Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 20 страница






В Тат. АССР работают (1975 ): Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля, Филармония им. Г. Тукая (в её составе: симф. оркестр, ансамбль песни и танца ), Союз композиторов, Дом нар. творчества, сектор иск-ва НИИ языка, лит-ры и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР, консерватория (1945), муз. ф-т в пед. ин-те в Казани (1960), 3 муз. уч-ща (Казань, Альметьевск, Нижнекамск), 55 детских муз. школ, спец. школа при консерватории.

Драматический театр.Истоки театр, иск-ва тат. народа восходят к нар. играм и зрелищам. Формирование нац. театра началось в кон. 19 - нач. 20 вв., когда в среде учащейся молодёжи и интеллигенции возникали первые любительские театр, труппы. Зарождение проф. театр, иск-ва относится ко времени революц. подъёма 1905-06. Первый публичный спектакль на тэт. яз. был показан в 1906 в Казани. В 1907 учитель И. КудашевАшказарский организовал труппу " Сайяр", вскоре возглавленную Г. Карцевым (Оренбург), в 1912 С. ГиззатуллинаВолжская - труппу " Hyp" (Уфа), в 1915 В. Муртазин - " Ширкат" (Оренбург); в них работали актёры: Б. Болгарский, 3. Баязитский, К. Шамиль, Г. Болгарская, Г. Мангушев, К. Тинчурин, Ш. Шамильский, Г. Казанский, Ф. Самитова, Ф. Ильская и др. Уже с самого начала определились бытовой, психологич. стиль исполнения актёров " Сайяр" и романтический - труппы " Hyp". Труппы были передвижными, им приходилось вести постоянную борьбу с реакц. силами, противившимися развитию молодого тат. театр, иск-ва. Тем не менее коллективы расширяли свою деятельность, выступая в р-нах Поволжья, Урала, Крыма, Сибири, Туркестана, Закавказья. После Окт. революции перед тат. театром открылся широкий путь. В годы Гражд. войны 1918-20 труппы во главе с Г. Мангушевым, H. Сакаевым, В. Муртазиным, Г. Казанским, С. Гиззатуллиной-Волжской и др. выступали в частях Красной Армии. В 1920 на основе различных театр, коллективов в Казани была создана " Первая тат. показательная гос. труппа", получившая в дальнейшем назв. Татарского театра им. Г. Камала. В 20-30-е гг. происходил процесс активного развития тат. театра; большое распространение получили деревенские театры (наиболее известен " Сабанчи" под рук. К. Шамиля, организован в 1920), открылись Театр рабочей молодёжи (1932), " Эшче" (1933), Респ. передвижной театр (1933 ), созданный как колх.совх. филиал Театра им. Г. Камала, колх.-совх. Мензелинский театр (1935 ); начал работать Театр, техникум в Казани (1923 ). Были поставлены спектакли: " Американец" (1925 ), " Без ветрил" (1926 ), " Голубая шаль" (1925), " На реке Кандре" (1933) К. Тинчурина, " Старик Камали" Ф. Бурнаша (1925), " Наёмщик" (1928), " Искры" (1936), " Потоки" (1937) Т. Гиззата и др. В репертуар входили также пьесы А. Кутуя, X. Такташа, Ш. Камала. Театры активно работали над классикой и произв. совр. рус. драматургии, ставили H. В. Гоголя, А. К. Толстого, У. Шекспира, Ф. Шиллера, П. О. Бомарше, Б. А. Лавренёва, В. М. Киршона, А. H. Арбузова и др. В лучших спектаклях этих лет раскрылись- дарования актёров: Ш. Шамильского, H. Таджаровой, H. Араповой, К. Шамиля, X. Уразикова, М. Абсалямова, М. Сульвы, Г. Камской, М. Мутина и др.

Сцена из спектакля " Приехала мама" Ш. Хусаинова. Татарский театр им. Г. Камала.

