Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Музыка






Древнейшие памятники муз. иск-ва, обнаруженные на терр. Туркм. ССР, относятся к 3-2 вв. до н. э. В развалинах столицы Парфянского царства - г. Нисы-найдены ритоны с изображением людей, играющих на муз. инструментах, напоминающих греч. авлос, кифару, лиру. К эллинистич. эпохе относятся предания о происхождении нек-рых туркм. нар. инструментов. Археол. памятники Серахса, Мерва отражают муз. жизнь доислам. средневековья (4-7 вв. ). С 6 в., с приходом на терр. Т. тюркоязычных племён и формированием туркм. народности, начинает складываться туркм. музыка. Одним из первых нар.-проф. музыкантов, по нар. преданиям, был Бабагамбар. После расцвета иск-ва в 12 - нач. 13 вв. начинается резкий спад, вызванный нашествиями татаро-монголов (13 и 14 вв. ). Туркм. музыка была изолирована от соседних муз. культур. В труднейших условиях проходила постепенная кристаллизация нац. фольклора, завершившаяся на рубеже 18- 19 вв.

В туркм. фольклоре различают нар. и нар.-проф. творчество. Народное песенное иск-во туркмен одноголосно. Оно включает многочисл. обрядовые, в т. ч. свадебные (яр-яр ), колыбельные (хувди ), девичьи лирич. (ляле ), календарные, трудовые и др. песни. Оригинален жанр зикр (ритуальное заклинание, очевидно, доислам. происхождения ). Бытуют инструменты: дутар (струнно-щипковый ), гиджак (струнно-смычковый), дилли-тюйдук, тюйдук, гопуз (духовые); ударные не встречаются. Нар.-проф. иск-во достигло высокого совершенства в творчестве бахши, к-рые исполняли под аккомпанемент дутара (в совр. практике - дутара и гиджака) дастаны на классич. темы из вост. и нац. поэзии " Гёроглы" (" Кёроглы"), " Лейли и Меджнун", " Шасенем и Гариб", " Зохре и Тахир" и др.; айдымы (песни) на слова туркм. поэтов (особенно был популярен поэт 18 в. Махтум-кули). Среди бахши 19 - нач. 20 вв. славились Шукур, Сары, Кель, Гарлы. В нар. и нар.-проф. музыке преобладают минорные лады, распространены диатонич. лады с пониженными ступенями - кырклар, новайи и др. Для инструм. музыки (дутарного двухголо-сия) характерна опора на кварто-квин-товые соотношения (терции и сексты используются в основном как проходящие интервалы). Важным фактором интонац. развития является мелизматика (вокальная и инструментальная; см. Орнаментика), в т. ч. секдирмек, джук-джук, чайкамак, питыклемек, янланмак и др. Эти приёмы концентрируются в кульминациях произв. Для песен и инструм. пьес типична 3-частная или разомкнутая 2-частная форма. Обязателен " ширван" - кульминац. отрезок, приходящийся на точку " золотого сечения". В метроритми-ке нашли отражение особенности туркм. яз., а также ритм трудовых процессов. Господствуют сложные и составные размеры - 5/8, 7/8, 11/8 и т. п.- при разнообразном соединении ритмич. звеньев.

После Окт. революции 1917 формируется проф. муз. иск-во Т. Этому в большой степени содействовали деятели муз. культуры др. братских республик. В 1925-29 композитор и этнограф В. А. Успенский предпринял этнографич. экспедицию в Т., результатом к-рой явился фундаментальный труд (совм. с В. М. Беляевым ) " Туркменская музыка" (т. 1, 1928 ).
[ris]

Записи Успенскогобыли использованы в симф., камерных сочинениях на туркм. темы композиторами А. В. Мосоловым, Б. С. Шехтером, М. М. Ипполитовым-Ивановым, Г. И. Литинским, С. Н. Василенко и др. В 1929 в Ашхабаде открылся художеств. техникум с муз. отделением (впоследствии преобразован в Муз. уч-ще ), в 1935 - туркм. отделение при Моск. консерватории. Среди зачинателей нац. композиторской школы - Д. Овезов.

В 1941 был открыт Туркменский театр оперы и балета. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 появились первые туркм. оперы - " Зохре и Тахир" А. Г. Шапошникова (1941, 2-я ред. совм. с В. Мухатовым, 1953 ), " Судьба бахши" Г. Кахиани (1941 ), " Юсуп и Ахмет" Шехтера и А. Кулиева (1942 ), " Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова (1944 ), " Лейли и Меджнун" Ю. С. Мейтуса и Овезова (1946 ), " Кемине и Казы" Шапошникова и В. Мухатова (1947 ) и балеты - " Алдар-Косе" (" Весёлый обманщик" ) К. А. Корчмарёва (1942 ), " Ак-памык" А. Ф. Зноско-Боровского и В. Мухатова (1945 ) и др. Создавались произв. на совр. темы - героико-патриотич. опера " Абадан" Мейтуса и А. Кулиева (1943 ), поэма-кантата " Курбан Дурды" А. Кулиева (1942 ), кантата " Победа" В. Мухатова (1944 ), многочисл. хоры, песни.
[ris]

Начало туркм. симфонизму положили " Туркменская сюита" (1950 ) и поэма " Моя Родина" (1951 ) В. Мухатова.

