Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Г. Винберг. 40 страница






С именем Г. связано возникновение детской лит-ры в Грузии. Его произведения для детей написаны с глубоким знанием детской психологии. Наиболее известны " БУТОН" (1880), " Ветка" (1883), " Плеяда" (1883), " Гроздь" (1901). Язык Г. прост, выразителен, отличается лек-сич. богатством.

Правительством Груз. CCP в 1960 учреждена медаль им. Г., к-рой награждаются деятели пед. науки и нар. просвещения.

В рус. пер. - Избранные педагогические сочинения, IM.], 1954.

Лит.: Яков Гогебашвили. Юбилейный сборник, посвящённый 120-летию со дня рождения, Тб., 1960; Тавзишвили Г., Яков Гогебашвпли, M., 1959; Лордкипани-дзе Д. О., Классик грузинской педагогики Я. Гогебашвпли, 2 изд., Тб., 1965; Я. Гогебашушлн. Краткий рекомендательный список литературы, Тб., 1965;

ГОГЕН (Gauguin) Поль Эжен Анри (7.6.1848, Париж, -8.5.1903, пос. Атуона, Маркизские о-ва), французский живописец. В юности служил моряком, с 1871- биржевым маклером в Париже. В 1870-х гг. самостоятельно занялся живописью. В 1883 бросил биржу и всецело посвятил себя иск-ву, что привело Г. к нищете, разрыву с семьёй, скитаниям. В 1886 жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 - в Панаме и на о-ве Мартиника, в 1888 два месяца работал (с В. ван Гогом) в Арле, в 1889-91 - гл. обр. в Ле-Пуль-дю (Бретань). Ранний период творчества Г. связан с импрессионизмом. В дальнейшем неприятие бурж. цивилизации пробудило у Г. интерес к нар. творчеству с его наивным мировосприятием, к иск-ву архаич. Греции, средневековья, Др. Востока. Поиски обобщённых образов, таинственного смысла явлений, интерес к издавна застылому укладу жизни, к-рый Г. искал в Бретани, Арле и на Мартинике (" Видение после проповеди", 1888, Нац. гал. Шотландии, Эдинбург; " Жёлтый Христос", 1889, Гал. Олбрайта, Буффало), сближают программу Г. с символизмом и приводят его и группу близких к нему молодых художников (т. н. понт-авенская школа) к созданию новой живописной системы (" синтетизма"), использующей обобщение и упрощение форм и линий. Светотеневая моделировка объёмов, световоздушная и линейная перспектива вытесняются ритмичным сопоставлением отд. плоскостей чистого цвета, целиком заполняющего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологич. строя картины (" Кафе в Арле", 1888, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). Система живописи Г. получает дальнейшее развитие в его произведениях, созданных на о-ве Таити (Океания). Он едет туда в 1891, увлекаемый творч. исканиями и мечтой об идеальном обществе. Как казалось Г., здесь, вдали от европ. цивилизации человек живёт в гармонии со щедрой тропич. природой, дарящей ему свободу от борьбы за существование. В 1895 после кратковрем. возвращения во Францию Г. навсегда уезжает в Океанию (сначала на Таити, а в 1901 на о. Хива-Оа). Хотя колониальная действительность отнюдь не отвечала утопич. мечте Г., он создаёт в своих полотнах ощущение первозданного рая, к-рый насыщен солнцем и населён духовно цельными людьми, живущими в единстве с природой (" Таитянские пасторали", 1893, Эрмитаж, Ленинград; " Брод", 1901, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина; " И золото их тел", 1901, Музей импрессионизма, Париж). Картины, написанные в Океании, словно несут в себе экзотич. аромат незнакомого мира и поэтич. строй полинезийской культуры и мифологии, открывшиеся Г. первому из европ. художников. Эмоциональная насыщенность цвета, плоскостность и статичность композиции, органич. сплав декоративного и монументального начала, новизна и значительность образов, характерные для произв. Г., во многом стимулировали творч. поиски живописцев нач. 20 в. Г. работал также в области скульптуры, графики, керамики. В ряде лит. и критич. произв. он дал теоре-тич. обоснование своего творч. метода.

