Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Истоки франц. нар. песни, составляющей основу муз






Истоки франц. нар. песни, составляющей основу муз. культуры страны, восходят к древнему фольклору кельтских, галльских и франкских племён, населявших терр. совр. Ф. Сохранившиеся изобразит, и лит. материалы свидетельствуют о важнейшей роли музыки и танца в обществ, жизни, семейном быту, религ. обрядах.

Для франц. нар. песни характерны изящество и гибкость мелодии, тесная связь слова и музыки, чёткость строения. Типичен ритм 6/в (в танц. песнях - 2A), преобладающие лады - мажор и натур, минор. Часто в припевах встречается повторение звукосочетаний, не имеющих смыслового значения. Среди жанров старинных нар. песен - комплекты (песни-жалобы), танц., застольные, пастушеские (пастурели), любовные, свадебные, песни профессий. Своеобразны песни разных провинций: на С. страны фольклор сохранил следы влияний культуры нор-манов и бретонцев, на Ю. - исп., баскской музыки. В песенном фольклоре отразились ист. события, воен. походы, крест, восстания против феодалов. К древнейшим образцам фольклора относятся " песни о деяниях" (chansons de geste) - своеобразные эпич. поэмы, связанные с религ. легендами и исполнявшиеся на многократно повторяющийся напев. Этот жанр, родившись в недрах католич. церкви, ведёт своё происхождение от распевного чтения " житий святых". Предполагают также, что стихи " Кантилена о св. Евлалии" и др. поэтич. произведения раннего средневековья, в частности знаменитая " Песнь о Роланде", распевались на определённые мелодии.

С нач. 4 в. христ. церковь всё чаще использовала в богослужении нар.-песенные напевы, приспосабливая их к лат. текстам. В 8 в. ранние галликанские формы христ. литургии вытесняются григорианским хоралом. Музыка была призвана усиливать мистич. воздействие лат. текстов. С течением времени, сохраняя мн. элементы григорианского кодекса, церк. музыка претерпевает значит, изменения (вводится франц. язык).

Наряду с культовой получила распространение светская музыка, звучавшая при дворе франкских королей, в замках феодалов. В 9 в. важную роль в формировании муз. культуры играли певч. школы при монастырях и замках (метризы), где обучали пению, игре на разных инструментах, вырабатывались правила композиции. Особое место в истории муз. культуры Ф. принадлежало аббатству св. Марциала Лиможского. К 10 в. сложились каноны католич. литургии (месса). Развивалось также нар. иск-во, носителями к-рого были менестрели и жонглёры. Они исполняли повествоват. баллады, нравоучит. и шуточные песни, сопровождаемые весёлой пляской под аккомпанемент продольных флейт, лютен, ударных.

В 11-13 вв. расцветает муз.-поэтич. иск-во странствующих певцов - трубадуров (Гильом IX - герцог Аквитанский, Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Дж. Рюдель, Г. Рикьер). Родившись в условиях феод, строя Прованса, эта муз.-поэтич. традиция распространилась на север Ф., где её носителями стали труверы. Трубадуры и труверы прославляли мужество и благородство воинов, а также любовь к " прекрасной даме". Их песни и поэмы, сохранявшиеся в устной традиции, стали достоянием бродячих менестрелей, оказав значит, влияние на франц. лирич. поэзию.

Развитие экономики и культуры городов (Тулуза, Монпелье, Лимож, Аррас и др.) способствовало выдвижению поэтов-певцов из гор. сословий, к-рые внесли свои особенности в тематику и жанры иск-ва трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, автор множества мотетов и песен, а также знаменитой комедии " Игра о Ро-бене и Марион", ок. 1283).

Рост гор. культуры подготовил расцвет многоголосия, ранние образцы к-рого относятся к 9-14 вв. Уже в 9 в. церк. музыканты начали соединять в одноврем. звучании две мелодии (диафония, или параллельный органум). Высокие образцы многоголосия того времени представлены в творчестве монаха Перотина, одного из основателей первой школы (т. н. парижской) европ. хоровой полифонии.

В период Раннего Возрождения (14 в.) церк. музыка освобождалась от жёсткой регламентации григорианского пения; гор. культура обогащалась новыми жанрами вокального многоголосия. Возникли и нашли широкий отклик в народе мистериальныс представления. Расцвету нар.-песенного иск-ва способствовали устраивавшиеся в монастырях, на гор. площадях, при дворах феодалов и королей церк. и светские празднества с шествиями, играми, плясками жонглёров. Гуманистич. муз. эстетика Раннего Возрождения наиболее ярко отразилась в творчестве мастера полифонии, комп. и поэта Гильома де Машо, комп., математика и муз. теоретика Филиппа де Вит-ри - видных представителей прогрессивного муз. движения аре нова (новое иск-во; названо по трактату " Ars nova" Филиппа де Витри). Это направление способствовало расцвету многоголосной вокальной музыки, оказав значит, влияние на церк. и светскую музыку в др. европ. странах. Дальнейшее развитие многоголосия связано с творчеством Г. Дю-фаи, Жоскена Депре, И. Окегема, а также мастера хор. полифонии К. Жанеке-на, создателя гугенотского хорала К. Гу-димеля, К. де Сермизи, к-рым принадлежат сохранившие своё художеств, значение хоровые сочинения (мотеты, мадригалы). Особое место занимает великий полифонист, представитель нидерландской школы О. Лассо, творчество к-рого -связующее звено между музыкой Ф., Италии и Фландрии.

