Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение древнеримской культуры 23 страница






РОЛЛАН (Holland) Ромен (29.1.1866, Кламси, -30.12.1944, Везде), французский писатель, обществ, деятель, учёный - музыковед. Род. в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже.

В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию " Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти". С 1897 проф. (курс истории музыки) Нормальной школы, в 1902-12- Сорбонны, по заданию к-рой организовал и возглавил муз. секцию Школы высших социальных наук. Совместно с Ж. Комбарьё, П. Обри и др. основал журн. " Ревю д'истуар э критик мюзикаль" (" Revue d'histoire et critique musicale", 1901). Автор исследований по истории музыки, монографий, статей. Уже в ранних драмах " Святой Людовик" (1897), " Аэрт" (1898) сказалось своеобразие Р.-художника: острота нравств. проблематики, тяготение к деятельным героич. характерам. Его идейно-эстетич. позиция обоснована в кн. " Народный театр" (1903). В кон. 90-х гг. Р. начал работу над циклом драм о Великой французской революции: " Волки", " Торжество разума", " Дантон", " Четырнадцатое июля" (1898-1902).

Р. Роллан

Очерк Р. о Л. Бетховене (1903) открыл серию биографий великих людей - творцов иск-ва. В 1907 появилась " Жизнь Микеланджело", в 1911-" Жизнь Толстого". Р. ещё в студенч. годы писал Л. Н. Толстому и получил от него ответ; рус. писатель, по признанию самого Р., оказал на него серьёзное влияние. Поиски широкой эпич. формы в духе " Войны и мира", отзвуки мыслей Толстого о художеств, творчестве как подвижнич. деятельности на благо людям - всё это сказалось в 10-томном романе-эпопее Р., принёсшем ему мировую славу, - " Жан-Кристоф" (1904-12). В образе нем. музыканта - новатора и бунтаря-нашли отражение черты личности Бетховена. Р. воплотил здесь свою мечту о творч. гении, формирующемся в борьбе с деспотизмом властей, продажным миром буржуазии и его болезненно рафинированным иск-вом. Произв. насыщено-страстной публицистикой. В эпопее раскрывается духовная биография героя, прослеженная с большим богатством психологич. анализа, проникновением в тайны творч. процесса; фоном является панорама Европы. Предсказывая близкую мировую войну, Р. противопоставляет ей идею братства народов.

Проблемы, живо занимавшие Р., - судьбы культуры, иск-ва в исторически переломную эпоху, взаимоотношения " мысли и действия", творч. личности и народа - ставятся снова и на новый лад в повести " Кола Брюньон" (закончена в 1914, опубл. 1918), написанной в манере фольклорной стилизации красочной и живой ритмич. прозой. Действие происходит в Бургундии в нач. 17 в. Герой, непокорный и насмешливый Кола Брюньон, - живое воплощение нар. духа.

1-я мировая война 1914-18 застала Р. в Швейцарии. С августа 1914 он стал систематически выступать в печати как антивоен. публицист. Его статьи объединены в сб-ках " Над схваткой" (1915) и " Предтечи" (1919). Р. апеллировал к разуму и совести " убиваемых народов", обличал капиталистич. магнатов как виновников всемирного побоища, не призывая, однако, к революц. действию. Антивоен. воззрения Р. по-разному преломились в драматич. сатире " Лилюли" (1919) и в лирич. повести " Пьер и Люс" (1920). В романе " Клерамбо" (1920) отразились искания зап.-европ. интеллигенции, возмущённой империалистич. варварством и трагически оторванной от народа.

Р. приветствовал Февр. революцию 1917 в России. Великую Окт. социалистич. революцию он воспринял как событие громадного междунар. значения, но долгое время отвергал диктатуру пролетариата и революц. методы борьбы с эксплуататорами. Такой позиции придерживался Р. и в 20-е гг. Его драмы о Франц. революции - " Игра любви и смерти" (1925), " Вербное воскресенье" (1926), " Леониды" (1927), утверждая величие революции, выдвигали на первый план человеческие трагедии и жертвы. В поисках ненасильств. форм обществ, действия Р. обратился к опыту инд. народа и его религ.-нравств. учениям (книги о Махатме Ганди, Рамакришне, Вивека-ванде). Вместе с тем он продолжал внимательно следить за ходом развития СССР, дружески переписывался с М. Горьким, выступал против антисов. кампаний и воен. приготовлений империалистич. буржуазии. Постепенно, не без трудностей и колебаний, осуществлялся лерелом во взглядах Р., выразившийся в его статьях " Прощание с прошлым" (1931), " Ленин. Искусство и действие" {1934), сб-ках публицистич. статей " Пятнадцать лет борьбы" и " Мир через революцию" (оба 1935). Вместе с А. Барбю-сом Р. участвовал в подготовке конгрессов против войны и фашизма, стал одним из идейных вдохновителей междунар. анти-фаш. фронта. В 1935 Р. побывал в СССР по приглашению М. Горького.

Осн. художеств, произв. Р. после 1-й мировой войны - роман " Очарованная душа" (1922-33). В истории идейного развития героини романа Анкеты Ривьер и её сына Марка отражены типические процессы духовной жизни передовой европ. интеллигенции, путь от индивидуалистич. бунта или единичных актов гуманности к участию в организованной борьбе масс против сил старого мира. Роман предостерегает человечество об опасности фашизма. Смерть Марка, погибшего в уличной схватке с итал. фашистом, вызывает в Аннете резкий душевный перелом и приводит её в ряды борцов. Герои романа не раз обращаются в своих спорах и мыслях к опыту Советского Союза. В 1939 Р. закончил монументальную трагедию " Робеспьер", т. о. завершив работу над циклом драм о Франц. революции.

Р. Р о л л а н. " Кола Брюньон". Худ. Е. А. Кибрик. 1935-36.

Р. Р о л л а н. " Жан-Кристоф" (Ленинград, 1936). Илл. Ф. Мазереля.

Картины гибели Робеспьера и его сподвижников освещены идеей величия, неистребимой силы освободит, движения человечества.

Годы 2-й мировой войны 1939-45 Р. провёл в Везде, в зоне оккупации, больной, оторванный от друзей. Законченные в это время автобиографич. мемуарные произв. порой несут отпечаток тяжёлой подавленности. Однако Р. напряжённо работал, рассматривая свой лит. труд как форму сопротивления оккупантам. Во время войны он завершил многотомный труд о Бетховене (цикл книг под общим назв. " Бетховен. Великие творческие эпохи", опубл. 1928-45), потом - биографию Ш. Пеги (вышедшую после освобождения Франции, в дек. 1944).

Р. оставил значит, след в истории французской и мировой лит-ры. Рано осознав историч. своеобразие эпохи, он положил в основу своего творчества принцип героич. деяния. В поисках и сомнениях Р. отразились объективные противоречия развития значит, части зап. интеллигенции в эпоху перехода от капитализма к социализму. Встав на сторону Окт. революции, Р. дал поучит, пример зап.-европ. деятелям культуры, помог им найти своё место в обществ, жизни и борьбе. Новаторство Р. как художника тесно связано с идейной природой его творчества. Оригинальные черты художеств. манеры Р. помогали ему поставить острые проблемы эпохи и передать драматич. характер движения человечества к будущему. Нобелевская пр. (1915).

С о ч.: Cahiers Romain Holland, v. 1-23, P., [1948-751; Romain Holland. Journal des annees de guerre, P., 1952; Textes politiques, sociaux et philosophiques choisis. P., 1970; в рус. пер.-Собр. соч., т. 1-20, Л., [1930]- 1936; Собр. соч., т. 1-14, М., 1954-58; Соч., т. 1-9, М., 1974; Воспоминания, М., 1966.

Лит.: Горький М., [Статьи], Собр. соч. в тридцати томах, т. 24, М., 1953; Луначарский А. В., [Статьи], Собр. соч., т. 4 - 5, М., 1964-65; Б а л а х о н о в В. Е., Р. Роллан в 1914 - 1924 годы, Л., 1958; его же, Р. Роллан и его время (" Жан-Кристоф"), Л., 1968; его ж е, Р. Роллан и его время. Ранние годы, Л., 1972; М о т ы л ё в а Т., Творчество Р. Роллана, М., 1959; её же, Р. Роллан, М., 1969; Дюшен И., " Жан-Кристоф" Р. Роллана, М., 1966; " Europe", 1926, № 38; 1955, № 109 - 110; 1965, J* 439 - 40; Cheval R., R. Rolland, 1'Allemagne et la guerre, P., 1963; В а г г ё г е J. - В., R. Rolland par luimeme, [P., 1968]; Per us J., R. Rolland et M. Gorki, P., 1968. Т. Л. Мотылёва.

