Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовые проблемы. 2 страница






ЛУНДА (Lunda), плато в Центр. Африке, на терр. Заира и Анголы. Сложено палеогеновыми и неогеновыми континентальными песчаниками и песками, горизонтально залегающими на докембрий-ском кристаллич. фундаменте. Центр, часть Л., образующая водораздел pp. Касаи и Замбези, - плоская, местами сильно заболоченная равнина вые. 1300- 1600 м. Плато ступенчато понижается на С., к впадине Конго, и полого спускается на Ю., к впадине Калахари. Климат субэкваториальный, жаркий, летне-влажный. Покрыто редколесьями, на сев. склоне - высокотравными саваннами с галерейными лесами. В басе. р. Касаи разрабатываются богатые месторождения алмазов, месторождения марганцевых руд (Кисенге).

ЛУНДА, гос-во, сложившееся в 15- 17 вв. в бассейне р. Конго (у истоков pp. Касаи, Санкуру, Замбези) и распавшееся к кон. 19 в. Этнич. основу его составили балунда. Во главе гос-ва стоял правитель (мвата-ямво), власть с к-рым разделяла его жена-соправительница (лукокеша). Значит, властью пользовался совет высшей знати, к-рый выбирал наследника. Гос-во Л. достигло расцвета во 2-й пол. 17 в.; его границы охватывали терр. от истоков pp. Кванза и Кванго на 3. до оз. Мверу на В. Наряду с пережитками родо-племенного строя у балунда существовал рабовладельч. уклад и начали складываться феод, отношения. Военачальники (казембе) становились наследств, правителями покорённых областей, уплачивая дань мйата-ямво. Гос-во Л. вело торговлю с побережьем и центр, областями Африки. В 18 в. Л. пришло в упадок; войны с чокве в кон. 19 в. довершили разорение и распад гос-ва.

Лит.: McCullochM., The Southern Lunda and related peoples, L., 1951; В y-vang van den. Notice historique sur les Balunda, " Congo", 1937, t. 1, № 4; t. 2, № 2.

ЛУНДБЕРГ (Lundberg) Эрик (р. 13.8. 1907, Стокгольм), шведский экономист. Проф. Стокгольмского ун-та (с 1946), научный руководитель конъюнктурного ин-та (1944-55), вице-президент Международной ассоциации экономистов (с 1962). Л.- сторонник идей стокгольмской школы буржуазной политич. экономии, давшей описание ряда противоречий капиталистич. воспроизводства эпохи общего кризиса капитализма и занимавшейся проблемами кредитно-ден. регулирования капиталистич. экономики. Разрабатывает макроэкономич. модели эконо-мич. роста, исследует взаимодействие хоз. конъюнктуры и экономической политики гос-ва. Противник чрезмерного гос. вмешательства в хоз. жизнь страны в мирное время.

Соч.: Konjunkturer och ekonomisk poli-tik, Stpckh., 1953; Studies in the theory of economic expansion, [new ed.], N. Y., 1955; Produktivitet och rantabilitet, Stockh., 1961.

ЛУНДЕМИС (Luntemes) Менелаос (p. 25.10.1912, Константинополь), греческий писатель. Лит. деятельность начал в 1934. Первый сб. рассказов " Корабли не причалили" (1938), удостоенный гос. лит. премии, сб-ки рассказов " В ожидании радуги" (1940) и " Рассвет" (1944), повесть ч Экстаз" (1943) правдиво изображают жизнь трудового народа. Авто-биографич. мотивы, темы тяжёлой судьбы обездоленных нашли отражение в повестях " Спокойной ночи, жизнь" (1946), " Тучи сгущаются" (1948), в романе " Мальчик считает звёзды" (т. 1-2, 1956-57, рус. пер. 1959). В годы 2-й мировой войны 1939-45 участник Движения Сопротивления в Греции против итало-немецких оккупантов. Выступал против вмешательства империалистов США и Великобритании в дела Греции; в пос-левоен. годы подвергался гонениям; в 1948-56 был в концлагере и в ссылке. С 1959 живёт в Румынии. Л.- автор сборников рассказов " Те, кто принесли туман" (1946), " Печальные дни" (1953), сб. стихов " Крик во вселенной" (1954), " Пою о Кипре" (1956), антифашистской драмы " Разразились молнии" (1958), романа " Улица пропасти" (1962) и впервые опубл. на рум. яз. романа об угрозе фашизма и движении народов в защиту мира - " Часы земного шара бьют полночь" (1961, греч. изд. 1963). В 1956 Л. избран членом Всемирного Совета Мира.

Соч. в рус. пер.: Дорога теряется в лесу, М., 1960.

ЛУНДКВИСТ (Lundkvist) Артур Нильс (р. 3.3.1906, Оберюнга, обл. Сконе), шведский писатель, общественный деятель. Чл. Швед, академии с 1968. Род. в крест, семье. Первый сб. стихов - ч Зной" (1928). Участник поэтич. группы " Пять молодых", провозгласившей принципы т. н. " примитивизма" (см. Швеция, раздел Литература), в традициях к-рого написаны стихи сб-ков " Чёрный город" (1930), " Белый человек" (1932) и др., где сквозь модернистскую форму прорывается стремление к жизненной правде. В сб. " Обнажённая жизнь" (1929) значит, место занимает рабочая тема. В творчестве Л. 2-й пол. 30-х гг. сказалось влияние фрейдизма и франц. сюрреализма; в романе " Реки текут к морю" (1934), стихотв. сб-ках " Мосты ночи" (1936), " Песнь сирены" (1937) появляются мотивы одиночества и пессимизма. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. Л. написал очерки о лит-ре Франции, США и Лат. Америки. Модернистские тенденции свойственны многим послевоен. стихам и новеллам Л. (фантастич. пародия " Малинга", 1952, и др.), отчасти романам " Из населённого одиночества" (1958) и " Переживания Ориана" (1960). Для поэтич. сб. " Жизнь как трава" (1954), романов " Вальс в Виндинге" (1956) и " Комедия в Хегерскуге" (1959), сб. стихотворений в прозе " Говорящее дерево" (1960), поэмы " Агадир" (1961), сб. новелл " Бок о бок" (1962) характерны усиление реали-стич. тенденций, интерес к социальной проблематике. Л.- автор путевых книг: " Индийский пожар" (1950), " Маки Ташкента" (1952), ч Вулканический континент" (1957, рус. пер. 1961) - о Юж. Америке, и др. В романе чЖизнь и смерть вольного стрелка" (1970) Л. обратился к нац. истории, в романе ч Воля неба" (1970)-к эпохе монг. завоеваний. Л.- вице-президент Всемирного Совета Мира (с 1950). Междунар. Ленинская пр. ч За укрепление мира между народами" (1958).

Соч.: Dikter. 1928-1954, Stockh., 1956; Texter i snon, Stockh., 1964; Morkskogen, Stockh., 1967; Langt borta, raycket nara, Goteborg, 1970; Antipodien, Stockh., 1971; Tvivla, korsfarare, Stockh., 1972; в рус. пер.- Говорящее дерево. Избр. стихи. Послесл. Н. И. Крымовой, М., 1964; [Рассказы], в сб.: Шведская новелла XIX-XX вв., М., 1964; Жизнь и смерть вольного стрелка. Преднсл. А. С. Кана, М., 1972.

Лит.: Афиногенова А. А., О поэзии А. Лундквиста, в кн.: Скандинавский сборник IX, Т., 1964; Мацевич А., Артур Лундквист-романист, " Известия АН СССР. Серия литературы и языка", 1967, в. 2; Неустроев В. П., Шведская литература. А. Лундквист, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, [М.], 1969; Besok i barndomen. Red. av Ake Lindstrom, Stockh., 1956; E s p. m a rkK., Livsdyrkaren A. Lundkvist, Stockh., 1964. А. А. Мацевич.

