Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Г. Винберг. 42 страница






В 1780 Г. был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795- директор её живописного отделения ); в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый живописец короля. Характер иск-ва Г. резко меняется с нач. 1790-х гг., когда Карл IV в страхе перед событиями Великой франц. революции стал на путь реакции. Жизнеутверждение в творчестве Г. сменяется глубокой неудовлетворённостью, возрастающей до степени трагизма, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков - резкими столкновениями тёмного и светлого, напряжённой монохром-ностью, увлечение Тьеполо - освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта. И хотя Г. ещё создаёт такие произв., как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798 ), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, к-рые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. Особенно привлекает Г. графика: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с исп. просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. X. Кинта-ной ) обостряет неприязнь Г. к феодально-клерикальной Испании. В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. В это время (осень 1792 - зима 1793 ) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте.

В 1790-х-нач. 1800-х гг. исключит. расцвета достигло портретное творчество Г. В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире (портреты: сеньоры Бермудес, Музей изобразит. иск-в, Будапешт; Ф. Байеу, 1796, Прадо; Ф. Савасы Гарсиа, ок. 1805, Нац. гал. иск-ва, Вашингтон), и му-жеств. противостояние, даже вызов окружающему (" Ла Тирана", 1799, АХ, Мадрид; портреты - доктора Пераля, 1796, Нац. гал., Лондон, Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок. 1806, Нац. гал., Лондон). Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, к-рые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в " Семье короля Карла IV" (1800, Прадо ) или почувствовать таинственную притягательность женщины в " Махе одетой" и " Махе обнажённой" (обе - ок. 1802, Прадо). Программно-заострённым воплощением настроений Г. явилась первая большая серия офортов " Капричос" (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в нач. 1799), в к-рой в гротескно-трагич. форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политич. и духовных основ исп. чстарого порядка". " Капричос" -творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художеств. выражение века Просвещения и Великой франц. революции. Вместе с тем это произв. наряду с " Фаустом" Гёте вдохновляло творч. искания последующих поколений, начиная с романтиков. Их привлекали в Г. острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя к-рых он отвергал абстрактно " правильное" и " разумное". Г. первым из художников противополагает безличному классицистич. рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения. Невиданно конкретным историзмом, подлинно нар. энергией и страстью личного переживания пронизаны картины " Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" и " Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (обе ок. 1814, Прадо). В отличие от зрелищно построенных историч. картин романтиков, оба эти произв. Г. более всего потрясают абсолютной правдой поведения всех действующих лиц и той широтой мировоззрения, к-рая позволяет художнику быть одновременно исп. патриотом, призывающим к борьбе с завоевателями, и гуманистом, восстающим против войны как акта бесчеловечности. Своеобразным философско-историч. осмыслением судьбы народа в трагич. эпоху жизни Испании явились офорты " Бедствия войны" (82 листа; 1810-20, изд. в 1863 в Мадриде), исполненные б. ч. в период народно-освободит. войн против наполеоновского нашествия и первой исп. революции (1808-14). Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Г., он жил в одиночестве в загородном доме (" Кинта дель Сордо", т.е. " Дом Глухого"), стены к-рого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо ). Здесь воплотились созвучные " Капричос" идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени (" Сатурн" ) и освободит. энергии юности (" Юдифь" ). Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов " Диспаратес" (22 листа; 1820-23, изданы в 1863 в Мадриде под названием " Пословицы" ). Но и в самых мрачных видениях Г. давящая тьма не может остановить движение, к-рое для него, как и для революц. романтиков, - самое мощное проявление развития жизни. Движение становится ритмич. лейтмотивом в " Похоронах сардинки" (ок. 1814, Прадо ), в серии офортов " Тавромахия" (1815, изданы в 1816 в Мадриде ), в алтарной картине " Моление о чаше" (1819, духовное уч-ще Сан-Антонио, Мадрид ) и в знаменитых " Кузнецах" (1819, собр. X. Фрика, Нью-Йорк ). Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах " Водоноска" (1810, Музей изобразит. иск-в, Будапешт ) и " Махи на балконе" (ок. 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк ). Человечность и мудрость Г. находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо ), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей ), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур ).

Последние четыре года жизни Г. провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия " Бордоские быки", 1826 ), создаёт полную оптимизма картину " Молочница из Бордо" (1827-28, Прадо ). К этому времени влияние Г. на художеств. культуру начинает приобретать общеевроп. значение.

Илл. см. на вклейке к стр. 24-25.

Лит.: Левина И. М., Гойя, Л. -М., 1958; Прокофьев В. Н., " Капричос" Гойи, М., 1970; Mayer A., Francisco de Goya, Munch., 1923; К1ingender F. D., Goya in the democratic tradition, L., 1948, 2 ed., N. Y., 1968; Sanсhez Canton F. J., Vida у obras de Goya, Madrid, 1951; Holland V., Goya. A pictorial biography, L., 1961; Harris Т., Goya. Engravings and litographs, v. 1 - 2, Oxf., [1964]; Wyndham Lewis D. В., The world of Goya. L., 1968; Gudiol J. Goya, L.-N. Y., 1969; Goya. Konigliche Gemaldegalerie " Mauritshuis". [Katalog, Haag, 1970] (библ.). В. Н. Прокофьев.

ГОККО, краксы (Cracidae), сем. птиц отряда куриных (Galliformes). Размеры крупные или средние. Ноги сильные; хвост закруглённый, длинный; крылья короткие; у нек-рых Г. на голове гребневидный хохол; клюв иногда у основания вздутый. 44 вида. Обитают в лесах. Б. ч. времени проводят на деревьях; здесь же строят гнёзда; в кладке 2-3 белых яйца. Питаются насекомыми и плодами. Распространены в Америке, от Мексики до Сев. Аргентины. Среди Г. хорошо известен хохлатый Г. (Crax alector); самцы сине-чёрные с белым брюшком, у самок брюшко рыжеватое. Дл. тела 95 с м. Г.- объект охоты.

ГОКЛА (ум. в кон. 1669 или 1670), руководитель антимогольского крест. восстания джатов в 1669 в Сев. Индии. Под руководством Г. джаты одержали ряд побед над войсками военачальников Аурангзеба. Попал в плен к Моголам и был казнён.

ГОКХАЛЕ Гопал Кришна (9.5.1866, Колхапур, Махараштра, -19.2.1915, Пуна), деятель нац.-освободит. движения Индии в кон. 19 - нач. 20 вв. Один из ведущих лидеров умеренного крыла Индийского национального конгресса (ИНК). В 1884 окончил Элфинстонский колледж в Бомбее. До 1902-проф. истории и политич. экономии в одном из колледжей Пуны.

Возглавлял " Об-во граждан Пуны" - орг-цию умеренного крыла националистов в Махараштре. С 1889 чл. ИНК. В 1899 стал чл. Законодательного совета Бомбея, в 1902 - Центр. законодательного совета при англ. вице-короле в Индии. В 1905 избирался президентом ИНК. В 1905 основатель и в 1905-15 лидер " Об-ва слуг Индии", выступавшего за социально-бытовые реформы. Т. Ф. Девяткина.

ГОКЧА (тюрк. гёк-чай - синяя вода ), прежнее название озера Севан в Арм. ССР.

ГОЛА, гула, народ, живущий в зап. части Либерии, между pp. Сент-Пол и Мано, а также в пограничных р-нах Сьерра-Леоне. Численность в Либерии св. 150 тыс. чел., в Сьерра-Леоне св. 10 тыс. чел. (1967, оценка ). Г. подразделяются на племена: денггола, толди, мана, Гобла и др. Язык относится к зап.-бантоидной группе. Большинство Г. сохраняет древние традиц. верования, небольшая часть - мусульмане. Осн. занятия - земледелие (рис, маниок ), сбор плодов масличной пальмы и бананов.

ГОЛАВЛЬ, головль, головень (Leuciscus cephalus ), пресноводная рыба сем. карповых (Cyprinidae ). Дл. тела до 80 см, весит до 8 кг. Голова толстая (отсюда назв. ), лоб широкий и плоский, чешуя довольно крупная. Г. распространён во мн. реках Европы и Передней Азии. Образует ряд подвидов. Нерест в начале мая. Плодовитость св. 100 тыс. икринок. Предмет спортивного рыболовства.