Илл. см. на вклейке к стр. 193.

Соч.: Avant et apres, P., 1923; Noa-Noa. Voyage de Tahiti, P., [1924]; неполный рус. пер. - Ноа-Ноа. Путешествие на Таити, M., [1914], 2 изд., M., 1918; Lettres a sa femme et a ses amis, P., 1946.

Лит.: Кантор-Г уковская А. С., Поль Гоген. Жизнь и творчество, Л. -M.,

1965; Даниельсон Б, т Гоген в Полинезии, М. -Л., 1969; Wildenstein G., Gauguin. Catalogue, P., 1964; Cachin Fr., Gauguin, P., 1968. А. С. Кантор-Гуковская.

ГОГЕНЛОЭ, Xоэнлоэ (Hohenlohe) Хлодвиг Карл Виктор, князь Шиллингсфюрст (Schillingsfurst) (31.3. 1819, Ротенбург, - 6.7.1901, Рагац), германский гос. деятель и дипломат, крупный землевладелец. В 1867-70 мин.-президент и мин. иностр. дел Баварии. В 1874-85 посол Германии во Франции. В 1885-94 наместник в Эльзас-Лотарингии. В 1894-1900 рейхсканцлер и мин.-президент Пруссии. Политика Г. отражала интересы юнкерства и формировавшейся монополистич. буржуазия. Г. противодействовал стачечной борьбе рабочих, провёл отмену всеобщего изби-рат. права в Саксонии. Осуществлял усиленную германизацию польского нац. меньшинства. Пр-во Г. положило начало строительству мощного воен.-мор. флота, что способствовало обострению противоречий Германии с Великобританией. Внеш. политика пр-ва Г. характеризовалась колониальной экспансией, подготовкой к войне за передел мира и установление мирового господства Германии.

Соч.: Denkwurdigkeiten der Reichskanz-lerzeit, Stuttg. -В., 1931. И.А.Никитина.

ГОГЕНЦОЛЛЕРНЫ, Хоэнцоллерны (Hohenzollern), династия бранденбургских курфюрстов (1415-1701), прусских королей (1701-1918), германских императоров (1871-1918). Г. выражали интересы прежде всего реакц. юнкерства, в эпоху империализма - также интересы монополистич. капитала. Г. ведут своё происхождение от франкон-ской ветви швабского графского рода. Её представитель бургграф нюрнбергский Фридрих VI в 1415 получил в лен Бранденбург, став под именем Фридриха I родоначальником династии Г. в бран-денбургско-прус. гос-ве. Гл. представители Г.: Фридрих Вильгельм (курфюрст в 1640-88), Фридрих III (правил в 1688- 1713, с 1701 прусский король Фридрих I), Фридрих II (король в 1740-86), Фридрих Вильгельм III (король в 1797-1840), Фридрих-Вильгельм IV (король в 1840-61), Вильгельм I (прус, король в 1861-88 и герм, император в 1871-88), Вильгельм II (император в 1888-1918; свергнут с престола Ноябрьской революцией 1918).

Представители швабской линии Г.- Гогенцоллерны-Зигмарингены в 1866- 1947 занимали рум. престол.

Лит.: Маркс К., Подвиги Гогенцол-лернов, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; его же, Божественное право Гогенцоллернов, там же, т. 12; Genea-logie des Gesamthauses Hohenzollern, В., 1905.

ГОГЕНЦОЛЛЕРНЫ - ЗИГМАРИНГЕHЫ (Hohenzollern-Sigmaringen), румынская королев, династия (1866-1947). Основатель Карл (Кароль) I (правил в 1866-1914) - потомок побочной ветвя прус, королев, династии Гогенцоллернов. Ему наследовали Фердинанд I (1914-27), Кароль II (1930-40), Михай I (1927-30 и 1940-47).

