Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи начального образования






 

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

1) Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся (?: - Что это значит? Традиционно в структуру гражд. идентичности входит:

ü когнитивный (знания о государстве и своей принадлежности к нему,

ü эмоциональный (отношение к этой принадлежности),

ü поведенческий компонент (возможность действовать в соотв. с этими отношениями).

Сейчас эта структура дополнена:

ü Когнитивный компонент – знания о власти, правовой орг-ции общества, общественно-политических событиях, политических лидерах и пр.

ü Эмоционально-оценочный – наличие собств. отношения к политич.событиям.

ü Ценностно-ориентационный – уважение прав других людей, толерантность и самоуважение.

ü Деятельностный – участие в общественной жизни ОУ, готовность участвовать в общественно-политической жни страны, самостоятельность и ответственность в выборе решений.

2) Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности (?: - Что это значит?) Сейчас от признания ЗУН как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса, обеспечивающих умение учиться.

Поэтому главные умения - это умение принимать, сохранять цели и следовать им в УД, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

3) Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

4) Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся – осознание уч-ся ценности здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соотв. с ним.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (" портрет выпускника начальной школы"):

1) любящий свой народ, свой край и свою Родину;

2) уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

3) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

4) владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

5) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

6) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

7) выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

?: - Образовательные результаты в НШ?

G Образовательные результаты начального образования (СЛАЙД 4):

 

Предметные результатыусвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей (это по сути традиционные ЗУН, но здесь это не главная цель, а скорее средство выхода на метапредметные результаты).

 

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

 

Метапредметные результаты (мета – над, т.е. надпредметные, значимые для всех предметов) – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (речь идет об УУД).

 

Именно с этой установкой (сформировать эти 3 группы результатов, а не ЗУН) учитель идет на урок.

 

Причем ФГОС поставил на 1 место в качестве главных результатов обр азования не предметные, а личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) - универсальные учебные действия (УУД).

 

В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться. «Не человек овладевает образованием, а образование овладевает человеком», - Асмолов.

?: - Причем как овладевают им дети? Не как информацией, а как действиями! Вслушайтесь в это. Значит, мы выражаем образовательные результаты теперь в виде глаголов (научиться подбирать однокоренные слова, планировать свой день, прогнозировать последствия вырубки леса). Результат работы учителя на уроке – это овладение детьми на каждом уроке определенными учебными действиями, которые потом составят умение учиться.

 

G Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

?: - Как это достигается?

G Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. (При этом ЗУН рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся).

G Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

 

?: - Почему столь важное место отводится именно УУД?

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется быстрыми темпами. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через определенное время устаревают и требуют корректировки, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными. Таким образом, в наши дни важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

?: - Какие изменения в учебной работе учеников, в проведении урока необходимы для эффективного развития УУД?

Меняется не только цели и содержание образования, но и позиция, роль педагога.

?: - Что должно меняться в позиции педагога, чтобы ребенок овладевал умением учиться, чтобы он развивался как СУД? Для того, чтобы ребенок НШ стал субъектом, именно такое отношение к себе он должен испытывать со стороны учителя.

?: - С какого возраста? С самого начала, с 1 класса.

?: -В чем это будет проявляться?.. Не столько учить, сколько направлять учение, не столько воспитывать, сколько руково­дить процессами воспитания. И чем отчетливее понимает он эту функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свобо­ды предоставляет своим ученикам.

Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за ка­дром».

Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акуше­рами мысли»: не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика.

 

Учитель обязан научить каждого ребенка пользовать­ся своим главным органом — мозгом (научить учиться). Если это чудо не свершит­ся, человек на всю жизнь останется недоучкой






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.