Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII. Печать, радиовещание, телевидение. Становление нац. книгоиздательского дела началось в 1920, когда в Полторацке (Ашхабаде) было создано Закасп






До Окт. революции 1917 туркм. народ не имел своей печати. Три небольшие типографии в Асхабаде (ныне Ашхабад ) обслуживали нужды рус. администрации. На рус. яз. выходили официозная газ. " Закаспийское обозрение" (1895- 1913 ) и либерально-бурж. газ. " Асхабад" (1899-1918 ). В 1913 было издано всего 4 книги на рус. яз. тиражом 400 экз. В 1905-06 действовали подпольные со-циал-демократич. типографии в Асхабаде и Кизыл-Арвате, печатавшие листовки, прокламации, газеты. Социал-демокраич. организации распространяли большевистские газеты " Искра", " Пролетарий" и др.

Становление нац. книгоиздательского дела началось в 1920, когда в Полторацке (Ашхабаде) было создано Закасп. обл. отделение Туркестанского гос. изд-ва, находившегося в Ташкенте и выпускавшего основную массу лит-ры на языках народов Ср. Азии (за 1921-24 издано на туркм. яз. ок. 40 книг тиражом 200 тыс. экз.). В 1924 вышло неск. брошюр на туркм. яз. о жизни и деятельности В. И. Ленина. С образованием Туркм. ССР (окт. 1924) в янв. 1925 в Ашхабаде было организовано Туркм. гос. изд-во, к-рое в первый же год выпустило 115 назв. книг и брошюр, в т. ч. впервые на туркм. яз. была издана биография В. И. Ленина. Развитие издат. дела ускорилось после перевода в 1928-29 туркм. письменности с арабского алфавита на латинизированный, а в 1940 - на рус. гра-фич. основу. В 1937 в Ашхабаде введён в эксплуатацию крупный полиграфич. комбинат; в послевоен. годы комбинат, а также типографии в Чарджоу, Мары, Ташаузе были оснащены высокопроизво-дит. совр. полиграфич. оборудованием. В 1974 издательствами " Туркменистан", " Ылым" (" Наука") и др. выпущено 482 назв. книг и брошюр тиражом 4, 4 млн. экз., в т. ч. 267 назв. на туркм. яз. тиражом ок. 3, 6 млн. экз. Главная редакция Туркм. советской энциклопедии готовит первую национальную универсальную 10-томную энциклопедию (вышел 1-й том в 1974).

В годы Гражд. войны выходили газеты, руководимые большевиками, - " Известия Совета рабочих и солдатских депутатов города Асхабада" (янв. 1918), в Мерве - орган Совета газ. " Трудовая мысль" (янв. 1918), в 1919 " Горнист" - орган Политотдела РВС Закасп. фронта, " Набат революции" - орган РВС политотдела Первой армии. В 1920 вышла первая сов. газета на туркм. яз. " Туркменистан", ставшая в 1924 с образованием республики ежедневной респ. газетой. С нояб. 1924 выходит респ. газета на рус. яз. " Туркменская искра". В 1975 в Т. выходило 26 газет, в т. ч. 7 республиканских, 10 областных, 2 районные, 1 городская, 6 низовых; общий разовый тираж газет 800 тыс. экз., годовой тираж свыше 152 млн. экз. Респ. газеты: на туркм. яз.- " Сове т Туркменистаны", " Яш коммунист" (" Молодой коммунист", с 1925 ), " Мыдам тайяр" (" Всегда готов", с 1930 ), " Эдебият ве сунгат" (" Литература и искусство", с 1958 ), " Мугаллым-лар газети" (" Учительская газета", с 1952 ); на рус. яз.- " Туркменская искра", " Комсомолец Туркменистана" (с 1938 ).

