Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение древнеримской культуры 27 страница






В США в течение всего 19 в. романтич. направление представлено гл. обр. пейзажем (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). Романтич. пейзаж развивался и в др. странах, однако осн. содержание Р. в тех странах Европы, где пробуждались идеи нац. освобождения и нац. самосознания, составляли интерес к героич. истории своей страны, к нац. культурному и художеств, наследию, темы нар. быта и освободит, борьбы. Таково творчество Г. Вапперса, Л. Галле, X. Лейса и А. Вир-ца в Бельгии; Ф. Айеса, Д. и Дж. Индуно, Дж. Карневали и Д. Морелли в Италии; Д. А. ^Сикейры в Португалии; И. Манеса и И. Навратиля в Чехии; М. Барабаша и В. Мадараса в Венгрии; А. Орловского, П. Михаловского, X. Родаковского и позднего романтика Я. Матейко в Польше.

В России Р. в разной степени проявился в творчестве мн. мастеров. Романтич. приподнятость и взволнованная страстность образов характерны для произв. переселившегося в Россию А. О. Орловского, для ряда портретов О. А. Кипренского, увлечение романтич. мотивами - для нек-рых работ Ф. П. Толстого. Существ, влияние Р. оказал на формирование рус. пейзажа (творчество С. Ф. Щедрина, М. И. Лебедева и особенно М. Н. Воробьёва и И. К. Айвазовского). Черты Р. противоречиво сочетались с академич. классицизмом в живописи К. П. Брюллова и Ф. А. Бруни (в то же время портреты Брюллова дают наиболее яркое выражение принципов Р. на рус. почве). В известной мере влиянием Р. была затронута живопись П. А. Федотова и А. А. Иванова. В отличие от Р. др. стран, рус. Р. не образует прямой связи с неоромантизмом кон. 19 - нач. 20 вв. Во 2-й пол. 19 в. тенденции Р. прослеживаются лишь в своеобразном ре-лиг.-романтич. творчестве Н. Н. Ге и пейзажах А. И. Куинджи.

