Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстранормальная фонетика 39 страница






С открытием новых фактов и созданием новых теорий значение классич. учения об Э. не уменьшилось, были определены лишь границы применимости классич. электродинамики. В этих пределах уравнения Максвелла и классич. электронная теория сохраняют силу, являясь фундаментом совр. теории Э. Классич. электродинамика составляет основу большинства разделов электротехники, радиотехники, электроники и оптики (исключение составляет квантовая электроника). С помощью её уравнений было решено огромное число задач теоре-тич. и прикладного характера. В частности, многочисленные проблемы поведения плазмы в лабораторных условиях и в космосе решаются с помощью уравнений Максвелла (см. Плазма, Управляемый термоядерный синтез, Звёзды).

Лит.': Кудрявцев П. С., История физики, М., 1956; Льоцци М., История физики, пер. с итал., М., 1970; Максвелл Дж. К., Избр. соч. по теории электромагнитного поля, [пер. с англ.], М., 1952; Лоренц Г. А., Теория электронов и ее применение к явлениям света и теплового излучения, пер. с англ., 2 изд., М., 1953; Т а м м И. Е., Основы теории электричества, 9 изд., М., 1976. Г. Я. Мякишев.

" ЭЛЕКТРИЧЕСТВО", ежемесячный научно-технич. журнал, орган АН СССР, Гос. комитета Сов. Мин. СССР по науке и технике и Центр, правления научно-технич. об-ва энергетики и электротех-нич. пром-сти. Один из старейших тех-нич. журналов; основан в 1880 в Петербурге по инициативе П. Н. Яблочкова, В. Н. Чиколева, Д. А. Лачинова, А. Н. Лодыгина и др.; с 1922 издаётся в Москве (перерывы в 1917-22, 1941 - 1944). Освещает актуальные вопросы теории и практики электроэнергетики и электротехники. Тираж (1978) ок. 19 тыс. экз.

ЭЛЕКТРО..., часть сложных слов, указывающая на отношение к электричеству (напр., электрод, электроскоп).

ЭЛЕКТРОАКУСТИКА, раздел прикладной акустики, содержание к-рого составляют теория, методы расчёта и конструирование электроакустических преобразователей. Часто к Э. относят теорию и методы расчёта представляющих интерес для прикладной акустики электромеханич. преобразователей (напр., звукоснимателей, рекордеров, виброметров, электромеханич. фильтров и трансформаторов и др.), связанных с электроакустич. преобразователями общностью физич. механизма, методов расчёта и конструирования. Э. тесно связана также со мн. др. разделами прикладной акустики, поскольку рассматриваемые ею электроакустич. преобразователи либо органически входят в состав различной акустич. аппаратуры (напр., при звуковещании, звукозаписи и воспроизведении звука, в ультразвуковой дефектоскопии и технологии, в гидроакустике, акустической голографии и др.), либо широко применяются при экспериментальных исследованиях (напр., в архитектурной и строит, акустике, медицине, геологии, океанографии, сейсморазведке, при измерении шумов и др.)

Основная задача Э.- установление соотношений между сигналами на входе и выходе преобразователя и отыскание условий, при к-рых преобразование осуществляется наиболее эффективно или с минимальными искажениями.

Э. как самостоят, раздел прикладной акустики сложилась в 1-й пол. 20 в., когда применение электроакустич. преобразователей приобрело массовый характер и стало постепенно проникать во всё новые области науки и техники. Первые работы по расчётам электроакустич. преобразователей относятся к концу 19 и началу 20 вв. и связаны с развитием телефонии, исследованиями колебаний пьезоэлектрич. и магнитострикционных резонаторов. Существенным прогрессом в технике электроакустич. преобразователей явилось создание метода электроакустич. аналогий и эквивалентных схем (см. Электроакустические и электромеханические аналогии). Важным шагом вперёд в теории расчёта электроакустич. преобразователей явилось затем использование метода электромеханич. многополюсников и метода эквивалентных схем для систем с т. н. распределенными постоянными, для к-рых амплитуда колебаний существенно зависит от их координат аналогично электрич. длинным линиям и волноводам.