РОЛЛЕР (Roller) Михаил (6.5.1908- 21.6.1958), румынский историк, акад. Рум. академии. Чл. Румынской коммунистич. партии (РКП) с 1926. Сотрудничал в коммунистич. изданиях. Неоднократно арестовывался за революц. деятельность. В 1948-55 директор Ин-та истории Рум. академии. В 1955-58 зам. директора Ин-та истории партии при ЦК компартии. Под редакцией Р. выпущен первый марксистский учебник по истории Румынии, ряд изданий документов, посвящённых Революции 1848-49, истории рабочего движения, крест, восстаниям в Румынии 1888 и 1907. Р. исследовал вопросы истории рабочего и социалистич. движения и РКП.

РОЛЛЕР (англ, roller, от roll - вертеть, скручивать; первоисточник лат. rotula, уменьшит, от rota - колесо), машина для скручивания чайного листа при произ-ве чая. Осн. частями Р. являются стол с пирамидообразным углублением (кюветом) и расположенный над ним цилиндр без дна (приёмник), в к-рый засыпается лист. Стол или цилиндр (в машинах одинарного действия) или то и другое вместе (в машинах двойного действия) вращаются в противоположных направлениях, отчего листья скручиваются, мнутся, при этом выделяется сок. Р. бывают закрытого типа (с прессом внутри цилиндра для прижатия листа к столу) и открытого типа (без пресса).

РОЛЛЬ (Rolle) Мишель (21.4.1652, Амбер, -8.11.1719, Париж), французский математик, чл. Парижской АН (с 1685). В " Трактате по алгебре" (1690) развил метод отделения действит. корней алгебраич. ур-ний, основанный на частном случае т. н. Ролля теоремы. Автор исследований, относящихся к решению в целых числах неопределённых линейных ур-ний с двумя неизвестными. В нач. 18 в. выступил с критикой исчисления бесконечно малых Г. Лейбница, вызвавшей оживлённую дискуссию.

Лит.: Яновская С. А., Мишель Ролль как критик анализа бесконечно малых, в кн.: Тр. Ин-та истории естествознания, т. 1, М.-Л., 1947.

РОЛЛЯ ТЕОРЕМА, теорема математич. анализа, впервые высказанная М. Роллем (1690): если функция f (x) непрерывна на отрезке а=< х=< b, имеет внутри его определённую производную, а на концах принимает равные значения f(a)=f(b), то её производная f'(x) по меньшей мере один раз обратится в нуль в интервале (а, 6), т. е. существует такое с (где а< с< b), что f (с) = 0. Как следствие получается, что между двумя после-доват. корнями функции имеется хотя бы один корень её производной. Геометрически Р. т. очевидна (см. рис.). См. также Дифференциальное исчисление.
[ris]

РОЛЬ (франц. role), 1) литературный персонаж в драме (киносценарии) и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощённый актёром в спектакле (фильме, радиопьесе). Р. бывают комедийные, трагедийные, драматические, трагикомические и т. п. Различают также первые (главные, основные) и вторые (второстепенные) Р., выходные Р.- без слов или с минимальным (2 - 3 фразы) количеством текста, эпизодич. Р.- в одном из эпизодов спектакля (напр., Трубач - " Егор Булычев и другие" Горького). В муз. театре Р. то же, что партия. 2) Совокупность текста действующего лица в пьесе (фильме).

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ, совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора определённых социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в к-рых человек обязан повиноваться " социальному заказу" или ожиданиям (экспектациям) др. людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот " социальный заказ", человек осуществляет один из неск. возможных вариантов исполнения Р. с. (скажем, ленивого или старательного ученика и т. д.).

Понятие Р. с. было предложено независимо друг от друга амер. социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал Р. с. как единицу обществ, структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй - в плане непосредств. взаимодействия людей, " ролевой игры", в ходе к-рой, благодаря тому что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение Р. с. как " динамического аспекта статуса" закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о Р. с. как об узловой точке, в к-рой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные Р. с. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные Р. с. оказываются плохо совместимыми.