Лит.: Га им Р., Романтическая школа, пер. с нем., М., 1891; Замотин И. И., Романтизм 20-х гг. 19 столетия в русской литературе, т. 1 - 2, 2 изд., М., 1911 - 13; Жирмунский В. М., Религиозное отречение в истории романтизма, М., 1919; Облом невский Д., Французский романтизм, М., 1947; Реизов Б. Г., Французский исторический роман в эпоху романтизма, Л., 1958; его же, Между классицизмом и романтизмом, Л., 1962; Ел истратова А., Наследие английского романтизма и современность, М., 1960; Г у к о в с к и и Г. А., Пушкин и русские романтики, М., 1965; Дьяконова Н. Я., Лондонские романтики и проблемы английского романтизма, Л., 1970; Б о б р о в а М. Н., Романтизм в американской литературе 19 в., М., 1972; Б е р к о в с к и й Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Европейский романтизм, М., 1973; Романтизм в славянских литературах, М., 1973; К истории русского романтизма, М., 1973; Walzel O., Deutsche Romantik, Bd 1 - 2, 5 Aufl., Ьрг.- В., 1923-26; S t r i с h F., Deutsche Klassik und Romantik oder Vollendung und Unendlichkeit, Bern, 1969; KluckhohnP., Das Ideengut der deutschen Romantik, 4 Aufl., Tubingen, 1961; Schenk H. G., The mind of the Europeen romantics, L., 1966; К о r f f H. A., Geist der Goethezeit, [7 Aufl. ], Tl 3 - 4, Lpz., 1966; Tieghem P., Le romantisme dans la litterature europeenne, 2 ed., P., 1969; Hof f man M. J., The subversive vision. American romanticism in literature, N.Y.- L., 1972; Вопросы романтизма в советском литературоведении. Библиографический указатель. 1956-1968 гг., ред. Н. А. Гуляев, Каз., 1970. Асмус В., Музыкальная эстетика философского романтизма, " Советская музыка", 1934, №1; Соллертинский И., Романтизм, его общая и музыкальная эстетика, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; Житомирский Д., Заметки о музыкальном романтизме. (Шопен и Шуман), " Советская музыка", 1960, № 2; Ванслов В., Эстетика романтизма, М., 1966; 1st el Е., Die Blutezeit der musi-kalischen Romantik in Deutschland, 2 Aufl., Lpz.- В., 1921; Т i e r s о t J., La musique aux temps romantiques, P., 1930; D a m e r i n i A., Classicismo e romanticismo nella musica, Firenze, 1942; Einstein A., Music in the romantic era, N. Y., 1947; Сhantovoine J., Guadefroy-Demombуnes J., Le romantisme dans la musique europeene, P., 1955; Stephenson K., Romantik in der Tonkunst, Koln, 1961; Beitrage zur Geschichte der Musikanschauung im 19 Jahrhundert, hrsg. von W. Salmen, Regensburg, 1965. История западноевропейского театра, т. 3-4, М., 1963-64. Яворская Н. В., Романтизм и реализм во Франции в XIX веке, [М.], 1938; её же, Западноевропейское искусство XIX века, М., 1962; Венту р и Л., Художники нового времени, пер. с итал., М., 1956; История русского искусства, т. 8, кн. 1 - 2, М., 1963-64; Всеобщая история искусств, т. 5, М., 1964; Мастера искусства об искусстве, т. 4, М., 1967; Кожина Е., Романтическая битва, Л., 1969; Живопись французского романтизма. Выставка произведений из собраний музеев Франции. Каталог, М., 1969; Искусство романтической эпохи. [Материалы научной конференции], М., 1969; Р a u I i G., Die Kunst des Klassizismus und der Romantik, В., 1925; Rosentha1 L., L'art et les artistes romantiques, P., 1928; Benz R., Schneider A. v о n, Die Kunst der deutschen Romantik, Munch., 1939; Reau L., L'ere romanti-que. Les arts plastiques, P., 1949; В r i о n M., Romantic art, L.-N. Y., [I960]; Соurthion P., Le Romantisme, [Gen.], 1961; К е у s e r E. de, L'occident romantique. 1789-1850, Gen., 1965; Cogniat R., Le romantisme, Lausanne, 1966. The romantic movement bibliography. 1936-1970, v. 1 - 7, Ann Arbor, 1973. В. П. Большаков, А. М. Гуревич (Р. в лит-ре), Ю. Н. Хохлов (Р. в музыке), В. А. Марков (Р. в изобразит, иск-ве).

РОМАНЦЕМЕНТ (англ, roman cement, букв.- римский цемент), старинный ги-дравлич. вяжущий материал (в России его изготовляли с нач. 18 в.). Вследствие недостаточной прочности Р. в современном строительстве почти не применяется.

РОМАНШ (Romanche), глубоководный жёлоб в Атлантич. ок., расположенный у экватора в пределах поперечно-трансформного разлома Срединно-Атлантич. хр. Глуб. до 7758 м. Назван в честь французского судна " Романш", которое в 1883 впервые измерило здесь большие глубины.

РОМАНШИ, руманши, малочисленный народ ретороманской группы (см. Ретороманцы), живущий в швейцарском кантоне Граубюнден (Гриджони). Говорят на т. н. руманшском диалекте ретороманского языка, многие двуязычны (второй яз.- швейцарско-немецкий). По религии католики. Предками Р. были романизованные племена ретов. Занятия - пастбищное животноводство и земледелие; большое значение имеют промыслы, связанные с обслуживанием туристов.

РОМАНЬЯ (Romagna), историч. область Италии. Назв. Р. носит с 6 в. (так назывались византийские владения в Италии, прежде всего Равеннский экзархат). После падения византийского господства (8 в.) терр. Р. попала под власть лангобардов, затем рим. пап; с 962-в составе " Священной Рим. империи". С нач. 16 в. в Р. прочно укрепилась папская власть. В 1796 Р. была оккупирована франц. войсками и до 1815 входила в различные гос. образования периода франц. господства в Италии. В 1815-59 вновь в составе Папского гос-ва, кроме 1831, когда в ходе Революции 1831 в Центр. Италии в Р. была свергнута папская власть и Р. вошла в Соединённые итальянские провинции; во время Революции 1848-49 Р. примкнула к образовавшейся в ходе её Рим. республике. В 1860 в результате референдума 1859 вошла в Сардинское (с 1861 - Итальянское) королевство. По конституции Итальянской республики 1947 территория Р. включена в состав административной области Эмилия-Романья.