Существенную роль в развитии Э. сыграли работы амер. учёных Ф. Морса и Л. Фолди (общая теория электромеханич. преобразователей с распределёнными связями), Г. Олсона (теория электромеханич. аналогий и эквивалентных схем), У. Мэзона (расчёт пьезоэлектрич. преобразователей и фильтров) и сов. учёных Н. Н. Андреева и Л. Я. Гутина (заложивших основы совр. методов расчёта пьезоэлектрич. и магнитострикционных преобразователей), В. В. Фурдуева (установившего различные виды соотношений на основе теоремы взаимности в электромеханич. системах), А. А. Хар-кевича (разработавшего и систематизировавшего общую теорию электроакустич. преобразователей) и др.

Лит.: Г у т и н Л. Я., Магнитострикцион-ные излучатели и приемники, " Журнал технической физики", 1945, т. 15, в. 12; его же, Пьезоэлектрические излучатели и приемники, там же, 1946, т. 16, в. 1; Ф у р д у е в В. В., Электроакустика, М, - Л., 1948; Харкевич А. А., Теория преобразователей, М.- Л., 1948; Физическая акустика, под ред. У. Мэзона, пер. с англ., М., 1966; С к у ч и к Е., Основы акустики, пер. с англ., т. 1 - 2. М., 1976. Р. Е. Пасынков.

ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ АНАЛОГИИ, аналогии в законах движения (колебаний) механич. колебат. систем и электрич. контуров. Гл. достоинство Э. и э. а.- возможность применения методов расчёта и анализа электрич. колебат. систем при рассмотрении свойств механич. и акустич. систем (рис.), основанная на сходстве дифференциальных ур-ний, описывающих состояние этих систем. На основании сопоставления сходных ур-ний составляется таблица соответствия электрич., механич. и акустич. аналогов, причём в зависимости от того, выбрано ли ур-ние последовательного или параллельного электрич. контура для сопоставления, различают 1-ю (прямую) и 2-ю (инверсионную) системы аналогий (см. табл. на стр. 50).

При рассмотрении акустич. систем наибольшее распространение получила 1-я система аналогий.

Э. и э. а. особенно полезны при определении свойств сложных механич. систем с неск. степенями свободы, анали-тич. исследование к-рых решением дифференциальных ур-ний весьма трудоёмко. Такие системы представляют в виде совокупности электрич. контуров и полученную электрическую схему (эквивалентную схему) анализируют приёмами электротехники. Метод Э. и э. а. применяется для расчёта электромеханических и электроакустических преобразователей.

Электрические величины Механические величины Акустические величины
1-я система 2-я система 1-я система
Напряжение (эдс) U Сила F Скорость v  
ТОК i Скорость v | Сила F Объёмная скорость S v
Индуктивность L Масса т Податливость (гибкость) См  
Ёмкость С Податливость (гибкость) См Масса т  
Активное сопротивление R Сопротивление механических потерь rм Активная механическая проводимость 1/rм  

Примечание. S - площадь, о - плотность среды, с - скорость звука в среде, V - объём.

Лит.: Фурдуев В. В., Электроакустика, М.- Л., 1948; О л ь с о н Г., Динамические аналогии, пер. с англ., М., 1947; М а т а у ш е к И., Ультразвуковая техника, пер. с нем., М., 1962.

ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ, устройства, преобразующие электрич. энергию в акустическую (энергию упругих колебаний среды) и обратно. В зависимости от направления преобразования различают Э. п.: излучатели и приёмники. Э. п. широко используют для излучения и приёма звука в технике связи и звуковоспроизведения, для измерения и приёма упругих колебаний в ультразвуковой технике, гидролокации и в акустоэлектронике. Наиболее распространённые Э. п. линейны, т. е. удовлетворяют требованию неискажённой передачи сигнала, и обратимы, т. е. могут работать и как излучатель, и как приёмник, и подчиняются принципу взаимности. В большинстве Э. п. имеет место двойное преобразование энергии(рис.): электромеханическое, в результате к-рого часть подводимой к преобразователю электрич. энергии переходит в энергию колебаний нек-рой механич. системы, и механоакустическое, при к-ром за счёт колебаний механич. системы в среде создаётся звуковое поле.