Издаются партийные, обществ.-поли-тич., лит.-художеств., сатирич., детские, науч. и др. Журналы, в т. ч. на туркм. яз.- " Туркменистан коммунисти" (" Коммунист Туркменистана", с 1925 ), " Совет Туркменистанынын аяллары" (" Женщины Советского Туркменистана", с 1952 ), " Токмак" (" Колотушка", с 1925 ), " Пионер" (с 1926 ) и др.; на рус. яз.- " Ашхабад" (с 1960 ), " Здравоохранение Туркменистана" (с 1957 ), Блокнот агитатора (с 1937 ) и др. В 1974 выходило 30 журнальных изданий общим годовым тиражом ок. 10, 5 млн. экз.

В Ашхабаде работает Туркм. информационное агентство (Туркменинформ ). Регулярное радиовещание в Т. началось в 1927. В 1975 Респ. радиовещание вело передачи по 3 программам на туркм. и рус. языках в объёме 15 ч в сутки. Ретранслируются передачи Всесоюзного радио (32, 3 ч ). Телевизионные передачи ведутся с ноября 1959. С октября 1974 начались цветные передачи. Программы Центр. телевидения ретранслируются с помощью систем " Орбита" и " I-A Восток". Объём телевизионных передач (1975 ) 73 ч в сутки, из них 20, 8 ч занимают местные передачи. Кроме респ. студии в Ашхабаде, действуют студии телевидения в Красноводске, Небит-Даге, Чарджоу.

Лит.: Аннакурдов М. Д., Очерки по истории печати Советского Туркменистана, ч. 1-3, Аш., 1957-65. К. Я. Аннакулиев.

XIV. Литература

Пестрота этногенеза туркм. народа, сложившегося из древнейших ираноязычных и пришлых тюркоязычных племён, гл. образом огузов, определила характер культуры туркмен. В ней выделяются две струи: тюркская и иранская. Этим обусловлено и то, что произв. фольклора и древние памятники лит-ры (как на фарси, так и на тюрк. яз. ) являются общими для туркмен и др. народов (таджиков, персов, узбеков, азербайджанцев и турок ).

Фольклор. Богатый сказочный эпос туркмен, в к-ром представлены сказки о животных, волшебно-фантастические, бытовые, сохранил индо-иранское и тюркское начала. Из эпич. жанров нар. творчества наиболее развитым в художеств. отношении является дастан. Осн. масса туркм. дастанов обнаруживает элементы лит. обработки. Известны даже имена предполагаемых авторов, хотя достоверных сведений о них не сохранилось. Туркм. дастаны делятся на героич. и романические. Героич. эпос имеет исключительно тюркскую (огузскую ) тематику. Древнейшее произв. героич. эпоса - 12 сказаний, слагавшихся с Э по 15 вв. и собранных в 16 в. неизвестным составителем в " Книге моего деда Коркуда" (" К ита бм деде Коркуд"). Эти сказания получили окончат. оформление в Азербайджане, куда были занесены огузами из Центр. и Ср. Азии. В памятнике причудливо переплетены отражения древне-тюрк. обрядов, традиций, верований (шаманизм ) с наслоениями ислама и эпич. традиций Кавказа и М. Азии. Эпос " Книги моего деда Коркуда" сыграл большую роль в сложении ряда др. эпич. памятников, общих для туркмен, азербайджанцев и турок. Романич. дастан " Шасе-нем-Гарып", героич. дастан " Юсуп Ах-мет" тематически восходят к 3-му сказанию " Книги", " Саятлы-Хемра" - к её 6-му сказанию.

Сюжетными элементами связан с " Книгой" и эпос " Гёроглы" (" Кёр-оглы" ), широко распространённый в М. Азии, на Кавказе, Балканском п-ове, в Ср. и Центр. Азии. Романич. дастаны - часто авторская обработка известных сюжетов вост. лит-р (напр., " Лейли и Меджнун", " Юсуф и Зулейха" и др. ). Авторские дастаны мало чем отличаются от произв. фольклора. Объясняется это общностью судеб туркм. фольклора и письм. лит-ры. Ввиду сложившихся специфич. общественно-политич. условий туркм. лит-pa, как и фольклор, вплоть до 20-х гг. 20 в. распространялась гл. обр. изустно, что и послужило причиной глубокой фольклоризации и синкретизма лит. произв. Туркм. дастаны повествуют о событиях, происходивших исключительно в ханско-феод. среде. Дастан имеет традиц. композицию, устойчивую образную систему. Прозаические куски перемежаются стихотворными, песенными, к-рые сказитель исполняет, аккомпанируя себе на дутаре.