ГОЛАН (Holan ) Владимир (р. 16.9. 1905, Прага ), чешский поэт. Выступил в сер. 20-х гг. В первых стихах ощутимо влияние авангардистского течения поэтизма. Сб-ки нач. 30-х гг. отражают трагич. восприятие действительности. В сб. " Камень, ты придёшь..." (1937 ) выражены протест против нищеты и сочувствие исп. антифашистам. В сб-ках " Сентябрь 1938" (1938 ), " Песня трёх королей" (1939, опубл. 1946 ), " Сон" (1939 ) в причудливо-фантастич. образах Г. передаёт ужас нем.-фаш. оккупации. В стихах и поэмах 40-х гг. усиливается эпич. элемент. В поэмах и стихотв. циклах " Благодарность Советскому Союзу" (1945 ), " Красноармейцы" (1947 ) связь поэзии с реальностью более непосредственна. В 50- 60-е гг. Г. создал поэмы " Бегство", " Зузана в ванне", цикл стихов " Моцар-тианак В 50-60-е гг. в творчестве Г. преобладает жанр филос. лирики. Переводит произв. Р. М. Рильке, Ш. Вильдрака, М. Ю. Лермонтова, исп. и арм. поэзию.

Соч.: Sebrane spisy, sv. 1, 2, 9, 11, Praha, 1965-68; в рус. пер., в кн.: Антология чешской поэзии, т. 3, М., 1959.

Лит.: Brabec J., Holan, в кн.: Jak cist poezii, Praha, 1963. Л. Я. Будагова.

ГОЛАРКТИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ, Голapктика (от греч. holos - весь и arktikos - северный ), флористич. и зоогеографич. область суши. Для растений и животных границы Г. о. не совпадают.

Голарктическая флористическая область (или флористическое царство) занимает внетропич. часть Сев. полушария; юж. граница её проходит примерно вдоль тропика Рака; граничит с Неотропической областью и Палеотропической областью. На долю Г. о. приходится почти половина суши, а за вычетом пространств, покрытых материковыми ледниковыми щитами, даже несколько больше половины площади, доступной для произрастания наземных растений. Флоры Г. о. складывались в позд-немеловое - палеогеновое время, но подвергались преобразованию в связи с общим охлаждением внетропич. пространств и развитием контрастного рельефа земной поверхности начиная с конца палеогена. В неогене и плейстоцене сложились осн. особенности флор более сев. частей Голарктики. Древние черты флор в значит. степени сохранились в юж. её частях, (в особенности в Вост. Азии и, отчасти, в Сев. Америке). В раннем палеогене климат юж. окраин Г. о. был почти тропическим, однако местами значит. сезонные колебания темп-ры определили раннее развитие мезофильных листопадных древесных пород, к-рые в сочетании с относительно теплолюбивыми хвойными и при незначительном присутствии вечнозелёных лиственных деревьев составили основу арктотретичной флоры. Между флорами всех областей Голарктики улавливаются генетич. связи, обусловленные меньшей в минувшие геол. эпохи дифференциацией физико-географич. условий, более тесными контактами между флорами отд. частей Голарктики и существованием в прошлом океана Тетис, отграничивавшего голарктич. сушу от тропич. материковых пространств.

Для юж. частей совр. Г. о. характерны большее видовое и, отчасти, родовое богатство флор и своеобразие видового состава, чем для северных. Наиболее богаты флоры Вост. Азии, Ю.-В. Сев. Америки, Калифорнии, Средиземноморья; в СССР - флоры Закавказья. Бедны флоры Арктики, пустынь Сахары, Сирийской, Турана и Центр. Азии. Флоры гористых частей выделяются резкой пространств. дифференцированностью их состава.

Для флор Г. о. характерны сем. сложноцветных, злаков, осоковых, бобовых, лютиковых, лилейных, крестоцветных, гвоздичных, розоцветных, зонтичных, норичниковых, губоцветных и др. Ни одно из этих семейств, однако, не эндемично. Из древесных растений характерны представители сем. берёзовых, ивовых, ореховых, розоцветных и др., из хвойных - таксодиевые (в основном древние - реликтовые - роды с узко ограниченным совр. распространением ) и особенно сосновые, из к-рых лишь единичные виды проникают в смежные с Г. о. районы. Ограниченно представлены ароидные, орхидные (только наземные формы ), молочайные, мареновые, пальмы и миртовые (только вблизи юж. окраины ). Умеренно представлены (относительно богато на В. Азии и в др. влажных, умеренно тёплых областях ) папоротники. Роль плаунов и хвощей (как и везде немногочисленных ) относительно выше, чем во мн. тропич. флорах. Удельный вес мхов и лишайников возрастает (исключая аридные области ) по мере продвижения с Ю. на С. Грибы представлены значит. числом видов во всех достаточно увлажнённых частях Голарктики.