Существуют Э. п., не имеющие механич. колебат. системы и создающие колебания непосредственно в среде, напр, электроискровой излучатель, возбуждающий интенсивные звуковые колебания в результате электрич. разряда в жидкости, излучатель, действие к-рого основано на электрострикции жидкостей.

Эти излучатели необратимы и применяются редко. К особому классу Э. п. относятся приёмники звука (также необратимые), основанные на изменении электрич. сопротивления чувствит. элемента под влиянием звукового давления, напр, угольный микрофон или полупроводниковые приёмники, в к-рых используется т. н. тензорезистивный эффект - зависимость сопротивления полупроводников от механич. напряжений. Когда Э. п. служит излучателем, на его входе задаются электрич. напряжение U и ток i, определяющие его колебат. скорость v и звуковое давление р в его поле; на входе Э. п.- приёмника действует давление р или колебат. скорость V, обусловливающие напряжение V и ток / на его выходе (на электрич. стороне). Теоретич. расчёт Э. п. предусматривает установление связи между его входными и выходными параметрами.

Колебат. механич. системами Э. п. могут быть стержни, пластинки, оболочки различной формы (полые цилиндры, сферы, совершающие различного вида колебания), механич. системы более сложной конфигурации. Колебат. скорости и деформации, возникающие в системе под воздействием сил, распределённых по её объёму, могут, в свою очередь, иметь достаточно сложное распределение. В ряде случаев, однако, в механич. системе можно указать элементы, колебания к-рых с достаточным приближением характеризуются только кинетической, потенциальной энергиями и энергией механич. потерь. Эти элементы имеют характер соответственно массы М, упругости 1/С и активного механич. сопротивления r(т. н. системы с сосредоточенными параметрами). Часто реальную систему удаётся искусственно свести к эквивалентной ей (в смысле баланса энергий) системе с сосредоточенными параметрами, определив т. н. эквивалентные массу Мэкв, упругость 1/Сэк" и сопротивление трению rм. Расчёт механич. систем с сосредоточенными параметрами может быть произведён методом электромеханич. аналогий (см. Электроакустические и электромеханические аналогии). В большинстве случаев при электромеханич. преобразовании преобладает преобразование в механич. энергию энергии либо электрического, либо магнитного поля (и обратно), соответственно чему обратимые Э. п. могут быть разбиты на след, группы: электродинамические преобразователи, действие к-рых основано на электродинамич. эффекте (излучатели) и электромагнитной индукции (приёмники), напр, громкоговорители, микрофон; электростатические, действие к-рых основано на изменении силы притяжения обкладок при изменении напряжения и на изменении заряда или напряжения при относит, перемещении обкладок конденсатора (громкоговорители, микрофоны); пьезоэлектрич. преобразователи, основанные на прямом и обратном пьезоэффекте (см. Пьезоэлектричество); электромагнитные преобразователи, основанные на колебаниях ферромагнитного якоря в переменном магнитном поле и изменении магнитного потока при движении якоря; магнитострикци-онные преобразователи, использующие прямой и обратный эффект магнито-стрикции.

Свойства Э. п.- приёмника характеризуются его чувствительностью в режиме холостого хода уxx = V/p и внутр. сопротивлением Zэ л. По виду частотной зависимости V/p различают широкополосные и резонансные приёмники. Работу Э. п.- излучателя характеризуют: чувствительность, равная отношению р на определённом расстоянии от него на оси характеристики направленности к U или i; внутр. сопротивление, представляющее собой нагрузку для источника электрич. энергии; акустоэлектрич. кпд а/ эл= W/Wэл, где WaK - активная акустич. мощность в нагрузке, Wэл - активная электоич. потребляемая мощность, WaK = Zн v02 (vо - колебат. скорость точки центра приведения на излучающей поверхнссти, ZH - сопротивление акустич. нагрузки, равное сопротивлению излучения Zs, при контакте Э. п. со сплошной средой). Перечисленные параметры зависят от частоты. Величины р и кпд а/элдостигают макс, значения на частотах механич. резонанса, вследствие чего мощные излучатели делают, как правило, резонансными. Конструкции Э. п. существенно зависят от их назначения и применения и поэтому весьма разнообразны.