В 50-е гг. наибольшее развитие получил кантатно-ораториальный жанр: кантата " Туркменистан" А. Кулиева (2-я ред. 1958 ), " Кантата о Коммунистической партии" (1953 ), " Кантата о счастье" (1954 ) В. Мухатова, вокально-хоровой цикл Г. С. Држевского (на слова Р. Сеидова, 1957). В эти же годы были пост. опера " Айна" Шапошникова и Овезова (1957), балет " Чудесный лекарь" М. Б. Равича и Н. Мухатова (I960). Произв. для оркестра нар. инструментов создали А. Кулиев, К. Кулиев, Г. М. Аракелян, в камерных жанрах плодотворно работали В. Мухатов, В. Ахмедов, Ч. Артыков, Н. Мухатов, Д. Нурыев.

В 60-е гг. появилось новое поколение композиторов, в творчестве к-рых произошло слияние нац. черт с достижениями совр. муз. иск-ва; наблюдается процесс взаимовлияния и взаимообогащения разл. культур. Таковы соч.: " Текинские фрески" для оркестра (1969), балеты " Гибель Суховея" (1967) и " Бессмертие" (1972) Ч. Нурымова, вокально-симф. триптих " Памяти героев Великой Отечественной войны" (1971), вокальные циклы на стихи С. А. Есенина (1971 ) и Г. Гейне (1974 ) Н. Халмамедова, виолончельный концерт (1968 ), балет " Фирюза" (1974 ) А. Агаджикова, скрипичный концерт (1969 ) и оратория на слова Р. Тагора (1972 ) Р. Аллаярова и др. Поиски новых средств выразительности характерны и для композиторов старшего поколения: скрипичный концерт (1962 ), кантаты " Каракум-река" (1967 ) и " Ленин всегда с нами" (1970 ) А. Кулиева, оратория " Ленин" (1964 ) и кантата " Коммунист" (1966 ) Овезова, поэма " Сказание о коммунисте" В. Мухатова (1970 ), кантата " Братство" В. Ахмедова (1972 ) и др. Событием культурной жизни стала пост. историко-героич. оперы " Конец кровавого водораздела" В. Мухатова (1967 ), рассказывающая о трудном пути туркм. народа к новой жизни. С этой же темой связаны оперы " Сона" (1964 ) и " Тревожная ночь" (1969 ) Агаджикова. Историч. события послужили основой опер " Махтумкули" Мейтуса (1962 ) и " Кеймиркёр" Н. Мухатова (1976 ); о жизни туркм. деревни в период коллективизации повествует опера " Пламенные сердца" Д.Нурыева (1974 ). Яркое свидетельство проф.-художеств. роста туркм. музыки - 1-я симфония В. Мухатова (1974, памяти Махтумкули ), симфония Агаджикова (1969 ), концерты с оркестром для трубы (1969 ), голоса (1971 ) и фп. (1973) Ч. Нурымова, " Поэма памяти генерала Кулиева" для оркестра Нурыева (1973), балет " Сердце, найденное в песках" А. Кулиева (1975 ) и др. В области оперетты работают Нурыев, Агаджиков, Нурымов, музыку для кино пишут Халмамедов, Р. Редже-пов, Артыков и др.

Среди исполнителей: дирижёр - нар. арт. Туркм. ССР X. Аллануров; певцы - нар. арт. СССР А. Аннакулиева, М. Кулиева, М. Шахбердыева, нар. арт. Туркм. ССР X. Аннадурдыев, X. Аннаев, М. Фараджева, Е. Хуммаев. Известностью пользуются бахши Т. Суханку-лиев, П. Сарыев, М. Тачмурадов, Г. Угурлиев, Д. Сапар, С. Джепбаров, X. Аннамурадов; виртуозы-инструменталисты - А. Гунибеков, Ч. Тачмамедов, Я. Нургельдыев (дутар ), А. Авдиев, А. Джульгаев (гиджак ), С. Мамиев (электродутар ), Б. Машаков (тюйдук ).

В Туркм. ССР функционируют (1975 ): Театр оперы и балета им. Махтумкули; Муз.-драматич. театр (1938, Ташауз ); Филармония им. М. Тачмурадова (19138 ), в составе к-рой симф. оркестр, оркестр нар. инструментов им. Сарыева, эстрадные коллективы; филармонии в обл. центрах (в Мары, Чарджоу ); хор и эстрадный оркестр при Гос. комитете по телевидению и радиовещанию; Пед. ин-т иск-в (1972, Ашхабад ), респ. муз. уч-ще им. Д. Овезова (1929, Ашхабад ), муз. уч-ще (1975, Чарджоу ), 38 муз. школ. Союз композиторов Туркм. ССР основан в 1939.

Лит.: Успенский В. А., Беляев В., Туркменская музыка, М., 1928; Синявер Л., Туркменская ССР, 2 изд., М., 1957; Туркменская ССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1 - 5, М., 1970- 1974; Гуревич В., Расширяя художественные горизонты, " Советская музыка", 1975, № 3. В. А. Гуревич.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.