В 1528 П. Аттеньян основал в Париже муз. изд-во, выпустившее серию сб-ков светских вокальных произведений (в т. ч. нар. песни различных провинций Ф.) и инструм. пьес (для лютни, клавесина, спинета, арфы, гитары, духовых) в основном танц. характера.

В 16-17 вв. усилились контакты между музыкантами Ф. и Италии, откуда, в частности, пришли новые веяния в области муз. театра. В 1581 итальянец Б. Бальтазарини поставил в Лувре первый франц. балетный спектакль " Комедийный балет королевы" на музыку Ж. де Больё и Ж. Сальмона. Насаждению итал. муз. традиций способствовал кардинал Мазарини, к-рый привлёк в Париж композиторов и оперные труппы из Венеции и Болоньи, познакомившие франц. публику с новым для неё жанром оперы. Царствование Людовика XIV отмечено необычайной пышностью придворной жизни, стремлением парижского двора и феод, аристократии к роскоши и развлечениям. В Париже возникли разнообразные формы муз. театра, культивировавшего преим. мифологич. или аллегория, жанры в духе классицизма. Влияние итал. музыки проявилось в распространении гомофонной (см. Гомофония) вокальной музыки.

Одну из первых франц. опер создал комп. Р. Камбер, написавший в содружестве с поэтом П. Перреном оперу " Пастораль" (1659). В 1669 они получили патент на организацию постоянного оперного театра, к-рый открылся в 1671 (оперой " По-мона") под назв. " Королевская академия музыки" (см. Гранд-Опера"). В 1672 его возглавил Ж. Б. Люлли, создававший совм. с либреттистом Ф. Кино классич. тип французской придворной оперы-балета (помпезные спектакли, обычно на любовные сюжеты из античной мифологии). Среди лучших опер (" лирич. трагедий") Люлли -" Тесей" (1675), " Атис" (1676), " Армида" (1686); велико значение его вокально-декламац. стиля для франц. лирич. трагедии. Выработанный им тип увертюры, а также танц. эпизоды оказали влияние на развитие франц. инструм. музыки. Люлли руководил придв. группой " Музыка короля", объединявшей оркестр (" 24 скрипки короля"), солистов, хоровую " капеллу" и др. коллективы. Наряду с Люлли для театра писали также М. А. Шарпантье (опера " Медея", 1693, и др.), А. Кампра (опера-балет " Галантная Европа", 1697; лирич. трагедия " Танкред", 1702) и др. У преемников Люлли придворная опера превращалась в дивертисмент. Одновременно развивались нац. школы инструм. музыки -органная (Ж. Титлуз), лютневая (Д. Го-тье), клавесинная (Ж. Шамбоньер), виоль-ная (гамбист М. Маре), скрипичная (М. Р. Делаланд).

С нач. 18 в. большого размаха достигло иск-во клавесинистов, прежде всего Ф. Куперена, утвердившего утончённый и выразит, стиль клавесинной музыки, а также Ж. Ф. Дандриё, Ж. Ф. Рамо. В сер. 18 в. появилась также симфония (Ф. Ж. Госсек). Однако ведущим жанром франц. музыки на протяжении 18 в. оставалась опера. Яркие образцы были созданы Рамо (лирич. трагедии " Ипполит и Арисия", 1733; " Кастор и Поллукс", 1737; " Дардан", 1739; опера-балет " Галантная Индия", 1735, и др.). Крупнейший композитор, а также учёный 18 в. (разработал теоретич. основы гармонии), он решительно обновил муз.-выразит. средства, но в силу исторически сложившихся условий не мог коренным образом реформировать устаревшую лирич. трагедию. В это же время стал формироваться новый жанр - комич. опера. Её укреплению способствовала острая полемика между сторонниками (бурж.-демократич. круги) и противниками (представители аристократии) итал. оперы-буфф, т. н. " война буффонов" (возникла в связи с приездом в Париж в 1752 итал. оперной труппы, поставившей ряд опер-буфф, в т. ч. " Служанку-госпожу" Перголези). На стороне этого прогрессивного направления выступали энциклопедисты (их деятельность сыграла большую роль в формировании новой оперной эстетики и муз.-теоретич. обобщений)- Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбер и, прежде всего, Ж. Ж. Руссо, создавший первую франц. комич. оперу -" Деревенский колдун" (1752). Комич. опера становится ведущим жанром. Среди её авторов -Э. Дуни, Ф. Филидор, а также композиторы, углубившие проблематику этого жанра, - П. А. Монсиньи (" Дезертир", 1769), А. Э. М. Гретри (" Люсиль",

1769). Комич. оперы ставились в театре " Опера комик" (осн. в 1715 как т-р на Сен-Жерменской ярмарке, своё назв. получил в 1801).