Лит.: Фурдуев В. В., Электроакусти" ка, М.- Л., 1948; X а р к ё в и ч А. А., Тео" рия преобразователей, М.- Л,, 1948; М а т а у ш е к И., Ультразвуковая техника, пер. с нем., М., 1962; Ультразвуковые преобразователи, под ред. Е. Кикучи, пер. с англ., М., 1972. Б. С. Аронов, Р. Е. Пасынков.

ЭЛЕКТРОАЭРОЗОЛЬТЕРАПЙЯ, лечение аэрозолями лекарств, веществ, частицы к-рых имеют электрич. заряд; метод физиотерапии. В отличие от аэрозолей, электроаэрозоли благодаря одноимённому (чаще отрицательному) заряду частиц обеспечивают максимальную устойчивость дисперсной системы, более глубокое проникновение медикаментов в ткани, их высокую концентрацию и более длительное пребывание в организме. Для получения электроаэрозолей используют спец. аппараты, например ручной генератор электроаэрозолей, генератор электроаэрозолей камерный (ГЭК-1). Э. применяют главным образом в виде ингаляций (для профилактики послеоперационных пневмоний, лечения острых и хронич. заболеваний органов дыхания и др.), реже - в виде местного воздействия (при трофич. язвах, ранах, заживающих вторичным натяжением, и др.). См. также Аэрозолътерапия.

Лит.: Эйдельштейн С. М., Основы аэрозольтерашш, М., 1967; Справочник по физиотерапии, М., 1976.

ЭЛЕКТРОБАЛАНС, см. Энергетический баланс.

ЭЛЕКТРОБАЛЛАСТЕР, балластер, путевая машина, распределяющая балласт под шпалами, осуществляющая подъёмку и сдвижку (рихтовку) рельсо-шпальной решётки, а также др. работы при реконструкции, ремонте и строительстве ж.-д. пути. Механизм подъёма рельсо-шпальной решётки имеет 2 электромагнита для захвата рельсов и электровинтовые приводы для их подъёма и сдвига. Э. оборудуется дозатором балласта и балластёрными рамами для его разравнивания под шпалами, щётками для сметания излишка балласта. По конструкции различают Э. с шарниро-сочленённой рамой и консольные. У первых оборудование размещено на 2 фермах, соединённых между собой шарниром. У консольных Э., используемых при строительстве ж.-д. пути, механизм подъёма рельсо-шпальной решётки расположен впереди на консольной части фермы.

ЭЛЕКТРОБУР, забойная буровая машина с погружным электродвигателем, предназначенная для бурения глубоких скважин, преим. на нефть и газ. Идея Э. для ударного бурения принадлежит рус. инж. В. И. Делову (1899). В 1938-40 в СССР А. П. Островским и Н. В. Александровым создан и применён первый в мире Э. для вращат. бурения, спускаемый в скважину на бурильных трубах.

Э. состоит из маслонаполненного электродвигателя и шпинделя. Мощность трёхфазного электродвигателя зависит от диаметра Э. и составляет 75-240 квт. Для увеличения вращающего момента Э. применяют редукторные вставки, монтируемые между двигателем и шпинделем и снижающие частоту вращения до 350, 220, 150, 70 об/мин. Частота вращения безредукторного Э. 455-685 об/мин. Длина Э. 12-16 м, наружный диаметр 164-290 мм.