Г. о. (или царство ) подразделяют на ряд флористич. подобластей (или областей ). В пределах Старого Света можно выделить подобласти (или области ): Средиземноморскую, Среднеевропейскую, Центр.-азиатскую, Вост.-Азиатскую, Бореальную и Арктическую; последние две охватывают и север Сев. Америки, более юж. части к-рой разделяются на 2-3 самостоят. подобласти. Возможны и другие, в т. ч. более дробные (с выделением до 15 и более подобластей ), подразделения. Каждой подобласти свойствен более устойчивый, чем Голарктике в целом, набор систематич. групп растений и соотношений между ними, наличие эндемичных родов (мало в Арктич., Бореальной, Среднеевроп. областях и много в Вост.-Азиатской, Средиземноморской ). Существеннейшие черты флор юж. областей сложились в своей основе раньше, чем более молодые флоры умеренного пояса и особенно сев. частей Г. о. Сравнительно недавние преобразования флор характерны также для пространств засушливых или испытавших значит. поднятие во время альпийской складчатости и после неё, а также испытавших в антропогене интенсивное оледенение. См. также Флористические области земного шара.

Лит.: Дильс Л., Ботаническая география, П., 1916; Павлов Н. В.. Ботаническая география СССР, А.-А., 1948; его же. Ботаническая география зарубежных стран, ч. 1 - 2, М., 1965; Алёхин В. В., Кудряшов Л. В., Говорухин В. С., География растений с основами ботаники.. 2 изд., М., 1961.

В. С. Говорухин, А. И. Толмачёв.

Голарктическая зоогеографическая область занимает б. ч. Сев. полушария - Сев. Америку (включая арктич. архипелаг и Гренландию на С. и Мексиканское нагорье на Ю. ), всю Европу, Сев. Африку и Азию (исключая Индию и Индокитай ). Юж. граница Г. о. совпадает с сев. границей Неотропической, Эфиопской и Индо-Малайской (Восточной ) областей. Г. о., составляющая б. ч. Арктогеи, была выделена в 1882 амер. зоологом А. Гейлприном. До этого зоогеографы относили эту территорию к двум отд. областям - Неарктической (для Америки ) и Палеарктической (для Евразии и Сев. Африки ), к-рые теперь принято считать отделами Г. о. Представление о единой Г. о. основано на детальном изучении состава и размещения не только современной фауны Сев. Америки и Евразии, но и ископаемых форм. Для решения вопроса о единстве Г. о. существенна разработка учения о политипич. биологич. виде и перестройка системы мн. групп животного мира, в т. ч. млекопитающих. В результате обнаружилось, что мн. обитатели Евразии и Америки, к-рые считались хотя и близкими, но разными видами, принадлежат к одному виду, что свидетельствует о сходстве, а не различии фаун.

Фауна Г. о., несмотря на занятую ею большую территорию и разнообразие природных условий (от пустынь и тундр Арктики до влажных субтропиков и тропиков ), относительно бедна как по абс. числу видов, так и по числу эндемичных групп. Из млекопитающих эндемичны только семейства бобров (2 вида ), горных " бобров" (1 вид ), кротов и тушканчиков; из птиц - тетеревиные и гагары (чистиковые относятся к морской фауне ); 4 сем. хвостатых земноводных; из рыб - осетровые, лососёвые, щуковые, умбровые, колюшковые и нек-рые др. Бедность фауны Г. о. объясняется тем, что значит. часть её территории лежит в высоких широтах, а также относит. молодостью фауны б. ч. территории - кли-матич. потрясения ледникового времени охватили всю сев. часть Г. о. Общность фауны Неарктич. и Палеарктич. отделов Г. о., ныне полностью разобщённых, объясняется, не говоря о значит. сходстве в климатич. и ландшафтных условиях (зональность ), тем, что в плиоцене и четвертичном периоде возникали широкие сухопутные соединения между Аляской и Чукотским п-овом и к С. от них (Бе-рингия, или Берингийский материковый " мост" ), по к-рым в обоих направлениях шли интенсивные миграции животных. Так, из Евразии в Америку мигрировали горные бараны, лоси, олени, бурый медведь и др., а также вымершие там мамонт, як, сайгак и нек-рые др. Из Сев. Америки расселились в Евразию сев. олень, овцебык и др.

Для фауны Г. о. характерны следующие гл. черты: 1 ) в каждой части области фауна на крайнем севере очень бедна и однообразна и становится богаче и разнообразнее к Ю., где при благоприятных природных условиях (вне пустынь и высоких гор ) может быть довольно богата. Это объясняется как суровостью совр. условий и однообразием ландшафтов на С. и указанными историч. причинами, так и проникновением в юж. части Г. о. мн. видов из соседних тропич. областей. Кроме того, здесь частью в т. н. ледниковых убежищах (рефугиях ) сохраняется нек-рое кол-во элементов оттеснённой сюда доледниковой (третичной) фауны. 2) Общность фауны Г. о. сильнее всего выражена на С. и уменьшается к Ю. Фауна тундровой зоны Евразии и Америки почти не имеет различий, черты общности хорошо выражены и в лесной (особенно таёжной) зоне. В юж. частях Г. о. сходство фаун Сев. Америки и Евразии значительно слабее. Сильно различаются фауны отд. частей юга Г. о. не только на разных материках, но и на одном: на Ю. Палеарктики выделяют три подобласти, на Ю. Неарктики - две. 3) Хотя ряд видов имеет в Г. о. очень широкое распространение как в Евразии, так и в Сев. Америке (волк, лиса, лось, горностай, ястребиная сова и др.), более резко выражено сходство фаун Сев.-Вост. Сибири, Аляски и сев.-зап. части Сев. Америки, теснее связанных с существовавшей ранее Берингийской сушей.

Г. о. обычно подразделяют на 7 подобластей: Арктическую, Циркумбореаль-ную, Средиземноморскую, Центр.-азиатскую, Китайско-Гималайскую, Зап.-Американскую и Вост. -Американскую (см. карту при ст. Зоогеографическое районирование). Илл. см. на вклейке, т. 6, стр. 601.

Лит.: Гептнер В. Г., Общая зоогеография, М. -Л., 1936; Бобринский Н. А., География животных (Курс зоогеографии), М., 1951; Дарлингтон Ф. Д ж., Зоогеография, пер. с англ., М., 1966; Reini g W. P., Die Holarktis, Jena, 1937.

В. Г. Гептнер.

ГОЛАЯ ПРИСТАНЬ, город (с 1958), центр Голопристанского р-на Херсонской обл. УССР, в 12 км к Ю.-З. от Херсона. Пристань на р. Конка (рукав Днепра). 13, 6 тыс. жит. (1970). Заводы: " Коммунар" (выпускающий швейные изделия, спорт. лодки и др.), маслодельный, по произ-ву камышитовых плит. Музей Черноморского государственного заповедника АН УССР. На окраине города - грязевой приморский курорт Гопри.

ГОЛБРЕЙТ, Галбрейт, Гэлбрейт (Galbraith) Джон Кеннет (р. 15. 10.1908, Онтарио, Канада), американский экономист, доктор философии (1934). Окончил ун-т в Торонто в 1931. В 1931-42 преподавал в ряде амер. ун-тов. В 1943-48 редактор журн. " Форчун" (" Fortune"). С 1949 проф. Гарвардского ун-та. Автор работ по различным аспектам совр. капитализма. Сторонник гос. вмешательства в экономику. Выдвинул теорию " уравновешивающей силы", в качестве к-рой будто бы выступает гос-во, содействующее созданию равновесия между спросом и предложением путём регулирования деятельности монополий. Стремясь опровергнуть марксистскую теорию накопления и обнищания, пытается доказать социальное перерождение капитализма, превращающегося якобы в результате технич. развития в новое общество изобилия - " индустриальное общество". Г. выступает в поддержку теории конвергенции двух систем- капиталистической и социалистической (см. Конвергенции теория). Сторонник мирного сосуществования двух систем, противник войны во Вьетнаме. Возглавляет Амер. к-т демократич. действий (с 1967).

Соч.: American capitalism. The concept of countervailing power, Boston, 1952; The affluent society, Camb., 1958, 2 ed., Har-mondsworth, 1968; Economic development, Camb., 1963; The new industrial state, Boston, 1967; в рус. пер. - Новое индустриальное общество, М., 1969.