РОМАС Яков Дорофеевич [29.1(11.2). 1902, Соколка, ныне Сокулка, Белостокское воеводство, ПНР, - 18.5.1969, Астрахань], советский живописец и мастер оформительского искусства, нар. худ. СССР (1965), действительный чл. АХ СССР (1958). Чл. КПСС с 1929. Учился в моск. Вхутемасе - Вхутеине (1924-30). Участник праздничного оформления центр, площадей Москвы (1924-37), оформления Центр, музея В. И. Ленина(1935- 1936) и сов. павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), гл. художник ВСХВ (1950-54). Для творчества Р.-станковиста характерны пейзажные и пейзажно-жанровые композиции, где преобладает тема широких морских или речных пространств (" На плоту", 1947, Третьяковская гал., Гос. пр. СССР, 1948). Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

Я. Д. Р о м а с. " Конец путины". 1961. Третьяковская галерея. Москва.

Я. Д. Ромас.

Лит.: Яков Дорофеевич Ромас. Каталог выставки, М., 1962.

РОМАШИН Михаил Петрович [11(24). 11.1905, дер. Крыловка, ныне Брянского р-на Брянской обл., -9.9.1964, Брянск], один из руководителей партиз. движения на Брянщине в годы Великой Отечеств, войны 1941-45, Герой Советского Союза (1.9.1942). Чл. КПСС с 1928. Род. в семье рабочего. С 1920 рабочий. В 1930 в числе двадцатипятитысячников направлен на колхозное строительство. С 1939 секретарь Брянского райкома ВКП(б). С осени 1941 командир Брянского партиз. отряда, затем бригады им. Н. А. Щорса. Весной 1943 руководил операциями по подрыву ж.-д. мостов Навлинского (через р. Навля) и Выгоничского (" Голубого", через р. Десна), игравших важную роль в подготовке нем.-фаш. наступления на Курской дуге. После освобождения области от фаш. оккупантов (сент. 1943) на советской и партийной работе. С 1961 персональный пенсионер. Награждён орденом Ленина и медалями. Именем Р. в Брянске названа улица.

Лит.: Брянские партизаны, Брянск, 1951; Чернов Ю., Операция " Голубой мост", " Военно-исторический журнал", 1971, № 11; Костин Ф., Есть улица в Брянске..., в сб.: Люди легенд, в. 5, М., 1974.

РОМАШКА (Matricaria), род невысоких однолетних пахучих трав сем. сложноцветных. Листья просто- или дважды-перисторассечённые. Корзинки диам. 4- 15 мм в общем щитковидном соцветии, с белыми язычковыми пестичными краевыми цветками и жёлтыми трубчатыми обоеполыми цветками диска или только с трубчатыми цветками. Цветоложе полое, б. ч. коническое. Семянки с едва заметным хохолком или без него и 3- 4 тонкими рёбрами. Ок. 50 видов, в Евразии и Африке. В СССР 4 вида; наиболее распространены Р. аптечная, или ободранная (М. recutita, прежде М. chamomilla), и Р. ромашковидная, или пахучая (М. matricarioides, прежде М. suaveolens). Корзинки Р. аптечной содержат эфирное масло, азулен, антемисовую к-ту, гликозид и др. Применяют в виде чая или настоя при спазмах кишечника, метеоризме и поносах, а также как потогонное средство; как слабое антисептич. и вяжущее средство - наружно для полосканий, примочек и ванн. Р. аптечную культивируют в СССР, Болгарии, Румынии, Польше и многих других странах. Наиболее высокие урожаи получают на плодородных чернозёмных суглинках. Лучшие предшественники Р. аптечной - чистый пар или озимые зерновые, следующие по чистому пару; допустимы также хорошо удобренные пропашные культуры. Посев - озимый (июль - август), подзимний и ранневесенний. Удобрения вносят под основную вспашку и при посеве (лучшие из азотных удобрений - сульфат аммония или мочевина). Соцветия собирают в период массового цветения; сушат их под навесами или на огневых сушилках при темп-ре не выше 45 " С. Р. наз. также нек-рые виды пиретрума, пупавки, нивяник и трёхрёберник.

Ромашка аптечная: а - разрез трубчатого цветка; б - язычковый цветок; в -семянка; г-продольный разрез корзинки.

Лит.: Флора СССР, т. 26, М.- Л., 1961; Атлас лекарственных растений СССР, М., 1962. Т. Г. Леонова.

РОМАШКИН Пётр Семёнович [15(28). 6.1915, дер. Шугурово, ныне Лениногорского р-на Татарской АССР, - 4.7.1975, Москва], советский юрист, чл.-корр. АН СССР (1958). Чл. КПСС с 1939. В 1936 окончил Казанский правовой институт. В 1939-58 работал в аппарате Совета Министров СССР, в 1958-64 директор Института гос-ва и права АН СССР, с 1964 зав. сектором общих проблем уголовного права этого ин-та. Основные работы - в области уголовного и между-нар.-уголовного права. Награждён 2 орденами, а также медалями.

РОМАШОВ Борис Сергеевич [18(30).6. 1895, Петербург, -6.5.1958, Москва], русский советский драматург, критик, засл. деятель иск-в РСФСР (1949). Из семьи актёров. Учился в Моск. ун-те. С 1916 выступал как актёр, режиссёр, с 1922 - и как журналист. Первая значит, драма " Федька-есаул" (1924) поев. Гражд. войне 1918-20. Большую роль в становлении сов. сатирич. драматургии сыграли комедии " Воздушный пирог" (1925) и " Конец Криворыльска" (" Заре навстречу", 1926, обе поставлены Театром Революции), где наряду с обличением перерожденцев и мещан даны образы положит, героев. Драма " Огненный мост" (1929, Малый театр) посвящена судьбам интеллигенции в революции. Автор пьес " Смена героев" (1933), " Бойцы" (1933), " Родной дом" (1938), " Звёзды не могут погаснуть" (1942), " Знатная фамилия" (1943) и др. В пьесе " Великая сила" (1947, Гос. премия СССР, Малый театр, 1948) стремился показать борьбу идей в среде сов. науч. интеллигенции. Лучшие пьесы Р. отличаются определённостью характеров, гражд. пафосом, сценичностью, сюжетной остротой. Р.- автор статей о театре и драматургии. Награждён 3 орденами, а также медалями.

Соч.: Пьесы, М., 1954; Драматург и театр. Статьи, выступления, очерки, М., 1953; Вместе с вами. Биографические ц документальные материалы писателя. [Предисл. Н. Абалкина], М., 1964; Звёзды не могут погаснуть. Из неизданного. [Предпсл. Ю. Зубкова], М., 1966.

Лит.: Петров Н., Встречи с драматургами, М., 1957; 3 о л о т н и ц к и и Д. И., Ромашов, в кн.: Очерки истории русской советской драматургии, т. 1, Л.- М., 1963; Абалкин Н., Театральные горизонты, М., 1964; Пименов В., Год за годом, М., 1970. В. Н. Дмитриевский.

РОМБ (греч. rhombos), плоский четырёхугольник с равными сторонами (см. рис.). Р. можно рассматривать как частный случай параллелограмма, у к-рого или две смежные стороны равны, или диагонали взаимно перпендикулярны, или диагональ делит угол пополам. Р. с прямыми углами наз. квадратом.

РОМБИЧЕСКАЯ АНТЕННА, разновидность бегущей волны антенны; выполняется в виде рамки из проводов, имеющей форму ромба. Предложена американским инж. Брюсом в 1931. Р. а. применяют в качестве передающей или приёмной антенны, преим. для радиосвязи и радиовещания на декаметровых (коротких) волнах. Обычно её подвешивают в горизонтальном положении на высоте 15-40 м (рис., а). Длина l каждой стороны ромба равна 50-160 м. К проводам ромба у одного из его острых углов подключают радиопередатчик (радиоприёмник), а у др. острого угла, направленного в сторону корреспондента, - резистор, сопротивление к-рого близко к волновому сопротивлению Р. а. (600- 700 ом). Благодаря этому в антенне устанавливается режим бегущей волны. Макс, интенсивность излучения (приёма) наблюдается под нек-рым углом к горизонту (углом места). У Р. а., предназначенных для линий связи большой протяжённости (2500-3000 км и более), острый угол ромба равен 30-50°, а угол места направления макс, излучения (приёма) изменяется в пределах рабочего диапазона волн от 5 до 20°. Минимальная длина волны рабочего диапазона Лмин обычно выбирается равной ~ (0, 1-0, 18) l, максимальная Лмакс~(2-4)Лмин. Коэфф. направленного действия Р. а. достигает 160-200, коэфф. усиления (по отношению к коэфф. усиления полуволнового вибратора в свободном пространстве) составляет 25-80.

Ромбическая антенна: а - одиночная; б - двойная (вид сверху); l - сторона ромба; Ф - фидер, соединяющий антенну с передатчиком или приёмником; R - резистор; D - смещение ромбов. Стрелкой показано направление максимальной интенсивности излучения.

Существенные недостатки Р. а.- поглощение значит, части (20-40%) поступающей в антенну мощности резистором и рассеяние значит, части (до 50%) излучаемой мощности в боковых лепестках диаграммы направленности. Эти потери мощности можно уменьшить, если применить предложенную сов. учёным Г. 3. Айзенбергом двойную Р. а. (рис., б), состоящую из двух ромбов, смещённых в горизонтальной плоскости друг относительно друга на (0, 17-0, 25) l, и стороны ромба выполнить из двух или более параллельных проводов. Коэфф. усиления двойной Р. а. в 1, 5-2 раза больше, чем коэфф. усиления одиночной Р. а. Лит. см. при ст. Антенна.

Г. К. Галимов.

РОМБОВИКИ, краевики (Coreidae), семейство клопов. Дл. тела 5- 30 мм. Щиток небольшой, хоботок и усики 4-члениковые; лапки 3-члениковые.

Краевики: 1 - ромбический; 2 - щавелевый; 3 - шпорцевый.

Брюшко расширено посередине, нередко ромбовидное, края его не прикрыты надкрыльями. Распространены широко. Ок. 1500 видов; в СССР - около 100 видов. Растительноядны. Обычен краевик окаймлённый (Coreus marginatus); дл. 11-16 мм, окраска бурая; живёт на щавеле, ревене и др.

РОМБОЭДР (от ромб и греч. hedra - основание, грань), параллелепипед (обычно наклонный), грани к-рого являются равными ромбами. По крайней мере две вершины Р. таковы, что все прилежащие к ним углы равны между собой. Параллелепипед является Р. тогда и только тогда, когда он имеет ось симметрии третьего порядка. См. Симметрия.

РОМБЫ, ромбовые, калкановые (Bothidae), семейство рыб отряда камбал. Тело ромбич. формы (отсюда назв.). Оба глаза расположены на левой стороне тела. Брюшные плавники асимметричные. Икринки пелагические. Ок. 200 видов, объединённых в 3 прдсем.: Paralichthyinae (21 род) и Bothinae (13 родов) обитают в тропич. и умеренных широтах, Scophthalminae (4 рода) - в умеренных широтах, в СССР - в Чёрном, Азовском, Японском, реже - в Баренцевом морях. Объект промысла.

Большой ромб.

Лит.: Никольский Г. В., Частная ихтиология, 3 изд., М., 1971; Промысловые рыбы СССР (Текст к атласу цветных рисунков рыб), М., 1949; Световидов А. Н., Рыбы Чёрного моря, М.- Л., 1964; Жизнь животных, т. 4, ч. 1, М., 1971.

РОМЕН (Remains) Жюль (псевд.; наст, имя - Луи Фаригуль; Farigoule) (26.8.1885, Сен-Жюльен-Шаптёй, деп. Верхняя Луара, - 14.8.1972, Париж), французский писатель. Чл. Франц. академии (1946). Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1906). Начал как поэт; участник течения унанимизма. В 20-е гг. Р. создал гротескные фарсы, разоблачающие политич. нравы, науч. и лит. шарлатанство: " Кнок, или Торжество медицины" (1924, пост. 1923), кинороман " Доногоо-Тонка" (1920, пост. 1930), комедия " Господин Ле Труадек в лапах разврата" (1923). В 30-е гг. в политич. воззрениях Р. происходит сдвиг вправо. Непонимание тенденций историч. развития обусловило неудачу Р. в его попытке создать эпопею жизни Франции 1908-33 в романе " Люди доброй воли" (т. 1-27, 1932-46, рус. пер. т. 1-4, 1933), отличающемся протокольным объективизмом художеств, манеры. Статьи и речи Р. (1939-60) о 2-й мировой войне 1939-45 и судьбах Франции, о бурж. демократии составили сб. " Высоты и низины свободы" (1960), сб. филос. эссе " Чтобы сохранить разум" (т. 1-3, 1960-67), сб. воспоминаний " Симпатии и встречи" (1970).

Соч.: Portraits d'inconnus, P., [1962]; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 9, Л., 1925 - 30; Избр. стихи, пер. А. Эфроса, М., 1928.

Лит.: Луначарский А. В., Молодая французская поэзия, Собр. соч., т. 5, М., 1965; его же, Предисловие, в кн.: Роман Ж., Господин Труадэк в лапах разврата, М., [1925]; История французской литературы, т. 3, М., 1959; т. 4, М., 1963; Berry M., Jules Remains, P., [1959]; " Livres de France", 1966, № 8 (спец. №); Cuisenier A., J. Romains..., P., [1969] (лит.); [Некролог]: " L'Humanite", 1972, 18 aout, p. 7. М. В. Толмачёв.

РОМЕНС (Romanes) Джордж Джон (20.5.1848, Кингстон, Канада, - 23.5. 1894, Оксфорд), английский натуралист. Учился в Кембриджском ун-те, занимался богословием. Позже заинтересовался медициной. С 1875 вёл экспериментальные исследования по физиологии нервной системы беспозвоночных (медуз, актиний, иглокожих). Автор трудов по эволюции и зоопсихологии. В 1886 в дополнение к теории естеств. отбора Ч. Дарвина выдвинул свою гипотезу физиологич. отбора, подчёркивающую роль физиол. изоляции в дивергенции видов. Опубликовал работы по эволюции психич. способностей животных.

Соч. в рус. пер.: Теория Ч. Дарвина и важнейшие из ее применений, М., 1899.

РОМЕНСКИЕ ГУСИ (от назв. г. Ромны Сумской обл.), местные гуси нек-рых р-нов Украинской ССР. На животе у большинства Р. г. одна или две складки, голова без шишки и " кошелька". Оперение серое, белое, рябое. Гусаки весят 5, 0-5, 5 кг, гусыни 4, 5-4, 7 кг. Яйценоскость гусынь 14-15 яиц, максимальная до 48. Масса яиц ок. 150 г.

РОМЕНСКО-БОРЩЕВСКАЯ КУЛЬTУРА, роменско-борщевская культура, археол. славянская культура времени складывания Древнерус. гос-ва (8-10 вв.), распространённая в лесостепной зоне левого берега Днепра. Названа по двум исследованным группам памятников, расположенным близ г. Ромны Сумской обл. и с. Боршево (Борщево) Воронежской обл. Для памятников этой культуры характерны: укреплённый тип поселения (городище) в районах, пограничных со степью, и неукреплённый (селище) - в областях, удалённых от степи; полуземляночные жилища с печами-каменками или глинобитными; керамика по преимуществу лепная (горшки, миски, сковородки); господствующий обряд погребения - трупосожжение. Осн. занятие населения - земледелие. Часть жителей поселений занимались ремёслами (выплавка железа, кузнечное дело, обработка цветных металлов). В социальном отношении население, оставившее памятники Р.-б. к., представляло соседские или территориальные общины. Наиболее исследованные памятники Р.-б. к.- Новотроицкое городище и городище Титчиха.

Лит.: Макаренко Н. Е., Отчёт об археологических исследованиях в Полтавской губернии в 1906, " Известия Археологической комиссии", в. 22, СПБ, 1907; Ефименко П. П., Третьяков П. Н., Древнерусские поселения на Дону, М. - Л., 1948 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 8); Л я п у ш к и н И. И., Днепровское лесостепное левобережье в эпоху железа, М. - Л., 1961 (Материалы и исследования по археологии СССР, N° 104). И. И. Ляпушкин.