Лит.: Tutui Gh. 51 Pop a M., Hohenzollernii in Rominia, Buc., 1962.

ГОГЕНШТАУФЕНЫ (Hohenstaufen), династия германских королей и императоров " Священной Рим. империи" в 1138-1254. См. Штаг/фены.

ГОГИАШВИЛИ Антон Иванович [2(14). 12. 1878, Тбилиси, - 28.12.1907(10.1. 1908), там же], грузинский график-реалист. В 1901-06 учился в тбилисском Художественном училище. Среди многочисленных рисунков Г.- сцены крестьянского быта, пейзажи, зарисовки архит. памятников Грузии, илл. к произв. Важа Пшавелы, И.Чавчавадзе, Р.Эристави. Ряд рисунков посвящён Революции 1905-07 в Грузии(" Гурийцы, укрывшиеся в лесу", " Погром": оба - 1906, Музей иск-в Груз. CCP, Тбилиси).

ГОТЛАНД, Сур-Сари, остров в Финском зал. Балтийского м. (на Ю.-З. от Выборга), входит в состав Ленинградской обл. РСФСР. Пл. ок. 21 KM-. Вые. до 158 м. Сложен кристаллич. породами. Известен как место, где впервые была установлена радиосвязь (6 февр. 1900, под руководством А. С. Попова). В р-не Г. произошло Гогландское сражение 1788 между рус. и швед, флотами.

ГОГЛАНДСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1788, морское сражение 6(17) июля в р-пе о. Гогланд (Финский зал.), во время рус.-швед, войны 1788-90. 20 июня (за день до начала войны) швед, флот (15 линейных кораблей, 8 фрегатов) под команд, герцога К. Зюдерманландского вошёл в Финский зал. с целью внезапным нападением разгромить рус. флот. Балт. флот (17 линейных кораблей, 8 фрегатов) под команд, адм. С. К. Грейга вышел навстречу противнику из Кронштадта и вступил в бой, во время к-рого стороны потеряли по 1 линейному кораблю. Утром 7 июля швед, флот ушёл в Свеаборг, где вскоре был блокирован рус. флотом.

Лит.: Головачев В. Ф., Действия русского флота во время войны России со Швецией в 1788 - 1790. Кампания 1788, СПБ, 1870.

ГОГОБЕРИДЗЕ Леван Давидович [9(21).1.1896-21.3.19371, советский гос. и парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1916. Род. в с. Придонаан-Джи-хаиши Кутаисской губ. в семье дворянина. После Февр. революции 1917 зам. пред. Дживи-зликского (ок. Тра-пезунда) совета. С февр. 1918 в Баку; чл. бюро Бакинского к-та, чл. Кавк. краевого к-та партии. В мае 1919 один из руководителей стачки бакинских рабочих против мусаватистов. С 1921 пред. Тифлисского ревкома, секретарь Тифлисского к-та РКП(б); в 1923-24 зам. пред. CHK Грузии. В 1924-25 секретарь Аджарского обкома партии. В 1925-26 в Париже на дипломатия, работе; в 1926-30 секретарь ЦК КП(б) Грузии. В 1930-34 учился в Ин-те красной профессуры и работал в Наркомснабе СССР. С мая 1934 на парт, работе в Ейске, Ростове-на-До-ну. Был делегатом 13, 15, 16-го съездов партии.

ГОГОЛЕВ Иван Михайлович (р. 18.1. 1930, г. Вилюйск), якутский советский писатель. Чл. КПСС с 1960. Окончил Лит. ин-т им. M. Горького (1953). Печатается с 1948. Опубл. поэтич. сб-ки " Зовущие огни" (1952), " В дальний путь" (1956: рус. пер. 1957), " Лирика" (1965), " Сардана" (1967), роман в стихах " Солнечная гора" (1962). Популярны поэмы Г. " На Тихом океане" (1956), " Самое дорогое" (1958) и " Первые искры" (1964). Автор муз. драмы " Долина страхов", сб. пьес " Майское небо" (1966).