В новейших западных социологич. и психологич. теориях заметно стремление преодолеть присущее концепции Р. с. " роботоообразное" представление о человеке как культурно и социально запрограммированном существе. Отсюда - призывы вернуться к исследованию субъективных детерминант поведения человека, его " внутренней сущности" (К. Роджерс, А. Маслов - США).

Появление понятия Р. с. отражало прогрессивную тенденцию перехода от индивидуалистич. интерпретации личности к пониманию её как социального феномена. Оно употребляется и в марксистской социологии и психологии. Маркс ещё в 19 в. подчёркивал безлично-ролевой характер обществ, отношений и одновременно возражал против индивидуали-стич. теорий личности и самосознания. Однако марксистское понимание Р. с. отличается от функционалистского или интеракционистского. При анализе социальной структуры общества марксизм придаёт решающее значение классовой структуре, по отношению к к-рой др. Р. с. выступают как производные или второстепенные. Имея в своей основе статич. модель общества, ролевой подход недостаточен для описания обществ, развития и лежащей в его основе творческой преобразоват. деятельности людей. Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, т. е. шаблонным, поведением; за пределами Р. с. остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в т. ч. новаторская деятельность человека, создающая новые нормы и новые Р. с. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности Р. с.: их ин-териоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.

Лит.: К о н И. С., Социология личности, М., 1967; Neimann L. I., Hughes J. W., The problem of the concept of role. A re-survey of the literature, " Social Forces", 1951, v. 30; Parsons Т., The social system, New Delhi, [1972]; Dahrendorf R., Homo Sociologicus, 5 Aufl., Koln, 1965.

Л. А. Седов.

РОЛЬГАНГ (нем. Rollgang), то же, что роликовый конвейер.

РОЛЬФС (Rohlfs) Герхард (14.4.1831, Фегезак, близ г. Бремен, - 2.6.1896, Рюнгсдорф, близ г. Бад-Годесберг), немецкий исследователь Африки. В 1855-60 в составе франц. иностр. легиона в Алжире участвовал во многих воен. походах. Хорошо изучил араб, язык и ислам. В 1861, выдав себя за мусульманина, поступил на службу к султану Марокко, назначен им гл. воен. врачом. Р., разъезжая три года по стране, дважды переходил Высокий Атлас и обследовал пустынную обл. Тафилалет, откуда в 1864 перешёл через оазисы Алжирской Сахары в г. Триполи. В 1865-67 впервые пересек Сев. Африку, следуя от Триполи на Ю. до оз. Чад и на Ю.-З. через Нигерию до г. Лагос. В 1873-74 возглавил нем. экспедицию в зап. оазисы Египта, в 1878-79 исследовал оазис Куфра в Ливийской пустыне. В 1884-85 был герм, имперским комиссаром на о. Занзибар.

Соч.: Reise durch Marokko, Bremen, 1868; Querdurch Africa, Bd 1 - 2, Lpz., 1874 - 1875; Kufra, Lpz., 1881. И. П. Магидоеич.

POM (от англ, rum), крепкий спиртной напиток, приготовляемый из ромового спирта, к-рый получают сбраживанием и перегонкой сока или отходов (патоки) при произ-ве сахара из сах. тростника. Ромовый спирт разбавляют дистиллированной водой (в СССР до крепости 45 объёмных %), добавляют в раствор до 1% сахара, подкрашивают полученную смесь (купаж) жжёным сахаром и заливают в дубовые бочки, в к-рых выдерживают не менее 4 лет при темп-ре 18-23 °С и относит, влажности воздуха 70-80%. Р. вырабатывают во всех странах, где культивируется сах. тростник. Произ-во Р. началось в 17 в. в брит, колониях Вест-Индии. Особой известностью пользуется ямайский Р., приготовляемый на о. Ямайка (экспортируется с 18 в.), а также на др. островах Вест-Индского архипелага (Куба, Гваделупа, Мартиника). В СССР ромовый спирт получают из сока сах. тростника, выращиваемого в республиках Ср. Азии.

РОМА, в др.-рим. религии богиня, олицетворение г. Рима.

