Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 19 страница






Наука и научные учреждения. До 1917 науч. силы концентрировались гл. обр. в одном из старейших в России Казанском ун-те (осн. в 1804 ) и Казанском вет. ин-те (осн. в 1873 ). В 1880 возникло Казанское физико-математическое общество. В 1901 был открыт Бактериологич. ин-т. В первые годы Сов. власти в Казани были созданы Политехнич. ин-т (1919 ), Гос. ин-т усовершенствования врачей (1920 ), Тат. коммунистич. ун-т, Ин-т с. х-ва и лесоводства, Ин-т науч. организации труда и первый в стране Трахоматозный НИИ (все в 1922 ), позже - Казанский химико-технологич. ин-т (на базе хим. отделения ун-та и хим. ф-та Политехнич. ин-та, 1930 ), Финанс.-экономич. ин-т (1931 ), Казанский авиац. ин-т (1932 ).

В годы первых пятилеток (1929-41) велись фундамент, исследования по физике, математике, медицине, обществ, наукам, решались прикладные технологич. проблемы, связанные с авиац. и хим. пром-стью. В 1929 при Казанском ун-те был организован H.-и. хим. ин-т, в 1935-НИИ математики и механики. В 1939 создан НИИ языка, лит-ры и истории при Совнаркоме Тат. АССР. В 30-е гг. возникли науч. школы: теории устойчивости движения (H. Г. Четаев и др.), алгебраич. (H. Г. Чеботарёв и др.), химии фосфорорганич. (А. Е. Арбузов и др.) и мышьякорганич. (Г. X. Камай и др. ) соединений. Развивались мед. науки (В. М. Аристовский, А. В. Вишневский, H. К. Горяев, В. С. Груздев, С. С. Зимницкий, Е. М. Лепский, Р. А. Лурия, В. В. Милославский, А. Г. Терегулов и др.), ветеринария (К. Г. Боль и др.).

Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 в Казань были эвакуированы мн. ин-ты АН СССР. Учёные Т. (А. Е. Арбузов, Б. А. Арбузов, В. И. Баранов, H. А. Ливанов и др.) много сделали для мобилизации природных ресурсов Ср. Поволжья на нужды обороны, для развития пром-сти и с. х-ва.

Открытие в Т. крупных месторождений нефти связано с освоением Волга-Уральской нефтегаэоносной области. В 1943 была получена первая пром. нефть, сыгравшая большую роль в обеспечении страны горючим. Учёные-медики разрабатывали проблемы воен. медицины, а также эпидемиологии, иммунологии, совершенствования бактериальных препаратов (А. Д. Адо, П. H. Кашкин, Б. Л. Мазур, Ф. Г. Мухамедьяров, А. Э. Озол, М. H. Синюшкин, В. Л. Троицкий и др.). В 1944 Е. К. Завойский открыл электронный парамагнитный резонанс.

Деятельность Казанского филиала АН СССР (КазФАН, 1945-64) способствовала быстрому развитию науч. исследований по математике и механике (М. И. Альмухамедов, Б. М. Гагаев, Б. Л. Лаптев, В. В. Морозов, X. М. Муштари, А. П. Норден, М. Т. Нужин, Ю. Г. Одинокое, А. 3. Петров, Г. Г. Тумашев, П. А. Широков и др.), астрономии (А. Д. Дубяго, И. А. Дюков, Д. Я. Мартынов, А. А. Нефедьев, Ш. Т. Хабибуллин и др.), химии (А. Е. Арбузов, Б. А. Арбузов, А. М. Васильев, Г. X. Камай, К. H. Мочалов, А. H. Пудовик, А. И. Разумов и др. ), радиоспектроскопии (С. А. Альтшулер, Б. М. Козырев и др. ), нефт. геологии (науч. сотрудники ун-та и ВНИИ геологии нерудных полезных ископаемых, осн. в 1954, с 1963 в ведении Мин-ва геологии СССР ).

В 1950 - нач. 70-х гг. в Казани были осн. H.-и. технологич. и проектный ин-т химико-фотографич. пром-сти, ВНИИ технологии насосного машиностроения, H.-и. и проектный ин-т по внедрению вычислит, техники в нар. х-во, H.-и. и проектно-конструкторский ин-т нефт. машиностроения, ВНИИ мед. инструментов, объединение " Татнефть", конструкторские орг-ции (в т. ч. СКТБ " Медфизприбор", СКВ по компрессоростроеншо и др. ); в Бугульме - Тат. н.-и. и проектный ин-т нефт. пром-сти; появились учебные и науч. учреждения в Елабуге, Набережных Челнах, Нижнекамске. Развивалась нефт. геология (Л. Миропольский, Е. Тихвинская, А. Валиханов и др. ), совершенствовались способы нефте- и газодобычи. Впервые в мировой практике на промыслах объединения " Татнефть" было применено внутриконтурное заводнение месторождений (Ленинская пр., 1962 ). Велись работы по электронике, вычислит, математике, кибернетике, физике, физ. химии, химии и технологии полимерных материалов, биофизике, биологии, фармакологии. В Казанском авиац. ин-те вопросами аэро- и газодинамики занимались Г. С. Жирицкий, В. И. Локай, Ю. Г. Одиноков и др., хемотроники - Р. ТТТ. Нигматуллин. Н.-и. работа по различным проблемам земледелия, механизации процессов труда, экономики с.-х. произ-ва проводилась в Казанском с.-х. ин-те им. М. Горького и Тат. НИИ с. х-ва. Осваивались новые культуры, совершенствовалось возделывание районированных с.-х. растений (П. И. Тихонов, П. И. Карелин и др. ); в области селекции и семеноводства работали X. X. Байчурова, Ш. В. Валеев, П. С. Зубков, Г. И. Попов, В. 3. Шакуров и др. В Казанском вет. ин-те изучались вопросы диагностики, профилактики и терапии особо опасных инфекц. заболеваний, создания новых вакцин, леч. препаратов, механизма взаимодействия вируса с клеткой и др. Часть работ выполнялась по плану исследований стран - членов СЭВ. В медицине разрабатывались проблемы сердечно-сосудистой патологии (H. П. Медведев, Л. М. Рахлин ), диагностики и профилактики инфекц. заболеваний (А. Ф. Агафонов ), эффективных методов терапии детских болезней (К. А. Святкина, А. X. Хамидуллина ), гинекологич. заболеваний (Л. А. Козлов, П. В. Маненков, 3, H. Якубова ), физиологич. процессов (И. H. Волкова, X. С. Хамитов ).

Велись исследования по истории (Ш. Ф. Мухамедьяров, М. К. Мухарямов, Р. И. Нафиков, В. H. Смирнова, X. X. Хасанов, А. С. Шофман ), филологии (М. Ф. Закиев, М. И. Махмутов, Д. Г. Тумашева, М. X. Хасанов ), археологии и этнографии (Е. П. Бусыгин, А. X. Халиков ) и др. обществ, наукам. В 1973 был восстановлен КазФАН. В его составе НИИ (1975): органич. и физ. химии им. А. Е. Арбузова; физикотехнич.; биологии; языка, лит-ры и истории им. Г. Ибрагимова. Осн. направления деятельности: синтез, изучение структуры, реакц. способности и механизмов реакций различных классов органических и, в первую очередь, низко- и высокомолекулярных фосфорорганич. соединений; нефтехимия, электрохим. методы обработки металлов; магнитная радиоспектроскопия, квантовая акустика и когерентная оптика; общая нелинейная теория пластин и оболочек, взаимодействие пластин и оболочек с газами, жидкостями и твёрдым телом; оптимизация нефтедобычи; исследование механизмов регуляции водного и энергетич. режима растений; изучение микроэлементов в почвах; проблема " Человек и биосфера"; проблема социалистич. и коммунистич. строительства в Тат. АССР; история тат. народа с древнейших времён до наших дней; история тат. филологии и иск-ва. При КазФАНе работают комиссии, координирующие н.-и. работы в науч. учреждениях Т. М. М. Зарипов, В. В Иванов.

Печать, радиовещание, телевидение. В 1974 в Тат. АССР было выпущено 478 назв. книг и брошюр тиражом 6, 4 млн. экз.; выходят 129 изданий газет разовым тиражом св. 1 млн. экз. Респ. газеты: на тат. яз.- " Социалистик Татарстан" (" Социалистическая Татария", с 1918), комсомольская газета " Татарстан яшьлэре" (" Молодёжь Татарии", с 1920), пионерская газета " Яшь ленинчы" (" Юный ленинец", с 1924); на рус. яз.- " Советская Татария" (с 1917 ), " Комсомолец Татарии" (с 1919 ). Издаются 47 журнальных изданий разовым тиражом св. 1, 3 млн. экз.

Респ. радиопередачи ведутся на тат. и рус. языках 4 ч в сутки; транслируются из Москвы программы Всесоюзного радио. В Т. 2-программное телевидение. В полном объёме (12, 9 ч в сутки ) транслируется 1-я программа Центрального телевидения; по 2-й, местной программе 3, 5 ч передаются материалы о жизни республики, из них 0, 9 ч на татарском и 2, 6 ч на рус. языках. Телецентр в Казани.

Литература. Истоки тат. письм. лит-ры восходят к далёкому прошлому. До нас дошёл ряд памятников: любовно-романтич. поэма Гали " Юсуф и Зулейха" (нач. 13 в. ), религ.-этич. стихотв. произв. " Кисекбаш" и дидактич. соч. " Наставление праведникам" неизв. авторов. Сохранились поэма " Хосров и Ширин" (1342 ) Кутба, " Книга любви" (1354 ) Хорезми, религ.дидактич. произв. Махмуда Булгари " Дорога в рай" (1370 ), поэмы Мухамедьяра (16 в. ) и др. После присоединения Казанского ханства к России (1552 ) начинается новый период в развитии тат. культуры и лит-ры. Единство интересов татарских ирусских трудящихсяпроявилось в борьбе против рус. самодержавия и помещиков, в совместной борьбе против иноземных захватчиков, что нашло отражение в нар. песнях и байтах тат. народа (" Песня про Пугачёва", " Байт о войне с французами" и др. ).

Письм. тат. лит-pa периода феодализма в основном представлена религ.-дидактич. поэзией, проникнутой идеями суфизма: поэты Мавля Кулы (2-я пол. 17 в. ), Утыз Имяни (1754-1834 ), Шамсетдин Заки (1825-65 ) и др. Гали Чокрый (1826-89 ) прославлял Казань и её жителей: учёных, писателей, врачей, женщин-мастериц. Из поэтов 1-й пол. 19 в. выделяются Абульманих Габдессалямов-Каргалы (1782-1828 ), автор од религиозного содержания, а также рассказов и писем, и Габделжаббар Кандалый (1797-1860 ), оказавший значит, влияние на становление тат. реалистич. поэзии сер. 19 в. Реалистич. направление продолжали поэты-просветители Мифтахетдин Акмулла (1831-1895 ) и Яков Емельянов (1848-99 ).

С нач. 19 в. в лит-ре и обществ, мысли развивается рационалистич. течение, противостоящее мусульм. схоластике. Абуннасыр Курсави (1776-1818) смело высказывал антисхоластич. и антифеод, взгляды. Начатая им борьба была продолжена Шигабутдином Марджани (1813-89), автором ист. и лит.-критич. трудов. Последняя четв. 19 в. отмечена ростом демократич. просветительства. Каюм Насыри (1825-1902) своими лит. и науч.-пед. трудами заложил основы совр. тат. лит. языка. Тогда же появились первые нац. романы и драмы. В творчестве Акмуллы, Загира Бигеева (1870-1902), Габдрахмана Ильяси (1856-95), Фатиха Халиди (1850-1923) и др. проявилось стремление показать борьбу старого и нового в тат. жизни через столкновения просвещённых, гуманных людей с невежественными и отсталыми. Просветительский реализм 20 в. представляли Закир Хади (1863-1933), Шакир Мухамедов (1865-1923), творчество к-рых предшествовало революц.-демократич. лит-ре периода Революции 1905-07. В это время на тат. яз. начинают выходить газеты и журналы, возникают лит. критика и революц. публицистика. Под влиянием традиций рус. лит-ры вырабатывается эстетич. программа критич. реализма. Развивалось творчество Габдуллы Тукая (1886-1913), Галимджана Ибрагимова (1887-1938 ), Мажита Гафури (1880-1934), Галиаскара Камала (1879-1933), Фатиха Амирхана (1886-1926), Шарифа Камала (1884-1942) и др., вставших под знамя общенар. демократич. движения. В период между двумя революциями происходило резкое размежевание революц.демократич. и либерально-бурж. идеологий. Зарождение пролет, тат. лит-ры связано с деятельностью писателя-революционера Гафура Кулахметова (1881-1918).

В первые десятилетия 20 в. развивается, романтич. направление в тат. лит-ре. Одним из талантливых представителей его был поэт Сагит Рамиев (1880-1926), выступавший с позиций индивидуалистич. бунта против " царей, богов, законов". Среди поэтов-романтиков были и такие, на творчество к-рых наложила отпечаток проповедь ист. обречённости человечества, как, напр., Дердменд (псевд. Закира Рамиева, 1859-1921).

В годы нового революц. подъёма мотивы социального оптимизма, призыв к борьбе прозвучали в поэзии Тукая, Гафури и др. В тат. лит-ру вливаются новые силы: поэты Зия Ярмаки (1887-1965), Шайхзада Бабич (1895-1919), прозаики Мухамед Гали (1893-1952), Файзи Валиев (1892-1914), драматурги Мирхайдар Файзи (1891-1928 ), Карим Тинчурин (1887-1947 ).

В подготовке Окт. революции 1917 заметную роль сыграли тат. революционеры и публицисты Мулланур Вахитов (1885-1918 ), Шагит Ахмадеев (1888-1930 ) и Ибрагимов. Демократическая интеллигенция (Гафури, Г. Камал, Ш. Камал, Амирхан, Тинчурин, М. Файзи и др. ) восторженно встретила Окт. революцию. В годы Гражд. войны 1918-1920 в армейских частях издавались газеты на тат. яз. На их страницах уверенно заявило о себе новое поколение писателей: Шамиль Усманов (1898-1937 ), Махмуд Максуд (1900-62 ), Кави Наджми (1901-57 ), Муса Джалиль (1906-44 ), Хади Такташ (1901-31), Афзал Шамов (р. 1901), Бари Рахмат (1897-1957) и др.

Сов. тат. лит-pa отражала события современности. Ибрагимов в повести " Красные цветы" (1922), в романе " Глубокие корни" (1928) создал образы людей нового времени. Ш. Камал в романе " На заре" (1927) изобразил тат. общество накануне Октября. В повестях Наджми " Светлая тропа" (1930) и " Первая весна" (1930) отражены первые шаги коллективизации в Т. В 20-е гг. в развитие тат. сов. поэзии большой вклад внёс Такташ. Он выразил в своих новаторских произв. пафос социалистич. строительства, создал образ лирич. героя - борца за новый мир. Романтикой борьбы и созидания было проникнуто творчество Фатхи Бурнаша (1898-1946). Поэт Хасан Туфан (р. 1900) стремился к эпич. отражению новой действительности; он ввёл в тат. поэзию рабочую тему, искал новые формы поэтич. выразительности.

30-е гг. знаменовались дальнейшим движением тат. лит-ры по пути социалистич. реализма. Актуальные темы - героика труда, оборона страны, индустриализация, коллективизация х-ва - требовали эпич. решения. Появились романы " Когда рождается прекрасное" (1937) Ш. Камала, " Мухаджиры" (1934) Махмуда Галяу (1887-1938), повести " Агидель" (1936) Мирсая Амира (р. 1907), " Неотосланные письма" (1936 ) Аделя Кутуя (1903-45 ), " Сиваш" (1937 ) Гумера Баширова (р. 1901 ), " Дочь бакенщика" (1938 ) Тарифа Губая (р. 1907 ), " Катя Сорокина" (1938 ) Ибрагима Гази (1907-1971 ), рассказы Фатиха Хусни (р. 1908 ), Шамова и др. В поэзию прочно входит новый лирич. герой - строитель социализма. Поэмы " Седьмая печь" (1932 ) Фатыха Карима (1909-45 ), " Песня бетонщиков" (1932 ) Шайхи Маннура (р. 1905 ) и др. отражали процесс перевоспитания человека. Утверждение нового в духовной. жизни нашло обобщенное филос. осмысление в поэме " Флейты" (1933 ) Ахмеда Файзи (1903-58 ). В сер. 30-х гг. в лит-ру широко-входит интернац. тематика. Новые рубежи завоёвывает драматургия: пьесы " На реке Кандре" (пост. 1932 ) Тинчурина и" Славная эпоха" (1934 ) Тази Гиззата (1895-1955 ). Духовный рост людей в процессе социалистич. труда - основная тема пьесы Бурнаша " Ткачиха Асьма" (1932 ), психологич. драмы Ш. Камала " За туманом" (1934 ). А. Файзи написал историко-биографич. драму " Тукай" (1938 ). В жанре комедии работали Тинчурин (" Их было трое", 1935 ), Хусни (" В лесу", 1938), Наки Исанбет (р. 1899, " Забулачная республика", 1939) и др.

В годы Великой Отечеств, войны многие тат. писатели сражались на фронтах против фаш. захватчиков. За Родину отдали жизнь М. Джалиль, Ф. Карим, Абдулла Алиш (1908-44), Рахман Ильяс (1908-43), Hyp Баян (1905-45), А. Кутуй, Демьян Фатхи (1906-43). Патриотич. стихи Ф. Карима, Маннура, Сибгата Хакима (р. 1911), Мухамеда Садри (р. 1913), Заки Нури (р. 1921), Шара фа Мударриса (1919-63 ), Салиха Баттала (р. 1905 ), рассказы и очерки Наджми, Баширова, Гази, Хатиба Усманова (р. 1908 ), Хусни, Абдурахмана Абсалямова (р. 1911 ), Шамова, пьесы Гиззата, Ризы Ишмурата (р. 1903 ), Исанбета, Амира стали художеств, летописью воен. лет. Бессмертной славой овеяна " Моабитская тетрадь" Мусы Джалиля.

В послевоенные годы тат. лит-pa всё увереннее выходит за пределы республики. В произв. этих лет мотивы боевого подвига тесно переплетались с мотивами трудового героизма. Созидат. мирный труд народа, борьба за построение коммунизма становятся центральными темами. Успешно развивается тат. новеллистика, в к-рой с 50-х гг. наряду с произв. признанных мастеров малого жанра Гази, Хусни, Шамова и др. появляются повести и рассказы Амирхана Еники (р. 1909 ), Нурихана Фаттаха (р. 1928 ), Рафаила Тухватуллина (р. 1924 ), Аяза Гилязова (р. 1928 ) и др. Более значительное место занимают произв. эпического плана: романы " Весенние ветры" (1948 ) Наджми, " Честь" (1948) Баширова, " Газинур" (1953) Абсалямова, " Незабываемые годы" (кн. 1-3, 1949-66) Гази, " Чистая душа" (ч. 1-2, 1954-60) Амира, " Когда расходятся пути" (1965), " Путь героев" (1972) Атиллы Расиха (р. 1916) и др. Гл. героем романов и повестей " Огонь неугасимый" (1958) и " Белые цветы" (1965) Абсалямова, " Мой односельчанин Наби" (1957 ), " Звезда моя" (1961 ) Тухватуллина, " Ядро ореха" (1971 ) Тарифа Ахунова (р. 1925 ) является наш современник.

Значит, достижение тат. драматургии - живые и убедительные характеры положит, героев. Пьесы " Бессмертная песнь" (1956 ) и " Буре навстречу" (1964 ) Ишмурата, " Мулланур Вахитов" (1947 ) и " Муса" (1956 ) Исанбета, " Свобода" (1960 ) Амира шли не только на тат. сцене, но и на рус., башк., чуваш., марийской и др. В пьесах " Зубайда - дитя человеческое" (1965 ) Шарифа Хусаинова (р. 1929 ), " Первая любовь" (1960 ), " Когда улыбнётся счастье" (1968 ) Хая Вахита (р. 1918 ) созданы образы представителей молодого поколения 50-60-х гг. Вклад в развитие детской сов. тат. лит-ры внесли Алиш, Рахмат, Губай, Усман Бакиров(р1896), Сарвар Адгамова (р. 1901), Лябиба Ихсанова.(р.1923)

В 60-е гг. в тат. лит-ру пришли поэты Ильдар Юзеев (р. 1933 ), Шаукат Галиев (р. 1928 ), Эдип Маликов (р. 1921 ), Саджида Сулейманова (р. 1926 ), Равилъ Файзуллин (р. 1943 ), Ринат Харисов (р. 1941 ) и др.; прозаики Газиз Мухаметшин(1932-72 ), Эдуард Касимов (р. 1930 ); драматурги Юнус Аминов (р. 1921 ), Сает Шакуров (р. 1918 ), Туфан Минуллин (р. 1935 ). С каждым годом в республике появляется всё больше переводных книг рус. и мировой классики, а также совр. писателей - советских и зарубежных. Произв. более 50 тат. писателей переведены на др. языки.

Развиваются тат. лит. критика и литературоведение. Созданы монографич. исследования о творчестве классиков и сов. писателей; издан ряд книг по истории лит-ры. Вышла в свет " История татарской советской литературы" (1965 ). В совр. лит. науке и критике активно работают Хатиб Усманов (р. 1908 ), Мухамет Гайнуллин (р. 1903 ), Гали Халит (р. 1915), Баян Гиззат (р. 1918), Гази Кашшаф (р. 1907), Хасан Хайри (р. 1910), Ибрагим Нуруллин (р. 1923 ), Мансур Хасанов (р. 1930 ), Роберт Бикмухаметов (р. 1928 ), Нил Юзеев (р. 1931 ), Рафаэль Мустафин (р. 1931 ) и др.

Союз сов. писателей Т. был создан на 1-м съезде в 1934. В 1950 состоялся 2-й съезд, в 1954 - 3-й, в 1958 - 4-й, в 1963 - 5-й, в 1968 - 6-й, в 1974 -7-й. Имеется отделение Союза писателей Т. в г. Альметьевске. М. Гайнуллин, М. Хасанов.

Архитектура и изобразительное искусство. Среди древнейших произв. иск-ва, обнаруженных на терр. Тат. АССР, - неолитич. кремнёвые фигурки зверей и птиц, керамика с геометрич. орнаментом, сосуды и украшения эпохи бронзы. Раскопками болг. городов 10 - 13 вв. (Сувара, Биляра, Болгара и др. ) открыты остатки деревянных оборонит, стен, прямоугольных в план^ жилых домов - срубных деревянных с двускатной крышей и глинобитных с плоской крышей; сохранились и немногочисл. руины домонг. кам. построек. В период господства Золотой Орды (с сер. 13 в. ) из камня и кирпича сооружались стилистически связанные с зодчеством Ср. Азии крепости, дворцы, мечети (соборная мечеть, т. н. Чёрная палата в Болгаре, илл. см. т. 3, стр. 500 ), мавзолеи, бани (т. н. Красная палата в Болгаре, илл. см. там же ). Здания украшались фресковыми росписями, цветной керамикой, орнаментальной резьбой по камню и штукатурке.

Женский головной убор (калфак) казанских татар. Середина 19 в. Музей Татарской АССР. Казань.

Конец полотенца, вышитый тамбуром. 2-я пол. 19 в.

Накосник (чулпы). 2-я пол. 19 в.

С присоединением Казанского ханства к России архитектура Т. развивалась преим. в русле рус. зодчества (Казанский кремль, осн. стр-во - 16 в. ). В 18 в. распространяются отд. влияния барокко, в 19 в. преобладают постройки в духе рус. классицизма (Казанский ун-т, 1825-1830-е гг., арх. П. Г. Пятницкий, М. П. Коринфский; илл. см. т. 11, табл. XV, стр. 160-161 ). В зодчестве 19-нач. 20 вв. господствует эклектизм.

Для народного зодчества казанских татар типичны деревянные срубные дома (6-стенные или 5-стенные ), отличающиеся своеобразной раскраской (в виде горизонтальных полос двух цветов ) и многочисл. декоративными деталями (колонки, стрельчатые, килевидные или полуциркульные ниши, иногда украшенные росписью ). Дома обычно строились внутри усадьбы и отделялись от улицы забором, характерная их особенность -разбивка хоз. построек на отд. группы, изолированные от жилого дома.

Распространённые виды нар. декоративно-прикладного иск-ва - изготовление украшений, преим. серебряных [в технике гравировки, чеканки, штамповки, зерни и, чаще всего, скани (ажурной, накладной и встречающейся только у казанских татар " бугорчатой" ) ], обычно декорируемых крупными камнями (бирюза, сердолик, яшма ), золотое шитьё гладью, многоцветная вышивка тамбуром, аппликация по ткани, коже, войлоку, резьба по камню (на надгробиях ) и дереву (декор жилища ), выработка безворсовых ковров, узорных изделий из кожи. Тат. орнаменту присущи чёткий контур, свободная, часто асимметричная композиция, яркие контрастные цвета. С вырезанными на камне изречениями из Корана (т. н. шамаили ) и первыми печатными книгами (кон. 18 - нач. 19 вв. ) было связано иск-во каллиграфии (араб, вязь с цветочным узором ), крупнейшим мастером к-рой в сер. 19 в. был Али Махмудов.

Изобразит, иск-во у татар вплоть до кон. 19 в. не могло развиваться в силу запрета ислама изображать живые существа. В 19 в. живопись и графика были представлены творчеством живших в Казани рус. художников (портретиста Л. Д. Крюкова, мастера гор. пейзажа В. С. Турина и др. ). В 1895 была открыта Казанская художеств, школа, где в первые десятилетия 20 в. преподавали живописцы П. П. Беньков, H. И. Фешин и др., определившие реалистич. направленность формирующегося проф. иск-ва Т. В 1900-е гг. появляются тат. графикииллюстраторы (М. Галеев, Г. Гумеров ).

После Окт. революции 1917 архитектура Т. развивается в русле общесоюзных течений, разворачивается широкое гражд. и пром. стр-во, реконструируются старые (Казань, Бугульма, Чистополь и др. ), создаются новые города (Набережные Челны, Нижнекамск, Лениногорск и др. ) и посёлки (Актаныш, Шапши и др. ). В 1920-30-е гг. в зодчестве распространяется конструктивизм (Дом печати в Казани, 1933-37, арх. С. С. Пэн; илл. см. т. 11, табл. XV, стр. 160-161 ). Со 2-й пол. 30-х гг. всё чаще используются классич. архит. формы, а также декоративные приёмы тат. нар. иск-ва (Татарский театр оперы и балета им. Мусы Джалиля, 1933-56, арх. H. А. Скворцов, И. Г. Гайнутдинов ). Для архитектуры 2-й пол. 50-х - 1-й пол. 70-х гг. характерен переход к более рациональным и лаконичным планировочным и объёмно-пространств. решениям, в стр-во широко внедряются методы индустриализации.-Среди лучших построек этого периода - стадион им. В. И. Ленина (1960, арх. П. А. Саначин, А. А. Спориус ); речной вокзал (арх. И. Г. Гайнутдинов ), здание обкома КПСС (арх. Г. И. Солдатов, П. А. Саначин ) - оба в 1962; концертный зал консерватории (арх. М. X. Агишев и др. ), цирк (арх. Г. М. Пичуев, илл. см. т. 11, табл. XV, стр. 161-162 ) - оба в 1967, все - в Казани.

Важной вехой в истории изобразит, иск-ва сов. Т. явилось создание в 1923 филиала АХРР в Казани, во главе к-рого стояли художники-реалисты П. П. Беньков, П. А. Радимов, H. М. Сокольский, В. К. Тимофеев. В 20-30-е гг. интенсивно формируются нац. кадры художников (живописец, скульптор и график Б. И. Урманче, скульптор С. С. Ахун, живописец H. К. Валиуллин, графики Б. М. Альменов, Ф. Ш. Тагиров ). Мастера изобразит, иск-ва обращаются к темам революц. борьбы, социалистич. строительства, нового быта, к портрету и пейзажу. В 1935 был создан Оргкомитет, в 1939- Союз сов. художников Тат. АССР (с 1968 - Союз художников Тат. АССР ). В годы Великой Отечеств, войны преимуществ, распространение получил агитплакат (И. Е. Бобровицкий, Э. Б. Гельмс ). В 1950-е -70-е гг. в живописи продолжают плодотворно развиваться ист.-революц. и бытовой жанры (И. В. Рафиков, Г. А. Рахманкулова, Л. А. Фаттахов, И. М. Халилуллов, X. А. Якупов), портрет (В. И. Куделькин, С. А. Ротницкий), пейзаж (H. Д. Кузнецов, К. Е. Максимов ). В скульптуре выделяются острохарактерные портреты деятелей тат. культуры, созданные Б. И. Урманче, жанровые и сказочные образы H. И. Адылова, Г. А. Зяблицева, Р. X. Нигматуллиной, монументальные произв. В. М. Маликова. В области станковой и книжной графики успешно работают Е. В. Киселёва, И. К. Колмогорцева, Л. А. Потягунин, И. Л. Язынин и др., в области монументально-декоративного иск-ва - С. М. Бубеннов и др. Сохраняются и нек-рые традиц. виды декоративно-прикладного иск-ва (произ-во кожаной узорной обуви, вышивка ). Нар. орнамент широко используется в художеств, пром-сти.

И. К. К о л м ог о р ц е в а. Иллюстрация к татарской народной сказке " Гюльчечэк". Цветная линогравюра. 1966.

Сцена из спектакля " Угасшие звёзды" К. Тинчурина. Татарский театр им. Г. Камала. С. С. Айдаров, Д. К. Валеева.