ЛУНДСКИЙ АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, научно-исследовательское учреждение, возникшее на базе астроно-мич. обсерватории Лундского ун-та (Швеция), основанной в 1670 и реконструированной в 1753. Располагает 16-см меридианным кругом Репсольда, 24-см рефрактором и др. небольшими инструментами. Осн. направление работ: изучение распределения звёзд и межзвёздного поглощения, космич. исследования, теоретического исследования Солнца. Издаёт " Annals of Observatory of Lund" (с 1926).

ЛУНИ (Circus), род хищных птиц сем. ястребиных. Дл. тела 41-60 см. Крылья и хвост относительно длинные. Ноги длинные, с короткими пальцами. На боках шеи и головы оперение образует подобие лицевого диска, характерного для сов. Оперение у самцов светлое, у самок и молодых - бурое или рыжеватое. 9 видов. Распространены на всех материках, кроме Антарктиды; перелётные птицы. В СССР 5 видов Л.: полевой, луговой, степной, болотный и пегий. Обитатели открытых пространств. Гнездятся на земле. В кладке 3-6 светлых однотонных или пятнистых яиц. Насиживает самка (ок. месяца). Добычу (грызунов, ящериц, лягушек, насекомых, яйца и птенцов) Л. высматривают, пролетая невысоко над землёй, и затем хватают на земле. Болотный, или камышовый, Л. (С. aeruginosus) вредит охотничьему х-ву, уничтожая яйца и птенцов уток, а также молодых ондатр; остальные виды полезны истреблением грызунов.

Луни: 1 - полевой, 2 - болотный, 3- луговой, 4 - степной (1-3-самцы, 4 - самка).

Лит.: Птицы Советского Союза, под ред. Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова, т. 1, М., 1951.

ЛУНИН Михаил Сергеевич [18(29).12. 1787, Петербург, -3(15).12.1845, Акатуй, ныне Борзинский р-н Читинской обл.], русский революционер, декабрист. Род. в дворянской семье, получил домашнее образование. С 1803 служил в кавалергардском полку. Участвовал в Аустерлицком сражении 1805, в Прусском походе (1807), в Отечеств, войне 1812 и заграничном походе рус. армии 1813-14. За сражение при Бородино награждён золотой шпагой с надписью " За храбрость". В 1815 уволен от службы в чине ротмистра. В 1816-17 жил за границей, в Париже, где познакомился с Сен-Симоном, перешёл в католичество. В 1816 вступил в " Союз спасения", был членом-учредителем " Союза благоденствия" (1818) и членом его Коренной думы (управы). Сторонник республики, первым выступил с проектом цареубийства. Во 2-й пол. 1820 вместе с Н. М. Муравьёвым ездил на юг к П. И. Пестелю для совместного обсуждения программных вопросов. После ликвидации " Союза благоденствия" - один из создателей и руководителей Сев. об-ва декабристов. В нач. 1822 возвратился на воен. службу, подполковник лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, адъютант вел. князя Константина Павловича в Варшаве. После восстания на Сенатской площади 14 дек. 1825 находился под надзором в Варшаве, арестован 9 апр. 1826. Верховным уголовным судом осуждён по 2-му разряду (политич. смерть и вечная каторга, впоследствии сокращённая до 10-летнего срока). Отбывал заключение в Свеаборг-ской крепости (1826-27), Выборгском замке (1827-28), каторжные работы в Чите (1828-30) и Петровском Заводе (1830-36), в июне 1836 вышел на поселение в с. Урик (близ Иркутска). Здесь в 1836-40 написал и частично распространил (в рукописи) ряд произв. нелегальной лит-ры: " Письма из Сибири", " Розыск исторический", " Взгляд на тайное общество в России (1816-1826)", " Разбор донесения, представленного российскому императору Тайной комиссией в 1826 году" (вместе с Н. М. Муравьёвым), " Взгляд на польские дела", " Общественное движение в России". Выступая с защитой декабристских идей, Л. в то же время пытался решать задачи, стоявшие перед передовой рус. мыслью кон. 30-х гг., боролся с идеями официальной народности. Значит, прогрессом по сравнению со взглядами Л. в 20-х гг. явилось его убеждение в том, что никакое революц. преобразование невозможно без осознания народом цели этого переворота. 27 марта 1841 Л. арестован по доносу и заключён в Акатуйскую тюрьму, где и скончался.

Соч.: Соч. и письма, П., 1923; Общественное движение в России. Письма из Сибири, М.- Л., 1926.

Лит.: Окунь С. Б., Декабрист М. С. Лунин, М., 1962; Эйдельман Н. Я., Лунин, М., 1970 (есть лит.). Н. Я. Эйдельман.

ЛУНИН Николай Александрович [9(22). 5.1915, Ряжск, ныне Рязанской обл., - 3.10.1968, Москва], новатор советского ж.-д. транспорта, Герой Социалистич. Труда (1943). Чл. КПСС с 1941. Будучи паровозным машинистом депо г. Новосибирска, выступил (1940) инициатором со-циалистич. соревнования за новые методы эксплуатации паровоза (увеличение объёма служебного ремонта паровоза, выполняемого силами самой паровозной бригады). Метод, предложенный Л., позволил сократить объём ремонта и простой локомотивов в депо, снизить себестоимость ремонта, увеличить время их полезной работы. Почин Л. получил широкое распространение на транспорте и в ряде отраслей пром-сти. С 1950, после окончания Ин-та инженеров ж.-д. транспорта, Л. был на руководящей работе на ж.-д. транспорте. Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва. Гос. пр. СССР (1942). Награждён 2 орденами Ленина. Автор кн. " Как сократить объём промывочного ремонта. Наш опыт ухода за паровозом..." (1941).

ЛУНИН Николай Иванович [20.1(1.2). 1853, Тарту, - 18.6.1937, Ленинград], советский педиатр. В 1878 окончил Дерптский (ныне Тартуский) ун-т. С нач. 80-х гг. и до конца жизни работал врачом в Петербурге (Ленинграде). В 1880 защитил докторскую дисс. " О значении неорганических селей в питании животных", в к-рой показал, что, кроме белков, жиров, углеводов, солей и воды, для нормального развития и жизни животных (мышей) необходимы ещё особые неизвестные в то время вещества, названные позднее витаминами.

Лит.: Мартинсон Э. Э., 70-летие основания учения о витаминах Н. И. Луниным в Тартуском университете. 1880-1950, Таллин, 1951 (есть перевод дисс. Н. И. Лу-

ЛУНИНЕЦ, город (с 1940), центр Лунинецкого р-на Брестской обл. БССР. Расположен в 59 км к С.-В. от Пинска. Ж.-д. узел (линии на Барановичи, Мозырь, Сарны, Брест). 14, 2 тыс. жит. (1972). Предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта. Хлебокомбинат; завод обезжиренного сухого молока. Леспромхоз, лесхоз.

ЛУНИНО, посёлок гор. типа, центр Лунинского р-на Пензенской обл. РСФСР. Расположен на р. Шукша (близ впадения её в р. Сура). Ж.-д. ст. на линии Рузаевка - Пенза, в 50 км к С. от Пензы. Пенькозавод, маслозавод. Пензенская гос. с.-х. опытная станция. Пензенский кооп. техникум.

ЛУНКЕВИЧ Валериан Викторович [10(22).6.1866, Ереван, -1.12.1941, Свердловск], советский биолог-популяризатор и историк естествознания. Учился в Петербургском и Харьковском (окончил в 1888) ун-тах. В 1905 за антиправительств, выступление выслан за границу. Жил и работал в Париже; активно участвовал в создании Русского нар. ун-та, в к-ром читал лекции. В 1917 вернулся в Россию. С 1923 работал в Крымском ун-те (с 1925 проф., зав. кафедрой общей биологии); с 1933 зав. кафедрой дарвинизма Моск. областного пед. ин-та, с 1940 - Моск. городского пед. ин-та. Автор мн. популярных книг по естествознанию, гл. обр. по биологии, а также фундаментальной 3-томной истории биологии " От Гераклита до Дарвина" (1936- 1943; переизд., т. 1-2, 1960).

Соч.: Наука о жизни, 5 изд., М.- Л., 1928; Основы жизни, 4 изд., т. 1 - 3, М.- Л., 1928-29; Клетка и жизнь..., 3 изд., М., 1935.

Лит.: Пузанов И. И., Памяти В. В. Лункевича, " Бюл. Московского об-ва испытателей природы. Отдел биологический", 1947, в. 6.

ЛУНМЫНЬ, один из крупнейших буддийских пещерных храмов Китая. Высечен в 495-898 в известняковых скалах по берегам р. Ихэ (в 15 км к Ю. от г. Лоян, пров. Хэнань). Состоит из неск. сотен пещер, главные из к-рых (Биньян, 500-523, Гуян, 495-575, и Фынсянь, 627-675) включают статуи буддийских божеств (в т. ч. Будды Вайрочана, 672-676, вые. ок. 15 м), рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжеств, процессии. Для монументально-величеств. скульптуры Л. характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм. Илл. см. т. 12, вклейка к стр. 233.

Лит.: Лунмынь шику (Каменные пещеры Лунмыня), Пекин, 1959.

ЛУННИК МЫС, выступ ледяного обрывистого берега на зап. стороне зал. " Оби" (Берег Отса, Вост. Антарктида) под 70°31' ю. ш. и 163°07' в. д. Открыт и обследован сов. антарктич. экспедицией в 1958. Назван в честь сов. автоматич. межпланетной станции " Луна-2", к-рая первой 14 сент. 1959 достигла Луны и доставила на неё вымпелы с изображением Гос. герба Сов. Союза.

ЛУННИЦА, металлич. украшение (из бронзы, серебра, реже золота) в виде полумесяца. Л. известны с конца эпохи бронзы. Бытовали в Египте, а также у мн. земледельч. народов Европы и Азии, отражая почитание Луны, связанное с культом плодородия. Форму Л. имели серьги, нагрудные подвески, металлич. детали головного убора и др. На Руси Л. были распространены в 10-12 вв. Украшения в виде Л. сохраняются в составе нац. костюма у нек-рых народов Индии.

Серебряная лунница из клада 10-11 вв., найденного в Винницкой области.

ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ, см. Затмения.

ЛУННО-СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ, календарь, в основе к-рого лежат сино-дич. месяц и тропич. год. Для их согласования в Л.-с. к. используется соотношение 19 тропич. лет = 235 синодич. месяцам. См. Календарь.

ЛУННЫЕ ЗМЕИ (Oxyrhopus), род ядовитых змей сем. ужей. Дл. до 1, 2 м. Увеличенные задние зубы на верх, челюсти снабжены по переднему краю бороздкой для проведения яда, смертельного для мелких животных. Для человека яд не опасен. 12 видов; распространены в Юж. Мексике, Центр, и Юж. Америке (к Ю. до Аргентины). Активны преим. в сумерки. Обитают в лесах, кустарниковых зарослях и нагромождениях скал. Питаются земноводными, ящерицами, мелкими млекопитающими и птицами. Нек-рые Л. з., в частности бразильская Л. з. (О. trigeminus), яркой окраской из красных и чёрных поперечных полос напоминают ядовитых коралловых аспидов.

ЛУННЫЕ МОРЯ, равнинные пространства на поверхности Луны, имеющие вид протяжённых тёмных пятен.

ЛУННЫЙ ГОД, период времени, лежащий в основе лунных и лунно-солнечных календарей. Л. г., состоящие из 12 лунных месяцев по 29 или 30 сут, в лунном календаре могут иметь продолжительность 354 или 355 дней. Годы и месяцы разной продолжительности чередуются так, чтобы моменты новолуния возможно точнее совпадали с началами месяцев (12 синодических месяцев составляют 354, 3670 сут). Начала лунных лет непрерывно смещаются относительно солнечных лет и приходятся на различные времена года. Для устранения этого неудобства в лунно-солнечных календарях применяются Л. г. продолжительностью в 13 лунных месяцев.

