Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода - это состояние души, взорвавшей стереотип.






Значит, свобода - процесс.

Третий источник энергии - это открывшаяся нам новая информация. Когда волна чувств схлынула (это происходит по мере того, как чувства превращались в мысли, которые, как вы понимаете, суть стереотипы - ими мы помечаем, ограждаем свою новую территорию), мы получаем возможность осознать новую информацию. А поскольку эту информацию создали мы сами, она обладает для нас колоссальной энергией - вот откуда третья энергетическая волна!

Если поглядеть на этот процесс со стороны - происходит переживание последействия вдохновения; как бы хвост кометы, ядром которой была свобода. Но внутри это переживается как покой. Нам комфортно; наша энергия уравновешена с нашей территорией - ломать стереотипы, искать что-то вне нет потребности. Но для сохранения комфорта нужно куда-то девать энергию новой информации. Самое простое и самое приятное - навести порядок в своем хозяйстве. Эти действия поглотят весь избыток энергии - значит, комфорт сохранится. И все время, пока длится этот процесс, мы счастливы, переживая покой.

Покой - это состояние души, созидающей свою гармонию.

Счастье, свобода и покой - это не три отдельных процесса, это три составляющих одного процесса, который рождается счастьем, формируется в свободу и завершается покоем.

Обычно, когда мы говорим об этом, находятся сообразительные слушатели, которые спешат «развить» наши мысли, либо - как минимум - посеять сомнения. Иначе говоря, пытаются доказать, что это не закон. Они рассуждают так: если это целостность, то процесс не обязательно должен начинаться со счастья; почему бы не с покоя? - из которого родится счастье, а состояние свободы все завершит? или почему не со свободы? - а потом покой, и счастье - как финальная призовая морковка.

На первый взгляд - достойная размышлений реплика; по сути - сотрясение воздухов, игра в слова.

Пожалуйста, поразмышляйте над такой простой штукой: чтобы задавать вопрос, человек должен заработать это право. Заработать своею душой, трудом своей души. Он должен пережить ситуацию, которая вызывает у него вопрос, он должен разглядеть в ней задачу либо проблему - должен постараться решить ее, - и лишь затем, имея за плечами немалый труд души, он получает право спросить. Иначе это будет всего лишь любопытством, досужей погоней за информацией, которая окажется не зерном, упавшим в подготовленную почву, а информационным шумом.

Но вопрос задан (он подсказан здравым смыслом); как же мы на него отвечаем?

Самое главное: вы читали нас невнимательно. Внимательный читатель понял, что все три состояния - это последействие, только последействие, только - результат вдохновения, 1) когда решаемая задача или проблема равновелика вашей душе и потому для своего решения требует вас всего, причем к вам предъявляются жесточайшие требования, 2) ваша ЭПК должна быть гармонична, а 3) энергопотенциал - оптимален.

Если же состояния покоя или свободы или счастья возникают сами по себе и в произвольном порядке - это всего лишь эрзацы, (покой как продукт медитации или дремотного расслабления после захода в баньку; свобода как реакция на алкогольное или наркотическое воздействие, либо еще проще: «никому не должен, все есть, а завтра только от меня зависит»; счастье как ощущение прущей изнутри силы, беспричинная эйфория: «как прекрасен этот мир!..») которые рождаются - напоминаем - в результате снятия напряжения.

***

Только теперь мы можем ответить на третий вопрос: в каких емкостях аккумулируется избыточный энергопотенциал, заработанный во время процесса переживания счастья?

Это исключительно важный вопрос. Ведь если не аккумулировать энергию счастья, она прогорит - и останется лишь информационным - энергетически нейтральным - следом в памяти. С эрзацем счастья именно так и происходит. С истинным счастьем - никогда.

Оно заполняет три емкости:

1. Аккумулируется в фокусе вершины энергетической волны.

2. В новой территории, которую мы покорили (в сработанном предмете).

3. В структуре нашей души.

И если энергетическую волну неразумными тратами можно погасить, если, упав до состояния раба, можно позабыть весь мир, в котором жил, то способность решать задачи (структура души) не подвластна никаким внешним воздействиям. И времени - тоже. Именно поэтому - как бы жизнь ни раздавила созидателя, как бы ни размазала его - он никогда не может быть побежден. Чтобы его поднять - не нужно специально накачивать его энергией. Хватило бы сил чуть приподнять веко - и разглядеть дискомфорт. Разглядеть задачу! - вот его палочка-выручалочка. Сперва самую маленькую: хлоп - прибил. Ничего, что мала: путь в десять тысяч километров начинается с первого шага. Со второй задачей будет легче - ведь уже стронулся, уже инерция есть. И вот уровень энергопотенциала начинает расти, волна - до сих пор еле пульсировавшая - образовалась и стала подниматься, стала расправлять былую емкость. Теперь человеку проще, чем когда-то, когда он лишь сверхусилиями увеличивал синусоиду. Повторять те усилия придется, но лишь после того, как он восстановит энергопотенциал до прежних величин и синусоида станет поддаваться только мощному созидательному действию. На какой территории? - На всем необозримом пространстве его души.

Почему в главе, в которой вы должны были получить общее представление о психомоторике, так подробно рассматриваются процессы духовности, счастья, свободы, покоя?..

Потому что они - действенные выражения человеческой души, а душа - это тело психомоторики, ее незримая глазу сущность.

Душа немыслима без энергопотенциала, потому что без энергопотенциала ее просто нет (чувство нечем наполнить, память нечем оживить, совесть нечем очертить).

Душа немыслима без критичности, потому что именно критичность превращает говорящее животное в человека, а значит и пробуждает в душе потребность творить. А теперь по существу этой главы...

Душа немыслима без моторики, потому что именно с нее - с моторики - с движения! - начинается то, что мы привыкли называть движением души.

Движением фиксируется чувство, движением раскрывается память, движением пробуждается совесть.

Духовность, счастье, свобода, покой - это вершины человеческой жизни.

Они достижимы лишь огромным мудрым трудом, огромным терпением и самоограничением. Но они стоят этой цены, потому что даже однажды побывав на этих вершинах, человек осознает: не зря жил. Как же было не показать эти вершины? Ведь теперь вы знаете, куда мы вас ведем.

Остальной текст - будет описанием маршрута к этим вершинам. Но почему они встали на горизонте не раньше, не потом, а именно теперь?

Потому что они проявляются и выражают себя через психомоторику. Потому что теперь вы будете изучать психомоторику не ради ее самой (что интересно только специалистам), а ради шанса овладеть духовностью и пережить счастье, свободу и покой.

Человек отделен от животного - как пропастью - качеством ЭПК. Животное закрыто средой. Оно уравновешено со средой. Поэтому пространство дозволенного, в котором существует его ЭПК, находится в границах комфорта. Животное может быть сколь угодно сильным, его зрение может не уступать лучшим оптическим приборам, его обоняние может быть недостижимо утонченным для любых технических средств, - но его ЭПК при этом останется в скромных пределах, отмеренных ему природой. И никаким насилием, никакой тренировкой вы не заставите животное эти пределы превзойти.

Мало сказать: животное неотделимо от среды. Животное - это сама среда; это - часть ее, только часть движущаяся.

Для развития ЭПК человека - в принципе - пределов нет. Человек открыт природе - логосу и ноосфере, - и поэтому может поднять и унести столько, сколько хватит сил у его души. (Кстати, мудрец предпочитает жить налегке.)

Логос - это не сама природа, а ее закон. Закон, которым природа живет. Закон, который не имеет ни начала, ни конца; закон, который одинаково успешно работает и в целом, и в любой частности. Мы соприкасаемся с логосом на ничтожно малом отрезке, и каждое такое соприкосновение фиксируем словом. До слова контакт с логосом бесформен; мы находимся в логосе - но не ощущаем его. Чтобы произошел контакт - требуется усилие. Колоссальное усилие, соединяющее две сущности - нашу и логоса. В момент - и в точке - соединения возникает свет, тьма на миг расступается, и человек фиксирует то, что успел разглядеть, как вы уже знаете, словом.

Логос - это закон, упорядочивающий энергопотенциал природы.

Где же находится логос?

В душе каждого из нас.

Все есть во всем; вот почему - познавая себя - мы познаем логос - верховный закон природы.

А что же ноосфера?

Это - уже познанный, освоенный, культивированный логос. Культурная оболочка Земли. Сущность ноосферы - энергетическая. Это энергия, доступная любому человеку - разумеется, в зависимости от его развития. Значит, эта энергия заключена в гармонические формы, которые хранят неустаревающую (прежде говорили - нетленную) информацию. Почему неустаревающую? Потому что это информация о логосе - истинном законе природы.

Следовательно, выходят на контакт с логосом - и культивируют его энергию - только гении, которые в те редкие минуты, когда они работают как гении (на высочайшем взлете энергетической волны), вступают с факелом вдохновения в непознанное, и всему, что успеют разглядеть, дают имя.

Энергией ноосферы пользуются все:

раб - чтобы строить раковину,

потребитель - чтобы получать удовольствие,

созидатель - чтобы заряжаться.

Значит, раб берет из ноосферы стереотипы, потребитель - гармонии, созидатель - задачи.

Вывод: человек находится между логосом и ноосферой. Он собирает на ниве логоса (работа гения) и укладывает в кладовой ноосферы, благодаря чему культура - в отличие от человека - практически бессмертна.

Как вы наверное обратили внимание, ваше представление о психомоторике (если вы познакомились с нею только в этой книге) все время меняется. Словно предмет медленно поворачивается, показывая все новые свои грани. Или - раскрывается как цветок, разворачивая и являя взору все новые свои лепестки.

Точкой отсчета - напомним - была простейшая трактовка психомоторики как механизма превращения движений души в движения тела - и наоборот. Это верно для клетки, для живой ткани, даже для целого органа. Но едва мы доходим до тела, о котором можем сказать: «се - человек», - как становится ясно, что на эту ступеньку так просто нам не шагнуть. Отчего так - вы помните: здесь возникает человеческая душа, которая - не новая ступень, она - новое качество живой природы. Потому- то мы и твердили, что психомоторика человека - это не механизм человеческого тела, а орган человека.

Чтобы вам было проще разобраться с этой исключительно трудной для понимания идеей, проведем параллель с животными. Различие - в качестве души.

Напомним: человеческая душа - это единство чувств, памяти и совести.

Животная душа - это единство инстинктов, памяти и эмоций. У животных психомоторики нет, у них - сенсомоторика.

Очевидно, это тоже не обычный механизм. Как психомоторика - орган человека, так сенсомоторика - орган животного.

Повторяем еще раз: психомоторика - не орган тела, а орган человека.

Но все-таки орган. И потому - как любой орган, без которого невозможно нормальное функционирование человека - она имеет двойственную природу.

Вульгарной биологией мы приучены представлять свою жизнь, как результат химических и физических реакций, которые обеспечивают существование нас как белковых тел. Поэтому сердце для нас - это перекачивающий кровь насос, печень - химическая лаборатория, селезенка - депо крови, почки - канализационные фильтры, легкие - меха, нагнетающие кислород и выталкивающие углекислоту.

А где же в таком случае живет наша человеческая природа? Или: физиология - отдельно, а душа - отдельно? И - ничего общего?.. Да не может быть! Ведь хотя человеческая душа проявляется лишь у целостности, одухотворяет человека, корешки ее уходят все-таки в каждую наимельчайшую клеточку его тела.

К сожалению, мало кто знает (потому что этому не учат на уроках анатомии и физиологии в средней школе - хотя этому знанию уже тысячи лет), что каждый наш орган имеет двойственную природу. И выполняет не только органические функции, но и духовные.

Если вы уже привыкли к мысли, что человек живет в ноосфере, вы легко сделаете следующий шаг: чтобы жить в ноосфере, он должен быть ей открыт. Он пользуется для своих целей ее блоками, как его тело для физиологических целей пользуется воздухом, водой и едой.

Чтобы пользоваться блоками ноосферы, он должен работать на прием, как антенна. (Таланты - создавая новое - еще и отдают ноосфере; но сейчас не об этом речь; важно, что человек - это антенна, непрерывно контактирующая с ноосферой.)

Какую роль в этой работе выполняют наши внутренние органы?

Оказывается, их духовные функции специализированы. (Эта специализация непосредственно привязана к органической функции, и если вы не поленитесь поразмышлять - вы легко обнаружите связи.)

Каждый орган работает со своим «материалом».

Значит, каждый внутренний орган - это как бы отдельная антенна, настроенная на определенный диапазон передач ноосферы.

Легкие - главный шлюз, через который в нас вливается энергия окружающего мира (природы, ноосферы и логосова). Но они - и контролирующий орган, дозирующий наши отношения с энергией, в том числе и с энергией ноосферы.

В печени - стержневой корень души. Вот почему, пытаясь понять человека, вы заглядываете ему в глаза (которые - окна печени, это любой доктор знает): через них вы пытаетесь проникнуть в его душу.

Антенна селезенки настроена на идеи. Вот почему, если органические функции селезенки нарушены, у человека не только засоряется кровь, возникают мучительные подагрические боли и вроде бы необъяснимые отеки, - он становится еще и воинствующим консерватором (живет стереотипами). Он не приемлет ничего нового. Он хочет назад. Его легко понять: ведь в прошлом, когда селезенка функционировала нормально, его жизнь была не только комфортна, но и куда более интересна!

Антенны почек 1) вылавливают в ноосфере те родственные нам гармонии, которые позволяют нам понять себя, свою жизнь, и 2) в соответствии с этим пониманием сформулировать цель - желание, которое становится нашим мотором и кормчим. Если хотите - можете сами разобраться, как это происходит, если, например, взглянуть на оба процесса в ракурсе очистительной и гормональной систем тела.

Антенна сердца обращена к логосу. Как в печени коренится душа, так в сердце коренится дух. Та недоступная пониманию сущность (встречаясь с такими тайнами, восточные мудрецы склоняли головы в «сокровенном безмолвии»), которая отделяет жизнь от смерти. Душа может покинуть тело (человек не чувствует и не помнит) - и тогда мы говорим, что человек не живет, но существует. Что поддерживает в нем существование? Дух. Пока бьется сердце - он в нас и хранит наш шанс вновь зажить. Почему - если пуля попала в сердце - человек погибает мгновенно? Ведь остальные органы целы, ведь мышцы, вены и артерии продолжают гнать кровь. А человек мертв. Потому что дух покинул его.

Напрашивается вопрос: что происходит с духовными функциями, когда человеку пересаживают чужой орган?

1) Если пересаживают почки, печень, селезенку и т. д. - меняется сущность человека. У него формируется новая душа.

2) Если пересаживают сердце - все зависит от того, сможет ли дух укорениться в новой почве. Если сможет - человек живет в прежнем своем качестве; если нет - происходит реакция отторжения. Потому что дух может приспособиться (в каких-то пределах) - но не измениться.

В чем отличие психомоторики - органа человека - от остальных органов, которые суть органы тела?

Психомоторика работает вне тела.

С природой и ноосферой. У нее три основные функции: она -

1) инструмент для «наружных работ», благодаря которому раб лепит раковину (как ласточка лепит гнездо из собственной жвачки), потребитель наслаждается гармониями, созидатель утилизирует дискомфорт;

2) инструмент для создания информации (сырье для информации человек берет вне, а перерабатывает его механизмами души: раб на чувство отзывается стереотипом, потребитель - пред-мыслью, созидатель чувство превращает в мысль);

3) инструмент для гармонизации себя (человек приближается к собственному идеалу: раб к спокойной - а по-нашему бесчувственной - совести; потребитель - к энциклопедической памяти, когда удовольствие получаешь уже не от самой гармонии, а от узнавания ее: «да видали - слыхали, читали, едали, имели мы и это!..»; созидатель чувствует свое сродство с любым проявлением природы).

У внутренних органов - органов тела - совсем иные функции. Они -

1) поддерживают гомеостаз;

2) являются опорой душевной работы.

Различие - очевидное. Но и общность несомненна, поскольку у психомоторики - как и у органов жизнеобеспечения - двойственная природа. Психомоторика -

1. Орган человека, позволяющий жить в ноосфере.

2. Орган человека, обеспечивающий связь с логосом.

И последние два вопроса:

Если душа - это слиянные чувства, память и совесть, а у новорожденного ничего этого нет, то когда же рождается психомоторика?

И что за сила ведет ее от первого осмысленного движения к вершинам, добравшись до которых, человек, пережив богоборческую гордыню, смиренно признает себя рабом природы?

В чреве матери плод уже имеет душу, но это - растительная душа.

Рождение - это взрыв, это прорыв в иной мир. И первое же инстинктивное движение - поиск опоры, и первое инстинктивное желание - поиск материнской груди, - подтверждают: душа обрела новое качество - она стала животной.

Когда же рождается человеческая душа?

Когда малыш делает первое осмысленное движение. Например, надевает кружок на пирамидку. А когда он позвал: «мама», - человеческая душа начала работать.

Но ведь щенки и котята живут среди людей, и развиваются очень быстро, куда быстрей человеческих детенышей. Они постоянно слышат человеческую речь, с ними постоянно разговаривают - но ни одна собачка так и не смогла произнести даже самого простого слова, и ни у одного котенка душа не вышла из диапазона животной - почему?

Потому что с первой минуты жизни они развивались по иной программе - в них формировалась сенсомоторика.

Когда же разошлись пути развития человека и животного?

В первую минуту самостоятельной жизни. Точнее - в тот момент, когда новорожденный человек делает первый самостоятельный вдох. С ним - с первым вдохом - в новорожденного входит не только волна праны, которая подхватывает его, помогает уцелеть и акклиматизироваться в новом мире, компенсируя отсутствующий пока оперативный энергопотенциал, - с первым вдохом в новорожденного входит дух.

Пока плод находится во чреве матери - он часть матери; в нем нет самостоятельной сущности. Он живет по законам материнской природы. Именно ею он отгорожен от логоса (можно сказать иначе: он воспринимает логос из вторых рук - интерпретированным материнским телом и материнской душой).

Но вот человек родился, в него вошел дух; вместе с духом в него входит логос, по законам которого он будет развиваться. Развиваться - как человек? Не обязательно.

Напомним, у человека, как и у любой его клетки, и любого его органа - двойственная природа:

программа жизнеобеспечения, заложенная в гены и реализуемая под их контролем, берет для себя материал и энергию из биосферы;

программа жизнедействия, заложенная в дух, берет материал и энергию из ноосферы.

До сих пор мы называли это гармониями («материал и энергия» - это энергия, которая благодаря гармонической форме стала удобной в употреблении). Теперь вы знаете, что речь идет о духовности. О духовности, которую благодаря духу мы получаем из ноосферы.

Духовность - это гармония, которая работает.

Дух создает душу.

Дух - это каменщик, который строит душу из кирпичей ноосферы.

Значит, если новорожденный не имеет контактов с ноосферой (Маугли, живущий среди зверей), его дух не будет иметь материала для строительства души. Вместо психомоторики в нем будет развиваться сенсомоторика.

И - главное отличие человека от животного - духовность - останется в нем нераспустившейся почкой.

Дух - это ЭПК, способное творить.

Триада жизни (10/88 – 5)

Спросите у любого школьника, без чего невозможна жизнь человека, и он уверенно перечислит: 1) без воздуха, 2) без воды, 3) без пищи. Все остальное (канализация, эмоциональная и интеллектуальная информация, и - простите, чуть не забыли, - деньги) как бы в тени первого ряда - желательно, но необязательно.

Как вы уже поняли из нашего иронического тона, этого взгляда на жизненные потребности человеческого тела мы не разделяем. Очевидное еще не значит истинное. И как ни жаль разрывать триаду (дыхание, питье, пища), но если бы нам пришлось отвечать на тот же вопрос, мы бы отметили, что без еды человек может обходиться десятки дней, а, например, без канализации (выведения из тела всевозможных шлаков) погибнет уже через неделю. И без движения долго не протянет. Представьте себе! - хотя и кажется, что еда куда важнее, на самом деле это не так. Потому что именно движение - главный регулятор нашей энергетики. Лишить человека движения - значит, провоцировать возникновение в нем феномена «спутанной энергии»; проще говоря - обречь его на гибель.

Интересуетесь, каков был бы наш ответ?

Жизнь человека невозможна без 1) потребления, 2) обмена, 3) движения. Живого движения. Движения, которое 1) служит генератором энергии, 2) формирует нашу мысль и 3) является мерой наших возможностей в пространстве и времени.

Для особливо несообразительных растолкуем: названные три функции движения - ведь это известная вам еще из первой главы триада ЭПК! Первое соответствует энергопотенциалу, второе - психомоторике, третье - критичности.

СИТУАЦИЯ КРАЯ - СИТУАЦИЯ СЛАБЫХ

Но мы пишем не о жизни вообще, а о нашей способности сознательно ее направлять. О нашей способности создавать комфорт. В этой работе живое движение - не только незаменимое, но и единственное средство.

«Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». (Сеченов - 1863 г.)

Следовательно, движение - эхо мысль, реализованная в действии.

Обращаем ваше внимание: на первом месте стоит мысль; с нее все начинается. Даже если вы бездумно проводите время (валяетесь на пляже, слушаете рок-музыку, спите, едете в коммунальном транспорте), ваше мыслящее тело работает с полной нагрузкой. Но вы этого не замечаете, потому что в живом движении мысль и действие практически слиты воедино. Мысля - вы действуете; действуя - мыслите. Чтобы ясно представить работу этого механизма (механизма психомоторики), рассмотрим ее на примерах, когда ничто эту работу не корректирует, ничто ей не препятствует.

Любой эксперимент требует определенных условий - иначе он не будет «чистым» или не получится вовсе. В нашем случае условия создаются просто: поскольку изучаемый нами микромир описан всего тремя понятиями эпк, то для эксперимента с психомоторикой достаточно договориться, на каком уровне будут работать остальные два «кита» - энергопотенциал и критичность.

Без энергопотенциала нам не обойтись, и чтобы думать, и чтобы действовать, нужна энергия. Ее больше - мы думаем яснее и действуем уверенней; меньше - и мысль срывается, и действие неточно. Значит, будем считать, что в нашей задаче энергопотенциал в норме; тогда он не деформирует ни мысль, ни действие.

А вот от критичности придется отказаться (у нас эксперимент; отчего бы не представить, что это возможно?). Потому что критичность направляет нашу мысль и отмеряет наши действия; иначе говоря - дозирует психомоторику, лишает ее свободы. А нам психомоторика нужна раскованная, чтоб мы увидели - значит, и поняли - ее работу в свободном, самопроизвольном движении.

Итак, вспомните ваши ощущения, когда вы стояли на краю пропасти или на балконе высокого, скажем, десятого или пятнадцатого этажа. Не правда ли, какая-то сила, причем вполне реальная сила, влекла вас вниз? (Реальность ее неоспорима: в тоническом ипсе эта сила поднимала вверх ваши руки - при условии, что вы, расслабившись, давали ей свободу.) То же самое, если вы идете вдоль движущегося поезда - так и тянет под колеса (при стоянии эффект не столь ярок: телу требуется преодолеть собственную инерцию, то есть затратить больше усилий). Но вы читаете эту книгу, следовательно, вы живы и только теперь узнали, что когда-то прошли столь суровое испытание. А это было действительно испытанием, и тут уж не до шуток: к вашему сведению, не так уж редки случаи, когда люди не могут справиться с ситуацией, которая вам представляется простой, - и падают с обрыва, с балкона, под колеса поезда.