Музыка.Тат. музыка до Великой Окт. социалистич. революции развивалась только в устной нар. традиции, представленной одноголосными песнями без инструм. сопровождения. Преобладающим жанром была протяжная лирич. и лирико-эпич. песня (озын кой ), стиль к-рой характеризуется волнообразным развёртыванием мелодии (без широких интервалов ), с опеванием опорных звуков свободно импровизируемой мелизматикой; преобладает переменный метр, асимметричная структура. Шуточные и плясовые песни (кыска кой ) отличаются чёткой метро-ритмич. организацией, небольшим диапазоном мелодии, отсутствием орнаментики, квадратной структурой; к ним примыкают такмаки -частушки. Распространены двухчастные лирич. песни, сочетающие черты протяжных и подвижных напевов, а также т. н. деревенские (авыл кое ) и городские (шэхер кое ) песни умеренного темпа, напевные, ритмически ровные. Сохранились старинные речитативно-повествоват. песнисказы (байты ). В сов. время во взаимодействии с проф. иск-вом и музыкой др. народов рождаются песни о совр. действительности, обогащённые новыми ритмоинтонациями. Ладовая основа тат. песни - ангемитонная пентатоника (см. Ангемитонный звукоряд). Совр. певцы поют, как правило, в сопровождении гармоники или баяна, встречается и хоровое пение с элементами многоголосия. Нар. инструменты: курай (духовой инструмент типа продольной флейты ), кубыз (язычковый, щипковый инструмент типа варгана ), гармонь, мандолина, домра, гусли и др. Среди исполнителей нар. песен: певцы - нар. артисты Тат. АССР Г. H. Сулейманова, Р. В. Вагапов, засл. арт. Тат. АССР 3. 3. Басырова, засл. арт. РСФСР И. М. Шакиров; гармонисты - нар. арт. Тат. АССР Ф. К. Туишев, засл. арт. Тат. АССР Ф. Ф. Биккенин. Первые записи тат. песен относятся к кон. 19 в. (рукописные сб-ки Г. X. Еникеева и А. И. Оводова, 1883-1893; Г. Г. Сайфуллина, 1896-1926; " Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" С. Г. Рыбакова, 1897, и др. ). В сов. время, особенно после организации Кабинета фольклора при Управлении по делам иск-в СНК Тат. АССР (1937-41 ), собирание, изучение, публикация нар. песен приобрели систематич. характер. Изданы сб-ки тат. нар. песен А. С. Ключарёва, В. И. Виноградова и М. X. Садри (1941 ), Ключарёва (1955 ), М. А. Музафарова, Ю. В. Виноградова и 3. Ш. Хайруллиной (1964 ), М. H. Нигмедзянова (1970 ), Дж. X. Файзи (1971 ). Зачатки проф. иск-ва появляются в нач. 20 в., но подлинно проф. муз. культура складывается в период социалистич. строительства. С 20-х гг. одним из очагов нац. муз. культуры был Тат. театр им. Красного Октября (с 1939 - им. Г. Камала ), где шли спектакли с музыкой С. 3. Сайдашева и др. В этом же театре с участием хора и оркестра муз. уч-ща были пост, первые тат. оперы: " Сания" (1925 ), " Эшче" (" Рабочий", 1930 ) Г. С. Альмухаметова, В. И. Виноградова, С. X. Габаши. В 1920-30-е гг. в тесном взаимодействии с рус. песней начинает формироваться муз. стиль тат. массовой и лирич. песни в творчестве Сайдашева, Музафарова, Файзи, 3. В. Хабибуллина, Ф. 3. Яруллина, Ключарёва. К кон. 30-х гг. из Москвы, получив муз. образование, возвратилась большая группа тат. композиторов, музыкантов, певцов. В 1937 были созданы Филармония им. Г. Тукая, Ансамбль песни и пляски, Дом нар. творчества, в 1939 - Союз композиторов Тат. АССР, Тат. театр оперы и балета. Интенсивно развивается оперное иск-во. Большой вклад в этот жанр внёс H. Г. Жиганов, автор 8 опер, среди них-" Качкын" (" Беглец", 1939 ), " Алтьшчач" (" Золотоволосая", 1941 ), " Джалиль" (1956 ). Лирико-психологич. оперу на совр. тему создал X. В. Валиуллин (" Самат", 1956 ). Оперы писали Музафаров, Файзи. В 1941 создан первый нац. балет " Шурале" Ф. 3. Яруллина (премьера 1945 ), положивший начало развитию тат. балетного иск-ва. Файзи явился основателем жанра тат. муз. комедии (" Башмачки", 1942, и др. ). Симф. музыка многогранно представлена в творчестве Жиганова (поэма " Нафиса", 1952; Сюита на тат. темы, 1949; 2-я - 6-я симфонии, 1968-75, и др. ), Музафарова (симфония, 1944; поэмы и др. ), А. 3. Монасыпова (3 симфонии, 1963-74, и др. ), а также в творчестве Ключарёва, А. Г. Валиуллина, Ф. А. Ахметова, Б. Г. Мулюкова. Тат. инструм. концерт выкристаллизовался в творчестве Р. М. Яхина (концерт для фп., 1951 ), А. С. Лемана (для скрипки, 1951; для фп., 1954 ), Музафарова (2 для скрипки, 1959, 1961 ) и развивается композиторами молодого поколения - М. 3. Яруллиным (для скрипки, 1962 ), Р. А. Еникеевым (для фп., 1964 ), Р. H. Беляловым (2 для фп., 1967-70, концерт-симфония для скрипки с оркестром, 1974 ). В 1970 появилась первая тат. оратория -" Человек" М. 3. Яруллина. Достижения камерно-вокальной музыки связаны с творчеством Яхина. В 60-х гг. возрастает интерес к камерно-инструм. жанрам, создаётся много произведений для фп., скрипки и др. инструментов и ансамблей Еникеевым, Монасыповым, Ахматовым, И.Д.Якубовым и др. Среди первых певцов - народные артисты Татарской АССР 3. Г. Байрашева, А. С. Измайлова, Г. М. Кайбицкая, засл. арт. Тат. АССР С. Г. Садыкова. В Тат. АССР работают: певцы - нар. артисты РСФСР М. 3. Булатова, Ф. X. Насретдинов, М. М. Рахманкулова, А. 3. Аббасов, 3. Г. Хисматуллина, В. Г. Шарипова, засл. арт. РСФСР В. H. Жарков, нар. арт. Тат. АССР И. Д. Ишбуляков; дирижёры -засл. деят. иск-в РСФСР X. В. Фазлуллин, засл. деят. иск-в Тат. АССР Дж. Г. Садрижиганов и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.