РОМАДИН Николай Михайлович [р. 6(19).5.1903, Самара, ныне Куйбышев], советский живописец, нар. художник СССР (1971), действит. чл. АХ СССР (1967). Учился в моск. Вхутемасе-Вхутеине (1923-30). Выступал с произв. на историко-революц. тему (" Прифронтовой ревком", 1934-35, Свердловская картинная гал.), интерьерами (" Белая ночь", 1947, Третьяков, гал.), однако наибольшую известность приобрёл как мастер небольших пейзажей, с проникновенным лиризмом воссоздающих виды рус. природы (серия " Волга-русская река", 1944-45, Третьяков, гал. и др. музеи; Гос. пр. СССР, 1946); для мн. работ Р. характерна тонкая передача вечернего и ночного освещения. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знаменита также медалями.

Н. М. Р ом а д и н. " Последний луч" (из серии " Волга-русская река"). 1945. Третьяковская галерея.

Н. М. Ромадин.

П. К. Романенко.

Лит.: Недошивин Г., Николай Михайлович Ромадин, М., 1961; Земля родная. Пейзажи Ромадина. [Альбом, текст К. Паустовского, М., 1971].

РОМАН (Romanes). В Византии. Наиболее значительны: Р. I Л а к а п и н (ум. 15.6.948, о. Проти), император в 920-944. Из арм. крестьян. Дослужился до начальника императорского флота. С 919 регент при несовершеннолетнем имп. Константине VII, за к-рого в том же году выдал замуж свою дочь. В 920 стал соправителем императора, фактически узурпировав всю власть. Представлял интересы столичной чиновной знати. Стремился помешать обезземеливанию свободных крестьян, к-рые являлись осн. налогоплательщиками и несли воен. службу гос-ву (новеллы 934, 943). Вёл войны с Болгарией; после смерти болг. царя Симеона (927) распространил визант. влияние на Болгарию и поставил в зависимость серб, земли. Р. I укрепил армию, что способствовало победам Византии в войнах с арабами (в 924 разбит араб, флот и восстановлено визант. господство в Эгейском м., в 934 отвоёвана у арабов Мелитена, в нач. 40-х гг.- Мартирополь, Дара, Амида, Нисибис). В 941 отразил нападение киевского князя Игоря на Византию, в 944 заключил мирный договор с Русью. В кон. 944 Р. I был низложен сыновьями. Умер в ссылке.

Лит.: Runciman S., The emperor Romanus Lecapenus and his reign, Camb., 1963.

P. IV Диоген (ум. летом 1072), император в 1068-71. Из каппадокийской знати. После смерти имп. Константина X Дуки (1067) организовал заговор против вдовы Константина X Евдокии, был схвачен, привезён в Константинополь, приговорён к смертной казни. Помилованный Евдокией, получил должность главнокомандующего. Женившись на вдовствующей императрице, стал императором. Представлял интересы воен. феод, знати. Ему противостояла сильная оппозиция чиновной знати, возглавлявшаяся сыном Константина X Михаилом Дукой. Р. IV успешно воевал с наступавшими сельджуками, но 19 авг. 1071 потерпел поражение от войск султана Алп-Арслана под Манцикертом, сам попал в плен, из к-рого был отпущен на условиях выплаты ежегодной дани. В окт. 1071 низложен. Р. IV пытался вернуть престол, но Дуки его схватили и ослепили.

Г. Г. Литаврин.

РОМАН (франц. roman, нем. Roman), разновидность эпоса как рода лит-ры, один из больших по объёму эпич. жанров, к-рый имеет содержат, отличия от другого такого же жанра - национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в зап.-европ. лит-pax с эпохи Возрождения, а в новое время получает господств, значение в мировой лит-ре. Сначала Р. называли повествоват. произведения, созданные на к.-л. романском яз., в отличие от других, написанных на латыни - лит. яз. средневековья. Позднее, когда появились англ, и нем. Р., старое значение термина забылось, и он получил совр. значение, но в разных странах неодинаковое. Так, в Англии Р. (romances) называют только те из них, в к-рых изображаются необычайные приключения, а социально-бытовые Р. наз. novels. Преобладающая форма Р.- прозаическая, но издавна создаются и Р. в стихах.

В отличие от эпопеи с её интересом к становлению общества - к событиям и положит, героям национально-историч. значения, Р. проявляет интерес к становлению социального характера отдельной личности в её собственной жизни и в её внешних и внутр. столкновениях со средой. Как новый жанр Р. исторически возникает и развивается тогда, когда в феод, обществе с его строгой системой авторитарных норм - религ., сословных, корпоративных - начинают складываться условия для моральной свободы отд. личности, для развития её самосознания и самоутверждения, для идейно-нравственного отрицания ею старых общезначимых норм. Процесс быстрого развития личного начала, происходивший в сознании разных слоев общества, был важен не только для появления в самой жизни новых типов людей, действующих в своих интересах, но и для формирования нового, " гуманистического" миросозерцания.