Литература 11 - 1-й пол. 18 вв.Туркмены были активными участниками воен. походов Сельджукидов. Переселившись на зап. земли, они быстро освоились с положением народа-завоевателя. Из их среды вышли мн. известные поэты и философы, представители ранней сельджук-ской поэзии в М. Азии, писавшие на перс. яз. (Челеби Хусамеддин и др. ). Поэтами были и султаны Сельджукиды Джала-лиддин Мелик-шах (ум. 1092 ) и его сын Санджар (1086-1157 ), писавшие в жанрах, характерных для персоязычной лит-ры (газели, касыды и др. ). И позднее при дворах Тимуридов (1370-1507 ) и Великих Моголов в Индии (1526-1858 ) писали на фарси туркмены по происхождению Хилали Чагатаи (16 в. ), Байрам-хан Ханханан (писавший и по-тюркски ) и его сын Рахим-хан (17 в. ), Мирза Бар-худар Туркман (17 в. ) и др. Тюркоязыч-ная лит-pa, развивавшаяся на терр. Ср. Азия с 11 в., создавалась в период, когда ещё не произошла языковая и нац. дифференциация. Достоянием всех тюркоязычных народов Ср. Азии являются сочинения Махмуда Кашгари (11 в. ), Юсу фа Баласагуни (11 в. ) и Ахмеда Яса-ви (ум. 1166 ) - первого представителя суфийской поэзии (см. Суфизм, Суфий-ская литература), дастан " Кыссаи Юсуф" поэта 12 в. Али, сочинения поэта-суфия 15 в. Вепаи (Вефаи ), излагавшего в популярной форме основы ислама, нормы морали и т. п. До сер. 18 в. в туркм. лит-ре преобладала дидактич. поэзия, отразившая исключительно исламско-суфийскую догматику. Идеал правителя - справедливый и добрый царь. Такая позиция соответствовала уровню со-циально-политич. развития общества и была для своего времени прогрессивной. Язык этой лит-ры, среднеазиатско-тюрк-ский (чагатаи ), был далёк от разговорного туркм. языка. На нём писал, в частности, поэт Азади (1700-60 ), чьи сочинения близки к назидат. поэзии иран.. средневековья. Назидательность оставалась характерной чертой и в позднейшие периоды. Патриархальный строй и обучение в мусульм. духовной школе накладывали глубокий отпечаток на мироощущение поэтов: фатализм и обречённость пронизывают мн. их стихи.

Литература 2-й пол. 18 - нач. 20 вв. Новые социальные условия, усиление политич. активности туркмен, вступивших в противоборство с чужеземными захватчиками, привели к возникновению гражданско-патриотич. поэзии. Появились полемич. стихи, эпистолярная форма - переписка поэтов на различные темы, вплоть до научно-бытовых. Впрочем, эта поэзия не отличалась особыми художеств. достоинствами. Более зрелый характер носит полемика между поэтами Махтумкули (18 в. ) и Дурды-ша-хиром, поэтич. переписка последователей и учеников Махтумкули - Сейди (1775 - 1836 ) и Зелили (1795-1850 ), цикл стихов Мискинклыча (1847 - 1906 ), посвящённый его другу-поэту. Традиция поэтич. переписки в туркм. лит-ре сохранилась до наших дней, известна, напр., переписка между поэтами Ата Салихом (1908-64 ) и Дурды Клычем (1886-1950 ). Поэты 18 в. приблизили язык поэзии кразговорному языку масс, сделав свои произв. доступными для всех слоев общества, широко использовали нар. формы стиха. Основоположником нового направления в туркм. лит-ре был Махтумкули. Его творчество разнообразно: патриотич., дидактич., любовно-лирич., сатирич., филос. стихи, стихи о природе, о религии, оды и элегии. Махтумкули первым в туркм. лит-ре использовал форму " гошгы" - силлабич. четверостишие, свойственное фольклору всех тюркоязычных народов. Наряду с этим он писал также в метре аруза, в традициях книжной поэзии Востока. В произв. Сейди и Зелили стали заметнее социально-политич. мотивы (даже в таких жанрах, как пейзажная лирика ), с особой сплои прозвучала тема родины, долго остававшаяся ведущей темой туркм. лит-ры. Значит. вклад в развитие туркм. лит-ры внесло творчество поэтов Андалиба (1712-80 ), Шабенде (1720-1800 ), Шей-дай (1730-1800 ), Магрупи (1735-1805 ), Гайиби (1734-1810 ).