Идеи энциклопедистов сыграли также существ, роль в подготовке реформы К. В. Глюка, к-рая привела к созданию нового оперного стиля, воплотившего эстетич. идеалы третьего сословия накануне Великой франц. революции. Постановка в Париже опер Глюка " Ифигения в Авлиде" (1774), " Армида" (1777), " Ифигения в Тавриде" (1779) обострила борьбу направлений. Приверженцы старой франц. оперы, а также сторонники итал. оперы, выступившие против Глюка, противопоставили ему традиц. творчество Н. Пиччинни. Борьба " глюкистов" и " пиччиннистов" (победителем вышел Глюк) отразила глубокие идеологич. сдвиги, происходившие во Ф. во 2-й пол. 18 в.

Великая франц. революция внесла новую струю в муз. жизнь. Выдвинулись талантливые композиторы - Э. Мегюль, Госсек, Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр. Новая социальная функция музыки, рождённая революц. обстановкой, вызвала к жизни массовые жанры, в т. ч. марши и песни (" Походная песня" Ме-гюля, " Песня 14 июля" Госсека), композиции для неск. хоров и оркестров (Лесюэр, Мегюль). Создавались патриотич. песни. В 1792 К. Ж. Руже де Лилем была написана " Марсельеза", ставшая впоследствии гос. гимном Ф. Под воздействием революц. идеологии возникают новые жанры - агитац. спектакли с использованием больших хоровых масс (" Республиканская избранница, или Праздник Разума" Гретри, 1794; " Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре" Госсека, 1793), а также " опера спасения", окрашенная романтикой революц. борьбы против тирании (" Лодоиска", 1791, и " Водовоз", 1800, Керубини; " Пещера" Лесюэра, 1793). Революц. преобразования коснулись и системы муз. образования. Были упразднены церк. школы (метризы), в 1793 в Париже на основе слившихся муз. школы Нац. гвардии и Королев, школы пения и декламации создан Нац. муз. ин-т (с 1795-консерватория музыки и декламации). Париж стал важнейшим центром муз. образования.

Период наполеоновской империи и реставрации характеризуется относительным упадком муз. иск-ва. Из композиторов выделяется лишь итальянец Г. Спонтини. Его монумент., парадные оперы, написанные для Парижа (лучшая -" Весталка", 1805), отразили требования и вкусы времени (в иск-ве господствовал пышный стиль ампир).

С наступлением обществ, подъёма, приведшего к Июльской революции 1830, наблюдалось оживление и в муз. иск-ве. Комич. опера обогатилась романтич. фантастикой (" Белая дама" А. Буальдьё, 1825). Дальнейшая романтизация этого жанра усилила в нём лирич. начало, в операх шире использовались нар. мелодии: таковы нек-рые оперы Ф. Обера (" Фра-Дьяволо", 1830; " Бронзовьш конь", 1835), Ф. Герольда, Ф. Галеви, А. Адана, к-рый также утвердил романтич. направление во франц. балетной музыке (" Жизель", 1841; " Корсар", 1856). В эти же годы складывается жанр большой оперы с характерными для него приподнятостью чувств, внеш. декоративностью, обилием эффектов [" Немая из Портичи" (" Фенелла") Обера, 1828; поставленная в Париже опера " Вильгельм Телль" Россини, 1829]. Крупнейший представитель этого жанра -Дж. Мейербер (" Роберт-Дьявол", 1831; " Гугеноты", 1835; " Пророк", 1849; " Африканка", 1865).

Париж 30-40-х гг. 19 в.-один из центров мировой муз. культуры, привлекавший музыкантов др. стран. Здесь созрел пианизм романтиков Ф. Листа и Ф. Шопена, расцвело иск-во певиц П. Виардо-Гарсиа и М. Малибран, выступали мн. выдающиеся исполнители. С нач. 19 в. известность приобрели франц. скрипичная (Дж. Б. Виотти, П. Байо, П. Роде, Р. Крейцер), вокальная (певицы Л. Даморо-Чинти, Д. Арто, С. Галли-Марье; певцы А. Нурри, Ж. Л. Дюпре, Ж. Л. Лассаль, В. Морель) и др. школы. Активизировалась концертная жизнь, проводились концерты Об-ва Парижской консерватории (с 1828), организовывались любит, хоровые об-ва-" Орфеон" (1835).

Ярким выражением франц. муз. романтизма 1-й пол. 19 в. явилось творчество крупнейшего композитора, дирижёра и критика Г. Берлиоза, творца романтич. программного симфонизма (" Фантастическая симфония" -, 1830). Создатель монумент, полотен, возродивших традиции массового иск-ва Великой франц. революции (" Реквием", 1837; " Траурно-триумфальная симфония", 1840), а также драматич. легенды " Осуждение Фауста" (1846), оперы " Троянцы" (1855-59) и др., он был новатором в области формы, инструментовки, реформатором симф. оркестра.

В сер. 19 в. наблюдается постепенное нивелирование жанров комич. и большой оперы. Традиции комич. оперы продолжила оперетта - типичное порождение Второй империи (период увлечения кафе-концертами, театр, ревю, иск-вом шансонье, канканом). В то же время франц. оперетту отличали ярко выраженная сатирич. направленность и злободневность. Среди создателей этого жанра - композитор, основатель театра " Буфф-Паризьен" (1855) Ж. Оффенбах (" Орфей в аду", 1858; " Прекрасная Елена", 1864), III. Ле-кок (" Дочь мадам Анго", 1872; " Жироф-ле-Жирофля", 1874), Р. Планкет (" Корне-вильские колокола", 1877), Ф. Эрве (" Маленький Фауст", 1869; " Мадемуазель Нитуш", 1883).

Во франц. опере 2-й пол. 19 в. усилились реалистич. тенденции, сформировался жанр лирической оперы, получивший наиболее совершенное воплощение в творчестве Ш. Гуно (" Фауст", 1859; " Ромео и Джульетта", 1867). Лирич. оперы ставились в " Театр лирик" (открыт в 1851, Париж). В этом жанре работали А. Тома (" Миньон", 1866; " Гамлет", 1868), Ж. Массне (" Манон", 1884; " Вертер", 1886), К. Сен-Сане (" Самсон и Далила", 1877), Л. Делиб (" Лакме", 1883), явившийся новатором в области балета (симфони-зация балетной музыки -" Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами", 1870; " Сильвия, или Нимфа Дианы", 1876). Вершина оперного реализма во франц. музыке - творчество Ж. Визе. Глубина в обрисовке жизненных конфликтов, создание сильных характеров, своеобразие муз. языка, яркость нац. колорита отличают его оперу " Кармен" (1874), а также музыку к драме Доде " Арлезиан-ка" (1872).

В 80-е гг. 19 в. Ф. с восторгом встретила Р. Вагнера. Однако в 90-х гг. наступила реакция на засилье вагнеровских идей в музыке. Композиторы и демократич. публика стремились к нац. определённости иск-ва, к произв. из жизни простых людей. Успех сопутствовал операм А. Брюно на сюжеты Э. Золя (" Осада мельницы", 1893; " Мессидор", 1897), Г. Шарпантье (" Луиза", 1900), представлявшим натуралистич. направление во франц. музыке (возникло под влиянием веризма). За обновление и утверждение нац. традиций выступило Нац. муз. об-во (осн. в 1871), объединившее музыкантов различных творч. направлений. Большой вклад в развитие симф., камерной инструм., вокальной музыки внесли руководители об-ва: Сен-Сане -мастер инструм. музыки, С. Франк - композитор, органист, представитель классико-романтич. направления, а также Г. Форе, Э. Шабрие, Э. Шоссон, В. д'Энди, Э. Дало и др. В эти годы наступает оживление концертной жизни. Возникли первоклассные симф. оркестры, созданные дирижёрами Ж. Падлу (в 1861 осн. " Нар. концерты классич. музыки", с 1920-" Ассоциация концертов Падлу"), Э. Колонном (в 1873 - " Нац. концерты", с 1874- " Концерты Шатле", позже-" Концерты Колонна"), Ш. Ламурё (в 1873-" Об-во священной гармонии", с 1881-" Об-во новых концертов", с 1897-" Концерты Ламурё"). Во 2-й пол. 19 в. началась деятельность писателей, муз. критиков А. Лавиньяка, Ж. Комбарьё, Ж. Тьерсо, А. Прюньера, Р. Роллана и др.

Ф.-родина " Интернационала", прозвучавшего впервые в 1888 на рабочем празднике в Лилле (слова поэта-коммунара Э. Потье, музыка рабочего-музыканта П. Дегейтера). Во Ф. расцвёл жанр шансом, нередко носивший остросоциальный, критич. характер. Шансонье пользовались популярностью; одного из них - Г. Монтегюса неоднократно слушал и высоко ценил В. И. Ленин.

На рубеже 20 в. во франц. музыке зарождается импрессионизм. Основоположником и ярчайшим представителем этого нового течения был К. Дебюсси, новаторское творчество к-рого (оркестровые произв. " Ноктюрны", 1897-99; " Прелюдия к & bdquo; Послеполудню фавна" ", 1892-94; " Море", 1903-05; опера " Пеллеас и Ме-лизанда", 1902, и др.) оказало большое воздействие на развитие музыки 20 в. Импрессионистские тенденции нашли отражение и в творчестве крупнейшего мастера франц. музыкального иск-ва М. Равеля (" Болеро" для оркестра, 1928; балет " Дафнис и Хлоя", 1911; оперы " Испанский час", 1907; " Дитя и волшебство", 1925), сыгравшего особую роль в обновлении тембровой и гармонич. палитры симф. и фп. музыки. С импрессионизмом в известной мере связано творчество П. Дюка (опера " Ариана и Синяя борода", 1907; симф. скерцо " Ученик чародея", 1897), А. Русселя (симф., ка-мерно-инструм. произв., опера-балет " Падмавати", 1918).

После 1-й мировой войны 1914-18 в муз. иск-ве Ф. утверждаются тенденции неоклассицизма, экспрессионизма, конструктивизма и др. Провозвестник конструктивизма комп. Э. Сати совм. с драматургом и живописцем Ж. Кокто возглавил движение молодых композиторов против импрессионистской утончённости, за " иск-во повседневности". Среди их последователей были композиторы А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Ж. Орик, Л. Дюрей, Ж. Тайфер, образовавшие творч. объединение " Шестёрка". Немалое влияние на них оказала музыка И. Ф. Стравинского, а также новые тембры и ритмы впервые появившегося в Европе амер. джаза. Несмотря на увлечение урбанизмом и конструктивизмом (" Пасифик 231" для оркестра Онеггера, 1923; вокальный цикл " Сельскохозяйственные машины" Мийо, 1919, и др.), каждый из участников " Шестёрки" сохранял творч. индивидуальность, зачастую их поиски шли в диаметрально противоположных направлениях.

В 30-х гг. композиторы " Шестёрки" примкнули к движению антифаш. Нар. фронта, активно участвовали в работе Нар. муз. федерации (создана в 1935)-прогрессивной демократич. орг-ции, руководившей рабочими хорами, пропагандировавшей нар. франц. музыку и массовые политич. песни. Во главе её стояли Руссель, Ш. Кеклен (впоследствии один из основателей об-ва " Ф.- СССР"), Л. Дюрей, Мийо, Орик, Онеггер, Прюньер, писатели Л. Арагон, Ж. Р. Блок, Л. Муссинак и др. В музыке возрождались традиции времён Великой франц. революции. В оперы включались массовые революц. франц. песни (" Марсельеза" и др.), устраивались грандиозные представления на открытом воздухе (мистерия " Жанна д'Арк на костре" Онеггера, пост. 1938). Среди композиторов, выдвинувшихся в 20-30-х гг., -Ж. Ибер, К. Дельвенкур, Ж. Миго, Ж. Ривье, Р. Лушёр, A. Core, Э. Бондевиль. В эти же годы возникла творч. группа " Молодая Франция" (1935, 1-й концерт и манифест -1936), ставившая своей задачей создание в противовес конструктивизму и академизму живой музыки, проникнутой гуманизмом. Среди её участников: О. Мессиан - крупный мастер, ярко проявивший себя в жанрах камерно-инструм. и вокальной музыки (зачастую его произв. связаны с религ.-мистич. тематикой), А. Жоливе, Даниель-Лесюр, И. Бодрие. Содружество это распалось во время 2-й мировой войны.

В годы фаш. оккупации Ф. муз. жизнь замерла. Передовые композиторы своим творчеством боролись с врагом (песни Сопротивления; " Четыре песни страдающей Франции" Орика, " Патриотическая кантата" Пуленка и др.). В то же время нек-рые представители франц. интеллигенции замыкались в крайнем индивидуализме, искали спасения в религии.

После окончания 2-й мировой войны музыкальная жизнь Ф. оживилась. Парижские театры возобновили постановки опер и балетов франц. авторов, в концертах зазвучали произв. отечеств, композиторов, находившиеся под запретом. Активизировалась деятельность комп. Мессиана, Пуленка, Мийо, Жоливе, Core, Орика, Даниель-Лесюра, Ж. Франсе, М. Ландовски (в 1966-возглавлял Муз. отдел Гос. секретариата по вопросам культуры), А. Дютийе и др.

В то же время с кон. 40-х гг. началось увлечение абстрактно-технологич. системами композиции [додекафония, сериа-лизм (см. Серийная музыка), алеаторика, электронная музыка, конкретная музыка]. Видный представитель авангарда - композитор и дирижёр П. Бу-лез, организатор и руководитель концертов новой музыки " Domaine musicale" (осн. в 1954, в 1967-73 их возглавлял композитор и дирижёр Ж. Ами). Вокруг этого центра муз. авангарда группировались представители новейших течений во франц. музыке - П. Мефано, К. Балиф, Ж. К. Элуа, Л. Феррари,

Таблица I
К ст. Франция. 1. Побережье Ла-Манша, скалы близ Эгрета. 2. Судоходный канал на севере Франции, близ Дюнкерка. 3. Бокаж на севере Франции. 4. Пастбище в Нормандии. 5. Арденны.

Таблица II
К ст. Франция. 1. Вершина Пюи-де-Дом в Центральном Французском массиве. 2. Гидроузел на реке Дордонь. 3. Долина реки Ло близ Эспальона. 4. Побережье Бискайского залива близ мыса Кубр. S. Рисовые поля в дельте Роны.