Лит.: Козлова К.. " Новое индустриальное общество" Джона Гэлбрейта, " Мировая экономика и международные отношения", 1968, № 1. В. Г. Сарычев.

ГОЛГОФА (греч. Golgotha, от арамейск. гулгута, букв. - череп), холм в окрестностях Иерусалима, на к-ром, по христ. преданию, был распят Иисус Христос. Расположение Г. точно не установлено. Слово " Г." употребляется иногда как символ подвижничества и нравственных страданий (" взойти на Г.").

ГОЛД (Gold) Майкл (псевд.; наст. имя и фам. Ирвинг Гранич, Granich) (12.4.1894, Ист-Сайд, Нью-Йорк, -15.5. 1967, Сан-Франциско), американский писатель, публицист, критик. Род. в эмигрантской евр. семье. С 1914 участник социалистического, с 1919- коммунистич, движения в США. Был сотрудником, затем редактором журн. " Нью массес" - " New Masses" (см. " Ме й кс трим "). В программной статье " Навстречу пролетарской литературе" (1921) формулирует задачи нового революционного искусства. Тема сб. рассказов и стихов " 120 миллионов" (1929, рус. пер. 1930 ) - пробуждение классового сознания людей труда. Автобиографический роман " Евреи без денег" (1930; в рус. пер.- " Еврейская беднота", 1931 ) рисует жизнь бедняков Ист-Сайда. Г.- автор сб. статей " Изменим мир! " (1936 ), ист. драмы " Боевой гимн" (1936, совм. с М. Блэнкфортом; в рус. пер.- " Джон Броун", 1937 ), воспевающей борца за освобождение негров. В сб. статей " Полые люди" (1941 ) Г. осуждал ренегатов прогрессивного движения и декадентов. В 1952 опубликовал цикл стихов " Весна в Бронксе".

Соч.: The Mike Gold reader, N. Y., 1954; в рус. пер.: Проклятый агитатор, М., 1925.

Лит.: Кармон У., Майкл Голд и " Нью-Мэссес" 1911 - 1916-1941, " Интернациональная лит-ра", 1941, №5; Lawson J. H., The stature of Michael Gold, " Political Affairs", 1967, June, N° 6, p. 10 - 14. Б. А. Гиленсон.

ГОЛДИН Николай Васильевич [р. 7(20 ). 3.1910, г. Гришино, ныне Красноармейск Донецкой обл.], советский гос. деятель. Чл. КПСС с 1929. Род. в семье железнодорожника. Трудовую деятельность начал в 1924 слесарем ж.-д. депо. В 1937 окончил Харьковский электромеханич. ин-т. В 1937-39 прораб, инженер в тресте " Электромонтаж" в Харькове. С 1939 на руководящей работе в строительстве; в 1950-53 зам. мин. строительства предприятий тяжёлой индустрии СССР, в 1953-54 зам. мин. строительства СССР, в 1954-57 зам. мин. строительства предприятий металлургич. и химич. пром-сти СССР. В 1957-58 зам. пред. Кемеровского совнархоза. В 1958-61 гл. инженер строительства Бхилайского металлургич. комбината в Индии. В 1965-67 зам. мин. монтажных и спец. строительных работ СССР. С февр. 1967 мин. строительства предприятий тяжёлой индустрии СССР. На 24-м съезде партии (1971 ) избран чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 7-8-го созывов. Пред. Об-ва сов.-инд. культурных связей (с 1970). Гос. пр. СССР (1949). Награждён 4 орденами Ленина, 6 др. орденами, а также медалями.

ГОЛДИНГ (Golding) Уильям Джералд (р. 19.9.1911, графство Корнуолл), английский писатель. Окончил Оксфордский ун-т (1935). Во время 2-й мировой войны 1939-45 служил в брит. флоте. В 1945-61 работал учителем. Широкую известность получил первый роман Г. " Повелитель мух" (1954, рус. пер. 1969), где на примере исключит. ситуации - злоключения мальчиков на необитаемом острове - вскрываются опасные тенденции совр. цивилизации, могущие привести к фашизму и войне. Острота морально-этич. проблематики характерна и для последующих филос. романов Г.- " Наследники" (1955), " Свободное падение" (1959), " Шпиль" (1964, рус. пер. 1968) и др. Реалистичность в описании действительности сочетается у Г. с символикой, вырастающей из сюжета его романов, тяготеющих к филос. обобщениям, к-рые, однако, выражаются в образной форме, а не дидактически.