В годы Великой Отечеств, войны 1941 -1945 часть тат. актёров ушла на фронт, оставшиеся организовывали фронтовые концертные бригады, ставили созвучные времени драматургич. произв. Т. Гиззата, H. Исанбета, М. Амира, Р. Ишмурата, К. М. Симонова. Большое художеств, значение имели также постановки мировой и рус. классики. В 1944 драматич. театр был открыт в Альметьевске. В послевоен. годы усилия театров были направлены на активные поиски новых выразит, средств для воплощения совр. тем, решения образа героя-современника: с 50-х гг. на сцене появились произв. новых нац. драматургов - X. Вахитова, А. Гилязова, Ш. Хусаинова, И. Юзеева, Д. Валеева, Т. Минуллина, H. Фаттаха, новую сценич. жизнь получили пьесы К. Тинчурина, Т. Гиззата и Ф. Бурнаша. На рубеже 50-60-х гг. в театр пришло новое поколение режиссёров: М. Салимжанов, П. Исанбет, Р. Тумашев, М. Мустафин. В труппы театров влились актёры - выпускники тат. студий ГИТИСа (1949), Театр, уч-ща им. Щепкина (1961), Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии (1973). Почти ежегодно театры пополняются молодыми актёрами, оканчивающими Казанское театр, училище (осн. в 1961). Расширилась связь тат, театра с братскими театр, культурами -рус., казах., азерб., узб., башкирской, проводится обмен гастролями, к работе привлекаются режиссёры из др. республик Сов. Союза. Большим успехом пользуются постановки пьес И. Дворецкого, Ч. Айтматова, H. Думбадзе, Дж. Джабарлы и др.

В Казани работает Большой драматич. театр им. В. И. Качалова (осн. в 1791), один из старейших рус. театров, деятельность к-рого оказала значит, влияние на формирование тат. театр, иск-ва. Кроме Тат. академич. театра им. Г. Камала, функционируют театры: юного зрителя, им. Ленинского комсомола, кукол, Тат. передвижной драматич. театр. Большое признание получили нар. арт. СССР X. Г. Абжалилов, нар. артисты РСФСР Г. Ф. Булатова, Ф. С. Ильская, Камал 3-й.

Среди деятелей театр, иск-ва (1975): нар. арт. СССР Ф. И. Халитов, нар. артисты РСФСР Ш. X. Биктимиров, В. М. Павлова, Г. Р. Шамуков, засл. артисты РСФСР Р. А. Зиганшина, Г. В. Ибрагимова, нар. артисты Тат. АССР Ш. И. Асфандиярова, Д. Г. Ильясов, В. Е. Минкина, Г. И. Надрюков, Р. А. Тазетдинов, Е. А. Кузин, засл. деят. иск-в РСФСР М. X. Салимжанов, нар. художник Тат. АССР М. Г. Сутюшев, нар. художник Тат. АССР и засл. художник РСФСР Э. Б. Гельмс. И. И. Илялова.

Илл. см. на вклейках, табл. XXII -XXIV (стр. 192-193).