При бурении Э., присоединённый к низу бурильной колонны, передаёт вращение буровому долоту. Электроэнергия подводится к Э. по кабелю, смонтированному отрезками в бурильных трубах. При свинчивании труб отрезки кабеля сращиваются спец. контактными соединениями. К кабелю электроэнергия подводится через токоприёмник, скользящие контакты к-рого позволяют проворачивать колонну бурильных труб. Для непрерывного контроля пространств, положения ствола скважины и технологич. параметров бурения при проходке наклонно направленных и разветвлённо-горизонталь-ных скважин используется спец. погруж-ная аппаратура (в т. ч. телеметрическая). При бурении Э. очистка забоя осуществляется буровым раствором, воздухом или газом.

В СССР с помощью Э. проходится св. 300 тыс. м скважин (св. 2% общего объёма бурения). Использование Э., благодаря наличию линии связи с забоем, особенно ценно для исследования режимов бурения.

Лит.: Фоменко Ф. Н., Бурение скважин электробуром, М., 1974.

Р. А. Иоаннесян.

ЭЛЕКТРОВАКУУМНЫЕ ПРИБОРЫ (ЭВП), приборы для генерации, усиления и преобразования электромагнитной энергии, в к-рых рабочее пространство освобождено от воздуха и защищено от окружающей атмосферы жёсткой газонепроницаемой оболочкой. К ЭВП относятся лампы накаливания, вакуумные электронные приборы (в к-рых поток электронов проходит в вакууме), газоразрядные электронные приборы (в к-рых поток электронов проходит в газе).

Лампы накаливания - наиболее массовый вид ЭВП (в 70-х гг. 20 в. ежегодный мировой выпуск составляет ок. 10 млрд. штук). Удаление воздуха из баллона лампы предотвращает окисление нити накала кислородом. Для уменьшения испарения накалённой нити лампы накаливания нек-рых типов после удаления воздуха наполняют инертным газом. Это позволяет повысить рабочую темп-ру нити накала и тем самым - световую отдачу ламп без изменения срока их службы. Присутствие инертного газа не влияет на процесс преобразования подводимой к лампе электрич. энергии в световую.

Вакуумные электронные приборы изготовляют с таким расчётом, чтобы в рабочем режиме давление остаточных газов внутри баллона составляло 10-6 - 10-10 мм рт. ст. При такой степени разрежения ионы остаточных газов не влияют на траектории электронов и шумы, создаваемые потоком этих ионов при их движении к катоду, достаточно малы. Такие ЭВП охватывают след, классы приборов. 1) Электронные лампы - триоды, тетроды, пентоды и т. д.; предназначены для преобразования энергии постоянного тока в энергию электрич. колебаний с частотой до 3-Ю9 гц. Осн. области применения электронных ламп - радиотехника, радиосвязь, радиовещание, телевидение. 2) ЭВП СВЧ - магнетроны и маг-нетронного типа приборы, пролётные и отражательные клистроны, лампы бегущей волны и лампы обратной волны и т. д.; предназначены для преобразования энергии постоянного тока в энергию электромагнитных колебаний с частотами от 3*Ю8 до 3*Ю12 гц. ЭВП СВЧ используются гл. обр. в устройствах радиолокации, телевидения (для передачи телевиз. сигналов по линиям радиорелейной связи, спутниковым линиям), СВЧ радиосвязи, телеуправления (напр., ИСЗ и космич. кораблями). 3) Электроннолучевые приборы - осциллографиче-ские электроннолучевые трубки, кинескопы, запоминающие электроннолучевые трубки и т. д.; предназначены для различного рода преобразований информации, представленной в форме электрич. или световых сигналов (напр., визуализации электрич. сигналов, преобразования двумерного оптич. изображения в последовательность телевиз. сигналов и наоборот). 4) Фотоэлектронные приборы - передающие телевизионные трубки, фотоэлектронные умножители, вакуумные фотоэлементы; служат для преобразования оптич. излучения в электрич. ток и применяются в устройствах автоматики, телевидения, астрономии, ядерной физики, звукового кино, факсимильной связи и т. д. 5) Вакуумные индикаторы - электронносветовые индикаторы, цифровые индикаторные лампы и др. Работа индикаторных ламп основана на преобразовании энергии постоянного тока в световую энергию. Применяются в измерит, приборах, устройствах отображения информации, радиоприёмниках и т. д. 6) Рентгеновские трубки; преобразуют энергию постоянного тока в рентгеновские лучи. Применяются: в медицине - для диагностики ряда заболеваний; в пром-сти - для обнаружения невидимых внутренних дефектов в различных изделиях; в физике и химии - для определения структуры и параметров кристаллич. решёток твёрдых тел, хим. состава вещества, структуры органических веществ; в биологии - для определения структуры сложных молекул.