Как это происходит?

Когда вы стоите над пропастью или идете вдоль движущегося поезда, возникает мысль, что вы можете упасть вниз, попасть под колеса. Эта мысль непроизвольна, не зависит от вас, от вашего сознания. Если у вас критичность в порядке, она мгновенно оценит ситуацию (чувством опасности) и включит волю (воля - это корректор психомоторики). Воля пресечет прежнюю мысль (о падении под колеса или с высоты), выкристаллизовав из чувства опасности мысль о необходимости держаться подальше от роковой черты.

Это - если критичность в порядке. Но мы договорились, что критичность в нашем эксперименте не работает. Следовательно, оценить ситуацию нечем, включить волю - тоже. Поэтому человек работает как автомат. Едва возникает мысль о падении с высоты или под колеса - как она тут же реализуется в действие. И человек падает - спонтанно, естественно, без малейших внешних побудительных причин к самоуничтожению.

Ничего удивительного в этом нет. Повторяем: мысль и действие - нераздельная целостность. Действие - это продолжение мысли; значит, упасть под колеса - куда естественней и проще, чем заставить себя удержаться от этого шага.

Кто же в реальной жизни падает с высоты?

1) Люди с ничтожным энергопотенциалом. Энергии так мало, что нечем контролировать ситуацию, нечем вылепить мысль. И потому любая возникшая в этом тумане мысль становится доминантой, руководством к действию. Она тянет на себя последние капли энергопотенциала, поэтому волевому усилию родиться просто не из чего.

2) Люди, предельно погруженные в себя, живущие в мире грез и иллюзий. Как вы уже поняли, это самозаточение в башню из слоновой кости вынужденно: нет сил жить в мире реальном. Значит, опять первопричина - в ущербном энергопотенциале. Мечтатель вроде бы здесь, с нами, он вроде такой же, как мы. Но это не так. Мир реальный для него скучен, и блекл, и досаден, поскольку время от времени наезжает на его мир грез, как асфальтовый каток. Но это испытание его не страшит: его душа неуязвима, она живет в своем выдуманном мире, в неком четвертом измерении - что ей наши низменные труды и заботы. Бесконечные призрачные прекрасные образы теснятся в душе мечтателя, легко переливаясь из одного в другой, текут, текут... О том, чтобы хоть один из этих образов материализовать в мысль, не может быть и речи! - нечем. Нет энергии.

И вдруг - экстремальная ситуация; подчеркнем - неосознаваемо экстремальная ситуация: наш мечтатель оказывается над провалом. Мыслящее тело реагирует помимо сознания: собрав остатки энергопотенциала, оно формирует мысль о возможном падении. Остановить эту мысль нечем - она сразу переходит в действие, и наш мечтатель только в самое последнее мгновение словно проснется и осознает происходящее. Эта мысль формируется на энергии эмоционального взрыва, который сожжет всю энергию без остатка, так что, если б он даже чудом уцелел, ему вряд ли удалось бы выжить. Не зря в народе говорят: еще до того, как разбился, он умер в воздухе от разрыва сердца.

3) Люди, предельно сосредоточенные на трудном логическом рассуждении. Например, на длинном математическом расчете, на вычислении шахматного варианта, на поиске в банке памяти ответа на какой-то вопрос, на обдумывании конструкции и проч. Весь энергопотенциал уходит на удержание этой доминанты: мысль о возможном падении рядом с нею ничтожно мала, так что человек даже не замечает ее; но в отличие от доминанты, которая реализуется в знаки и символы, эта маленькая мысль реализуется в действие - и математик, совершенно не осознав, как это произошло, оказывается под колесами. Разумеется, и этот вариант возможен только при заниженном энергопотенциале. Окажись он в норме - и критичность включит волю помимо сознания, так что математик только отметит мельком: ты гляди, как тянет под колеса...

Надеемся, вы понимаете, что между описанными тремя вариантами и экспериментом расхождений нет. В эксперименте не работала критичность; в жизни отключение критичности при нормальном энергопотенциале возможно только в случае патологии (например, при абулии, когда воля не действует). Если же человек психически нормален, его критичность убывает только с убыванием энергопотенциала. Следовательно, чем ниже ваш энергопотенциал, тем ниже ваша способность видеть мир в реальную величину и правильно оценивать происходящее вокруг и внутри вас. Тем выше свобода психомоторики. Увы, как вы уже убедились, неконтролируемая свобода при первом же удобном случае рождает самоуничтожение. Иначе и быть не может. Природа устроена мудро: она сохраняет лишь то, что гармонично и способно к совершенствованию; а уродства и извращения (результаты неудачных экспериментов) отбрасывает без сожаления.

Интересный вопрос: почему падают с высоты маленькие дети?

И в самом деле: их энергопотенциал достаточно велик (а у здоровых детей просто-напросто огромен), чтобы обеспечить работу критичности в любом режиме. Значит, предохранительные, сохранные устройства срабатывают в них легко, автоматически - то есть даже без участия воли. (Отсюда делаем вывод, что воля - это не только форма проявления энергопотенциала, но и признак, что запасы его ограничены.) И все-таки дети падают с высоты. Почему?

Ответ: потому что они спотыкаются.

Значит, падают те, которые сделали неловкое или неосторожное движение. Это и неудивительно: их психомоторика только еще развивается, ищет себя. Только в 4 - 4, 5 года, когда в беге ребенок овладевает полетной фазой, можно говорить, что он овладел своим телом. А до этого неловкое движение для него естественно: пробуя, ошибаясь, он ищет свою будущую гармонию, которая и является сущностью психомоторики.

Кстати, когда подбирают людей для работы на высоте, их проверяют не на чувство страха высоты (хотя проверяющие думают именно так), а на величину их энергопотенциала. Потому что человек с высоким уровнем энергетики сразу - и легко - задавливает мысль о возможности упасть и действует на высоте так же спокойно, как мы у себя дома.

ДВИЖЕНИЕ РОЖДАЕТСЯ ВНЕ НАС (11/88 – 6)

Психомоторика многолика. Вы узнали только один ее механизм: мысль- движение (или движение-мысль), но столь же правомерны и другие механизмы: чувство-движение и эмоция-движение.

Не правда ли, напрашивается объединение мысли, чувства и эмоции в одну целостность? Так зачем сдерживать себя, отказывать себе в таком доступном удовольствии? Действительно, эти три свойства - три части, три ступени последовательного познания мира. Эмоция фиксирует любой новый предмет из окружающего нас мира. Здесь предмет - это абсолютно любое проявление окружающего мира: человек, нож, запах, радиация, действие, - повторяем, абсолютно все, что можно увидеть или почувствовать. Из предыдущей главы об энергопотенциале вы знаете, что эмоция - это реакция нашей энергетики; движение, разбуженное каждым новым предметом. Реакция (эмоция) положительная - значит, наш энергопотенциал растет; реакция отрицательная - мы энергопотенциал теряем. Значит, фиксация любого нового предмета - это как бы замыкание, запуск в работу, включение энергетической сети.

Если с эмоцией вы мало-мальски разобрались, нетрудно понять, что делает чувство. Чувство означает, что мы вошли в контакт с тем самым предметом и осознаем отношение к нему (люблю - не люблю, нравится - не нравится, полезно - вредно).

Наконец, мысль - это свидетельство, что мы уже овладели предметом. Разумеется, не буквально овладели. Но понять, что происходит, понять, с чем мы имеем дело, понять, как оно действует (необязательно правильно понять - мы создали какую-то модель отношений с новым предметом, вот в чем сущность мысли), - это и означает овладеть предметом.

Как мысль выражается в движении, вы уже знаете из предыдущей главки. Рассмотрим, как это получается у чувства.

Вы сидите в кино, а на экране автомобиль мчится по виражам горной дороги; или шлюпка борется в океане с огромными волнами. Если это снято не со стороны (средним или дальним планом), а крупно, то есть как бы увидено вашими глазами, то вы будете отклоняться во время поворотов машины или вцепляться в подлокотники кресла, когда шлюпка летит вниз, или вжимать голову в плечи, когда на нее обрушивается волна.

Вы смотрите на стадионе футбол. Если перед вами не просто тяжелая работа или жлобское перебрасывание мячом, а настоящая игра (значит, создается гармония), - вы заражаетесь происходящим на поле. Что значит заражаетесь? Вы входите в контакт с игрой и становитесь частью ее. И когда игрок обводит соперника, вы вместе с ним (в нем, воплощаясь в него) повторяете все его движения, и когда он бьет - вы бьете вместе с ним, и когда он добивается успеха и ликует, или его постигает неудача, и он переживает - вы ликуете и переживаете вместе с ним. Не только в душе, но и всем телом.

Вы встречаете человека, который вам приятен, нравится, дорог. Обратили внимание? Вас так и тянет войти с ним в контакт. Причем не в условный контакт - вас тянет буквально подержаться за него. (Точно так же неприятного вам человека вы физически избегаете, уклоняетесь, сопротивляетесь сближению с ним, переходите на другую сторону улицы, находите любые благовидные предлоги, чтобы не оказаться в одном с ним месте.) Поэтому хорошему знакомому вы с удовольствием подаете руку, с другом - обнимаетесь, с родными и любимыми - целуетесь.

Это все чувства, выраженные в движении.

КОГДА СЛОВО СТАНОВИТСЯ ЯДОМ

Футболист сделал финт и обыграл соперника. Как в этом случае поступите вы?

Если вы оценили красоту финта и поняли, что обыгравший вас футболист технически сильнее и у вас нет шансов в борьбе с ним, вы можете поблагодарить его аплодисментами, если вы человек творческий и превыше всего ставите гармонию. Или же догоните и снова попытаете счастья в борьбе, если вы истинный игрок и спортсмен - это не одно и то же, но об этом после.

Оба эти варианта естественны для человека с нормальным или высоким энергопотенциалом. Но соперник нашего футболиста давно забыл, что значит быть в норме. Он живет в состоянии хронического утомления, причем иногда его заносит даже в зону переутомления - и тогда его организм спасается, останавливая эту жуткую работу на износ порывом мышц или связок или вспышкой какого-нибудь функционального нарушения, скажем геморроем. Он никогда не бывает здоров - все гриппы и простуды его; мир тускл; ничто уже не радует, зато раздражает буквально все. Он не живет - он терпит, и, когда в довершение всей этой дряни какой-то мальчишка на глазах тысяч болельщиков обводит его с помощью примитивного финта (и становится в этот момент как бы воплощением всех его неудач), он догоняет «обидчика» и хватает его за майку. Или бьет сзади по ногам. А когда тот упадет, еще и пинает...

Как это могло случиться?

Ведь он не хуже нас с вами знает, что так делать нельзя, что это безнравственно, подло; наконец, знает, что судья близко, и хорошо, если дело кончится желтой карточкой. (Мы не берем в расчет обычного случая, когда его тренер - кстати, знаменитый и заслуженный человек, - на установке перед игрой прямо говорит: «Если видишь, что не можешь переиграть, затопчи его».)

Но ему нечем оценить ситуацию (повторяем - энергопотенциал ничтожен), не из чего сформировать нравственное чувство (причина та же). Единственный механизм, который у него в какой-то степени обеспечен энергетикой, - это эмоция-движение. Его обвели - он ощутил себя оскорбленным, и возникшая отрицательная эмоция толкает его на действия, которые он не только не контролирует, но даже и не осознает.

Потом, через несколько секунд, стресс сообщит ему достаточно энергии, чтоб возникло нравственное чувство (разумеется, при условии, что в нем еще цел эталон гармонии, достаточный, чтобы это чувство сформировать;

как вы понимаете, когда на месте этого эталона поселяется цинизм, ни о каком нравственном чувстве говорить не приходится; потребуется другой образ жизни и другой - несравненно более высокий - уровень энергетики, чтобы появилась возможность восстановить внутреннюю гармонию и вновь стать доступным нравственному чувству; само собой, конечно же, это не может произойти; так же как для повышения энергопотенциала требуется терпеливая и сознательная работа, точно такая же работа по восстановлению психомоторики требуется и для возрождения нравственного чувства), и он в искреннем раскаянии схватится за голову: «господи, что же я наделал!..»

Значит, если человек находится на таком уровне энергетики, который может обеспечить только работу механизма эмоция-движение, он не контролирует ситуацию и уж тем более не руководит ею. Он находится во власти ситуации: куда подует ветер, туда и повернется флюгер.

Драки болельщиков спонтанны. Болельщик потому и болельщик, а не зритель, объективно оценивающий происходящее на поле, что в любимом игроке он видит себя, продолжение себя. Он так же утомлен и болен и загнан жизнью в угол, как его кумир, и так же делает вид, что у него все в порядке, и так же боится заглядывать в завтрашний день. Впрочем, для этой, такой обычной для вас работы ни у футболиста, ни у болельщика просто нет сил, и поэтому тоже - ощущая свою сродственную трагичность - они понимают и любят друг друга и презирают благополучного вас.

Вот почему болельщику - фанату не требуется особой причины, чтобы ударить соседа. Любой повод хорош: пропущенный гол, грубая игра соперника (а тем более - подлая игра), подтрунивание соседа, даже просто неосторожное слово, - и срабатывает известный вам механизм: отрицательная эмоция - кулаки. Ну а если контроль к тому же ослаблен свеженькой водчонкой, то процесс и вовсе идет как по маслу.

Квартирные ссоры запускаются тем же механизмом. Человек с нормальным - а уж тем более с избыточным энергопотенциалом - спокоен. Он защищен собственной энергетикой, как броней, не только от вирусов и инфекций, но и от негативных эмоций, чувств и мыслей. Он самодостаточен, поэтому не нуждается в постоянной комплиментарной подпитке со стороны.

Но стоит ему растранжирить энергопотенциал - и он словно теряет свое лицо. Нет защиты - он кругом уязвим, и даже если никто не собирается его уязвлять, в любом слове, в любом жесте, в любом действии (даже сколь угодно доброжелательном) ему чудится злой подтекст. Если это и не прямое посягательство на его гордость, то намек на его слабость, намерение притеснить, воспользоваться его положением или состоянием. Поэтому, если уровень энергетики хоть чуть-чуть жизнеспособен - все ограничивается брюзжанием, самонакручиванием, недовольством. Но достаточно любого повода для запуска отрицательной эмоции (при ней энергопотенциал стремительно теряется) - и не владеющий собой человек устраивает объективно ничем не спровоцированный скандал.

«ЗАЧЕМ АРАПА СВОЕГО...»

Принято считать, что ревность - свидетельство силы любви. Ничего подобного! Даже напротив: ревность - свидетельство слабости. Доказать это очень просто.

ЛЮБОВЬ

Подчеркнем - любая любовь: любовь матери к детям, любовь детей к родителям, любовь к родине, любовь к близкому человеку, любовь к делу, к животным, к природе и так далее, имеет знак, по которому ее можно узнать сразу: это потребность отдавать себя, самое лучшее в себе предмету любви. Если вы действительно любите - вы не можете иначе. Потому что это - единственное необходимое условие любви. Все остальное - от ума, от обстоятельств. Нет самоотдачи - значит, вы пытаетесь обмануть себя. Или кого-то другого. Но это уже совсем иная тема, к психомоторике никакого отношения не имеющая.