В творчестве туркм. поэтов 19 в. лирика была осн. жанром. Ярким представителем туркм. лирики был Молланепес (1810 - 62 ), автор лирич. дастана " Зохре и Тахир", в к-ром использован бытовавший в Ср. Азии сказочный сюжет. Видными представителями лит-ры 19 в. были Абдусатар Кази (годы жизни неизв. ), Га-либи (1766-1848), Катиби (1803-81), Мя-таджи (1822-84 ), Досмамед (1815-65 ). Недовольство народных масс, вызванное угнетением и разрухой - следствием бесконечных войн, прозвучало в социальных сатирах поэта-бунтаря Мамедвели Ке-мине (1770 - 1840 ). Присоединение Т. к России привело к относительной стабилизации положения, но не улучшило условий жизни туркм. трудящихся. Выразителями нар. протеста против социальной несправедливости явились последователи Кемине - поэты Байрам Шахир (1871 - 1948 ), Кёрмолла (1872-1934 ), Мол-ламурт (1879 - 1930 ), Дурды Клыч и др. В своих сатирич. стихах, написанных в традициях нар. поэзии, они высмеивали власть имущих. В первые же годы после Окт. революции 1917 они встали на сторону Сов. власти и своим творчеством способствовали построению нового общества. Туркменская советская литература.

В 1924 начала выходить газ. " Туркменская искра", Лавшая трибуной новой лит-ры. Она знакомила туркм. читателей с лит-рой др. народов СССР, прежде всего - с рус. лит-рой. В первые годы Сов. власти в условиях патриархальщины и сплошной неграмотности населения поэтам приходилось выступать с устной пропагандой задач революции, с осуждением того, что препятствовало развитию нового. Традиц. стиль и форма поэзии, к-рыми они пользовались, на данном этапе были более доступны аудитории и не мешали идейно-тематич. обновлению лит-ры: песня Кёрмоллы " Большевик" (1918 ) - о победе Красной Армии, стих. " Буду бороться против вас" (1919 ) Бай-рам Шахира, сатирич. стихи Молламур-та и др. В произв. туркм. писателей находили отражение все значит. события в жизни Т. Земельно-водная реформа и обострившаяся в этой связи классовая борьба получили отклик в стихах Молла-мурта (" На пользу вам", 1926; " Земля и вода ваши", 1926, и др. ). Нац. размежевание в Средней Азии, образование Туркменской ССР, передачу земли тем, кто её обрабатывает, приветствовал Ка-раджа Бурунов (1898-1965; стих. " Поздравляю", 1925 ) и обращался к трудящимся с призывом беречь и умножать нар. добро (стих. " Нужно работать", 1925 ). Наряду со старшим поколением писателей в лит-ре начинала работать творческая молодёжь. Она расширила формальные рамки лит-ры, разрабатывая темы, связанные со строительством социализма; новые авторы выступали в защиту прав женщины, вели борьбу с феодально-байскими традициями: песня-стих. " Герои-большевики" (1920 ) нар. поэта республики Ата Салиха, поэмы " Жертва адата" (1928 ) Берды Кербабаева (1894- 1974 ), " Сона" (1932 ) Аман-Дурды Ала-мышева (1904-43 ), стих. " Мечты девушек" (1927 ) Шалы Кекилова (1906-43 ) и др. Раскрепощение женщины долгие годы оставалось одной из осн. тем туркм. лит-ры.