Лит.: История Татарской АССР, т. 1 - 2, Казань, 1955-60; История Татарской АССР. (С древнейших времен до наших дней), Казань, 1968 (лит. с. 681 - 700); История Татарской АССР, Казань, 1973; В. И. Ленин и Татария. Сб. документов, материалов и воспоминаний, 2 изд., Казань, 1970; Очерки истории партийной организации Татарии, Казань, 1973; X а л и к о в А. X., Древняя история Среднего Поволжья, М., 1969; А л и ш е в С. X., Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании, Казань, 1973; Общественно-политическое движение и классовая борьба на Средней Волге (конец XIX -начало XX вв.), Казань, 1972; H а ф иг о в Р. И., Формирование и развитие поре довой татарской общественно-политической мысли (1895 - 1917), Казань, 1964; X а с анов X. X.. Революция 1905 - 1907 в Татарии М., 1965; И о н е н к о И. М., Т а г ир о в И. Р., Октябрь в Казани, Казань, 1967; Мухарямов М. К., Октябрь и национально-государственное строительство я Татарии (октябрь 1917 - 1920), М., 1969; С а йдашева М. А., В. И. Ленин и социалистическое строительство в Татарии. 1918-1923, М., 1969; Мухарямов М. К., Гражданская война в Татарии (1918-1920), Казань, 1969; Климов И. М.. Образование и развитие Татарской АССР (1920 - 1926), [Казань], 1960; Хафизов Ш., Развитие советской государственности татарского народа, Казань, 1966; Ленинский кооперативный план и его осуществление в Татарии, Казань, 1970; История Татарской АССР. (С древнейших времен до наших дней). Указатель советской литературы. 1917 - 1959, Казань, 1960; то же, 1960-1967, Казань, 1970; Абрамов П.В., КладиевН.Х., ШагиМухаметов Ф. Г., Наш край Татарстан, Казань, 1970; Высшее образование и наука в Татарии, Казань, 1971; Т а б е е в Ф. А., Экономика Татарии; итоги и перспективы, Казань, 1972; Советская Татария в девятой пятилетке, Казань, 1974; История татарской советской литературы, М., 1965; И брагимов Г., Татары в революции 1905 года, Казань, 1926; Гайнуллин М., Татарская литература и публицистика нач. XX в., Казань, 1966; X а л и т Г., Герои, рождённые революцией, Казань, 1967; Татар совет эдэбияты тарихы, Казан, 1960; X э и р и X., Татар совет эдэбиятында реализм мэсьэлэлэре, Казан, 1960; Ю з е е в H., Традициялэр янарганда, Казан, 1966; Г и н и я т у л л ин а А., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографический справочник, Казань, 1970; Дульский П. М., Искусство казанских татар, М., 1925; ВоробьёвН.И., Валеев Ф. X., Народное прикладное искусство татар Поволжья, М., 1964; Художники Татарин. [Альбом. Сост. и авт. вступ. статьи Л. Я. Ельковач], Л., 1965; Музыкальная культура Советской Татарии. Сб. ст., М., 1959; А б д у л л и н А. X., Татарские народные песни, М., 1963; Нигмедзян о в М. H., Народная музыка, в кн.: Татары

Среднего Поволжья и Приуралья, М, 1967, Г и р ш м а н Я М, Пентатоника и ее раз витие в татарской музыке, М 1960, История советского драматического театра, т 1 - 6 М, 1966-71, Татарский советский драматический театр Казань 1975

ТАТАРСКИЙ КЛЁН, неклен, паклен, черноклен (Acer tataricum), кустарник или дерево до (выс. 8-12 м) сем кленовых. Растет в широкочиственных лесах, по берегам рек, склонам оврагов и балок в степной и лесостепной зоне Европ. части СССР, на Кавказе, в Ср. Европе, на Балканском п-ове, в М. Азии, Иране. Разводят как декоративное, а также в полезащитных полосах Европ. части, Сибири, Казахстане. Медонос. Древесина идёт на поделки и топливо.

Клён татарский: а - побег с листом и соцветием; б -плод.

ТАТАРСКИЙ ПРОЛИВ, пролив между материковой Азией и о. Сахалин. Соединяет Японское м. с Охотским. Дл. 633 к м, шир. на Ю. до 342 км, на С.- до 40 км, в самом узком месте - Невельского пролив - 7, 3 к м. Наименьшая глуб. на фарватере 7, 2 м. Сев. часть Т. п. носит назв. Амурский лиман (по мнению нек-рых исследователей, пролив Невельского и Амурский лиман не входят в Т. п.). Берега на Ю. гористые, на С. низменные. Ср. темп-pa воды летом 10-12 °С; зимой пролив покрыт льдом (на С. и у берегов припаем, в открытой юж. части - плавучими льдами ). Приливы на Ю. полусуточные и смешанные (до 2, 7 м), в Амурском лимане - неправильные суточные (более 2 м). Добыча сельди, камбалы, палтуса, наваги и др. Через Т. п. проходят мор. пути из Охотского и Японского м. в устье р. Амур, а также между материком и о. Сахалин. Гл. порты: Советская Гавань, Александровск-Сахалинский, Лесогорск, Углегорск.

