Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Балет. Формирование сценич. танца началось в 13-14 вв






Формирование сценич. танца началось в 13-14 вв. В 16 в. появились балетные спектакли (" Комедийный балет Королевы" балетм. Б. Бальтазарини, 1581) в виде пьес с пением и диалогами, где танец был составной частью представления. В 17 в. начал развиваться придворный балет, где роль танца постепенно возрастала, хотя он ещё не отделился от слова. В 1661 была создана Академия танца, занимавшаяся его регламентацией. С 1669 начинается история парижской Оперы (см. " Гранд-Опера"), где ставились балеты, вошедшие в историю франц. хо-реографич. иск-ва. Во 2-й пол. 18 в. балет выделился в самостоят, вид театр, представления. На смену придворному зрелищу с феерич. эффектами и дивертисментами пришёл драматич. балет, где в танце раскрывались переживания героев. Такими были постановки крупнейшего франц. теоретика танца и балетмейстера Ж. Ж. Новера (трагедийный балет " Медея и Язон" Ж. Ж. Родольфа, 1776, и др.). Последователь Новера балетм. Ж. Доберваль поставил " Тщетную предосторожность" (музыка сборная, 1789). Известные танцовщики 1-й пол. 18 в.-М. Камарго, М. Салле, 2-й пол. 18 в.-О. и Г. Вестрис, П. Гардель.

В 30-х гг. 19 в. во Ф. утвердился ро-мантич. балет. Спектакли Ф. Тальони (" Сильфида" Ж. Шнейцгоффера, 1832; " Дева Дуная" А. Адана, 1836), в к-рых выступала М. Тальони, отражали противоречие между мечтой и действительностью. Образы неземных существ, олицетворяющих недосягаемый идеал, потребовали новой танц. техники, в частности танца на пальцах. В балетах Ж. Перро действительность поэтизировалась, романтизировалась; здесь возникали образы, родственные поэзии Дж. Байрона, произв. В. Гюго (" Корсар" Адана, " Эсмеральда" Ч. Пуньи). Один из самых значит, балетов эпохи романтизма -" Жизель" Адана (балетм. Перро и Ж. Коралли, 1841). В 60-х-нач. 70-х гг. значит, постановки осуществили балетм. А. Сен-Леон (" Коппелия" Л. Делиба, 1870), затем Л. Мерант. Со 2-й пол. 19 в. с упадком романтизма балет деградировал и в нач. 20 в. интерес к нему иссяк. Возрождение балета началось в 1910-х гг., после первых Русских сезонов в Париже, когда были показаны балеты М. М. Фокина в исполнении А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского. В труппе Русский балет С. П. Дягилева, работавшей во Ф. до 1929, были пост, балеты франц. комп. М. Равеля, Д. Мийо, Ф. Пуленка, Э. Са-ти, A. Core и др. Декорации П. Пикассо, А. Матисса, А. Дерена, Ф. Леже и др. определяли характер спектакля (балеты в стиле кубизма, сюрреализма и др.). Балетм. Л. Ф. Мясин, Б. Ф. Нижинская, Дж. Баланчин часто ставили балеты во Ф. Рус. артисты О. И. Преображенская, Л. Н. Егорова и др. открыли в Париже балетные школы. В 30-х гг. значит, была деятельность труппы " Балле рюс де Монте-Карло" и др. трупп, возникавших на её основе. В 1929-нач. 60-х гг:. с перерывами балет Оперы возглавлял С. Лифарь. Он работал здесь и как ведущий танцовщик (до 1956). Лифарь создал обширный репертуар преим. из своих постановок (" Сюита в белом" на муз. Э. Лало, 1943; " Федра" Ж. Орика, 1950; " Наутеос" Ж. Леле, 1954, и др.), в к-рых выступали Л. Дарсонваль, С. Перетти, затем И. Шовире, Н. Вырубова, Л. Дей-де, М. Рено, Ю. Алгаров. Во 2-й пол. 40-х гг. молодые артисты, искавшие новых путей в иск-ве, сближения его с современностью, создали собственные коллективы с новым репертуаром. Балетм. Р. Пти работал в труппе " Балет Елисейских полей" (с 1945), затем " Балет Парижа", где поставил " Кармен" на муз. Визе (1949), " Волк" А. Дютийё (1953). В балетах Пти выступала танцовщица Р. Жанмер. Собств. труппами руководили Ж. Шарра, Ж. Ба-биле. В сер. 50-х гг. началась балетмейстерская деятельность М. Бежара, труппа к-рого " Балет 20 века" с 1960 базируется в Брюсселе при " Театре де ла Монне>. Бежар продолжает работать и во Ф., он создал новый вид монумент, хорео-графич. представления, предназначенного для исполнения на больших сценич. площадках, аренах (" IX симфония Л. Бетховена", 1964; " Ромеои Джульетта" на музыку Г. Берлиоза, 1966; " Нижин-ский, клоун божий" П. Анри и др., 1971). В 60-70-е гг. в репертуаре Оперы были балеты Пти, Бежара, Баланчина, Дж. Роб-бинса и др. К сер. 70-х гг. наметились 2 тенденции: восстановление в канонич. редакциях старинных балетов (" Сильфида", " Коппелия") и предоставление широкой возможности для экспериментов молодым франц. и иностр. балетмейстерам (Г. Тетли, Дж. Батлеру, представителю амер. " авангарда" М. Кан-нингему). Отойдя от академизма " Гранд-Опера", балетная труппа старается не отстать от общей тенденции франц. балета, в к-ром прочно утверждается интерес к новейшим театр, формам. Среди трупп кон. 60-х - нач. 70-х гг.: Совр. балетный театр (балетм. Ф. Адре; в 1968-71 в Амьене, с 1971 в Анже), Франц. театр танца Ж. Лаззини (работал в 1969-71), Балет Феликса Бласка (с 1969), Нац. балет муз. молодёжи (балетм. П. Лакот, 1962), " Театр молчания" (с 1972) и др. Труппы имеются при оперных театрах Лиона (балетм. В. Биаджи), Бордо (балетм. В. Скуратов^ Мюлуза (балетм. Ж. Бабиле) и др. " Балет Марселя" возглавляет с 1972 Пти. В 60-70-х гг. известность получили танцовщицы -К. Мот, К. Бесси, Ж. Амьель, Ж. Рейе, К. Власси, Н. Тибон, Н. Понтуа, В. Пьол-ле, Г. Тесмар; танцовщики - А. Ла--бис, С. Атанасов, Ж. П. Бонфу, М. Де-нар, Ж. П. Франкетти, Ж. Пилетта, П. Бар.

Проводятся балетные фестивали: Меж-дунар. балетный фестиваль в Париже (ежегодно с 1963), Театр, фестиваль в Авиньоне и др.

Среди исследователей балета 30-70-х гг. П. Тюгаль, Ф. Рейна, Л. Вайя, Б. Кохно, М. Ф. Кристу, А. Ливио, И. Лидова и др. В 50-е гг. изд. журн. " Dance et rythmes", " Toute la dance et la musique", в 60-70-е гг. - " Cabiers de la danse", " Art et danse", " Les saisons de la danse".

Лит.: Иофьев М., Профили искусства..., М., 1965, с. 179-200; G u e s t I., The ballet of the Second Empire, L., [1953]; V a i 1 1 a t L., Ballets de L'Opera de Paris, [P.], 1947; К о с h n о В., Le ballet. [Le ballet en France du quinzieme siecle a nos jours], [P., 1954]; Christout M. F., Le ballet de cour de Louis XIV, P., 1967; Guest I., Le ballet de 1'Opera de Paris, P., 1976. E, Я. Суриц.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.