечности.

Лит.: Терентьев П. В., Герпетология, М., 1961; Жизнь животных, т. 4, ч. 2, М.. 1969.

ВЕРЕТЕННИКИ (Limosa), род птиц подсем. веретенниковых отряда ржан-кообразных (Charadriiformes). В окраске преобладают рыжеватые тона. 4 вида. Распространены в Европе, Азии и Сев. Америке. В СССР обитают: большой В. (L. limosa) и малый В. (L. lapponica). Перелётные птицы. Зимуют в Африке, Юж. Азии и Австралии. Большой В. (дл. 39-40 см, весит 250-360 г) населяет гл. обр. лесостепи от Эстонии к В. до Алтая, в Вост. Сибири, на Анадыре и Уссури. Гнездится преим. небольшими
[ris]

Большой веретенник.

колониями на болотах и сырых лугах. Малый В. населяет тундры от Скандинавии до Чукотки.

Лит.: Козлова Е. В., Кулики, в кн.: Фауна СССР. Птицы, т. 2, в. 1, ч. 3, М.- Л., 1962.

ВЕРЕТЁННЫЕ МАСЛА, нефтяные масла для смазки веретён, маломощных электромоторов, токарных, сверлильных, шлифовальных станков и др. механизмов. Относятся к группе индустриальных масел.

ВЕРЕТЕНО, основной исполнит, орган ровничных, прядильных и крутильных машин текст, произ-ва, служащий для скручивания и наматывания продукта прядения, кручения (ровницы, пряжи, корда и др.) на катушку, шпулю, патрон (копе), бобину и др. Ручное В. появилось в странах Др. Востока. Машины с В. начали применять во 2-й пол. 18 в. (см. Прядение). Различают В. для натуральных (хлопок, шерсть, лён) и для
[ris]

Рис. 1. Веретено для прядения натуральных волокон: 1 - шпиндель; 2 - втулка; 3 - роликоподшипник; 4 - подпятник; 5 - гнездо.

Рис. 2. Веретено для пря-дильно-крутильных машин: 1 - шпиндель; 2 - шарикоподшипники; 3 - обойма; 4 - гнездо: 5 - патрон; 6 - стренга пряжи.

Рис. 3. Электроверетено для формования вискозных волокон: 1 - шпиндель; 2 - насадка; 3 - втулка; 4 - шарикоподшипники; 5 - стакан; в - корпус.

хим. волокон. В.- длинный, сравнительно тонкий и гибкий стальной шпиндель сложной геометрич. формы. Он имеет 2 опоры, как правило, расположенные в ниж. его части, - ролико- и шарикоподшипники и подпятники скольжения. Верх, часть В. снабжена насадкой, конфигурация к-рой определяется формой тары продукта.

Большинство В. приводится во вращение гибкой передачей (ремнём или тесьмой), нек-рые - винтовыми колёсами. В. для прядения хим. волокон вращается индивидуальным высокочастотным электродвигателем, ротор к-рого насажен на В. Торможение В., необходимое для снятия наработанной паковки или ликвидации обрыва пряжи, осуществляется спец. тор-мозками (механич. привод) или противотоком (электрич. привод). В. обычно крепятся к брусу машины при помощи спец. гаек, прокладок, пружин, нек-рые В. могут совершать поворот на спец. кронштейнах. Все совр. В. имеют демпфирующее устройство, уменьшающее вибрацию шпинделя при вращении. Частота вращения В. колеблется при переработке различных волокон от 2500 до 16 000 и более об/мин.

На рис. 1 показано серийное В. для прядения натуральных волокон. На верх, часть шпинделя плотно надевается бумажный патрон или деревянная шпуля, на к-рую наматывается пряжа в виде початка. Нить по пути к В. проходит через бегунок, скользящий по неподвижному кольцу вокруг В. При вращении В. пряжа натягивается и заставляет бегунок двигаться по кольцу, тем самым осуществляются кручение пряжи и намотка её на патрон.

Сов. специалистами разработано оригинальное В. для прядилъно-крутилъных машин, что позволило совместить прядение, трощение, скручивание и наматывание двух нитей (рис. 2). Полый шпиндель прядильно-крутильного В. вращается на двух шарикоподшипниках, заключённых в резиновые обоймы.