ТАТАРСКИЙ ТЕАТР им. Г. Камала, ведущий драматич. театр Тат. АССР, история создания к-рого восходит к 1906. Из тат. театр, коллективов, в т. ч. " Сайяр", " Hyp", " Ширкат", " Анг", после ряда реорганизаций в 1920 была создана " Первая тат. показательная гос. труппа", в дальнейшем получившая совр. назв. В неё вошли: H. Сакаев, H. А. Таждарова, Г. М. Болгарская, К. Ш. Шамиль, Б. Тарханов, М. Мутин, а также М. Ш. Абсалямов, H. Арапова, 3. Г. Султанов, Г. Уральский, X. И. Уразиков, реж. К. Тинчурин, Ш. Г. Шамильский и др. Репертуар коллектива с момента основания составляют лучшие произв. тат. авторов, классич. рус. и мировая драматургия, пьесы современных сов.ти иностр. драматургов. Среди этапных спектаклей: " Эмиграция" (1925), " Хужа Насретдин" (1940), " Марьям" (1943), " Муса Джалиль" (1958), " Гульжамал" (1963), " Миркай и Айслу" (1966) Исанбета, " Американец" (1925, 1969), " Голубая шаль" (1925, 1956, 1970), " Без ветрил" (1926, 1958), " Угасшие звёзды" (1924, 1971) Тинчурина, " Разлом" Лавренёва (1928 ), " Мятеж" по Фурманову (1929 ), " Славное время" Ишмурата (1930 ), " Потоки" (1937 ) и " Искры" (1936, 1967 ) Гиззата, " Враги" Горького (1936, 1963 ), " Русские люди" Симонова (1942 ), " Банкрот" (1933, 1944, 1962), " Несчастный юноша" Г. Камала (1954), " Минникамал" Амира (1944), " Король Лир" Шекспира (1944), " Человек с ружьём" (1947) и " Третья патетическая" (1970) Погодина, " Тополёк мой в красной косынке" Айтматова (1965), " Айдын" Джабарлы (1969), " Приехала мама" Хусаинова (1970), " Кул Али" Фаттаха (1974), " Бахтияр Канкаев" Минуллина (1975). В 1926 театр получил звание академического, в 1939 ему присвоено имя писателя и драматурга Г. Камала, в 1957 коллектив награждён орденом Ленина.

В театре работали: нар. арт. СССР X. Г. Абжалилов, нар. арт. РСФСР Г. Ф. Булатова, Ф. С. Ильская, Камал 3-й, засл. арт. РСФСР 3. Г. Султанов, Г. И. Камская, Ф. X. Камалова, X. И. Уразиков, нар. арт. Тат. АССР X. Ю. Салимжанов. В труппе (1975): нар. арт. СССР Ф. И. Халитов, нар. артисты РСФСР Ш. X. Биктимиров, Г. Р. Шамуков, засл. артисты РСФСР Р. А. Зиганшина, Г. В. Ибрагимова, нар. артисты Тат. АССР Д. Г. Ильясов, Г. И. Надрюков, Р. А. Тазетдинов, В. Е. Минкина, И. А. Султанов, Р. К. Хайретдинова, засл. артисты Тат. АССР H. И. Дунаев, Г. С. Исангулова, Г. H. Нигматуллина, H. X. Гареева. А. Ш. Шакиров и др. Гл. режиссёр (с 1963)-засл. деят. иск-в РСФСР М. X. Салимжанов, гл. художник (с 1954)- нар. худ. Тат. АССР М. Г. Сутюшев.

Лит.: История советского драматического театра, т. 1 - 6, М., 1966-71; Татарский советский драматический театр, Казань, 1975. И. И. Илялова.

Сцена из спектакля " Искры" Т. Гиззата. Татарский театр им-. Г. Камала.

ТАТАРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. М, Джалиля, музыкальный театр Тат. АССР. Открыт в 1939 в Казани оперой " Качкын" (" Беглец") Жиганова. Основу оперной труппы составили выпускники Моск. консерватории и Тат. оперной студии при ней. Среди первых пост.: оперы -" Ирек" (" Свобода", 1940), " Алтынчач" (" Золотоволосая", 1941 ) Жиганова, " Галиябану" Музафарова (1940 ), первый нац. балет " Шурале" Яруллина (1945), муз. комедия " Башмачки" Файзи (1942). В театре работали: певцы - 3. Г. Байрашева, Л. С. Берниковский, Ш. Ю. Куддусова, О. А. Логинова, Л. С. Маев, П. А. Марков, М. П. Пантюшин, 3. Г. Хисматуллина, М. М. Рахманкулова, В. Г. Шарипова; солисты балета - С. 3. Хайруллин, H. Д. Юлтыева. Наряду с мировой классикой и произв. сов. композиторов др. республик ставятся тат. нац. оперы, в т. ч.- " Самат" (1957) и " На берегу Дёмы" (1961) X. Валиуллина, " Джалиль" Жиганова (1957), детская опера " Коварная кошка" Хайрутдиновой (1974) и балеты - " Золотой гребень" (1957) и " Водяная" (1970) Бакирова, " Кисекбаш" (" Отсечённая голова" ) Губайдуллина (1958 ), " Две легенды" Жиганова (1971 ), " Заколдованный мальчик" Хабибуллина (1974). В труппе театра (1975): певцы -нар. арт. РСФСР А. 3. Аббасов, М. 3. Булатова, Ф. X. Насретдинов, засл. арт. РСФСР В. H. Жарков, нар. арт. Тат. АССР Р. Г. Билялова, И. Д. Ишоуляков, засл. арт. Тат. АССР Л. Г. Башкирова, X. Д. Гиниатова, H. И. Якушева и др.; солисты балета - засл. арт. РСФСР Р. Ф. Садыков, нар. арт. Тат. АССР Г. С. Калашникова, засл. арт. Тат. АССР И. Ш. Хакимова и др. Гл. дирижёр -И. А. Лапинь, гл. режиссёр - нар. арт. РСФСР H. К. Даутов, гл. балетмейстер - Д. М. Арипова, гл. хормейстер -Т. Г. Гудкова, гл. художник - нар. художник Тат. АССР Э. X. Нагаев. Здание театра построено в 1956 (зрит, зал на 1029 мест).

Сцены из спектаклей Театра оперы и балета им. М. Джалиля: слева - опера " Джалиль" H. Г. Жиганова, 1957; справа - балет " Шурале" Ф. 3. Яруллина, 1945.

Лит.: Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля, Казань, 1957 (буклет); Ш у м с к а я H., Татарскому оперному театру 20 лет, " Советская музыка", 1959, №10; Гиршман Я., Опера, балет и музыкальная комедия, в кн.: Музыкальная культура Советской Татарии, М., 1959; Кантор Г., Роль русского театра в формировании татарской оперы, в кн.: Музыка и музыканты братских народов Советского Союза, Л., 1972. Г. М. Кантор.

ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК, язык татар. Распространён гл. обр. в Тат. АССР, в Башк. АССР, Чуваш. АССР и Морд. АССР, а также в ряде областей РСФСР. Число говорящих на Т. я.- ок. 5 млн. чел. (1970, перепись). Принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков. Осн. диалекты: 1) центральный, или средний (на нём говорит большинство населения Тат. АССР - казанские татары); 2) западный, илимишарский; 3) вост. диалект (диалект сиб. татар). Совр. лит. Т. я. начал формироваться в сер. 19 в. на основе старотатарского языка. Фонетич. особенности Т. я.: наличие гласных! неполного образования; соответствие тат. [и], [у], [у] общетюркским [е], [о], [в]; наличие лабиализованного [а] (в нач. слогах многосложных слов и в односложных словах). Морфологич. черты: наличие у существительных категорий числа, принадлежности, определённости, сказуемости и падежа; Т. я. имеет один тип склонения. Прилагательные не склоняются. Числительные имеют 6 разрядов, глагол имеет категории отрицания, залога и степени. Изменяется по лицам и числам во всех наклонениях. Письменность до 1927 - на араб, графике, затем на латинице, а с 1939 - на рус. графич. основе. Лит.: Современный татарский литературный язык, [ч. 1-2], М., 1969-71; Татарско-русский словарь, М., 1966; А л п а~ р о в Г., Сайланма хезмэтлэр. Казан, 1945; Хангильдин В. H., Татар теле грамматикасы, Казан, 1959.

ТАТАРСКИЙ ЯРУС, верхний ярус пермской системы [см. Пермская система (период)]. Название предложено рус. геологом С. H. Никитиным в 1887. Установлен на Вост.-Европ. платформе, где эти отложения широко распространены и представлены континентальными пестроцветными и красноцветными толщами с остатками наземных растений, пресноводной фауны, а также наземных позвоночных. Континентальные, нередко угленосные, отложения Т. я. широко развиты на Сибирской платформе, Таймыре, в Алтае-Саянской обл.; мор. аналоги -на Ю. СССР (Кавказ, Памир), где они представлены преим. известняками с обильными остатками фузулинид, кораллов, брахиопод и др.