В Европе неск. Р. было создано ещё в позднюю пору (1-4 вв.) жизни антич. общества (т. н. антич. любовный Р., напр. " Эфиопика" Гелиодора), но настоящее развитие Р. началось только на подступах к зап.-европ. Возрождению, прежде всего - во франц. лит-ре 12 в., откликавшейся на возникновение нового, " куртуазного" идеала - устремлённости рыцаря к утончённым нравственно-эстетич. переживаниям, к-рые особенно сильно проявлялись в любви к " прекрасной даме", избраннице сердца, и были ярким выражением " личностного начала", дотоле ещё не развитого в жизни рыцарства (см. Куртуазная литература). Это привело к созданию многочисл. рыцарских романов (стихотворных и прозаических), в к-рых герой-рыцарь совершал невероятные, подчас фантастические подвиги не во имя родины, родового или вассального долга, как в героич. эпосе, а ради собственной славы и преданности своей возлюбленной.

Позднее, с 16-17 вв., " романические" интересы стали возникать у писателей из демократич. слоев общества; сначала в испанской, а затем в др. зап.-европ. лит-pax появились приключенческие Р., гл. героями к-рых были активные выходцы из социальных низов; благодаря напористости, изворотливости, плутовству, испытывая то удачи, то поражения, они втирались в высшие слои уже клонившегося к упадку феод, общества, добиваясь там высокого положения. В лучших из таких авантюрно-плутовских Р. (напр., " Похождения Жиль Блаза" А. Р. Лесажа) писатели по ходу приключений героя давали широкие картины нравов различных социальных слоев.

Оба вида Р. имели нечто общее в построении сюжетов. Приключения рыцарей или " плутов" заключались в их столкновениях с различными, часто случайными опасностями в разных местах; сюжет произв. был лишён " единства действия" и строился как цепочка эпизодов, связанных между собой только единством гл. героя и временной последовательностью. А по своеобразию художеств, мышления тех времён герой обычно выходил невредимым из самых страшных столкновений, и конечная развязка конфликтов обычно была благополучной.

Ещё в нач. 17 в. (закат Возрождения) было создано приключенческое произв., объединившее мотивы плутовского, пасторального и рыцарского Р., - " Дон Кихот" Сервантеса. Возникнув из стремления пародировать эпигонов рыцарского Р., оно претворилось в великий Р., предваривший историю европ. романистики нового времени, благодаря, в частности, не умирающей и в последующие века " дон-кихотской ситуации" (противостояние субъективно героической человеческой натуры и прозы жизни).

Приключенч. Р. разных видов возникал и развивался в ту историч. эпоху, когда в обществе ещё не созрели социальные силы, к-рые могли бы идеологически противостоять его старым устоям. Когда же-на подступах к бурж. революциям- такие идейные антагонизмы стали возникать, они сказались на дальнейшем развитии жанра. Тогда писатели с разными обществ, идеалами стали интересоваться таким становлением характеров отд. личностей, к-рое возникало и развивалось в их внутренних, идейных противоречиях с обществом. Тогда на смену при-ключенч. Р. постепенно пришёл Р., в сюжете к-рого развивался единый конфликт - или между гл. героями, занимающими разные жизненные позиции, или между героем и окружающей его социальной средой.

Первыми авторами Р. нового типа были англ, и франц. сентименталисты сер. 18 в. Так, в " Юлии, или Новой Элоизе" (1761) Ж. Ж. Руссо весь сюжет построен на одном конфликте: чувствит. любовь аристократки Юлии и бедного учителя Сен-Пре раскрывает не только глубину их переживаний, но и их внутр. протест против бездушных моральных норм и нравов господствующего дворянского сословия. В 19 в. все крупные романисты, одни сразу (О. Бальзак, Стендаль), другие постепенно (В. Скотт, Ч. Диккенс), усвоили эту новую форму Р., соответствующую его новому содержанию, и она стала господствующей.