Любовь - беспроигрышная игра; уже известный вам закон - «чем больше отдаешь, тем больше остается» - здесь работает наглядно и убедительно. Если человек любил хоть раз по-настоящему, он будет помнить те ощущения полета в красочном, радостном мире до последнего своего вздоха. А такой полет, как вы уже знаете, возможен только при высочайшем энергопотенциале. Ведь чтоб отдавать, нужно иметь что отдавать. И чтоб отдавать с радостью, с наслаждением, нужно, чтобы вы черпали в себе свободной и щедрой рукой. Потому что если придется скрести по своим сусекам, то любая отдача вызовет только отрицательные эмоции - нормальная реакция при заниженном энергопотенциале.

Итак, любовь - это символ бескорыстности, символ самоотверженности и самоотречения. Она щедра; она открыта всему миру. И вдруг - ревность... желание удержать, присвоить, отгородить, никого не подпустить - мое! только мое! никому не дам! если не мне - то и никому!..

Неужели это - совместимо?

Быть может - две стороны одной медали?

Нет, конечно. Обратная сторона любви - ненависть. Любовь все стерпит, пока жива, то есть пока ее поддерживает избыточный энергопотенциал. Но стоит его утратить (напомним самые главные причины: болезнь и хроническое переутомление), как вчерашний предмет любви становится источником отрицательных эмоций. И тогда никакие слова, никакие поступки, никакие напоминания о вчерашней благодати не могут пробиться к душе, которая закрылась наглухо, закрылась по очень простой и известной вам причине: чтобы сберечь жалкие крохи энергопотенциала. Значит, чтобы возродить любовь (попытаться ее возродить), надо поднять энергопотенциал хотя бы до такого уровня, чтобы человек раскрылся. Вы сами потеряли энергопотенциал - работайте над собой; иссяк ваш предмет любви - помогите ему вернуться к норме. Другого пути нет.

Заметили? О ревности в этом процессе утрат и приобретений - ни слова. Потому что ей в этом процессе нет места. Потому что она просто не имеет отношения к любви.

Потому что ревность - это эмоциональное выражение собственнического инстинкта.

У человека пониженный энергопотенциал. Прежде, когда энергетика была в порядке, он был уверен не только в себе, но и в своих делах, и в близком человеке. Утрата энергопотенциала лишает привычный мир фундамента. Человек чувствует, что он стал другим, что поддерживать и окружающую и внутреннюю среду он не в силах. Тут бы ему умерить свои притязания, найти равновесие утраченного мира. Так нет же! - не хочет ни от чего отказываться. И вот что получается: поскольку все силы тратятся на потуги сохранить личный мир в прежних пределах, то любое изменение в этой среде (любой предмет, слово, действие, даже если все это возникло лишь в воображении) вызывает отрицательные эмоции.

Чтобы вспыхнула ревность, не требуется повода - достаточно его вообразить. Возникшая отрицательная эмоция стремительно истощает и без того жалкий энергопотенциал, поэтому мудрость тела пытается пресечь этот процесс единственно доступным ему путем - движением. Ах, ты вон как на него поглядела?! Получай по морде лица.

Но как быть с мавром? Ведь он задушил Дездемону, которую любил, о чем сам поведал с умиленьем: «Она меня за муки полюбила, а я ее - за состраданье к ним». Раз любил - значит, имел порядочный энергопотенциал. Откуда же было взяться ревности?

Ну, во-первых, про любовь - это только слова, мавр не подтвердил ее ни единым действием. А вот ревность бесспорна: задушил, причем безосновательно (хотя и не без провокации добрых людей), клюнув на смехотворную улику.

Во-вторых, если проследить события внимательно, обнаружим, что мавр нигде не проявляет мало-мальски значительной энергетики. И это не случайно:

1) видимо, он был далеко не молод;

2) раны и хрестоматийно знаменитые муки подорвали его здоровье;

3) наконец, его чувство было рождено не самой Дездемоной, а ее отношением к нему.

Возможно, Дездемона действительно любила мавра (она была молода, здорова, в поре, когда разгорается потребность материнства, значит, на гребне энергетической волны), но он-то мог ей ответить только признательностью. Нежностью. Лаской. Вниманием.

Значит - получувствами, полуэмоциями. Потому что на большее он не был способен - ему просто нечем было любить. И стоило офицерам спровоцировать в нем ревность (один - намеренно, другой даже и не помышлял об этом, но мавру было достаточно и того, что «соперник!» молод), как эта отрицательная эмоция проколола его яркий радужный шар, который оказался на первую же поверку мыльным пузырем.

Чувствуя, как почва уходит из-под ног, и инстинктивно пытаясь утвердиться действием, он задушил Дездемону - уничтожил причину отрицательных эмоций, но на это действие, на эту попытку спастись ушли остатки его энергопотенциала. Жить было больше нечем - и он покончил с собой (вспомните механизм мысль-действие).

Мораль:

1) Любое чувство - в том числе и любовь - возникает самопроизвольно и не поддается управлению.

2) Любая эмоция - в том числе и ревность - возникает самопроизвольно и не поддается управлению.

3) Попытка управлять чувством (посредством воли) превращает его в мысль и тем убивает чувство.

4) Попытка управлять эмоцией (опять же посредством воли) опустошает энергопотенциал, выводя человека на границу дозволенного. Здесь любой пустяк может вызвать взрыв (аффект).

5) Ревность начинается с поражения верхних отделов желудочно- кишечного тракта и стимулирует саморазрушение вплоть до самоуничтожения.

6) Делайте! Двигайтесь! Займите ваши руки полезной и приятной работой - вот первое средство от разрушительных ударов ревности.

7) Если вы ревнивы - значит, ваш энергопотенциал зажат между уровнем самосохранения и нижней границей дозволенного. Пока не поздно - займитесь собой!

ПРОСТРАНСТВО ДУШИ

Трагедия ревности (а это действительно трагедия: человек искренне считает, что имеет право на то, что ему не принадлежит; и объяснить его неправоту ему невозможно: его энергопотенциал столь мал, что он не в силах разглядеть себя в зеркале чужих слов, доводов и поступков; его сил хватает лишь на то, чтобы на самом примитивном уровне: мое - не мое, хочу - не хочу, могу - не могу - квалифицировать свое поведение; и эта оценка столь проста и ясна, что он ее принимает за истину) вынуждает нас поговорить о территориальном императиве.

Пусть вас не смущает этот серьезный термин. Он означает (в приложении к любому живому существу, значит, и к человеку), что для нормального существования нам необходим некий пространственный жизненный минимум (моя территория). И мы - чтобы выжить - защищаем его от любого посягательства.

Территория улитки - не только ее хрупкий домик, но и тот, скажем, квадратный метр земли, с которого она кормится и на который ее соседи, обнаружив ее след, не посягают.

Территория собаки - не только ее будка (квартира), но и та часть улицы, которую она застолбила, поднимая в приметных местах заднюю лапу. И пусть это сделала плюгавая болонка - закон есть закон, и, если после нее на улице появится огромный дог, он не станет оспаривать ее прав, а будет как-то приспосабливаться к обстоятельствам.

Территория человека... никто не знает, какой ему нужен минимум, чтобы в нем человек ощущал себя свободным, был самим собой, а не в роли ребенка, отца, сослуживца, пешехода, пассажира и так далее. Ясно одно: территория гения - весь мир, даже если гений этот ютится в отшельнической келье; территория коллекционера - комнатка, где стоят шкафы с его коллекцией. Остальная квартира, семья, служба, социальные связи - все это не его, неинтересно ему, и если он в соответствующих ситуациях исполняет какие-то роли, так только для того, чтобы его оставили в покое, не посягали на истинную его территорию - комнатку с коллекцией.

В чем главное отличие гения от коллекционера?

В величине энергопотенциала.

У гения он огромен, весь мир - его дом; у коллекционера энергии хватает только на самосохранение, и коллекция - его хрупкая раковина, его призрачная защита от посягательств на его территорию.