ГОГОЛЕВА Елена Николаевна [р. 25.3 (7.4).1900, Москва], русская советская актриса, нар. арт. СССР (1949). Чл. КПСС с 1948. В 1918 со 2-го курса драма-тич. отделения Муз.-драматич. уч-ща Моск. филармонии, об-ва была принята в труппу Малого театра. Г.- актриса героич. плана, создаёт образы сильных, волевых, энергичных женщин. Ей особенно близки драматич. и трагедийные характеры. Среди ролей: Софья (" Горе от ума" Грибоедова), принцесса Эболи, леди Мильфорд (" Дон Карлос", " Коварство и любовь" Шиллера), Юдифь (" Уриэль Акоста" Гуцкова), Надежда Монахова (" Варвары" Горького), леди Макбет (" Макбет" Шекспира). Обличительная сатира отличала созданные Г. образы Пановой (" Любовь Яровая" Тренёва), герцогини Мальборо (" Стакан воды" Скриоа), миссис Краули (" Ярмарка тщеславия" по Теккерею). Большое место в творчестве актрисы занимает сов. драматургия; осн. роли - Горелова (" За тех, кто в море! " Лавренёва), Полозова (" Московский характер" Софроно-ва), игуменья Меланья (" Достигаев и другие" Горького). Снимается в кино (" Гобсек", " Об этом забывать нельзя" и др.). Пред. Центр, военно-шефской комиссии. Гос. пр. СССР (1947, 1948, 1949). Награждена орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

ГОГОЛЕВО, посёлок гор. типа в Вели-кобагачанском р-не Полтавской обл. УССР. Ж.-д. ст. на линии Киев - Харьков. Добыча нефти; кирпичный з-д. ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20.3 (1.4 ). 1809, с. Большие Сорочинцы, ныне Полтавской обл., -21.2(4.3 ). 1852, Москва], русский писатель. Род. в семье небогатых помещиков В. А. и М. И. Гоголь-Яновских. Отец Г. написал неск. комедий на укр. яз. Образование Г. получил в Нежинской гимназии высших наук (1821- 1828 ), где проявились его интерес к лит-ре и живописи и незаурядный актёрский талант. Характерным для обществ. настроений Г. в этот период было его поведение в " деле о вольнодумстве", когда он выступил на стороне проф. Н. Г. Белоусова, подвергшегося гонению за распространение прогрессивных идей. С юношеских лет Г. мечтал о высоком гражд. поприще. Предполагая посвятить себя юстиции, он едет в 1828 в Петербург. Однако атмосфера бюрократического государства скоро заставила его отказаться от своего намерения. Г. меняет несколько мест службы, пробует преподавать историю, но постепенно литературная деятельность вытесняет все другие его занятия.

В 1829 Г. опубликовал под псевд. В. Алов идиллию " Ганц Кюхельгартен", к-рая успеха не имела. В 1831 состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании личности Г. как писателя. Лит. известность Г. принесли " Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-32 ). В 1835 выходят сб-ки " Арабески" и " Миргород"; в том же году В. Г. Белинский назвал Г. "...главою литературы, главою поэтов" (Полн. собр. соч., т. 1, 1953, с. 306 ). Вершиной творчества Г.-драматурга явился " Ревизор", вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене в 1836. Сатирич. сила этого произведения была такова, что автор навлёк на себя ожесточённые нападки реакц. кругов. Этои неудовлетворённость петерб. постановкой " Ревизора", низводившей социальную комедию до уровня водевиля, вызвали у писателя глубокую депрессию. В июне 1836 Г. уехал за границу и пробыл там до 1848 (дважды приезжал в Россию ). Он жил гл. обр. в Риме, где завязалась его дружба с художником А. А. Ивановым. В Италии Г. работал над главным своим созданием - романом-поэмой " Мёртвые души". Согласно окончат. замыслу, она должна была состоять из трёх томов. Г. издал только 1-й том (1842 ), к-рый вызвал ещё более сильный обществ. резонанс, чем " Ревизор". В массе различных толкований поэмы наиболее верной оказалась трактовка Белинского, определившего пафос книги как "... противоречие общественных форм русской жизни с ее глубоким субстанциальным началом..." (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 431 ). Вскоре вышли " Сочинения" Г. в 4 тт., где появилась повесть " Шинель"; вместе с " Мёртвыми душами" она стала своеобразнымманифестом критического направления в рус. лит-ре.