РОМЕО (Romeo) Розарио (р. 11.10. 1924, Джарре, пров. Катания, о. Сицилия), итальянский историк либерального направления, чл.-корр. Нац. академии деи Линчей (1974). Р.- проф. Римского ун-та. В 1964 стал директором Ин-та совр. истории. Начал свою науч. деятельность в Ин-те историч. исследований в Неаполе; вначале выступал как представитель неокрочеанской историч. школы, затем отошёл от неё, проявив, в отличие от традиционных установок неокрочеанцев, значит, интерес к исследованию социально-экономич. проблем. Работы Р. посвящены новой истории Италии, гл. обр. периоду Рисорджименто.

Соч.: 11 risorgimento in Sicilia, Bari, 1970; Risorgimento e capitalismo, Bari, 1970; Breve storia della grande industria in Italia, Bologna, 1972; Cavour e il suo tempo (1810- 1842), Bari, 1969.

РОМЕРО (Romero) Хосе Рубен (25.9. 1890, Котиха-де-ла-Пас, шт. Мичоакан, - 4.7.1952, Мехико), мексиканский писатель. В большинстве романов Р. воссоздана жизнь мекс. провинции в годы Мексиканской революции 1910-17 и послереволюц. действительности: " Записки провинциала" (1932), " Разгром" (1934), " Моя лошадь, моя собака, моё ружьё" (1936), " Никчёмная жизнь Пито Переса" (1938, рус. пер. 1965). Эти, как и след, произв. Р., - " Опережая смерть" (1939), " Однажды я разбогател" (1942), " Росенда" (1946) - в значит, мере автобиографичны. Прозе Р. свойственны горький юмор, ирония.

Соч.: Obras completas, Мех., 1957.

Лит.: Кутейщикова В. Н., Мексиканский роман, М., 1971.

РОМИШЕВСКИЙ Игорь Анатольевич (р. 25.3.1940, г. Жуковский Моск. обл.), советский спортсмен, тренер-педагог, засл. мастер спорта (1968), кандидат технич. наук (1974). Чл. КПСС с 1969. В 1970-74 чл. ЦК ВЛКСМ. Неоднократный чемпион СССР (в 1963-72 в составе команды ЦСКА), Европы (1968-70), мира (1968-71), Олимпийских игр (1968, 1972) по хоккею с шайбой. С 1974 зав. кафедрой физич. воспитания Моск. фи-зико-технич. ин-та. Награждён 2 орденами, а также медалями.

РОММ Михаил Ильич [11(24). 1.1901, Иркутск, - 1.11.1971, Москва], советский кинорежиссёр и сценарист, нар. арт. СССР (1950). Чл. КПСС с 1939. В 1918-21 в Красной Армии. В 1925 окончил Высший гос. художеств.-технич. ин-т (ф-т скульптуры). Был сценаристом, ассистентом режиссёра. В своём первом (немом) фильме " Пышка" (1934) Р. вывел групповой сатирич. портрет буржуа. В 1937 поставил картину " Тринадцать" о борьбе пограничников с басмачами.

Крупнейшим вкладом режиссёра в классич. фонд сов. кино явились фильмы " Ленин в Октябре" (1937) и " Ленин в 1918 году" (1939) (в роли В. И. Ленина Б. В. Щукин). В 1949 Р. участвовал в создании документ, фильма " Владимир Ильич Ленин". В 1943 вышел его фильм " Мечта". В последующие годы создал ряд фильмов, в к-рых гневно и страстно обличал фашизм: " Русский вопрос" (1948), " Секретная миссия" (1950), " Убийство на улице Данте" (1956). Большим постановочным размахом отличалась созданная в 1953 историч. дилогия Р. " Адмирал Ушаков" и " Корабли штурмуют бастионы". Фильм " Девять дней одного года" (1962), поев, советским физикам, их неустанному науч. поиску, самоотверженному повседневному героизму. Известность получил фильм Р. " Обыкновенный фашизм" (1966), где сталкиваются прошлое, показанное в кадрах хроники (фильм монтировался из кинодокументов), и настоящее, раскрывающееся в авторском тексте (который читал сам режиссёр). Разоблачение социальной природы фашизма, раздумья о судьбах послевоенного мира придают фильму острополитическое и философское звучание. Многие фильмы Р. получили премии Междунар. кинофестивалей. С 1949 (с перерывами) преподавал во ВГИКе (с 1958 - проф.). Гос. пр. СССР (1941, 1946, 1948, 1949, 1951) и Гос. пр. РСФСР им. бр. Васильевых (1966). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Кадр из фильма " Девять дней одного года". 1962. Режиссёр М. И. Ромм.