ТАТАРСКОЕ ИГО на Руси, система властвования монголо-тат. феодалов над рус. землями в 13-15 вв.; см. Монголотатарское иго.

ТАТАРЫ, основное население Тат. АССР (1536 тыс. чел.; 1970, перепись); живут также во мн. др. р-нах СССР. Общая числ. в СССР 5931 тыс. чел. (1970). Яз. тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие Т. (за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующих православие) - мусульмане-сунниты.

Впервые этноним " Т." появился среди монг. племён, кочевавших в 6-9 вв. к Ю.В. от Байкала. В 13 в. с монг. -тат. нашествием назв. " Т." стало известно в Европе. В 13-14 вв. оно было распространено на нек-рые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. В 16-19 вв. в рус. источниках Т. стали называть многие тюркоязычные и нек-рые иные народности, жившие на окраинах Рус. гос-ва (азербайджанцы, ряд народностей Сев. Кавказа, Ср. Азии, Поволжья и др.). Для нек-рых из них имя Т. стало этнонимом.

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён относится к 3-4 вв. н. э. и связано с эпохой нашествия на Вост. Европу гуннов и др. кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В 5-7 вв. наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные р-ны Зап. Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В 7-8 вв. в Поволжье из Приазовья пришли болгарские (также тюркоязычные ) племена, к-рые вместе с проникшими сюда ранее тюрками и местными финно-уграми в 10 в. создали гос-во - Болгарию Волжско-Камскую. В 13-15 вв., когда большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды, происходила нек-рая нивелировка их языка и культуры. В 15-16 вв., в период существования отд. феод, государств (Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского и др. ханств), происходит формирование отд. групп Т. - Ср. Поволжья и Приуралья (казанские Т., мишари), астраханских, сибирских, крымских и др. Т. Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к кон. 19 в. сложились в бурж. нацию.

До Окт. революции 1917 осн. масса Т. занималась земледелием; в х-ве астраханских Т. гл. роль играли скотоводство и рыболовство. Значит, часть Т. была занята в различных кустарно-ремесл. производствах (изготовление узорной обуви и др. кожаных изделий, ткачество, вышивка, ювелирное дело и др.). Материальная культура Т., складывавшаяся в течение длит, времени из элементов культуры ряда тюрк, и местных племён, испытала также влияние культур народов Ср. Азии и др. регионов, а с кон. 16 в. - рус. культуры. Традиц. жилищем Т. Ср. Поволжья и Приуралья была срубная и зб а, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских Т., сохранивших больше степных скотоводч. традиций, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на к-рую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой -стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх неё - полусферич. шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиц. обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой (вне дома на них надевали кожаные калоши ). Для костюма женщин (особенно богатых ) было характерно обилие металлич. украшений.

В кон. 19 - нач. 20 вв. большинство групп Т. включилось в процесс консолидации с Т. Ср. Поволжья и Приуралья, получившими после Окт. революции 1917 автономию (см. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика) и сформировавшимися в социалистич. нацию.

За годы Сов. власти произошли коренные изменения в экономике, быту и культуре Т. Более половины их (53%, 1970 ) живёт в городах, работая в различных отраслях пром-сти, науки, культуры. Совр. культура Т., впитавшая лучшие нац. традиции, развивается в тесной связи с культурой др. народов СССР. Достигли расцвета наука, лит-pa и разные виды иск-ва.

Лит.: Происхождение казанских татар, Казань, 1948; Татары Среднего Поволжья и

Приуралья, М., 1967; История Татарской АССР, Казань, 1973; Мухамедова Р. Г., Татары-мишари, М., 1972; X а л ик о в А. X., Татар халкыныц килеп чытышы, Казан, 1974. Р. Г. Мухамедова, А. X. Халиков.

ТАТЕВ, село в Горисском р-не Арм. ССР, вблизи к-рого расположен Татевский монастырь.