В газоразрядных электронных приборах (ионных приборах) давление газа обычно значительно ниже атмосферного (поэтому их и относят к ЭВП). Класс газоразрядных ЭВП охватывает след, виды приборов. 1) Ионные приборы большой мощности (до неск. Мвт при токах до..тысячи а), действие к-рых основано на нейтрализации объёмного заряда ионами газа. К таким ЭВП относятся ртутные вентили., используемые для преобразования переменного тока в постоянный в пром-сти, на ж.-д. транспорте и в др. отраслях; импульсные водородные тиратроны и та-ситроны, служащие для преобразования пост, тока в импульсный в устройствах радиолокации, электроискровой обработки металлов и др.; искровые разрядники и клипперные приборы, применяемые для защиты аппаратуры от перенапряжений. 2) Газоразрядные источники света непрерывного излучения, используемые для освещения помещений, улиц, в светящихся рекламах, киноаппаратуре и т. д., и импульсные источники света, применяемые в устройствах автоматики и телемеханики, передачи информации, оптич. локации и т. д. 3) Индикаторы газоразрядные (сигнальные, знаковые, линейные, матричные), служащие для визуального воспроизведения информации в ЭВМ и др. устройствах. 4) Квантовые газоразрядные приборы, преобразующие энергию пост, тока в когерентное излучение - газовые лазеры, квантовые стандарты частоты.

Мит. см. при ст. Электронные приборы.

^. Ф. Коваленко,

ЭЛЕКТРОВАКУУМНЫЙ ДИОД, двух-электродная электронная лампа, разновидность диода. Используется гл. обр. в качестве кенотрона. Характеризуется отсутствием обратного тока и выдерживает более высокие обратные напряжения, чем газоразрядные и полупроводниковые диоды. Э. д. подразделяются на низковольтные маломощные (обратное напряжение не превышает 2 кв; выпрямленный ток до 0, 4 а), высоковольтные маломощные (30 кв; 0, 002 а), высоковольтные импульсные (60 кв; 100 а), высоковольтные рентгеновские (220 кв; 2 а). С развитием полупроводниковой электроники Э. д. вытесняются полупроводниковыми диодами, обладающими большим кпд.

Лит. см. при ст. Электронная лампа.

ЭЛЕКТРОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ, то же, что ионная связь.

ЭЛЕКТРОВОЗ, локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, получающими электрич. энергию от контактной сети или (реже) и от аккумуляторов, установленных на самом Э. (контактно-аккумуляторный Э.), или только от аккумуляторов (аккумуляторный Э.). По назначению Э. подразделяются на магистральные (грузовые, пассажирские, грузо-пассажирские), маневровые, промышленные и рудничные, а по роду используемого тока - на Э. постоянного и переменного тока и комбинированные. Для повышения провозной и пропускной способности жел. дорог можно использовать одновременно неск. Э., осуществляя управление из кабины одного из них.

Первый сов. магистральный Э. построен в 1932 (совместно Коломенским з-дом и моек, з-дом " Динамо"), В СССР на жел. дорогах работают магистральные Э. постоянного тока напряжением 3 кв и Э. однофазного тока пром. частоты 50 гц напряжением 25 кв. При работе на участках с 2 системами тока иногда используют Э. двойного питания. За рубежом работают Э. на этих же системах тока и напряжения, а также на более старых системах постоянного тока напряжением 1, 5 кв и однофазного тока пониж. частоты 162/3 или 25 гц напряжением 11-16 кв. Для безотцепочной работы с экспрессами на жел. дорогах ряда стран Зап. Европы (Франция, Бельгия, ФРГ и др.), имеющих разные системы тока, эксплуатируются пасс. Э. на 4 системы питания: постоянный ток 1, 5 и 3 кв, однофазный ток промышленной частоты 50 гц 25 кв и однофазный ток пониженной частоты 162/3 гц 15 кв.

