Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система практических занятий






Тема 1. «Основные проблемы экономической организации общества»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Чем обусловлено разделение на позитивную и нормативную экономику?

§ Что такое экономический ресурс? Почему необходимо заботиться о наилучшем распределении ресурсов?

§ Приведите примеры возможной постановки и решения фундаментальных задач экономики?

§ Какой экономический смысл содержит график производственных возможностей? При каких условиях кривая трансформации меняет свое положение?

§ Объясните понятие «вмененные издержки». Какова альтернативная стоимость вашей учебы в университете?

§ Какие права из «пучка правомочий» вы считаете наиболее важными с точки зрения: общества в целом; работодателя; работополучателя?

2) Решение типовых задач по теме.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

 

Тема 2. «Экономические системы»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Каковы преимущества и недостатки административно-командной экономики?

§ Проанализируйте черты рыночной экономики. Почему данная экономическая система нестабильна?

§ По каким причинам традиционная экономика сохраняет свою стабильность? В каких регионах мира на современном этапе развития мировой экономики сохраняется традиционная система в ее «чистом» виде?

§ Почему в современной экономической практике процветает смешанный тип хозяйствования?

§ Переход России к рынку неизбежный? Почему?

§ В чем цели и проблемы приватизации в России как одно из рыночных преобразований?

2) Выполнение ситуационного задания: «Используя положительные черты каждой экономической системы, решите в ее рамках разовую проблему общества – обеспечение инвалидов средствами передвижения».

3 ) Контрольный тест по теме.

 

Тема 3. «Основы рыночного хозяйства»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ В чем сущность натурального хозяйства? В каких формах оно сохранилось и существует в настоящее время?

§ Какие разновидности товарного (рыночного) хозяйства выделяют? В чем сходства и различия этих видов?

§ Почему произошел переход от товарных денег к металлическим деньгам?

§ Почему именно деньги в экономике являются средством обмена, платежа и накопления?

§ Почему совершенная конкуренция, в «чистом» ее виде, не свойственна современной экономики?

§ В чем проявляются недостатки несовершенной конкуренции с точки зрения потребительского поведения?

2) Контрольный тест по теме.

 

Тема 4. «Сущность рыночного механизма»

 

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Чем объясняется отрицательный наклон кривой рыночного спроса?

§ В каких случаях закон спроса не выполняется?

§ Приведите примеры нескольких парных неценовых факторов, при изменении каждого из которых кривая рыночного предложения смещается, а при определенном их совместном изменении – не смещается.

§ Как влияет на рыночное предложение товара фактор времени? Отобразите графически.

§ Что означает излишек потребителя и производителя?

§ При изменении спроса какие мероприятия на рынке восстанавливают равновесие в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах?

§ Перечислите факторы влияющие на эластичность товара по цене?

2) Решение типовых задач.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

 

Тема 5. «Теория потребительского поведения»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Покажите на своем примере связь закона убывающей предельной полезности с законом спроса.

§ Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия?

§ Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода разных категорий товаров: лучших, худших, нейтральных и Гиффена?

§ Каковы составляющие рационального выбора потребителя?

§ Почему кривые безразличия не пересекаются?

2) Решение типовых задач.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

 

Тема 6. «Теория фирмы»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Какие факторы в процессе функционирования фирмы могут повлиять на величину издержек?

§ Приведите примеры переменных издержек фирмы. Поясните, оказывают ли воздействие изменения постоянных издержек на величину предельных издержек?

§ Есть ли различие между краткосрочными и долгосрочными производственными возможностями конкретной фирмы?

§ Сформулируйте закон убывающей отдачи. Приведите примеры действия этого закона.

§ Почему важно при открытии собственного дела просчитать и учесть внутренние (неявные) издержки?

2) Решение типовых задач.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

Тема 7. «Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ В краткосрочном периоде фирма совершенный конкурент (СК) терпит убытки при условии P< ATC? Возможна ли деятельность фирмы в данных обстоятельствах?

§ При каком условии фирма СК максимизирует прибыль? Отобразите графически.

§ Почему в долгосрочном периоде фирма СК получает только нормальную (нулевую) прибыль?

§ Какие характерные черты присущи монополии? Приведите примеры отраслей, соответствующих этой рыночной структуре.

§ Приводит ли постоянное увеличение цены на монопольный товар к росту прибыли фирмы-монополиста? Может ли монополист прибегать к снижению цен?

§ Почему монополист в долгосрочном периоде может получать положительную, а не нулевую прибыль?

§ Какие формы неценовой конкуренции использует монополистическая фирма? Почему?

§ Какие товары считаются дифференцированными? Приведите примеры таких товаров.

§ Чем опасны олигополии для рынка? Почему такие фирмы способны цену в краткосрочном периоде?

2) Решение типовых задач.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

 

Тема 8 «Рынки факторов производства»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Почему спрос на ресурс называют производным? Каково значение этого утверждения?

§ Какие факторы влияют на эластичность спроса на ресурс?

§ При каком условии использование ресурса максимизирует прибыль?

§ Объясните факторы, обусловливающие дифференциацию заработной платы?

§ Зависит ли цена труда от цены готовой продукции?

§ Объясните связь между физическим капиталом и инвестициями; инвестициями и процентом с капитала?