Последующее творчество Г. протекает всё более тяжело и неровно. Чувствуя себя не в силах дать дальнейшему замыслу " Мёртвых душ" реалистич. воплощение, Г. выпустил кн. " Выбранные места из переписки с друзьями" (1847 ), где в форме наставлений стремился указать русскому обществу путь к моральному обновлению. В 1848 вернувшись на родину, пытался продолжать работу над " Мёртвыми душами". Однако чувство творч. неудовлетворённости не покидало Г. В ночь на 12(24 ) февр. 1852, находясь в болезненном состоянии, он сжёг рукопись 2-го тома романа.

Значение Г. для русского общества Н. Г. Чернышевский выразил словами: " Он пробудил в нас сознание о нас самих..." (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 20 ). Объектом художеств.изображения Г. избрал те стороны жизни, к-рые до него считались уделом " низких" жанров в иск-ве. Основой действия в своих произв. Г. сделал " выгодную женитьбу", " стремление достать выгодное место" и т. п. мотивы, воссоздавшие живую картину нравов николаевскойэпохи. Одновременно Г., продолжая дело, начатое Пушкиным, обогатил лит. язык, максимально приблизив его к разговорному.

В окружающей жизни Г. остро волновали её бездуховность, господство узко-эгоистич. и меркантильных интересов. Он высмеивал внутр. пустоту провинциальных " существователей" (" Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка", " Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", " Коляска" ). Драматические произведения Г. (" Женитьба", " Ревизор", т. н. " драматические отрывки" ) показывают, что за " приличной" оболочкой служебных, семейных и бытовых отношений кроются полная внутренняя разобщённость людей и глубокие социальные антагонизмы. В петерб. повестях (" Невский проспект", " Записки сумасшедшего", " Шинель") тема иерархич. раздробленности общества и страшного одиночества человека приобретает трагич. звучание. Этому укладу жизни Г. противопоставил идеалы " воли", человеческого братства, высоких духовных ценностей. Как гар-монич. общество, где человек свободен от условностей бурж. цивилизации, где интересы личности слиты с интересами коллектива, показана у Г. Запорожская Сечь (" Тарас Бульба"). В " Старосветских помещиках" самозабвенная преданность друг другу, доброта двух старичков противопоставлены ненатуральной жизни петерб. общества. Художник, весь отдавшийся искусству, противостоит тому, кто погубил свой талант ради денег и дешёвого успеха (" Портрет").

Идеалы Г. несовместимы с нормами морали феодально-бурж. общества. Вместе с тем коренной чертой эстетики Г. было стремление воплотить прекрасное в современную ему жизнь. Служение гражданским идеалам, не осуществившееся на гос. поприще, Г. делает целью своего художественного творчества. Концепцию искусства как общественно-преобразующей силы он с наибольшей полнотой выразил в " Театральном разъезде", " Портрете", 7-й главе " Мёртвых душ". "...Нельзя иначе устремить общество... к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости...", - писал Г. (Полн. собр. соч., т. 8, 1952, с. 298 ). С этих позиций создавались " Ревизор" и " Мёртвые души". Отказываясь признать морально-психологич. облик своих отрицат. героев подлинно человеческим достоянием, Г., говоря словами Герцена, " срывает с них человеческую личину" (Собр. соч., т. 13, 1958, с. 175 ). Уподобление персонажей животным или неодушевлённым предметам - осн. приём гоголевского гротеска. Его реализм определяется типичностью черт обществ. психологии, положенных в основу образа. Г. запечатлел нравств. облик совр. общества в образах такой колоссальной психологич. ёмкости, что они приобрели нарицат. значение, пережив породившую их эпоху. Показав паразитич. и антинародный характер николаевской бюрократии и поместного дворянства, произв. Г. возвестили историч. исчерпанность феод. отношений в России.