Таблица III
К ст. Франция. 1. В долине Шамони, у подножия Монблана. 2. Массив Монблан в Альпах. 3. Северный склон центральной части Пиренеев. 4. Средиземноморское побережье близ Ниццы. 5. Долина в Пиренеях к югу от города По.

Таблица IV
К ст. Франция. Париж. Вид столицы со стороны площади де Голля. На втором плане - Елисейские поля и примыкающие к ним районы.

Таблица V
К ст. Франция. 1. Дижон. Центральная часть города. 2. Авиньон. Старая часть города. На переднем плане - 6. Папский дворец. Вдали - река, Рона. 3. Тулуза. Вид части города. 4. Страсбур. Вид части города. Вдали - собор (11-16 вв.). 5. Марсель. Приморская часть города. 6. Курортный комплекс близ Ниццы.

Таблица VI
К ст. Франция. Архитектура 7 - 17 в в. 1. Собор в Везон-ла-Ромен (Прованс). Основное строительство - 7 в. 2. Церковь Нотр-Дам в Паре-ле-Моньяль (Бургундия). Основное строительство - 11 в. 3. Церковь Сен-Маклу в Руане. 1434-70. 4. Ратуша в Сен-Кантене (Пикардия). 1351-1509. 5. Замок в Азе-ле-Ридо (Турень). 1518-20. 6. Ф. Д е л о р м. Портал замка Ане (Орлеане). Начат в 1547. 7. Ф. М а н с а р. Крыло замка в Блуа (Орлеане). Перестройка - 1635-38. 8. Ж. А. Д ю с е р с о. Отель Сюлли в Париже. Ок. 1624.

Таблица VII
К ст. Франция. Архитектура 17 - 2 0 в в. 1. К. П е рр о. Обсерватория. 1667-72. 2. Ж. Ж. С у ф л о. Пантеон (б. церковь Сент-Женевьев). 1758-90. Интерьер. 3. Ж. А. Г а б р и е л ь. Отель Бирон. 1728-30. 4. Ш. Г а р н ь е. Театр «Гранд-Опера к 1861-75. 5. А. Л а б р у с т. Библиотека Сент-Женевьев. 1843-50. в. Г. Жилле. Церковь Нотр-Дам в Руайане. 1954-59. 7. Э. Б о д у э н, М. Л о д с. Школа в Сюрене (Иль-де-Франс). 1935. 8. Р. А н ж е р, П. П у ч-ч и н е л л и. Башенный дом в жилом комплексе Иль-Верт в Гренобле. 1960-е гг. (1-5 - Париж.)

Таблица VIII
К ст. Франция. Изобразительное искусство 1в. до н. э.- 1 7 в. 1. «Трофей с пленниками». Деталь триумфальной арки в Карпантра (Прованс). 1 в. до н. э.- 1 в. 2. «Флот Вильгельма Завоевателя, переплывающий Ла-Манш». Деталь «Ковра из Байё». Ок. 1080. Музей королевы Матильды. Байё. 3. Деталь тимпана западного портала церкви Ла-Мадлен в Везде (Бургундия). Ок. ИЗО-38. 4. «Иов и его друзья». Рельеф собора Парижской богоматери. 1220-е -1230-е гг. 5. Э. Шаронтон. «Коронование богоматери». 1453-54. Госпиталь. Вильнёв-лез-Авиньон. 6. Ф. К л у э. «Диана Пуатье». Ок. 1571. Национальная галерея искусства. Вашингтон. 7. Ф. Жирардон. «Аполлон и нимфы» (декоративная группа в гроте парка в Версале). Мрамор. 1662-72. 8. Н. Пуссен. «Аркадские пастухи» (2-й вариант). Ок. 1650. Лувр. Париж. (1, 3, 4 -камень.)

Таблица IX
К ст. Франция. Изобразительное искусство 18 - 20 в в. 1. А. Ватто. «Актёры итальянской комедии». 1720. Национальная галерея искусства. Вашингтон. 2. О. Ф р а г о н а р. «Музыка». 2-я пол. 18 в. 3. Ж. Л. Д а в и д. «Ликторы приносят Бруту тело его сына». 1789. Фрагмент. 4. Ж. Б. С. Ш а р д е н. «Кухарка». 1738. Галерея Лихтенштейн. Вена. 5. Г. К у р б е. «Молодые дамы у Сены». 1856. Музей Пти Пале. Париж. 6. О. Домье. «Любитель эстампов». 1857-60. Музей изящных искусств города Парижа. 7. П. Гоген. «Белая лошадь». 1897.8. Ж. Брак. «Дуэт». 1937. Музей современного искусства. Париж. 9. А. Б у р д е л ь. «Сафо». Гипс. 1924-25. Музей Бурделя. Париж. (2, 3, 7-Лувр, Париж.)