§ Перечислите факторы земельной ренты.

§ Почему решение об инвестировании и покупке земельного участка связано со ставкой ссудного процента?

§. Как повлияют на рынок денежного капитала инфляционные ожидания? В каком направлении при этом будут смещаться кривые спроса и предложения на рынке капит

2) Решение типовых задач.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

 

Тема 9. «Показатели развития национальной экономики»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ В чем принципиальное отличие ВВП от ВНП?

§ Как избежать повторного счета при оценке ВВП (ВНП)?

§ Почему трансфертные платежи не учитываются в ВВП (ВНП)?

§ Почему в условиях рыночной экономики номинальный ВВП не отражает действительного объема производства?

§ Что означает располагаемый доход участника экономики?

2) Решение типовых задач.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

 

Тема 10. «Макроэкономическое равновесие»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Какие факторы влияют на совокупный спрос (АД). Как изменение этих факторов отразится на кривой совокупного спроса?

§ В чем отличие кривой совокупного предложения от кривой рыночного предложения?

§ В каких условиях функционирует национальная экономика при классической теории? В чем просчет классиков при оценке равновесия?

§ Какие условия характерны для кейнсианской модели макроэкономического равновесия? Почему номинальные величины неизменны?

§ Объясните, что произойдет с величиной совокупного потребления и инвестиций в случае ожидания домашними хозяйствами роста уровня инфляции?

§ Что влияет на величину инвестиций?

§ Чем объясняется категория «автономное потребление»?

§ Охарактеризуйте график кейнсианского креста.

§ По каким причинам в экономике появляется инфляционный или дефляционный разрыв? Как их устранить и достичь равновесия?

§ Объясните эффект мультипликационного расширения и отобразите графически.

§ Что означает парадокс бережливости?

2) Решение типовых задач.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

 

Тема 11. «Макроэкономическая нестабильность»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Для какого типа экономической системы характерна цикличность? Почему?

§ Как изменяются основные экономические показатели на разных фазах экономического цикла?

§ Что означает синхронизация экономических циклов?

§ В чем причины и последствия безработицы?

§ Можно ли в экономике избежать естественной безработицы и почему?

§ В чем вы видите причины инфляции? Чем она опасна для экономики?

§ Объясните, каковы, на Ваш взгляд, причины существования скрытой безработицы? Какие меры могут быть предложены для ее ликвидации?

§ Объясните, почему при высокой инфляции возникают трудности с долгосрочным планированием, а решения принимают спекулятивную направленность?

§. Известно, что экономический рост способствует достижению целей социальной политики. Верным ли является утверждение о том, что социальная политика является фактором экономического роста? Ответ поясните

§ В чем состоит антициклическое действие трансфертных платежей?

2) Решение типовых задач.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

 

Тема 12. «Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Раскройте смысловое содержание составных частей государственного бюджета.

§ Перечислите классификацию налогов (с примерами).

§ На примере кривой Лаффера сформулируйте критерии эффективности налоговой системы.

§ Проиллюстрируйте влияние государственных закупок, а затем налогов на изменение равновесного объема ЧНП, дохода графически и в виде уравнения.

§ Объясните действие встроенных стабилизаторов.

§ Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны? Ответ поясните.

§ Сформулируйте проблемы реализации современной фискальной политики, в частности, связанные с бюджетным дефицитом и государственным долгом.

2) Решение типовых задач.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

 

 

Тема 13. «Денежно-кредитная (монетарная) политика государства»

 

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Из каких агрегатов состоит денежная масса? Чем представлен каждый из агрегатов?

§ Чем определяется стоимость денег?

§ Из чего слагается общий спрос на деньги, и какие факторы влияют на спрос на деньги?

§ Как и с помощью чего, банковская система создает предложение денег в экономике?

§ Назовите инструменты и цели монетарной политики государства.

§ Какие монопольные функции на денежном рынке выполняет Центральный Банк РФ?

§ Назовите и приведите примеры группы банковских операций.

§ Помимо банков, какие финансово-кредитные учреждения осуществляют деятельность на денежном рынке?

 

2) Решение типовых задач.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

 

 

Тема 14. «Рынок ценных бумаг»

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Дилер и брокер – посредники на фондовом рынке. Есть ли принципиальные различия в организации их работы?

§ Возможно ли существование первичного фондового рынка без вторичного рынка? Есть ли между ними связь? Если нет, объясните почему, если есть, опишите какая.

§ В чем экономическое значение рынка ценных бумаг?

§ Каковы проблемы фондового рынка в России?

§ Почему ценные бумаги называют «полуденьги» или «почти деньги»?

2) Решение типовых задач.

3) Итоговая контрольная работа по теме.

 

Тема 15. «Государственное регулирование экономики (ГРЭ)»

 

1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии:

§ Перечислите причины и цели ГРЭ.

§ В какие периоды функционирования национальной экономики усиливается значение ГРЭ?

§ Каковы принципы распределения доходов в обществе? В чем их преимущества и недостатки?

§ В чем состоит противоречие между эффективностью и справедливостью в рыночной экономике?

§ Найдите аргументы против равенства в распределении доходов. Каким должно быть распределение доходов, его механизм, на ваш взгляд?

§ Перечислите направления социальной политики государства и их инструменты.

2) Контрольный тест по теме.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.