Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты педагогического мастерства






 

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию структуры педагогического мастерства. Одни учёные в мастерстве педагога выделяют четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга (Коротов В.М.) [7, С.335].

И.А. Зязюн понимает под мастерством комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к которым он относит следующие: 1) гуманистическую направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическую технику.

По мнению Анисимова В.В., Грохольской О.Г., Никандрова Н.Д. составляющими педагогического мастерства являются три компонента: психолого-педагогическая эрудиция; развитые профессиональные способности (профессиональная зоркость, оптимистическое прогнозирование, организаторские умения, мобильность, адекватность реакций, педагогическая интуиция); владение педагогической техникой (система приёмов личного воздействия преподавателя на учащихся) [1, С.302].

Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина полагают, что педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая и педагогическая культура, гуманистическая направленность, профессиональные качества, система профессиональных знаний и умений, педагогические способности [2, С.13] (Схема 1).

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя – профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и умение взаимодействовать со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.

Следующий компонент педагогического мастерства - это общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней. Внутренняя культура – совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения. Внешняя культура – это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности. Основными компонентами педагогической культуры можно считать ценностные ориентации, личностные качества, направленность личности учителя, его педагогическую позицию, профессиональные способности. Педагогическая культура, синтезируя различные элементы сознания и практической деятельности, заключает в себе мировоззренческую, нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, физическую и гигиеническую стороны культуры.

Гуманистическая направленность личности педагога, базируясь на гуманистических ценностных ориентациях (целях, идеалах, интересах), выражается в осознании значимости личности каждого ребёнка, стремлении и желании строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения.

Важнейшей составляющей педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. К наиболее значимым педагогическим способностям можно отнести следующие:

· дидактические способности, которые проявляются в умении учителя посредством специально организованного взаимодействия с учащимися формировать у них определённые знания, умения и навыки;

· коммуникативные способности позволяют устанавливать педагогически целесообразное взаимодействие, общение учителя с учениками;

· перцептивные способности, которые выражаются в умении педагога проникать во внутренний мир ученика, в глубоком понимании его психического и физического состояния;

· эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;

· экспрессивные способности связаны с умениями пользоваться различными выразительными средствами (интонацией, мимикой, жестами, пантомимикой и т.д.);

· организаторские способности обеспечивают грамотное планирование совместной деятельности, осуществление и контроль её хода и результатов, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;

· конструктивные способности учителя, выражающиеся в умении проектировать образовательный процесс на основе знания и глубокого понимания его закономерностей и механизмов;

· научно-педагогические способности, характеризуют учителя как личность, склонную к исследовательской работе, способную к осуществлению опытно-экспериментальной деятельности;

· креативность и импровизацию, способность к творчеству, преобразованию педагогической действительности в целях развития, совершенствования ребёнка.

· гностические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.

В процессе становления педагогического мастерства важное значение имеет владение образовательными (диагностическими, информационными, дидактическими, диалоговыми, игровыми, рефлексивными) технологиями, проектированием и конструированием целостного педагогического процесса.

Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности); 2) творчества (по содержанию деятельности); 3) технологичности (по уровню педагогической техники); 4) оптимальности (по выбору эффективных средств); 5) продуктивности (по результату) [2, С.17]. Таким образом можно говорить о том, что чем выше технологическая компетентность учителя, тем выше уровень его педагогического мастерства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.