ТАТЕВОСЯН Егише Мартиросович [12(24 ). 9.1870, Вагаршапат, ныне Эчмиадзин, - 22.1.1936, Тбилиси], советский живописец, засл. деят. иск-в Арм. ССР (1935 ). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, к-рое окончил в 1894. На формирование Т. как художника значит, влияние оказали его учителя и друзья В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова; испытал нек-рое влияние импрессионизма. Участвовал в выставках " Союза русских художников" и " Мира искусства". Работал в области пейзажа, бытового жанра и портрета; создавал также произв. сказочно-аллегорич. содержания (" Одна из моих грёз", 1905, Карт, гал. Армении, Ереван ). В 1910-е гг. переходит к более реалистич. манере, обращая особое внимание на разработку светотеневых и колористических эффектов (" Пастух со стадом", илл. см. т. 2, табл. XXIII, стр. 256-257; многочисленные этюдные пейзажи с видами Армении, Грузии, Крыма, Средиземноморья ). В 1920-30-е гг. усилился интерес художника к портрету (" Комитас", 1935, там же ).

Лит.: Дрампян Р. Г., Егише Татевосян, М., 1957.

ТАТЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, монастырский комплекс Армении в ист. обл. Сюник (Зангезур), ныне Горисский р-н Арм. ССР. В 9 в. стал резиденцией сюникского митрополита. Владел обширными землями, ремесленными мастерскими, собирал налоги с сотен сёл. Т. м. (монастырь-крепость) - выдающийся памятник ср.-век. зодчества, включающий церкви Григория (типа сводчатого зала, 836-48), Погоса и Петроса (типа крестово-купольного зала с приделами в 4 углах и росписями, 10 в.), надвратную церковь Аствацацин (типа купольного зала, 11 в.), культовый монумент - качающийся столб (904). Т. м. был крупным культурным центром со скрипторием, библиотекой и одним из известнейших ун-тов (см. Татевский университет).

Лит.: Якобсон А. Л., Татевский монастырь, " Советская археология", 1947, №9.

ТАТЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, научный и уч. центр ср.-век. Армении в Татевском монастыре. T. у. существовал с перерывами ок. 70 лет (с сер. 14 в. до 1415). Период наивысшего расцвета относится к 1370-1410, когда во главе Т. у. стояли видные учёные Иоанн Воротнеци и Григор Татеваци. Т. у. имел 3 ф-та: философско-богословский, каллиграфии и миниатюры, музыки. Число студентов достигало 60-80 чел. В уч. программу входили все отрасли ср.-век. науки: физика, математика, богословие, философия, астрономия, история, грамматика и др. Сохранилось неск. учебников, созданных в Т. у. Воспитанниками Т. у. были арм. поэт и философ Аракел Сюнеци, комментатор Маттэос Джугаеци, историк Товма Мецопеци и др.

ТАТИЩЕВ Василий Никитич [19(29).4. 1686, ок. Пскова, - 15(26).7.1750, с. Болдино, ныне в Солнечногорском р-не Моск. обл.], русский гос. деятель, историк. Окончил в Москве Инж. и арт. школу.

В. H. Татищев.

Участвовал в Северной войне 1700-21, выполнял различные воен.-дишюматич. поручения царя Петра I. В 1720-22 и 1734-37 управлял казёнными з-дами на Урале, основал Екатеринбург (ныне Свердловск ); в 1741-45-астраханский губернатор. В 1730 активно выступал против верховников (см. Верховный тайныйсовет). Т. подготовил первую рус. публикацию ист. источников, введя в науч. оборот тексты Русской правды и Судебника 1550 с подробным комментарием, положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Создал обобщающий труд по отечеств, истории, написанный на основе многочисл. рус. и иностр. источников, - " Историю Российскую с самых древнейших времен" (кн. 1-5, М., 1768-1848), составил первый рус. энциклопедич. словарь (см. " Лексикон Российской").