Таблица X
К ст. Франция. 1. Сцена из Валансьеннской мистерии. 2. Актёры театра «Бургундский отель». 3. Ф. Ж. Тальма в роли Прокула. «Брут» Вольтера. 4. С. Бернар в роли Теодоры. «Теодора» В. Сарду. 5-11. Сцены из спектаклей: 5. «Земля» по Э. Золя. Театр Антуана. 1902. 6. «Мещанин во дворянстве» Мольера. Театр «Комеди Франсез». 1954 (гастроли в СССР). 7. «Ночи гнева» А. Салакру. Театр М. Рено и Ж. Л. Барро. 1946. 8. «Сид» П. Корнеля. 1951. 9. «Делец» О. Бальзака. 1957 (оба - Национальный народный театр). 10. «Три мушкетёра» по А. Дюма. «Театр де ла Сите». 1958. 11. «Фракасс» («Капитан Фракасс») по Т. Готье. Театр «Компани дю котурн». 1974 (гастроли в СССР).

Таблица XI
К ст. Франция. 1-2. Сцены из спектаклей театра «Гранд-Опера»: 1. Опера «Кармен> Ж. Визе. 1959. 2. Балет «Собор Парижской богоматери» М. Жарра. 1965. 3-11. Кадры из фильмов: 3. «Политый поливальщик». Реж. братья Люмьер. 1895. 4. «Великая иллюзия». Реж. Ж. Ренуар. 1937. 5. «Дети райка». Реж. М. Карне. 1945. 8. «Фанфан-Тюльпан». Реж. Кристиан-Жак. 1952. 7. «400 ударов». Реж. Ф. Трюффо. 1959. 8. «На окраине Парижа». Реж. Р. Клер. 1957. 9. «Приговорённый к смерти бежал». Реж. Р. Брессон. 1956. 10. «Большая прогулка». Реж. Ж. Ури. 1968. 11.«Похищение». Реж. И. Буассе. 1973.

Таблица XII
К ст. Фрунзе. 1. Здание горисполкома. 1956. Архитектор П. П. Иванов. 2. Памятник В. И. Ленину. Бронза, гранит. 1948. Скульптор Г. В. Нерода, архитектор В. В. Всрюжский. 3. Дом правительства Киргизской ССР. 1954. Архитекторы Г. Назарьян, Р. Семерджиев. 4. Здание Политехникума. 1954. Архитектор Е. Г. Писарской. 5. Гостиница «Кыргызстан». 1971. Архитектор Е. Г. Писарской, инженеры Г. В. Савватеев, Ю. Ю. Сирмбард. 6. Здание Верховного суда Киргизской ССР. 1974. Архитектор В. В. Курбатов. 7. Один из новых микрорайонов Фрунзе. 1965-70. 8. Здание Киргизского академического драматического театра. 1970. Архитекторы ф. М. Евсеев, М. Г. Евсеева, инженеры В. В. Жаркова, А. А. Антонова. 9. Здание Музея изобразительных искусств. 1976. Архитекторы III. Джекшенбаев, В. И. Назаров, Д. Шрыскульев.

Таблица XIII
К ст. Хакасская автономная область. 1. Река Енисей. 2. Оросительная система в Усть-Абаканском районе. 3. Черногорск. Ткацкий цех камвольно-суконного комбината. 4. Усть-Аоакан. Гидролизно-дрожжевой завод. S. Отара овец совхоза им. М. И. Калинина Аскизского района. 6. Абакан. Проспект Ленина.

Таблица XIV
К ст. Хабаровский край. 1. Баджальский хребет. 2. Озеро Амут. 3. Река Амур. 4. Морской порт Ваыино. 5. Николаевск-на-Амуре. Морской порт.

Таблица XV
К ст. Хабаровский край. 1. Амурский целлюлозно-картонный комбинат. 2. Комсомольск-на-Амуре. Площадь В. И. Ленина. 3. Комбинат «Приморзолото». Добыча золота из россыпей. 4. Советская Гавань. Судоремонтный завод. 5. Амурск. Общий вид города. 6. Хабаровск. Комсомольская площадь.

Таблица XVI
К ст. Хале Ф. 1. " Семейный портрет (И. Масса и его жена Б. ван дер Лан)". Ок. 1622. Государственный музей. Амстердам. 2. " Малле Баббе". Ок. 1630. Картинная галерея. Берлин-Далем. 3. " Цыганка". Ок. 1630. Лувр. Париж. 4. " Поющие мальчики". Ок. 1627. Картинная галерея. Кассель. 5. " Регенты госпиталя св. Елизаветы". 1641. 6. " Улыбающийся кавалер". 1624. Собрание Уоллес. Лондон. 7. " В. ван Хёйтхёйсен". Ок. 1637-39. Музей изящных искусств. Брюссель. 8. " Регентши приюта для престарелых". 1664. (5, 8 - Музей Ф. Халса. Харлем.)
Ф. Мирольо, М. Констан, Б. Жолас и др. Многие из них, освоив систему сериального письма, разработанную Булезом, перешли к использованию принципа алеаторики, построенной на " недетерминированности" муз. формы, зависящей от элементов случайности. Ведутся поиски в сфере электронной (Ф. Байль, Б. Пар-межиани, Ф. Б. Маш), конкретной (П. Шеффер, П. Анри и др.), " стохастической" (т. е. основанной на математич. вычислениях, теории вероятности и действиях электронно-вычислит. машин; её создатель комп. и архитектор греч. происхождения Я. Ксенакис) музыки.