Реалистич. художеств. проза, постепенно освобождавшаяся от фольклорных условностей, зародилась в Т. лишь в 20-е гг. Перевод произв. рус. классики, а также произв. рус. сов. лит-ры на туркм. язык оказался хорошей школой для туркм. писателей. В 1925 появилась повесть " Через 25 лет" Якуба Насырли (1899-1958 ). С первыми рассказами на совр. темы выступили во 2-й пол. 20-х гг. Кербабаев, в 1-й пол. 30-х гг. Агахан Дурдыев (1904-47; рассказ " Красавица в когтях коршуна" ) и др. Героями лит-ры стали люди труда. Детищем революции в Т. явилась и драматургия. Первой пьесой на туркм. яз. на сов. тему была пьеса Ата Каушутова (1903-53 ) " Закаспийский фронт". В 1929 он написал пьесу " Кровавый лес", посв. борьбе за раскрепощение женщины. Картины старого быта нарисовал Кербабаев в пьесе " Тирьякеш и Табиб" (1927 ).

Реалистич. творческий метод, к-рому следовали туркм. писатели 20-х гг., во многом сочетался ещё с традиц. условностью, подражанием фольклорно-эпич. произв. прошлого. Однако художеств. незрелость отд. произв. не умаляет той роли, к-рую сыграла туркм. лит-pa в утверждении идеалов социализма, в духовном раскрепощении масс. В 1929-32 были созданы стихи " В тёмной жизни" Молламурта, " Классовая борьба" Дурды-ева, " Вперёд" Амана Кекилова (1912- 1974 ), " Кровавое сопротивление" Чары Аширова (р. 1910 ), " Будьте готовы" Ш. Кекилова. В 30-е гг. ведущей темой стало колх. строительство: пьесы " В пустыне Каракумы" (1932 ) Ш. Кекилова, X. Чарыева и М. Клычева, " Айна" (1937 ) Алты Карлиева (1909-73 ), " Шемшат" (1938 ) Тоушан Эсеновой (р. 1915 ), " Ключ" (1940 ) Дурдыева.

Учитывая социально-культурный уровень аудитории, писатели в доходчивой форме разъясняли насущные проблемы. Характерной чертой туркм. лит-ры той поры была многожанровость творчества литераторов: один и тот же писатель зачастую выступал как журналист, очеркист, переводчик, драматург, прозаик и поэт. Подобная недифференцированность, естественно, имела свои отрицат. черты. Но уже в кон. 30-х гг. молодая туркм. лит-pa обогатилась произв. большой прозы и поэзии, появились историко-рево-люц. романы " Из кровавых когтей" (1937 ) Хыдыра Дерьяева (р. 1905 ), " Айна и Ар-тык" (отрывок из романа " Решающий шаг", 1936 ) Кербабаева, поэма " Последняя встреча" (1940 ) А. Кекилова. Эти произв. отличались многоплановостью сюжета, сложной образной системой, углублённым анализом жизненных ситуаций.

Совершенствовался жанр короткого рассказа (Н. Сарыханов, 1906-44 ). Расширила свою тематику драматургия, развивавшаяся вместе с нац. театром. Появились пьесы Каушутова, Дурдыева, Бурунова, Эсеновой на историко-рево-люц. и историч. темы, пьесы социально-бытовые и лирические.

В 1934 был создан Союз писателей Т. Это событие отразило рост проф. культуры писателей Т., пытливо изучавших жизнь, работавших над обогащением языка лит-ры новыми художеств. средствами, необходимыми для выражения того нового, что вошло в жизнь народа. Творч. методом туркм. лит-ры становился со-циалистич. реализм. С 1928 выходит ежемесячный журнал " Совет эдебияты" (" Советская литература" ), ныне орган Союза писателей Туркм. ССР. В нём публикуются новинки туркм. лит-ры, переводы произв. сов. и зарубежных писателей, критич. и литературоведч. материалы и исследования.