Другая сторона творч. программы Г. состояла в том, чтобы указать обществу " пути к прекрасному". Эта проблема явилась центральной при создании 2-го тома " Мёртвых душ". Неразрешимость её для Г. была обусловлена тем, что писатель хотел прийти к преобразованию общества путём морального возрождения каждой отд. личности, его составляющей. Сами же гос. институты царской России могли оставаться при этом, по мысли Г., неприкосновенными. Непонимание экономич. и политич. обусловленности общественных отношений, сочувствие романтич. концепции истории, согласно к-рой рус. нация считалась свободной от внутрисословной вражды, привели Г. в нач. 1840-х гг. к отвлечённому выводу, что именно в России прежде всего утвердится принцип человеческого братства. Он ищет в русском человеке те высокие душевные качества, к-рые послужили бы залогом осуществления этого идеала. Все лучшие свойства нац. характера Г. находит в нар. среде, у представителей трудового крестьянства; они олицетворяют живой дух нации в царстве мёртвых душ, нарисованных писателем. Однако, представляя нацию в духе историч. воззрений своей эпохи как внутренне единый организм, Г. считал возможным отыскать и вызвать к жизни те же нравств. черты и в среде господств. классов. В этой ошибочной теории - основа творч. трагедии Г. Считая неотъемлемой особенностью нации её религию, Г. трактовал свой обществ. идеал как православно-христианский. С этим связана возраставшая в последние годы жизни религиозность писателя. Отрицание моральных основ существующего общества (мн. главы " Выбранных мест" были запрещены цензурой ) совмещается у Г. с признанием монархии, церкви и крепостного права; утверждение важнейшей обществ. роли крестьянства (" Блаженство всей земли сеют. Пропитанье миллионов сеют" -Полн. собр. соч., т. 7, 1951, с. 72 ) - с попыткой создать образы идеального помещика, откупщика-христианина. Резкая критика " Выбранных мест из переписки с друзьями" содержится в знаменитом письме Белинского к Г. (1847 ). Н. Г. Чернышевский охарактеризовал Г. как "...мученика скорбной мысли и благих стремлений" (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 776 ).

Внутр. сложность гоголевского творчества, получившего мировую известность, обусловила острую дискуссион-ность его оценок в критике. Различные школы в рус. и зарубежном литературоведении давали многочисл. толкования его противоречивых сторон. Позиция сов. науки в этой дискуссии определяется тем осмыслением наследия Г., начало к-рому положено в трудах рус. революц. демократов. Так, вслед за Чернышевским, введшим понятие " гоголевского периода" рус. лит-ры, сов. наука раскрывает могучее влияние творчества Г. на всё последующее развитие рус. критич. реализма. Многочисл. работы о Г., переиздания его соч., воплощение его образов на сцене и на экране, в музыке и живописи как в СССР, так и за рубежом подтверждают неугасающий интерес к творчеству великого рус. писателя во всём мире.

Г. был погребён на кладбище Данилова монастыря в Москве; в 1931 прах перенесён на Новодевичье кладбище.

Соч.: Сочинения, под ред. Н. Тихонравова, 10 изд., т. 1 - 7, М., 1889 - 96; Полн. собр. соч., т. 1-14, М., 1937-52.

