Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Художеств, культура Ш. развивалась в тесной связи с иск-вом соседних стран: Франции, Германии, Италии




Художеств, культура Ш. развивалась в тесной связи с иск-вом соседних стран: Франции, Германии, Италии, в то же время сохраняя нац. самобытность. Первые памятники иск-ва на терр. Ш. относятся к периоду латенской культуры и рим. времени. Древнейшие памятники зодчества Ш. связаны с иск-вом Меровингов (баптистерий в Рива-Сан-Витале, 5- 6 вв.). Памятники "Каролингского Возрождения" (монастырь Санкт-Галлен, осн. в 7 в., сохранился план 9 в.) отличаются значит. размерами, тенденцией к усложнению архит. форм. В монументальном иск-ве периода Каролингов отразилось стремление художников воз

Замок в Туне. 1186-91.

родить античные приёмы живописи, основанной на зрит, иллюзии [фрески из церкви Санкт-Йоганн в Мюнстере (Мюстаир), 9 в.]. Постройки романского стиля (Гросмюнстер в Цюрихе, 12-15 вв.) и переходного романоготич. стиля (соборы в Базеле,осн. стр-во в 1185-1200, и в Куре, 1171-1282) близки архитектуре Франции и Германии. Готич. постройки кон. 13-15 вв. отличаются малой расчлененностью массы и сдержанностью скульптурного декора (собор в Лозанне, 1175-1275). С кон. 13-15 вв. в Ш. развиваются готич. скульптура и живопись (фресковый цикл церкви в Винтертуре, ок. 1336), книжная миниатюра (школа Санкт-Галлен), витражи (церковь в Keнигсфельдене, 1325-30, и др.) и станковая живопись (К. Виц), а в 16 в. иск-во Возрождения (улица аркад в Лугано, 16 в., ратуша в Базеле, 1504-14). Роспись фасадов стала характерной чертой городской архитектуры 16-17 вв. ("Рыцарский дом" в Шафхаузене с росписями T. Штиммера, 1557). Традиции Ренессанса сохранились в архитектуре 17 в. (ратуша в Цюрихе, 1694-98). Получили развитие живопись и графика, тесно связанные с окружающей художников повседневностью (У. Граф, H. Мануэль-Дойч). В Базеле работал X. Хольбейн Младший, творчество к-рого повлияло на швейц. портрет 17 в. В культовой архитектуре 17-18 вв. утвердился стиль барокко (церковь в Санкт-Галлене, с 1755). В 18 в. в живописи выдвинулись: пастелист Ж. Э. Лиотар, пейзажист и гравёр С. Геснер, портретист А. Граф, И. Г. Фюсли, в картинах к-рого сочетаются классицистич. строгость и романтич. фантастика, группа т. н. малых мастеров - жанристов, пейзажистов, авторов ист. картин (И. Л. Аберли, 3. Фрёйденбергер и др.). Классицизм проник в архитектуру Ш. в кон. 18 в. Образцами фасадов обществ, и жилых зданий служили классицистич. постройки Франции (ратуша в Невшателе, 1782-90, арх. П. А. Пари, ж.-д. вокзал в Цюрихе, 1847).

Замок в Невшателе. 12-15 вв. Клуатр.

Собор Санкт-Винценц в Берне. Главный портал (ок. 1485- 1501, скульптор Э. Кюнг).

Бернский мастер рубежа 15 -16 вв. "Танец Саломеи". Музей изобразительных искусств. Будапешт.



В сер. 19 в. в архитектуре Ш развивается эклектика, в кон. 19 в.- стиль "модерн"·. Классицизм, как и романтизм, не получил значит, развития в изобразит, иск-ве Ш. нач. 19 в. В русле нем. романтизма работали Г. Л. Фогель и И. Хесс, графики P. Тёпфер и M. Дистели. К романтич. направлению примыкал живописец Л. Робер, к академическому - Ш. Глейр (оба работали во Франции). В сер. 19 в. художники Ш. обращались к темам из жизни народа, стремились передать красоту родной природы. Развиваются реалистич. нац. пейзаж (А. Калам) и бытовой жанр (Ф. Бухсер, А. Анкер, Б. Bo-тье, работавший в Германии). На рубеже 19-20 вв. на живопись Ш. оказало сильное воздействие творчество А. Бёклина. К темам нац. истории, трактованным в духе нац. романтизма, обратился Ф. Ходлер. С кон. 19 в. в живописи Ш. развиваются импрессионизм, постимпрессионизм и символизм (Ф. Валлотон, T. Стейнлен, оба работали во Франции, К. Амьет, P. Обержонуа, А. Джакометти и др.). Для архитектуры Ш. нач. 20 в. характерно обращение к новым материалам при сохранении традиц. архит. форм (ун-т в Цюрихе, 1911-14, арх. К. Мозер). В сер. 20-х гг. швейц. архитекторы обратились к традициям нац. нар. зодчества (городские и загородные здания типа сельского деревянного дома - шале). В эти же годы началось проникновение приёмов и методов функционализма (арх. О. Зальвисберг, А. Мейли и др.), а с 30-х гг. рационализма. Уроженцем Ш. был Ле Корбюзье. Жилые кварталы крупных швейц. городов, построенные в 50-70-е гг., располагаются среди зелени, вдали от магистралей и пром. предприятий (посёлки - Летциграбен, близ Цюриха, 1952-55, арх. А. Г. Штейнер и др., Хален, близ Берна, 1959-61, арх. С. Гебер и др.). Рост индустр. центров в разных р-нах Ш. вызвал необходимость создания городов-спутников (Ле-Линьон, близ Женевы, 1962-70, арх. Г. и П. Амман и др.). В горных р-нах Ш. строятся дома-террасы на солнечных склонах гор (гг. Клингнау, Бругг). В годы 1-й мировой войны 1914-18 в Ш. зародился дадаизм, получил развитие экспрессионизм (П. Клее). В монументальной живописи выступила группа мастеров религ, церк. росписей (Г. Альхерр, А. Сенгриа и др.), к темам труда и быта народа Ш обратился монументалист А. Бланшер. Абстракционизм господствовал в



Приходская церковь в Эйнзидельне. Интерьер (декоративное оформление - 1719 - 70, архитекторы и скульпторы К. Д. и Э. К. Азам, Д. Ф. Карлоне и др.).

швейц. живописи в 30-50-х гг. (скульптор С. Тейбер-Арп, живописцы X. Арп, P. П. Лозе и др.) Изобразит, иск-во Ш. 60-70-х гг. отражает осн. тенденции и направления европ. иск-ва. Представителем прогрессивного крыла совр. иск-ва Ш. является живописец и график X. Эрни. В скульптуре 20 в. психологически сложные произв. создают О. Ш. Беннингер, Я. Прост, импрессионистические - Г. Халлер. Нар. иск-во Ш. славится резными деревянными изделиями, нередко украшенными росписью орнаментального или сюжетного характера, керамикой, ткачеством, изделиями из кожи и металла.

Лит.: Т г a z G. d e, Histoire de la peinture suisse, Geneva, 1945; S с h m i d A. A., Die Buchmalerei des 16. Jahrhunderts in der Schweiz, Olten, 1954; Carl В., Klassizismus 1770-1860, Z., 1963 (Die Architektur der Schweiz I); Altherr A., Neue Schweizer Architektur, Teufen, [1965].


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал