Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Федеральное агентство по образованию






Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Рязанский государственный радиотехнический университет

ТЕРЕХИН ВАЛЕРИЙ ИЛЬИЧ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Учебное пособие

Рязань 2009

УДК 658.012.12

ББК 65.290-02

Терехин В.И.

Экономическое обоснование управленческих решений: пособие по обоснованию и реализации проектов развития бизнеса. Рязанский гос. радиотехн. ун-т, 2009. …. с. ISBN ……….

 

Изложены основы теории и методики обоснования управленческих решений по развитию бизнеса. Критерий обоснованности (эффективности) управленческих решений – рост стоимости бизнеса. Приведены современный инструментарий и практические примеры обоснования решений по регулированию стоимости капитала, инвестиционной деятельности, слияниям и поглощениям, управлению активами и др. Предлагаемые методики способствуют формированию системного видения направлений развития бизнеса и повышению его эффективности.

Предназначено для студентов, изучающих экономику и финансы фирм, а также для менеджеров, экономистов и финансистов, разрабатывающих и реализующих проекты стабилизации и развития бизнеса.

Табл. …….. Ил. …… Библиогр. - …. назв.

 

Управление бизнесом, эффективность бизнеса, эффективность управления, риски управленческих решений

Печатается по решению редакционно-издательского совета Рязанского государственного радиотехнического университета

 

 

Рецензенты:

-доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Финансовый менеджмент» Рязанского государственного радиотехнического университета И.М. Степнов.

-кафедра государственного и муниципального управления и экономической теории Рязанского радиотехнического университета.

 

ISBN ………………. © Рязанский государственный

радиотехнический университет, 2009

 


ВВЕДЕНИЕ

Управленческое решение представляет собой выбор альтернативы лицом, принимающим решение, ради достижения определенных целей. Управленческие решения в бизнесе, принимаемые менеджерами соответствующих уровней, должны быть направлены на достижение целей фирмы (компании).

Настоящая работа основывается на том, что управленческие решения менеджмента по вопросам развития бизнеса[1] всегда многовариантны и, как правило, альтернативны. Различные управленческие решения приводят к разным результатам. При оценке результатов необходимо учитывать, что фирма – сложная система, деятельность которой связана с множеством других систем, в т.ч. с подсистемами (подразделениями фирмы) и системами более высокого уровня иерархии (муниципальными образованиями, органами управления регионов, страны). Поэтому перед квалифицированным, думающим менеджером всегда стоят вопросы оценки и сравнения ожидаемых результатов по вариантам решения, выбора и реализации тех из них, которые в наибольшей степени соответствуют интересам фирмы. Если менеджер выбирает рациональный способ решения той или иной задачи, то это создает условия для наиболее полного использования заключающихся в ней возможностей развития бизнеса в целом.

Обоснование наилучшего варианта управленческого решения предполагает выполнение следующих условий.

1. Менеджмент фирмы обладает квалификацией и информацией, позволяющей ему сформировать базовое множество вариантов решения проблемы (перечень допустимых альтернатив). Чем более полным будет это множество, тем более обоснованным будет выбор наилучшего способа, поскольку большее число альтернатив повышает вероятность попадания оптимальной альтернативы в базовый перечень. Но для большинства экономических задач формирование всей совокупности вариантов решения невозможно (рост количества базовых альтернатив связан с ростом затрат, а их максимальное количество неопределенно). Поэтому неправомочно говорить об оптимальном управленческом решении. Задача заключается в выборе наилучшей из альтернатив, сформированных менеджерами на основе использования доступной совокупности информационных источников. Ими являются результаты анализа положения фирмы на рынке, ресурсы Интернет, научной литературы, интервьюирование квалифицированных экспертов и др.

2. Менеджеры имеют четкое понимание целей фирмы и соотношения целей фирмы с результатами работы отдельных подразделений. Цель – это описание желаемого будущего. Наилучший из альтернативных вариантов управленческих решений должен в наибольшей степени по сравнению с другими способствовать достижению целей фирмы. Понимание цели различными субъектами и подсистемами фирмы может быть различным и противоречивым. Люди могут заблуждаться относительно своих целей, подменять их средствами достижения или сознательно искажать их. Понимание цели начальником цеха может не соответствовать интересам генерального директора, а понимание цели деятельности фирмы генеральным директором – не соответствовать интересам акционеров и т.д. Зачастую наблюдается оппортунистическое отношение к целям более высокого уровня. Разные цели могут приводить к совершенно разным управленческим решениям при одном и том же ограниченном объеме ресурсов, т.е. к разным результатам.