Лит.: Белинский В. Г., О Гоголе. Статьи, рецензии, письма, М., 1949; Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников, М. -Л., 1952; Шенрок В. И., Материалы для биографии Н. В. Гоголя, т. 1 - 4, М., 1892-98; Машинский С. И., Гоголь и " дело о вольнодумстве", М., 1959; Н. В. Гоголь в русской критике, М., 1953; Гиппиус В. В., Творческий путь Гоголя, в его кн.: От Пушкина до Блока, М. -Л., 1966; Белый А., Мастерство Гоголя, М. - Л., 1934; Переверзев В. Ф., Творчество Гоголя, 4 изд., Иваново-Вознесенск, 1928; Поспелов Г. Н., Творчество Н. В. Гоголя, М., 1953; Храпченко М. Б., Творчество Гоголя, Зизд., М., 1959; СтепановН. Л., Гоголь. Творческий путь, 2 изд., М., 1959; Гуковский Г. А., Реализм Гоголя, М., 1959; Ермилов В. В., Гений Гоголя, М., 1959; Войтоловская Э. Л., Степанов А. Н., Н. В. Гоголь. Семинарий, Л., 1962; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.-Л., 1962; Морщинер М. С., Пожарский Н. И., Библиография переводов на иностранные языки произведений Н. В. Гоголя, М., 1953. Е. А. Смирнова.

ГОГОЛЬ (Bucephala clangula ), птица подсем. нырков (Nyrocinae ). Дл. тела до 50 см, весит 600-1100 г. Оперение у самцов и самок тёмно-серое; весной у самца чёрное с белым, у основания клюва белые пятна. Распространён в Европе, Азии и Сев. Америке. В СССР - в лесной и частично в лесостепной зонах. Хорошо плавает и ныряет. Питается мелкой рыбой, водными беспозвоночными и семенами водных растений. Обитает на незаросших озёрах и быстрых реках. Прилетает весной, с появлением первых полыней. Гнездится в дуплах, часто высоко над землёй. Откладывает 8-12 яиц. Легко заселяет искусственные дупла, что используется населением для сбора яиц. На зиму улетает; в СССР зимует на южных морях и озёрах; на незамерзающих водоёмах может зимовать даже на севере или высоко в горах. Объект промысла.

Близкий вид - исландский Г. (В. islandica ), обитает в Исландии, Гренландии и Сев. Америке. См. Нырки.

А. И. Иванов.

ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович [5(17 ). 1.1813 - 29.6(11.7 ). 1889], русский философ-идеалист. Проф. Киевской духовной академии (1841-51 ) и Киевского ун-та (1851-86 ). Пытался критически переоценить гегелевскую и др. идеалистич. системы с христ. позиций. Идеализм Г. подвергся резкой критике со стороны русских материалистов 1860-х гг. М. Антонович характеризовал философию Г. как крайний мистицизм. Д. Писарев назвал её " мёртвой доктриной" (см. Соч., т. 1, 1955, с. 124 ). " Философский лексикон" Г. (т. 1-4, 1857- 1873 ) - одна из первых попыток создания в России филос. словаря.

Соч.: О характере философии средних веков, " Современник", 1849, [т. 15], № 6; Философия 17 и 18 веков в сравнении с философией 19 века и отношение той и другой к образованию, в. 1 - 3, К., 1878-84.

Лит.: [Колубовский Я. Н.], Материалы для истории философии в России, " Вопросы философии и психологии", 1890, кн. 4 (прилож. 1); История философии в СССР, т. 3, М., 1968, с. 307-09. Л. А. Коган.

ГОГРА, лев. приток Ганга; см. Гхагхра.