ЛУННЫЙ КАЛЕНДАРЬ, календарь, в основе к-рого лежит синодич. месяц. Год в Л. к. состоит из 12 месяцев, содержащих 29 или 30 сут. См. Календарь.

ЛУННЫЙ КАМЕНЬ, полупрозрачные разновидности калиевого полевого шпата (адуляра), иногда плагиоклаза (альбита или олигоклаза), отливающие нежным синевато-голубым цветом. Встречается редко в пегматитах или жилах альпийского типа. Применяется в качестве поделочного камня для вставок и мелких украшений. Лучший по качеству и цвету Л. к. находится в месторождениях Шри-Ланка, в СССР - в пегматитовых жилах Карелии. ЛУННЫЙ САМОХОДНЫЙ АППАРАТ, луноход, транспортное устройство, управляемое автоматически или космонавтами, способное передвигаться по Луне, предназначенное для проведения исследования Луны. Перед сов. учёными и конструкторами при разработке и создании лунохода встала необходимость решения комплекса сложных проблем. Надо было создать совершенно новый тип машины, способной длит, время функционировать в необычных условиях открытого космоса на поверхности др. небесного тела. Осн. задачи: создание оптимального движителя с высокой проходимостью при малых массе и энергопотреблении, обеспечивающего надёжную работу и безопасность движения; систем дистанционного управления движением лунохода; обеспечение необходимого теплового режима с помощью системы терморегулирования, поддерживающей темп-ру газа в приборных отсеках, элементов конструкции и оборудования, расположенных внутри герметичных отсеков и вне их (в открытом космосе в периоды лунных дней и ночей) в заданных пределах; выбор источников питания, материалов для элементов конструкции; разработка смазочных материалов и систем смазок для условий вакуума и др.

Научная аппаратура Л. с. а. должна была обеспечить изучение топографии, и селено-морфологич. особенностей местности; определение хим. состава и физико-механич. свойств грунта; исследование радиац. обстановки на трассе перелёта к Луне, в окололунном пространстве и на поверхности Луны; рентгеновского космич. излучения; эксперименты по лазерной локации Луны. Первый Л. с.а.- сов. " Луноход-1" (рис. 1), предназначенный для проведения большого комплекса науч. исследований на поверхности Луны, был доставлен на Луну автоматич. межпланетной станцией " Луна-17" (см. < Луна>), проработал на её поверхности с 17 нояб. 1970 по 4 окт. 1971 и прошёл 10540 м. ч Луноход-1" состоит из 2 частей: приборного отсека и колёсного шасси.

Рис. 1. " Луноход-1": 1-солнечная батарея; 2 -телефотометр; 3 -штыревая антенна; 4 - прибор оценки проходимости; 5 - прибор счисления пути; 6 - мотор-колесо; 7 - выносной блок аппаратуры РИФМА; 8 - телекамеры; 9 - уголковый отражатель; 10 - остронаправленная антенна; 11 - малонаправленная антенна; 12 - блок рентгеновского телескопа; 13 - дозиметр.

Масса " Лунохода-1" 756 кг. Герметичный приборный отсек имеет форму усечённого конуса. Корпус его изготовлен из магниевых сплавов, обеспечивающих достаточные прочность и лёгкость. Верхняя часть корпуса отсека используется как радиатор-охладитель в системе терморегулирования и закрывается крышкой. В период лунной ночи крышка закрывает радиатор и препятствует излучению тепла из отсека. В течение лунного дня крышка открыта, и элементы солнечной батареи, расположенные на её внутренней стороне, обеспечивают подзарядку аккумуляторов, питающих бортовую аппаратуру электроэнергией.

В приборном отсеке размещены системы терморегулирования, электропитания, приёмные и передающие устройства радиокомплекса, приборы системы дистанционного управления и электронно-преобразоват. устройства науч. аппаратуры. В передней части расположены: иллюминаторы телевиз. камер, электрич. привод подвижной остронаправленной антенны, служащей для передачи на Землю телевиз. изображений лунной поверхности; малонаправленная антенна, обеспечивающая приём радиокоманд и передачу телеметрич. информации, научные приборы и оптич. уголковый отражатель, изготовленный во Франции. По левому и правому бортам установлены: 2 панорамные телефотокамеры (причём в каждой паре одна из камер конструктивно объединена с определителем местной вертикали), 4 штыревые антенны для приёма радиокоманд с Земли в др. диапазоне частот. Для подогрева газа, циркулирующего внутри аппарата, служит изотопный источник тепловой энергии. Рядом с ним расположен прибор для определения физико-механич. свойств лунного грунта.

Резкие температурные перепады при смене дня и ночи на поверхности Луны, а также большая разница темп-р между деталями аппарата, находящимися на Солнце и в тени, обусловили необходимость разработки спец. системы терморегулирования. При низких темп-pax в период лунной ночи для обогрева приборного отсека автоматически прекращается циркуляция газа-теплоносителя по контуру охлаждения и газ направляется в контур подогрева.

Система электропитания лунохода состоит из солнечной и хим. буферных батарей, а также приборов автоматич. управления. Управление приводом солнечной батареи осуществляется с Земли; при этом крышка может быть установлена на любой угол в пределах от нуля до 180°, необходимый для макс, использования солнечной энергии.

Бортовой радиокомплекс обеспечивает приём команд из Центра управления и передачу информации с борта аппарата на Землю. Ряд систем радиокомплекса используется не только при работе на поверхности Луны, но и на участке перелёта с Земли. Две телевиз. системы Л. с. а. служат для решения самостоятельных задач. Система малокадрового телевидения предназначена для передачи на Землю телевиз. изображений местности, необходимых экипажу, управляющему с Земли движением лунохода. Возможность и целесообразность применения такой системы, для к-рой характерна более низкая по сравнению с вещательным телевиз. стандартом скорость передачи изображения, была продиктована специфич. лунными условиями. Основное из них - медленное изменение ландшафта при движении лунохода. Вторая теле-виз. система служит для получения панорамного изображения окружающей местности и съёмки участков звёздного неба, Солнца и Земли с целью астроориента-ции. Система состоит из 4 панорамных телефотокамер.

Самоходное шасси обеспечивает решение принципиально новой задачи космонавтики - передвижение автоматич. лаборатории по поверхности Луны. Оно выполнено т. о., чтобы луноход имел высокую проходимость и надёжно работал в течение длит, времени при ми-ним. собственной массе и потребляемой электроэнергии. Шасси обеспечивает передвижение лунохода вперёд (с 2 скоростями) и назад, повороты на месте и в движении. Оно состоит из ходовой части, блока автоматики, системы безопасности движения, прибора и комплекса датчиков для определения механич. свойств грунта и оценки проходимости шасси. Поворот достигается за счёт различных скоростей вращения колёс правого и левого бортов и изменением направления их вращения. Торможение осуществляется переключением тяговых электродвигателей шасси в режим электродинамич. торможения. Для удержания лунохода на уклонах и его полной остановки включаются дисковые тормоза с электромагнитным управлением. Блок автоматики управляет движением лунохода по радиокомандам с Земли, измеряет и контролирует осн. параметры самоходного шасси и автоматич. работу приборов для исследования механич. свойств лунного грунта. Система безопасности движения обеспечивает автоматич. остановку при предельных углах крена и дифферента и перегрузках электродвигателей колёс.

Прибор для определения механич. свойств лунного грунта позволяет оперативно получать информацию о грунтовых условиях движения. Пройденный путь определяется по числу оборотов ведущих колёс. Для учёта их пробуксовки вносится поправка, определяемая с помощью свободно катящегося девятого колеса, к-рое специальным приводом опускается на грунт и поднимается в исходное положение. Управление аппаратом осуществляется из Центра дальней космич. связи экипажем в составе командира, водителя, штурмана, оператора, бортинженера.

Режим движения выбирается в результате оценки телевиз. информации и оперативно поступающих телеметрич. данных о величине крена, дифферента пройденного пути, состояния и режимах работы приводов колёс. В условиях космич. вакуума, радиации, значит, перепадов темп-р и сложного рельефа местности по трассе движения все системы и научные приборы лунохода функционировали нормально, обеспечив выполнение как основной, так и дополнит, программ науч. исследований Луны и космич. пространства, а также инженерно-конструкторских испытаний.

" Луноход-1" детально обследовал лунную поверхность на площади 80 000 м2. Для этого с помощью телевиз. систем было получено более 200 панорам и св. 20 000 снимков поверхности. Более чем в 500 точках по трассе движения изучались физико-механич. свойства поверхностного слоя грунта, а в 25 точках проведён анализ его хим. состава. Прекращение активного функционирования " Лунохода-1" было вызвано выработкой ресурсов его изотопного источника тепла. В конце работы он поставлен на практически горизонтальной площадке в такое положение, при к-ром уголковый свето-отражатель обеспечил многолетнее проведение лазерной локации его с Земли.

16 янв. 1973 с помощью автоматич. станции " Луна-21" в район восточной окраины Моря Ясности (древний кратер Лемонье) был доставлен " Луноход-2" (рис.2). Выбор указанного района посадки диктовался целесообразностью получения новых данных из сложной зоны сочленения моря и материка. Усовершенствование конструкции и бортовых систем, а также установка дополнит, приборов и расширение возможностей аппаратуры позволили значительно повысить манёвренность и выполнить большой объём науч. исследований. За 5 лунных дней в условиях сложного рельефа " Лунохрд-2" прошёл расстояние 37 км.

При полётах космич. кораблей " Аполлон-15", " Аполлон-16" и " Аполлон-17" амер. космонавты использовали двухместные луноходы " Ровер" (см. Космонавтика). Луноход четырёхколёсный, каждое колесо имеет диаметр 81 см и ширину 23 см. Подвеска колёс торсионная. Каждое колесо ведущее и имеет индивидуальный двигатель. В кабине лунохода смонтирована штурвальная колонка самолётного типа, позволяющая космонавтам регулировать скорость, тормозить, делать повороты. Система управления лунохода, включающая малогабаритное выключательное устройство, позволяет определять направление движения, общее пройденное расстояние, расстояние от лунной кабины по прямой и направление на лунную кабину. Комплект спец. радиотехнич. оборудования (лунный ретрансляционный блок) обеспечивает непосредственную связь космонавтов с Землёй. Луноход размещается в сложенном состоянии в посадочной ступени лунной кабины. Извлечение лунохода, установка его на грунт и приведение в рабочее положение обеспечивается одним космонавтом.

Масса лунохода - 725 кг (собственно луноход - 211, космонавты с ранцевыми системами жизнеобеспечения - 364, научные приборы - 54, съёмочное и связное оборудование - 69, образцы лунных пород и пр.- остальное). Длина лунохода 3, 1 м, ширина 2, 1 л, высота 1, 1 м, ширина колеи 1, 83 м, ресурс хода 65 км, макс, скорость 13 км/ч.

Рис. 2. " Луноход-2": 1 - телекамера; 2- астрофотометр; 3-уголковый отражатель: 4 - магнитометр; 5-выносная телекамера; 6 - остронаправленная антенна; 7 - фотоприёмник; 8 - солнечная батарея; 9 - телефотометры; 10 - прибор оценки проходимости; 11 - выносной блок аппаратуры для химического анализа грунта (РИФМА).

Луноход рассчитан на преодоление склонов крутизной до 20°, препятствий высотой до 30 см, трещин шириной до 70 см. Макс, допустимый крен и дифферент 45°. Расстояние, пройденное луноходами, составило (км) при полёте: " Аполлона-15" - 27, 2, " Аполлона-16" - 27, 1, " Аполлона-17" - 35, 7. " Ровер" намного облегчил работу космонавтов на Луне.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.