В первые дни Великой Отечественной войны 1941-45 мн. туркм. писатели ушли на фронт. Ведущей темой лит-ры стала война, подвиг сов. воинов. Особой популярностью пользовались стихи Ата Салиха. Были созданы поэмы " Дядя Иван" (1942 ) Ш. Кекилова, " Сын лейтенанта" (1941 ) и " Мужество" (1942 ) Насырли, " Старик-патриот" (1941 ) Помма Нур-бердыева (1909-72 ), повесть " Курбан Дурды" (1942 ) Кербабаева, стих. " Герой, рождённый в огне" Курбандурды Кур-бансахатова (р. 1919 ), " Они умирали за Родину" и " Девушка в погонах" Кара Сейтлиева (1915-71 ), " Сталинград" Рухи Алиева (р. 1908 ), рассказ " Судьба" Са-рыханова, произв. Берды Солтанниязова (р. 1908 ), Хаджи Исмаилова (1913-48 ), К. Ишанова (1911-48 ), А. Ниязова (1906-43 ) и др. Убедительно и правдиво показывала туркм. лит-pa жизнь тыла, трудовые подвиги тех, кто обеспечивал успехи бойцов на фронте: рассказ " Семья охотника Кандыма" ( 1942 ), роман " Мехри и Вепа" (1946 ) Каушутова, поэма " Девушка в белом халате" (1943 ) Дурды Халдурды (р. 1909 ) и др.

К нач. 50-х гг. туркм. лит-pa имела уже многотысячную аудиторию требовательных читателей. Изменились и усложнились задачи лит-ры. Восстановление мирной жизни, взаимоотношения людей в процессе социалистич. строительства, дружба народов и интернац. солидарность - осн. темы послевоен. туркм. лит-ры. В лит-ру пришли новые силы: Ата Атаджанов (р. 1922 ), Мамед Сеидов (р. 1925 ), Керим Курбаннепесов (р. 1929 ), Аллаберды Хайдов (р. 1929), Шахер Борджаков (р. 1929) и др. Послевоен. период отмечен дальнейшим развитием драматургии. Сценичны, остро конфликтны пьесы Гусейна Мухтарова (р. 1914) " Семья Аллана" (рус. пер. " Честь семьи", 1949), " Серебряный портсигар", " Сын пастуха" (последние две - совм. с Сейт-лиевым). Пьеса, посв. жизни интеллигенции, - новое явление в туркм. лит-ре. Такова пьеса Сейтлиева " Джахан", в к-рой показан жизненный путь девушки-сироты, ставшей врачом. В послевоен. годы активно разрабатывалась историко-революц. тематика: поэма " Конец кровавого водораздела" (1948, рус. пер. 1953) Аширова, романы " Решающий шаг" (полн. изд., 1947) и " Чудом рождённый" (1965) Кербабаева.

В 60-е гг., особенно во 2-й пол. и в нач. 70-х гг., появился ряд крупных произв. прозы: романы " Степняки" (1970) Бер-дыназара Худайназарова, " Чёрный караван" (1971 ) Клыча Кулиева (р. 1915 ), " Кремни" (1971 ) Атаджанова. Опубл. свои романы-эпопеи Беки Сейтаков (р. 1914; " Братья", кн. 1-3, 1960-70 ) и Дерьяев (" Судьба", кн. 1-4, 1960- 1971 ). Дальнейшее развитие получили жанры повести и рассказа, в т. ч. в творчестве писателей, пришедших в лит-ру в 60-70-е гг.: Арапа Курганова (р. 1927 ), Ораза Акмамедова (р. 1930 ), Язмурада Маметиева (р. 1930 ), Тиркиша Джума-гельдиева (р. 1938 ) и др. Действующими лицами романов и повестей, стихов и поэм на совр. темы (роман в стихах А. Кекилова " Любовь" ) стали пром. рабочие и инженеры, сел. интеллигенция. Актуальность, острота сюжета и конфликта, цельность характеров, композиц. стройность - отличит. черты мн. произв. туркм. писателей. Развиваясь в общем русле сов. многонац. лит-ры, туркм. лит-pa обретает всё большую зрелость, масштабность и глубину.