Но не торопитесь делать вывод, что энергопотенциалом объясняются все наши отношения с территориальным императивом. Энергопотенциал показывает только наши возможности осваивать территорию. Границы же ее очерчены нашей критичностью (где заканчивается мое и начинается чужое, где заканчивается знание и начинается незнание, где заканчивается освоенное и начинается неосвоенное). Психомоторика же показывает уровень освоения территории.

Как это понимать?

Человек на уровне эмоций практически лишен своей территории. Его императив ограничен собственным телом, но и эта малость все время под угрозой, и за нее все время приходится бороться, потому что окружающие при любом удобном случае посягают на его личность, лезут в душу, норовят сдвинуть, согнать с нагретого местечка, превратить в безликий придаток себя. И он, разумеется, по отношению к окружающим ведет себя точно так же.

Человек на уровне чувств доволен жизнью: он пометил свою территорию, застолбил ее; на ней он единственный и абсолютный правитель. Детство решило его судьбу; детство сформировало его чувство меры, вкусы и пределы его интересов. Потом - всю жизнь он будет снова и снова возделывать однажды выбранное поле, вся человеческая культура будет в его распоряжении, и хотя он не создаст ничего стоящего (не будем говорить ему об этом - зачем огорчать хорошего человека, тем более что пользы от этой правды нуль - ведь он просто не поймет нас, да если б и понял, вряд ли попытался бы что-либо менять: повторяем - он доволен жизнью, и это главный его отличительный признак), зато и вреда не принесет. Кстати, на уровне эмоций его территория будет подвергаться иногда даже большему давлению, чем у его менее счастливого собрата (обыкновенная неосознанная месть: не возникай!), но человек на уровне чувств переносит это легко и почти без потерь. Защитой ему - энергопотенциал, а утешением - недосягаемость для любых посягательств его территории, его чудно возделанного райского сада, яблоками которого он подкрепляет свои силы, чтобы жизнь не казалась уж слишком скверной.

Человек на уровне интуиции счастлив, поскольку контролируемая им территория расширяется, как наша Вселенная. Это ощущение - ощущение истинного счастья - недоступно пониманию людей с ограниченным энергопотенциалом. Посудите сами. Человек на уровне эмоций счастлив (оставим на его совести эту оценку) уже оттого, что его не трогают, не дергают, не давят, не понукают; что на службе спокойно, что дети не болеют. Значит, ощущение покоя для него синоним счастья.

Человек на уровне чувств - не отдавая себе в том отчета - вторичен в своем открытии мира прекрасного. Он только потребляет. Возделывая свой сад, в каждом движении, в каждом ощущении он переживает то, что пережили до него тысячи и тысячи людей - вслед за кем-то, самым первым. Тот создал - и тем научил; все остальные пользуются его плодами, глотают приготовленные им котлеты, и как бы ни были их чувства прекрасны - никуда от истины не уйти: они - потребители. Значит, для них ощущение причастности - синоним счастья.

Представьте: человек прочитал Шекспира и Данте, знает - и может исполнить! - Моцарта, понимает живопись, имеет завидное чувство меры... Естественно предположить, как он преображается, осваивая вершины человеческого духа! Как он вырастает в процессе этого освоения, приобщения, накопления!.. Не умиляйтесь - с ним ничего не происходит. Прочитал, послушал, посмотрел - насладился! - а в душе все осталось как прежде. Почему? Энергопотенциал не позволяет хоть на какую-то малость расширить однажды отмеренную территорию.

ОН УЖЕ НА УРОВНЕ ИНТУИЦИИ

Почему один ученик учится хорошо, а другой - плохо? Потому что первый сознательный? Или на него давят сильнее? Или у него выше умственные данные? Или же он просто лучше второго по каким-то, скажем, нравственным качествам? Нет. Просто у первого есть перспектива. Он узнал, что значит быть первым, и это понравилось ему. Первым в школе, в классе, в группе (все это - границы территориальных притязаний), даже по сравнению с каким-то одним (но обязательно заметным среди других) учеником. И этот постоянный маленький успех, постоянное приращение территории делает его жизнь в школе не просто сносной, но и наполненной смыслом.

Извините, кажется, мы поторопились начать разговор о человеке творческом - человеке на уровне интуиции. Поэтому обрываем главу, как говорится, посреди слова. Потерпите немного - скоро мы к ней вернемся.

ПОЧЕМУ МИРОМ ПРАВЯТ СЕРЕДНЯКИ

Кто самый заметный в любом классе?

Во-первых, одаренные ученики (к ним подключим и тех, кто берет памятью; значит, тоже не прилагает для успеха большого труда).

Во-вторых, хитрованы, которые то ли считают, что безнадежно отстали от остальных - и даже не пытаются их нагнать, то ли сверх трудная программа и порочная педагогика закрыли им путь к успеху, - и они только делают вид, что учатся. На самом же деле все их усилия направлены на то, чтобы с минимальными затратами достичь максимально возможного успеха. Списать, воспользоваться шпаргалкой, улизнуть, избежать малейшей трудности - вот в чем смысл их азартной игры источник их положительных эмоций). Их успех - их не ругают ни в школе, ни дома; у студента - чтоб не выгнали; у рабочего - чтоб получать как можно больше, а трудиться поменьше (территориальный императив примитивного типа).

Что же получается?

После десяти лет сидения в школе первые напрочь отвыкают трудиться. Вторые - овладевают искусством имитации деятельности, иначе говоря, становятся «бурными бездельниками». Первые бесплодны, потому что любая мало-мальски серьезная задача вызывает у них растерянность: нет способности к сосредоточению, к напряженному битью в одну точку. А повторная неудача делает их законченными творческими импотентами. Вторые бесплодны потому, что они кормятся не решением задачи (что для них просто-напросто недоступно), а существованием при задаче. Они хорошо усвоили: решение задачи требует усилий, времени и средств. Значит, если имитировать усилия, то можно на протяжении некоторого времени получить необходимые для жизни средства. И вот годами, десятилетиями не решаются простейшие задачи. Во-первых, потому, что решить их некому. Во-вторых, это просто невыгодно. И так продолжается до тех пор, пока все окружающие осознают, что потребность в решении задачи отпала, или же пока все не узнают, что решение уже давно есть.

Кто же решает задачи?

Увы, и в школе, и на производстве - середняки. Те, которые старательно одолевали школьную программу, а теперь работают по чужой программе с 9 утра до 6 вечера.

Пространство души (продолжение)

Итак, вернемся к территориальному императиву.

Как вы, наверное, обратили внимание, у него двойственная природа. На примитивном уровне он подразумевает жизненное пространство: кров, возможность добывать пищу, отдых, продолжение рода, забота о завтрашнем дне, потребность в наслаждении, - значит, уровень инстинктов и эмоций. Уровень рядового горожанина. На работе его жизненное пространство условно: сегодня он возле станка или в этом кабинете, но никто не поручится за его завтрашний день. На улице он и вовсе бесправен: его могут оттолкнуть, обругать, задавить. Дома - террор близких: все претендуют на его силы, время, внимание - он всем обязан, а если попытается защититься, то будет немедленно заклеймен: эгоист. Учтите: сил у него нет, нервы на пределе, а за окнами круглосуточный рев моторов, за стеной соседский юнец испытывает прочность барабанных перепонок ревущими динамиками, над головой соседские дети играют в пятнашки и роняют на пол стулья. И целый день кругом люди, люди, люди, лица мелькают, звучат какие-то слова - ни минуты покоя. Даже ночью, потому что он не может похвалиться и сном, потому что во сне он снова и снова переживает все те же ситуации, что и днем, только в куда более острых вариантах. Повторяем: его жизненное пространство подразумевает и значительные расстояния, и множество ролей, но, по сути, ему не принадлежит ничего, даже от своего тела он отчужден.

Как же почувствовать себя живым? Как же ощутить себя человеком?