Э. состоит из механич. части, электрич. и пневматич. оборудования. К механич. части относятся кузов, в к-ром располагается б. ч. оборудования, ходовая (экипажная) часть и автосцепка. Обычно цельнометаллич. кузоз опирается на 2 или 3-осные тележки. Они состоят из стальных сварных, литых или брусковых рам, в к-рых размещены колёсные пары с буксами, имеют рессорное подвешивание, тормозную рычажную систему и тяговую передачу. На тележке установлены тяговые электродвигатели. На грузовых Э. применяется наиболее простое по конструкции тяговой передачи опорно-осевое подвешивание тяговых электродвигателей, при к-ром возникает повышенное воздействие колёсных пар на путь. У скоростных Э., в т. ч. на разрабатываемых грузовых, рассчитанных на скорости до 120 км/ч и выше, применяют опорно-рамное подвешивание, обеспечивающее меньшее воздействие на путь из-за крепления тяговых электродвигателей на зарессоренной раме тележки. Вращающий момент от электродвигателя на ось колёсной пары при этом передаётся через более сложную тяговую передачу. Иногда применяется передача вращающего момента от тягового двигателя повышенной мощности не на 1, а на 2 или 3 колёсные пары тележки.

К электрич. оборудованию относятся тяговые электродвигатели, как правило, постоянного тока, вспомогательные машины (напр., двигатель компрессора), преобразователи напряжения для питания вспомогат. низковольтных приборов, пускорегулирующие и защитные аппараты, токосъёмник и др., а на Э. переменного тока - тяговый трансформатор и выпрямители для питания тяговых электродвигателей. Пневматич. оборудование включает компрессор, резервуары для хранения сжатого воздуха, тормозные приборы и др. Сжатый воздух используется для питания рабочих приводов системы управления и тормозной системы поезда.

Скорость движения Э. регулируют изменением напряжения на тяговых электродвигателях и воздействием на их магнитный поток. На Э. постоянного тока в начале движения все электродвигатели включены последовательно, а затем по мере роста скорости - последовательно-параллельно и далее - параллельно, с включением в каждом случае в цепь двигателей пускового реостата, к-рый в начале имеет макс, сопротивление, а для плавного набора скорости постепенно выводится. На Э. переменного тока различают системы низковольтного и высоковольтного регулирования напряжения. При низковольтной системе, наиболее распространённой на сов. Э., напряжение регулируют изменением числа витков вторичной обмотки тягового (понижающего) трансформатора. При высоковольтной системе, основной за рубежом, в т. ч. на Э. серии ЧС, меняют число витков со стороны первичной обмотки этого трансформатора. Большинство эксплуатируемых Э. оборудуется устройствами для торможения электрического (реостатного или рекуперативного).

Основные данные наиболее распространённых в СССР магистральных Э. приведены в табл.

Характеристики наиболее распространённых в СССР электровозов (1977)

Серия Система тока Род службы Число колёсных пар Масса, т Мощность двигателей, квт Сила ТЯГИ, т Максимальная cкорость2, км/ч
ВЛ80К) Переменный            
ВЛ80Т Однофазный Грузовой       45, 1  
ВЛ80Р' 50 гц, 25 кв            
ВЛ60К То же То же       31, 8  
ЧС4Т   Пассажирский       17, 4  
ЧС4 " То же       17.4  
ВЛ10 Постоянный Грузовой       39, 5  
  3 кв            
ВЛ8 То же То же       35, 2  
ВЛ22М " "       23, 9  
ЧС2Т " Пассажирский       19, 4  
ЧС2 " То же       16, 5  

1 Максимально допустимая конструкцией двигателей, условиями охлаждения и т. п., при работе в течение 1 ч (т. н. часовой режим). 2 Допустимая конструкцией электровоза при эксплуатации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.