Среди крупнейших франц. исполнителей 20 в.: дирижёры - К. Шевильяр, П. Монтё, И. Маркевич, А. Клюитенс, Ш. Мюнш, Л. Форестье, П. Паре, Ш. Брюк, С. Бодо, Ж. Мартинон, П. Бу-лез; пианисты - Л. 'Дьемер, И. Нат, А. Корто, М. Лонг, Р. Казадезюс, С. Франсуа, Ж. Б. Помье, М. Брюшоль-ери, М. Ааз; скрипачи - Ж. Тибо, 3. Франческатти, Ж. Неве; виолончелисты - П. Фурнье, П. Тортелье; органисты - Ш. Турнемир, Ш. Видор, М. Дюпре, М. Дюруфле; певцы - Д. Дюваль, Ж. Креспен, Ж. Жироду; шансонье - А. Брюан, М. Шевалье, Мистан-гет, Э. Пиаф, С. Реджани, Ж. Беко, Ш. Трене, Ж. Брассенс, М. Матьё и др. Среди музыковедов - Л. де Ла Лоранси, Р. Дюмениль, Э. Вийермоз, А. Голеа, П. Ландорми, Н. Дюфурк, Ф. Лесюр, Ж. Шайе, В. Фёдоров, Б. Гавоти, Р. Гофман.

Интенсивна муз. жизнь больших городов Ф., в них создаются муз.-театр, очаги. Важную роль играют муз. фестивали в Париже, Авиньоне, Экс-ан-Про-вансе, Страсбуре, Безансоне, Бордо, Туре, Руане, Ла-Рошели. Париж -крупнейший муз. центр мира. Здесь работают театры " Гранд-Опера" (" Опера комик" закрыт в 1972, с 1973 функционирует как студия, где молодые исполнители ставят эксперимент, спектакли), " Театр Наций" (создан в 1954, спектакли проходят в разных помещениях, в т. ч. в " Театре Елисейских полей"; выступают оперные, балетные, драматич., этногра-фич. коллективы мн. стран); 5 симф. оркестров, в т. ч. Парижский оркестр (осн. в 1967). Концерты проходят в залах " Гаво", " Плейель", " Олимпия". В 1975 открыт Дворец конгрессов, где устраиваются симф. и хоровые концерты. В Париже сосредоточены важнейшие муз. уч. заведения -консерватория, " Схолаканто-рум" (осн. в 1894), " Эколь нормаль де мю-зик" (осн. в 1919); граммофонные фирмы, муз. об-ва, Нац. муз. комитет Франции; Междунар. муз. совет при ЮНЕСКО. Во Ф. проводятся Междунар. конкурсы: имени М. Лонг - Ж. Тибо (с 1943 нац., с 1946-междунар.; скрипачи и пианисты); вокалистов в Тулузе (с 1954); молодых дирижёров в Безансоне (с 1951); гитаристов франц. радио и телевидения (с 1959 нац., с 1961 междунар.). Издаются муз. журналы, в т. ч. " La Revue musicale" (с 1827), " Revue de musicologie" (1917), " Journal musical francais" (1951-73), " Le Courrier musical de France" (c 1963), " Diapason" (Boulogne, с 1956), " Musique en jeu" (c 1970).

Лит.: Обри П., Трубадуры и труверы, пер. с франц., М., 1932; Комбарьё Ж., Французская музыка, XVI века, пер. с франц., М., 1932; Тьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции, пер. с франц., М., 1933; его же, История народной песни во Франции, пер. с франц., М., 1975; Радиге А., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; П р ю н ь е р А., Новая история музыки, [пер. с франц.], т. 1, М., 1937; Р о л л а н Р., Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Французская музыка второй половины XIX века. Сб., сост. и ред. М. С. Друскин, М., 1938; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1 - 2, М.- Л., 1941-59; Шнеерсон Г., Музыка Франции, М., 1958; его же, Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы " шести", пер. с франц., Л., 1964; Ж у р д а н-М о р а н ж Э., Мои друзья музыканты, пер. с франц., М., 1966; Друскин М. С., О западноевропейской музыке XX века, М., 1973; Э р и с м а н Ги, Французская песня, пер. с франц., М., 1974; Koechlin Ch., La musique et le peuple, P., 1936; С о r t о t A., La musique francaise de piano, v. 1 - 3, P., 1944; LandormyP., La musique francaise apres Debussy, P., [1943]; Chailley J., L'ecole musicale de Saint Martial de Limoges jusqu'a la fin du XI siecle, P., 1960; R о у J., Musique francaise, P., 1962; Dufourcq N., La musique francaise, P., 1970. Г. М. Шнеерсон.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.