Обоймы вставлены в гнездо, состоящее из двух половинок. На верх, конец шпинделя насаживается патрон с пряжей, взятой с прядильной машины, нижний конец пряжи пропускается в отверстие шпинделя. Стренга пряжи из вытяжного прибора поступает во внутр. канал В. При вращении В. пряжа с патрона бегает по бортику канала шпинделя и заставляет вращаться вокруг своей оси стренгу, превращая её в пряжу. В верху В. происходит трощение, а на пути от верха В. до мотальных валиков две нити пряжи скручиваются в обратном направлении, далее нить наматывается на бобину.

На рис. 3 показано электроверетено для формования (иногда неточно наз. прядением) вискозных волокон. На втулке жёстко сидит ротор трёхфазного асинхронного двухполюсного электродвигателя. Для сообщения В. частот вращения порядка 6-9 тыс. об/мин электродвигатель питают током повышенной частоты (100-200 гц), получаемым от спец. преобразователей. Вискозное волокно попадает через нитеводитель, совершающий возвратно-поступат. движение, в стакан и под действием центробежных сил укладывается по винтовой линии на его стенки. Таким же образом получают кручёную пряжу на различного рода центрифугаль-

ных В. для натуральных волокон. В прядении хим. волокон имеется тенденция создания электроверетён на шарикоподшипниках с закладной консистентной смазкой, сменяемой раз в 1-2 года. Для прядения шерсти получили нек-рое распространение В. с жёстким приводом, вращаемые от винтовой пары. Их осн. преимуществом является стабильность частоты вращения шпинделя (постоянство крутки пряжи), что необходимо для получения высококачеств. пряжи. С целью снижения числа обрывов пряжи применяются также прядильные машины с В., имеющими на конце шпинделя фигурные насадки. Последние уменьшают баллон, к-рый образуется нитью при кручении, что ведёт к снижению натяжения пряжи и обрывности.

В произ-ве толстых нитей для ковров, бельтинга, корда, верёвок и т. п. используются В. двойного кручения. По сравнению с обычными они обладают двойной производительностью, но конструкция их сложна.

В СССР и за рубежом ведутся работы по замене жидкой смазки консистентной, опор скольжения опорами качения, повышению частот вращения В. и массы нарабатываемых поковок, применению подшипников скольжения, изготовленных из особых материалов, не требующих смазки, использованию воздушных опор, повышению надёжности и долговечности работы В. Сов. учёными разработана теория вибрации В.

Лит.: Малышев А. П., Веретено, М., 1950; Основы проектирования текстильных машин, М., 1961; Основы проектирования прядильных машин, М.- Л., 1946; Коритысский Я. И., Исследования динамики и конструкций высокопроизводительных веретён текстильных машин, М., 1963.

И. В. Корнев.

ВЕРЕТЕНО ДЕЛЕНИЯ КЛЕТКИ, ахроматиновое, или митотическое, веретено, образование, возникающее в животной и растит, клетке при её митотич. делении (митозе) и принимающее участие в расхождении хромосом. В. д. к. - часть митотического аппарата; состоит из 2 видов цитоплазматич. нитей: центральных, связывающих оба полюса клетки, и хромосомальных, идущих от полюсов к хромосомам (участок хромосомы, к к-рому прикрепляется нить веретена, наз. центромерой, или кинето-хором). Нити веретена -трубчатые образования, ок. 200 А в диаметре. В. д. к. обладает двойным лучепреломлением. Расхождение хромосом связано, с одной стороны, с укорочением хромосомальных нитей, с другой - с удлинением центр, нитей В. д. к. Механизм этого явления пока не выяснен. М. Е. Аспиз.

ВЕРЕШ (Veres) Петер (6. 1. 1897, с. Бальмазуйварош, -16. 4. 1970, Будапешт), венгерский писатель. Выступил в лит-ре в 30-х гг. как представитель т. н. народных писателей. Реалистически, хотя не без фактографичности, В. изображал земельный голод, нищету крестьян (сб-к рассказов " Дерновый ряд", 1940; повесть " Неурожайный год", 1942, и др.). Премией им. Кошута отмечены сб. рассказов о новой венг. деревне " Испытание" (1949, рус. пер. 1954) и сб. " Железнодорожные рабочие" (1951). Трилогия В. " История семьи Балог" (1950-57) посвящена жизни венг. крестьян-бедняков в нач. 20 в. и при фаш. режиме Хорти.