ГОД, промежуток времени, близкий по продолжительности к периоду обращения Земли вокруг Солнца. Уже в древности одной из важных науч. задач, имевших большое практич. значение, было определение продолжительности Г. на основе наблюдения повторяющихся астрономич. явлений. Довольно точные значения Г. были известны в Др. Китае и Др. Египте. Др.-греч. учёный Гиппарх во 2 в. до н. э. определил Г. равным " 365 1/4 дня без 1/300 дня", что отличается от совр. значений Г. лишь на 61/2 мин. Сложность движения Земли вокруг Солнца является причиной существования ряда отличающихся друг от друга понятий Г., применяющихся в разных областях науки и практич. жизни. Звёздный (сидерический ) Г. определяет промежуток времени, в течение к-рого Солнце совершает свой видимый годичный путь по небесной сфере относительно звёзд. Тропический Г.- промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия; соответствует периоду, в течение к-рого на Земле происходит смена времён года - весны, лета, осени, зимы. Аномалистический Г.- промежуток времени между двумя последоват. прохождениями Солнца через перигелий; применяется в небесной механике. Драконический Г. - промежуток времени, по истечении к-рого Солнце возвращается к тому же (восходящему или нисходящему ) узлу лунной орбиты; используется при предвы-числении солнечных и лунных затмений. Юлианский Г. являлся основой юлианского календаря (старого стиля ) (см. Календарь); сейчас иногда применяется в астрономии для счисления больших промежутков времени (юлианское столетие, равное 36 525 сут). Григорианский Г. служит основной единицей в григорианском календаре (новом стиле ). Лунный Г., равный продолжительности 12 (или 13 ) синодич. месяцев, применяется в лунных календарях. Продолжительность Г. см. в табл.

Год Продолжительность в эфемеридных сутках (1950, 0 г.) Изменение за 100 лет в сутках
Звёздный 365, 256360 +0.11*10-6
Тропический 365, 242196 -6, 16*10-6
Аномалистический 365, 259641 +3, 04*10-6
Драконический 346, 620047 +32*10-6
Лунный (в 12 мес) 354, 3670 -2, 4*10-6
Юлианский 365, 25 -
Григорианский (средняя продолжительность) 365, 2425 -

См. также статью Время и литературу при ней. Н. П. Ерпылёв.

ГОДАВАРИ, Годи, река в Индии, на п-ове Индостан. Дл. 1450 км, пл. басс. 290 тыс. к м 2. Берёт начало на вост. склонах Зап. Гат, пересекает в глубокой долине плоскогорье Декан, впадает в Бенгальский зал., образуя значит. дельту. В верх. течении и перед выходом на приморскую равнину порожиста. Высокие уровни летом, когда расходы воды в многоводные годы достигают 40-60 тыс. м3/сек. Для орошения используется главным образом в низовьях (орошаемая площадь около 4 тыс. к м 2 ). Судоходна в ср. течении и в дельте, гл. рукав к-рой - Гаутами-Г.- доступен для больших судов. Ведётся строительство плотин, мощных ГЭС и ирригац. систем. На Г.- г. Раджамандри.

ГОДАР (Godard ) Жан Люк (р. 3.12.1930, Париж ), французский кинорежиссёр, с-ценарист. Один из зачинателей направления, получившего во франц. кино назв. " новая волна". По образованию Этнограф.

В кино начал работать в 1950-е гг. Известность Г. принёс фильм " На последнем дыхании" (1959 ). В фильмах " Маленький солдат" (1960 ), " Жить своей жизнью" (1961 ), " Карабинеры" (1962 ), " Альфавилль" (1965 ), " Пьеро-безумец" (1965 ) и др. режиссёр стремится доказать бессилие и обречённость всякой борьбы отд. личности против капиталистич. общества. Герои Г. (или, по определению теоретиков " новой волны", - антигерои ) отчуждены в бурж. мире, но они отвергают также и социализм, противопоставляя ему своё анархо-индивидуалистич. понимание личной свободы. Ритмически-импульсивный монтаж, частое применение ручной камеры и натурные съёмки, создающие впечатление документальности изображаемых событий, использование приёмов коллажа, заимствованных у модернистской живописи, характеризуют своеобразную стилистику фильмов режиссёра. В конце 1960-х гг. Г. снимает фильмы, в к-рых пытается отразить острые проблемы современности (" Сделано в США", " Китаянка", " Уик энд", " Один плюс один", " Правда", " Ветер с востока" и др. ), но нарочито подчёркнутая двусмысленность идеологич. позиций Г., являющихся выражением типично мелкобурж. анархич. " бунтарства" и смыкающихся в большинстве случаев с прямыми анти-коммунистич. тенденциями, обесценивает социальное и художеств. значение этих попыток.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.