Соч.: Pincher Martin, L., 1956; The pyramid, L., 1967.

Лит.: Ивашева В. В., Английская литература XX в., М., 1967; Елистратова А. А., Уильям Голдинг и его роман " Шпиль", в кн.: Зарубежные литературы и современность, в. 1, М-, 1970; Аллен У., Традиция и мечта, М., 1970; Кinkead-Weekes M., Oregоr I., W. Golding. A critical study, L., [1967]. М. М. Зинде.

ГОЛДОВСКИЙ Евсей Михайлович [7(20 ). 1.1903, Никополь, -27.11.1971, Москва], советский учёный, изобретатель, засл. деят. науки и техники РСФСР (1947 ), доктор технич. наук (1939 ). В 1924-30 работал в Гос. техникуме кинематографии, в 1930-32 - на кинофабрике " Союзкино". С 1932 науч. сотрудник Всесоюзного н.-и. кинофотоинститута (НИКФИ). Руководил разработкой теории совр. процессов кинотехники, системы оборудования для освещения киностудий, техники узкоплёночной кинематографии. Разрабатывал сов. системы широкоэкранного кинематографа, трёхплёночного панорамного кинематографа, широкоформатной киноаппаратуры для съёмок и демонстрации фильмов на 70- мм киноплёнке и др., а также методы проектирования зрительных залов кинотеатров. Автор науч. работ и книг (ок. 80) по вопросам кинотехники. С 1930 преподаёт во ВГИКе (профессор с 1935). Награждён 5 орденами, а также медалями.

Соч.: Светотехника киносъёмки, М., 1944; Проблемы кинопроекции, М., 1955; Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа, М., 1958; Принципы широкоформатного кинематографа, М., 1962; Основы кинотехники, М., 1965; Очерки истории кинопроекционной техники, М., 1969.

ГОЛДСМИТ (Goldsmith ) Оливер (10.11. 1728,

дер. Паллас, Ирландия, -4.4.1774, Лондон ), английский писатель. Сын священника. Окончил Дублинский ун-т (1749 ). Автор " Исследования о современном состоянии словесности в Европе" (1759 ), компилятивных историй Др. Греции и Рима, серии сатирич., социально-бытовых очерков " Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке" (1762 ). Известность приобрела поэма " Путешественник" (1765 ). Комедии Г. " Добрячок" (1768, рус. пер. 1955 ) и " Ночь ошибок, или Унижение паче гордости" (1773, рус. пер. 1899, 1954 ), а также трактат " Опыт о театре, или Сравнение весёлой и сентиментальной комедии" (1773 ) противостояли сентиментально-нравоучительной комедии. Лучшие произв. Г.- поэма " Покинутая деревня" (1770, рус. пер. 1902 ), о разорении деревни в результате аграрного переворота, и роман в духе сентиментализма " Векфильдский священник" (1766, рус. пер. 1786, 1959 ), посвящённый истории семьи сел. пастора, преследуемой помещиком. Критика бурж. отношений у Г. сочетается с идеализацией патриархального уклада.

Соч.: Works, v. 1-10, L., 1908; Selected works, L., 1950.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. -Л., 1945, с. 510-23; Лозовский А. И., Аграрный переворот в Англии середины XVIII столетия и творчество Гольдсмита, " Уч. зап. Краснодарского педагогического ин-та", 1957, в. 21-а; Раden W. D., Hyder С. К., A concordance to the poems of Oliver Goldsmith, L., 1940; Кirk С. М., Oliver Goldsmith, N. Y., [1967] (библ. с. 195-97); Hopkins R. H., The true genius of Oliver Goldsmith, Bait., [1969]. Ю. И. Кагарлицкий.

ГОЛДСМИТ (Goldsmith ) Реймонд Уильям (p. 23.12.1904, Брюссель ), американский бурж. экономист. Проф. Йельского ун-та (с 1960 ). Автор трудов, посвящённых банковской системе США, статистике финансов, исчислению нац. богатства США, анализу платёжного баланса страны, проблемам инвестирования и вывоза капитала. Работы Г. служат апологетике капитализма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.