За годы Сов. власти переведено на туркм. яз. ок. тысячи книг писателей братских республик и более 200 произв. писателей зарубежных стран. За пределами республики издано св. 300 книг туркм. писателей.

Литература для детей в сов. время успешно развивалась и представлена такими писателями, как Кербабаев, Хаджи Исмаилов, Мереткули Гаррыев (1929- 1969 ), Аки Баймурадов (1929-73 ), Каюм Тангрикулиев (р. 1930) и др.

Критика и литературоведение появились и развились в Т. в годы Сов. власти. Значит. роль в процессе их становления сыграли труды рус. востоковедов Ф. А. Бакулина (1846-79), И. Н. Бередина (1818-96), сов. учёных акад. В. В. Бартольда (1869- 1930), акад. А. Н. Самойловича (1880- 1938 ), чл.-корр. АН СССР Е. Э. Бер-тельса (1890-1957 ), П. Г. Скосырева (1900-60 ) и др. Пионерами туркм. литературоведения явились поэт и критик О. Тачназаров (1904-41 ), академики АН Туркм. ССР Б. М. Кербабаев, А. Кекилов, Б. А. Каррыев (р. 1914 ), Р. А. Алиев (р. 1908 ), Н. А. Аширов (р. 1909 ) и др.Созданы обобщающие труды и монографич. исследования о туркм. фольклоре, классич. и совр. лит-ре, творчестве отд. писателей (Азади, Махтум-кули, Кемине и др. ). Изданы " Очерки по истории туркменской литературы XVIII-XIX вв." (1967 ), кн. " Туркменская советская литература" (1972 ), вышли отд. тома шеститомной " Истории туркменской литературы" (т. 1-2, 1975 ). В работах литературоведов и критиков, начавших свою деятельность в конце 50-х -нач. 60-х гг., - А. Мура-дова (1935-75 ), У. Абдуллаева (р. 1929 ), Дж. Аллакова (р. 1930 ), С. А. Каррыева (р. 1923 ), Р. Реджебова (р. 1922 ) - разрабатываются актуальные проблемы истории и теории лит-ры, а также вопросы лит. взаимосвязей. Науч. работа сосредоточена в Ин-те языка и лит-ры им. Махтумкули АН Туркм. ССР, в Туркм. ун-те.

Большую идейно-теоретическую и литературно-организационную работу осуществляет Союз писателей Туркм. ССР. 1-й съезд писателей республики состоялся в 1934, 2-й- в 1940, 3-й - в 1954, 4-й - в 1959, 5-й- в 1966, 6-й - в 1971, 7-й - в 1976.

Лит.: Самойлов и ч А. Н., Очерки по истории туркменской литературы, Сб. " Туркмения", т. 1, Л., 1929; С о с о н-к и н И. Л., Из истории эстетической мысли в Туркменистане, Аш., 1969; К о р - О г-л ы X., Туркменская литература, М., 1972; Туркмен совет эдебиятыныц тарыхы боюнча очерк, бел. 1 - 2, Ашгабат, 1958-62; Туркмен халк дередижилиги боюнча очерк, Ашгабат, 1967; IX-XVII асыр туркмен эдебиятыныц шахырлары. Справочник, Ашгабат, 1967; Кекилов А., РежебовР., Жума-ев К., Туркменистанда танкыды пикириц дерейпги хем осуши, Ашгабат, 1969; Туркмен фольклорыныч хэзирки заман ягдайы, 2 кит., Ашгабат, 1974; Туркмен фольклоры хэзирки заманда, кит. 1, Ашгабат, 1976.

X. Короглы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.