В России приключенч. Р. возникли в безымянной лит-ре кон. 17 -нач. 18 вв. (" Повесть о Василии Кориотском" и др.), а затем создавались низовыми демократич. писателями вплоть до " пушкинской" эпохи (М. Д. Чулков, А. Е. Измайлов и др.). Первым рус. Р. нового типа был " Евгений Онегин" А. С. Пушкина; на его традицию опирались мн. романисты 19 в. (М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.).

Р. нового типа, основанные на более принципиальных идейных позициях авторов, а часто и героев, отличались развитием проблематики и вширь и вглубь. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных взаимодействиях, мн. авторы прослеживали и формирование, и изменение этих характеров в определённых национально-исторических условиях и потому охватывали повествованием очень широкие сферы обществ, жизни изображаемых эпох и стран - их гражданские, духовные, бытовые отношения и нравы (" Евгений Онегин" Пушкина, " Отец Горио" Бальзака, " Тяжёлые времена" Диккенса). Такие Р. нередко бывали разветвлёнными, многолинейными по сюжету и монументальными по объёму (" Утраченные иллюзии" Бальзака, " Холодный дом" Диккенса, " Анна Каренина" Л. Н. Толстого, " Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского), а иногда даже объединялись в циклы (в " Человеческой комедии" Бальзака, " Ругон-Маккарах" Э. Золя). А вместе с тем авторы таких Р. проявляли ту или иную степень историзма художеств, мышления и на этой основе приходили (часто стихийно) к раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами обществ, жизни. Тем самым они приходили к реализму, вскрывавшему глубокие противоречия социальной жизни, к реализму критическому, обычно приводившему даже тех героев, позициям к-рых сочувствовал автор, к неудачам и поражениям. И Р. эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих конфликтах и особенно в развязках (" Герой нашего времени" Лермонтова, " Мадам Бовари" Г. Флобера, " Идиот" Достоевского). Нек-рые романисты, обладавшие очень активными нравств. идеалами (Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли духовную и психологическую противоречивость сущности человека. 19 век стал классич. стадией развития жанра.

В 20 в. традицию социально-бытового, нередко вместе с тем и психологич. Р. " критического" реализма продолжают мн. писатели (Дж. Голсуорси, А. Франс, Р. Роллан, Р. Тагор, Т. Манн, А. Моравиа, Г. Грин, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, У.Фолкнер и др.). В то же время в развитии жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной стороны, кризис идеологич. сознания бурж. общества проявился в утере ориентации на объективные процессы и закономерности обществ, жизни, в резком усилении субъективности и индивидуалистичности миросозерцания. Захваченные им романисты отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном " потоке сознания" героев, на анализе их эмоциональных впечатлений от жизни, не пронизанном общей идейной концепцией и часто переходящем в психологич. " натурализм". Так возник в мировой лит-ре 20 в. модернистский Р. (А. Белый, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.; см. также " Новый роман ").

С другой стороны, в России, затем в СССР и позже в др. странах в их социалистических лит-pax, выражающих революционное конкретно-историч. миропонимание, создавались Р., продолжавшие демократич. традиции реализма 19 в. Они изображали процесс усвоения нового мировоззрения граждански-активной частью рабоче-крест. масс и демократич. интеллигенции и вместе с тем процесс их участия в революц. движении, в гражд. борьбе, в строительстве и защите нового общества. В основном это - Р. на темы борьбы и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам, героические или романтико-героические по своему пафосу, критически-утверждающие жизнь, созданные на основе принципов социалистического реализма. В собственно жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Р. 19 в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе действенного участия героев в революц. становлении нового общества. Такие Р. бывают и не очень велики по сюжетному объёму (" Мать" М. Горького, " Разгром" А. А. Фадеева, " Как закалялась сталь" Н. А. Островского), но часто в связи с особенностями своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного развития, являются романами-эпопеями нового типа. В многонац. советской лит-ре роман-эпопею представляют такие произв., как " Тихий Дон" М. А. Шолохова, " Хождение по мукам" А. Н. Толстого, " Живые и мёртвые" К. Симонова, " Кровь людская - не водица" М. А. Стельмаха, " Просвет в тучах" А. М. Упита, " Путь Абая" М. Ауэзова и др.; в зарубежных социалистич. лит-pax - " Мёртвые остаются молодыми " А. Зегерс, " Коммунисты" Л. Арагона, " Хвала и слава" Я. Ивашкевича.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.