Впервые в рус. историографии Т. сделал попытку найти закономерности в развитии человеческого об-ва, обосновать причины возникновения гос. власти. Отказавшись от провиденциальной точки зрения в объяснении ист. событий, Т. выступил как рационалист, связывающий ист. процесс с развитием " умопросвещения". Из всех форм гос. правления для России Т. явное предпочтение отдавал самодержавию. Т. дал (впервые в отечеств, историографии) общую периодизацию истории России: господство единовластия (862-1132), нарушение единовластия (1132-1462), восстановление единовластия (с 1462). Вскоре после выхода " Истории" Т. в работах М. М. Щербатова и И. H. Болтина был начат спор о значении труда Т. и в особенности о содержащихся в нём ист. известиях, основанных на нек-рых несохранившихся источниках.

Соч.: История Российская, т. 1 - 7, М, - Л., 1962 - 68; Избр. труды по географии России, М., 1950; Татнщевские списки Русской правды, в кн.: Материалы по истории СССР, в. 5, М., 1957.

Лит.: Попов H., В. H. Татищев и его время, М., 1861; Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1, М., 1955; Дейч Г. М., В. H. Татищев, Свердловск, 1962; Пештич С. Л., Русская историография XVIII в., т. 1 - 2, Л., 1961 - 65; И о ф а Л. Е., В. H. Татищев, в кн.: Экономическая география в СССР, М., 1965; В а л к С. H., В. H. Татищев в своем болдинском уединении, в кн.: Проблемы истории феодальной России, Л., 1971; Ш а к и нк о И. М., В. H. Татищев как государственный деятель, " Вопросы истории", 1975, № 4; История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография, М., 1965. М. П. Ирошников.

ТАТИЩЕВ Сергей Спиридонович [28. 9(10.3).1846, Петербург, -7(20).8. 1906, Грац, Австрия], русский дипломат и историк. Учился в Александровском лицее. С 1864 на дипломатич. работе. Участвовал добровольцем в рус.-тур. войне 1877-78. С 1881 служил в Мин-ве внутр. дел, с 1883 - в отставке. Автор ист. трудов: " Внешняя политика императора Николая I" (1887), " Дипломатические беседы о внешней политике России" (в. 1-2, 1890-98), " Из прошлого русской дипломатии" (1890), " Род Татищевых 1400-1900" (1900 ), " Император Александр II. Его жизнь и царствование" (т. 1-2, 1903-11 ). Работы Т. написаны с консервативно-монархич. позиций, но богаты фактич. материалом.

Лит.: К а р ц о в Ю. С., С. С. Татищев. Страница воспоминаний, П., 1916 (лит.).

ТАТИЩЕВО, посёлок гор. типа, центр Татищевского р-на Саратовской обл. РСФСР. Расположен на р. Идолга (приток Медведицы ). Ж.-д. станция на линии Тамбов - Саратов, в 38 км от Саратова. 12, 4 тыс. жит. (1975 ). Кирпичный з-д, пищекомбинат, металлообработка, птицефабрика.

ТАТЛИH Владимир Евграфович [16(28 ). 12.1885, Москва, - 31.5.1953, там же], советский живописец, график, художник-конструктор, театральный художник. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1902-03 и 1909-10 ) у В. А. Серова и К. А. Коровина и в Пензенском художеств, уч-ще (1904-09 ). Преподавал в моек. Вхутемасе (1918-1921 ) и Вхутеине (1927-30 ), в петрогр. АХ (1921-25 ), в Киевском художеств, ин-те (1925-27 ). Отрицая образно-познават. сущность иск-ва, первоначально был близок к кубизму и футуризму (" Натурщица", 1913, Третьяковская гал., Москва), в сов. время - к конструктивизму. Обратившись к экспериментам с материалами (стекло, металл, дерево), Т. в 1920-е гг. перешёл от формальных поисков, заводящих в тупик абстрактного искусства, к проектированию бытовых вещей для массового произ-ва (участник движения производственного искусства), став одним из основоположников художественного конструирования в СССР [" Летатлин" (орнитоптер; 1930-31, Музей истории авиации, Москва), проекты мебели, керамики, одежды]. Создал экспериментальный проект памятника-башни 3-го Интернационала (модель -железо, стекло, дерево, 1919-20, не сохранилась). Оформил св. 80 театр, постановок [в т. ч. " Комик XVII столетия" А. H. Островского (1935, МХАТ 2-й), " Глубокая разведка" А. А. Крона (1943, МХАТ)].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.