Одни спасаются, вырываясь на природу. Счастье-то какое! - ни души вокруг, только пташка цвиринькает, и от горячей земли муравьями пахнет, и бабочка на соседней травинке то поднимет крылья, то опустит - и никто, никто! - на тебя не претендует, никому до тебя нет дела: хочешь - лежи, хочешь - иди. Да что там - живи!..

Других выручают половые связи. Разумеется, мы имеем в виду не «коллекционеров», не тех, для кого это своеобразный спорт, и, наконец, не тех, кто этим занимается от скуки: можно пойти в кино или посидеть в кафе и поесть мороженое, а можно - и в койку. Мы имеем в виду половую связь как спасательный круг, как возможность вырваться из каждодневной рутины. О любви здесь нет и речи, поскольку на любовь наш герой не способен - ему нечем любить (хотя, конечно же, мечтает о ней и каждый раз надеется: вдруг она!..). Да он и не ищет любви! На час, на два он лишается привычных оков, ускользает из-под привычного пресса, избавляется от сосущих, опустошающих, вездесущих отрицательных эмоций (а поскольку нейтрального состояния нет, он оказывается в атмосфере положительных эмоций). Он живет в призрачном мире, играет в игру-семью, в игру-любовь, стараясь забыть, что через час, через два кончится игра - и он покорно подставит намозоленную шею под привычный хомут. Но теперь ему будет легче тянуть свою повозку: морковка следующей встречи, следующего минутного освобождения от хомута будет болтаться перед носом, будет щекотать ноздри свежим ароматом, будет обещать свободу. Пусть и призрачную - все же свободу!..

Вот почему длительные ухаживания вышли из практики. Только платоническая любовь способна выдержать испытание временем, что и неудивительно: ведь это, по сути, обожание себя, любимого, обожание созданного в душе идеала; это счастливая роль Пигмалиона, который чем дольше любуется своей Галатеей, тем более замечательной ее находит.

А истинная взаимная любовь не терпит сроков: две половинки одного целого сближаются стремительно ради взрыва, энергию для которого они копили в себе всю предшествующую жизнь.

То же и при половой связи. Все, что предшествует ей, все, что сопровождает ее и ей последует, не имеет значения. Важен сам ее факт, ее функция, ее способность вырвать на миг из-под пресса и дать возможность свободно глотнуть воздуха.

Наконец, третьи находят себя в хобби. Хобби вошли в моду, получили широчайшее распространение не случайно. Коллекционируя, вырезая по дереву, плетя макраме, разводя рыбок, содержа комнатных животных, человек расширяет свою территорию. Хобби - безотказный источник положительных эмоций, поэтому - и спасительная раковина, и аккумулятор. Пастуху не требуется хобби, мир перед ним распахнут, а для горожанина это способ ускользнуть из-под пресса, потому что хобби на минуту, на час, на два переносит его в мир чувств - уровень, о котором, таща свою повозку, он не смеет мечтать.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЯМ «Ст. М» (05/88 -)

Наша книга о таланте, о сущности таланта, о его механизме, о механизмах его движения к саморастрате (к бездарности) и к самовоплощению (творец). Это не популяризация известных знаний; это совершенно самостоятельное исследование, в результате которого создана рабочая - и до сим пор безотказно действовавшая - модель таланта. Модель, которая позволяет практически каждому из вас, вырваться на уровень тех кумиров, на которых сегодня вы смотрите снизу вверх как на избранников судьбы и удачи. Наша система дает вам шанс. Реальный шанс. Повторяем - каждому. Ну, если не врать - практически каждому. Ничего подобного ни мировая наука, ни мировая практика пока не знали. Это - открытая дверь в комнату, о которой до сих пор знали только по догадкам и результатам визитов в нее тех, у кого от этой комнаты был ключ. Никто из этих избранников не хотел делиться своим ключом; напротив, стараясь подчеркнуть и сохранить свою исключительность, его владельцы всячески внушали остальной толпе, что никакого ключа нет. Мы решились нарушить этот тысячелетний сговор. Мы сделали этот ключ таким, чтобы он пришелся по руке каждому из вас. Сделали - и протянули его: нате! берите!

И никто не взял.

Ни одна рука не протянулась за ним.

Может быть - это не так?

Может быть, есть единицы, десятки, тысячи читателей, которые решили испытать свой шанс и ждут с нетерпением каждого очередного номера журнала, догадываясь, что ответ в конце? Может быть. Мы этого пока не знаем. Опубликовано только начало книги - первые главы; впереди еще пять глав - все еще впереди! - но и опубликованного достаточно, чтобы вызвать у любого живого человека тысячи вопросов, сожаление в медлительности и дробности публикации, желание скорей узнать ответ и самому - на себе! сейчас! - испытать, как работает эта модель. А что, если не врут? А что, если и в самом деле помогут раскрыть в себе талант?..

О реакции читателей редакция (не мы - мы-то уверены, что достучимся до живых) судит по почте. И вот уже в четырех номерах журнал говорит о самом сокровенном в душе каждого человека, о его шансе быть счастливым и свободным (только творец истинно свободен), - и не один человек не откликнулся. Ни одни!.. Можно подумать, что авторы говорят или 1) с дураками, или 2) с патологическими лентяями, или 3) с мудрецами, которые уже решили все проблемы, и для них эта новая наука давным-давно очевидна, как дважды два.

Теперь о том, почему мы написали это письмо.

Редакция сделала перерыв в публикации; куда ей спешить! Рукопись есть; она уже пролежала до этого без движения 12 лет, и оттого, что пролежит еще несколько месяцев, как уже всем ясно, не постареет; напротив, ее актуальность станет только ярче. Редакция все-таки хочет дождаться реакции читателя - это ее право. А наше право - заявить, что она это делает за ваш счет. Почему?

Все хронические процессы в природе и обществе развиваются синусоидально. Как уже признано; последние два десятилетия синусоида нашего общества была в отрицательном периоде. Вам не повезло. Вы формировались в атмосфере лицемерия, безверия и бездуховности. Вы - дети своего времени, и хотя каждый из вас думает: я лучше, я не такой, - многие, увы, такие. Это в вашей крови. Это заштамповало ваши мозги, сделало вас послушными роботами, обслуживающими некий усредненный процесс. И хотя из каждого из вас рвется наружу желание самовыражения, вы позволяете себе это только на уровне барахла, балдежа, агрессии и нигилизма, то есть выбираете самый легкий, самый примитивный путь, линию наименьшего сопротивления. И хотя вы не отдаете себе в этом отчета, талант вас страшит. Еще бы! - ведь талант требует ответственности, талант требует, чтобы человек действовал, имел мужество пойти наперекор течению, был самим собой, а не таким, как все.

Вы - трусы. Больно говорить. В этом не ваша вина, это беда ваша, но это - очевидно, - это - реальность, это - правда. Хотите знать, что будет с вами через 5 - 10 лет? Поостыв, угомонившись, еще более разочаровавшись, опустившись и устав от собственной никчемности, вы превратитесь в обыкновенных обывателей, безразлично - с дипломами или без. И ваша безрадостная жизнь будет крутиться в беличьем колесе: работа - ТV (детектив, равнодушный балдеж) - постель - опять работа, - без просвета, без перспективы. Маленькая жизнь, маленькие радости; каждый день - как сто дней - никакой разницы.

Но за вами уже идет новое поколение. Это волна, которая прокатит поверх вашего болота - и всех вас оставит под и позади. Им повезло - они попали в положительную фазу синусоиды. Отвага для них естественна, как для вас естественно равнодушие. Время требует талантов - и оно выдаст эти таланты с избытком: свято место не бывает пусто. Тем боле что у них под рукой, на столе под подушкой будет наша книга - руководство, как себя воплотить. Они пройдут мимо вас, переступят - и уйдут своим путем, не понимая, как вы добровольно согласились жить скучно мелко и пошло.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.