Соч.: Palyamunkasok, Bdpst, 1951; A kelletlen leany, Bdpst, 1960; Az orszag litjan. Oneletiras 1944-1945, Bdpst, 1965; Valo vilag, Bdpst, 1966; A Balogh csalad tortenete, Bdpst, 1967; Jelenido, [Bdpst], 1968; врус. пер. - Дурнаяжена, М., 1956. О. К. Россиянов.

ВЁРЁШМАРТИ (Vorosmarty) Михай (1. 12. 1800, Капольнашньек, -19. 11. 1855, Пешт), венгерский поэт, драматург, критик. Представитель венг. романтизма. Окончил филос. и юрид. ф-ты Будапештского ун-та. В 1825 опубл. романтич. патриотич. поэму " Бегство Задана". В пьесе " Изгнанники" (1830) В. воплотил мысль о законности восстания против короля-деспота, в пьесе-сказке " Чонгор и Тюнде" (изд. 1831) - идею победы жизни над смертью. Для В. характерны сочувствие народу (баллада " Прекрасная Илонка", 1832), дух вольнолюбия (ист. драма " Циллеи и Хуняди", изд. 1844, стих. " Призыв" и др.). В. приветствовал революцию 1848 (стих. " Боевая песнь"), был избран депутатом революц. парламента, а в 1849 стал судьёй Высшего кас-сац. суда Венгрии. Написанные после поражения революции, в обстановке террора стихи " Предисловие", " Старый цыган" свидетельствуют о верности В. нац. -освободит. идеалам.

Соч. в рус. пер.: Избранное, М., 1956.

Лит.: Кланицаи Т., Саудер И., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы, [Будапешт], 1962; Н о г-vath J., Vorosmarty dramai, Bdpst, 1969.

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич [14(26). 10. 1842, Череповец Новгородской губ., -31. 3(13. 4). 1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца " Петропавловск" ], русский живописец-баталист. Учился в петерб. АХ (1860-63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а также в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864- 1865). Много путешествовал по России и странам Зап. Европы, а'также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Ср. Азии, в рус. -тур. (1877-78) и рус. -япон. (1904-05) войнах. Свои картины В. писал гл. обр. на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником к-рых был он сам, либо во время путешествий. Стремясь наиболее полно отобразить ист. события, В. объединял свои картины в тематич. серии [" Туркестанская" серия (1871-74), " Балканская" серия (1877-78 и 1880-е гг.), серия на тему Отечеств, войны 1812 (1887-1904) и др. ]. По демократич. Направленности своего творчества В. был близок к передвижникам. В его работах впервые в рус. батальном жанре романтич. изображение воен. схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке В. батальный жанр превратился в батальноисторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности академич. батальной живописи, В. с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам [" После неудачи (Побеждённые)", 1868, Рус. музей, Ленинград; " После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881, Третьяковская гал. ]. Ради того, чтобы увидеть и правдиво запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, В. неоднократно шёл на опасные боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны. Не зная верных методов борьбы с ней, В. порой обличал её с позиций пацифизма. Но в своих лучших произведениях он с демократич. позиций подверг резкой критике захватнич. войны. Огромной заслугой В. является то, что он впервые в истории батальной живописи показал в своих полных патриотич. пафоса картинах солдат как главную силу воен. событий, солдатские мужество и тяжёлый труд (триптих " На Шипке всё спокойно! ", 1878-79, местонахождение не-изв.). Выступая против завоеват. войн (" Апофеоз войны", 1871-72, Третьяковская гал.), обличая феод, варварство, религ. фанатизм (" Торжествуют", 1872, там же), колониализм (" Подавление индийского восстания англичанами", ок. 1884), В. показывал и мужество, и нравств. силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечеств, войне 1812 " Не замай - дай подойти! ", 1887-95, Ист. музей, Москва). В. много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи (" Всадник-воин в Джайпуре", после 1874-76, Третьяковская гал.; " Зырянин", 1893-94, Рус. музей; " В горах Алатау", 1869-70, " Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-76, - обе в Третьяковской гал.). В произв. В. документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академич. живописи, постепенно преодолевавшиеся В. на протяжении творч. пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного мира в условиях естеств. световоз-душной среды.

Стремясь пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, В. устраивал выставки своих картин в городах Европы и Америки. В. выступал и как писатель-публицист. Творчество В., встретившее горячее одобрение мировой демократич. общественности, подвергалось постоянным нападкам со стороны реакц. кругов России и- др. стран. Портрет стр. 529. Илл. см. на вклейке, табл. XLIX (стр. 552).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.