М. И. Ромм.

Соч.: Беседы о кино, М., 1964; Лекции по кинорежиссуре, М., 1973.

Лит.: Погожева Л., Михаил Ромм, [М., 1967]. М. Е. Зак.

РОММ (Romme) Шарль Жильбер (26.3. 1750, Рьом, - 17.6.1795, Париж), деятель Великой франц. революции, якобинец. В качестве гувернёра графа П. А. Строганова в 1779-86 жил в России, в 1786- 1788 - в Швейцарии. Вернувшись во Францию, примкнул к революц. движению. В 1791 был избран в Законодат. собрание, в 1792 - в Конвент (входил в группировку монтаньяров). Занимался подготовкой реформ в области нар. образования; участвовал в выработке республиканского календаря. Р. первоначально отнёсся сочувственно к термидорианскому перевороту 1794, но вскоре, осознав его контрреволюц. характер, стал бороться (в числе последних монтаньяров, заседавших в Конвенте) против политики термидорианцев. После подавления Прериальского восстания 1795, к к-рому он примкнул, был приговорён к смертной казни; покончил жизнь самоубийством.

Лит.: Galante-Garrone A., Gilbert Romme, Torino, 1959.

РОММЕЛЬ (Rommel) Эрвин (15.11.1891, Хейденхейм, Баден-Вюртемберг, - 14.10. 1944, Херлинген, близ г. Ульм), нем.-фаш. ген.-фельдмаршал (1942). На воен. службе с 1910. Участник 1-й мировой войны 1914-18. С 1919 в рейхсвере, затем в вермахте. В 30-х гг. был преподавателем и нач. воен. академии. С сент. 1939 воен. комендант ставки А. Гитлера, с февр. 1940 командир 7-й танк, дивизии во время похода во Францию. С февр. 1941 по март 1943 командовал герм, экспедиц. силами в Сев. Африке. В июле - нояб. 1943 командующий группой армий " Б" в Сев. Италии. В дек. 1943 выполнял функции военного инспектора ставки верх, командования в Дании. С дек. 1943 командующий группой армий " Б" во Франции. 17 июля оставил этот пост в связи с тяжёлым ранением. Был связан с правым крылом заговорщиков против Гитлера и после раскрытия заговора по приказу Гитлера покончил жизнь самоубийством.

РОМНИ, Ромней (Romney) Джордж (15.12.1734, Долтон-ин-Фернесс, Ланкашир, - 15.11.1802, Кендал, Уэстморленд), английский живописец-портретист. Работал в Лондоне и Кендале. Посетил Париж (1764, ок. 1790) и Италию (1773- 1775). Из англ, портретистов 18 в. Р., наиболее близкий к классицизму, тяготел к идеализированным решениям, отмеченным плавностью композиц. ритмов, изяществом форм (нередко смоделированных по образцу антич. статуй), но лишённым психологич. глубины (" Граф Грей", 1784, Итонский колледж).

Д ж. Р о м н и. " Портрет детей графа Лусон-Гора". 1776 - 77. Собрание герцога Сазерлендского. Лондон.

Лит.: Rump G. Ch., George Romney (1734-1802), Bd 1-2, Hildesheim, 1974.

РОМНИ-МАРШ [англ. Romney Marsh, от назв. одноим. маршей(см. Мариш) в графстве Кент, Великобритания], кентские овцы, порода полутонкорунных длинношёрстных скороспелых овец. Выведена в 19 в. в юго-вост. части Великобритании скрещиванием местных овец, разводившихся в течение мн. веков в графстве Кент, с баранами породы лейстер. Шерсть у овец Р.-м. в основном 46-50-го качества, дл. 12-15 см. Руно плотное. Настриг шерсти с баранов б-7 кг, с маток 3-4 кг. Выход чистого волокна более 50%. Бараны весят 90-130 кг, матки 70-90 кг. Животные выносливы, приспособлены к условиям влажного климата. На родине почти круглый год содержатся на пастбище. Распространены в Новой Зеландии, Юж. Америке, Австралии. В Россию эту породу стали завозить с кон. 19 в. В СССР Р.-м. используют для улучшения грубошёрстных овец и пром. скрещивания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.