3. Знания и умения менеджера позволяют формализовать влияние результатов реализации управленческого решения на цели фирмы, перевести проблему в приемлемую для обоснования постановку. Методы моделирования управленческих решений[2] теоретически способны обеспечить выбор рационального или даже оптимального решения. Но практическая их реализация, во-первых, всегда предполагает определенное упрощение (огрубление) решаемой задачи, во-вторых, требует высокой квалификации и значительных ресурсов для выполнения, в-третьих, не всегда имеет требуемое методическое и программное обеспечение. Эвристические методы, основанные на опыте, знаниях и интуиции принимающих решение, наиболее распространены в практике управления. Для малых и средних фирм они зачастую являются единственными. Оперативность принятия решений на основе эвристических методов может иногда компенсировать выгоды от более глубоких обоснований с использованием методов моделирования[3]. Но только соединение эвристических методов с методами моделирования при обосновании управленческих решений способно обеспечить выбор наиболее соответствующего целям фирмы варианта.

4. В работе рассматривается, преимущественно, экономическое содержание управленческих решений, которые проявляются в необходимости сопоставления ожидаемых денежных потоков с уровнем риска фирмы. Рациональный вариант управленческого решения может соответствовать максимуму целевой функции, выраженной экономическим критерием и ограничениям на допустимый уровень риска, или наоборот – соответствовать минимуму риска при удовлетворительном уровне экономических характеристик. Социальные результаты управленческих решений на уровне отдельных фирм учитываются путем соответствующей коррекции экономических характеристик (денежных потоков или степени влияния риска).

Основное внимание в работе уделено обоснованию управленческих решений по стратегии развития фирмы. Актуальность этого подхода определяется возрастанием роли стратегических управленческих решений в достижении эффективной и устойчивой деятельности фирм, сложностью и несовершенством методического инструментария экономического обоснования стратегических решений. Автор исходит из необходимости расширения практики количественных методов обоснования стратегии при необходимости использования на ранних этапах процесса качественного анализа вариантов развития.

В настоящей работе изложены методы экономической оценки ожидаемых результатов наиболее распространенных управленческих решений, принимаемых менеджерами преимущественно высшего и среднего уровней, и на этой основе выбора наилучших из них. Наилучшие решения обеспечивают наибольший результат по достижению целей управления. Но даже самые рациональные управленческие решения зачастую оказываются не исполненными в силу отсутствия ресурсов, недостаточной квалификации исполнителей и других причин. Причины, возможные потери и риск неисполнения управленческих решений, как и процесс разработки совокупности альтернативных решений, из числа которых осуществляется выбор, зачастую не исследуются.

В качестве цели фирмы высшего уровня иерархии и соответственно критерия сравнения альтернатив в работе принята стоимость бизнеса. Рост стоимости бизнеса в наибольшей степени соответствует стратегическим интересам собственников и стратегических инвесторов, не противоречит интересам менеджеров высшего звена. Риск ожидаемого значения стоимости бизнеса, во-первых, учитывается как ограничение при разработке управленческого решения, во-вторых, его влияние учитывается при расчетах стоимости бизнеса. Тем самым в стоимости интегрируются основные результаты управленческих решений: риск и доходность бизнеса.

Но значительная часть управленческих решений, принимаемых менеджерами нижнего и среднего звеньев управления, не имеет непосредственной связи со стоимостью бизнеса. Поэтому обоснование всех решений не может выражаться показателями непосредственного роста стоимости бизнеса, необходима трансформация целей фирмы в цели отдельных звеньев управления. Для управленческих решений, принимаемых менеджерами среднего и нижнего уровней, рациональное решение определяется их влиянием на факторы роста стоимости. Тем самым создаются предпосылки ориентации деятельности всего менеджмента фирм на рост стоимости бизнеса. В работе приводятся методы обоснования показателей производственной программы, бюджетов предприятий, роста чистой прибыли, эффективности инвестиций и капитала, снижения риска и др. Их использование способствует повышению обоснованности управленческих решений, соответствию интересам собственников и (или) менеджеров.

Рассматриваемые методы и модели в большинстве своем известны по работам отечественных и зарубежных ученых в области экономического управления и финансового менеджмента. Автор использовал методы и модели современных систем оценки бизнеса (сбалансированной системы показателей, менеджмента на основе ожиданий, управления изменениями и др.), адаптируя их к концепции управления по стоимости. Работа не претендует на глубокое изложение теории, хотя содержит необходимые для понимания сути проблемы и метода ее решения теоретические положения. Ее цель состоит в том, что бы дать менеджерам инструментарий, который поможет им найти решения, способствующие улучшению работы фирм и отойти от «силового» менеджмента.

Особенность настоящей книги состоит в системном изложении современных методов и моделей экономического обоснования управленческих решений, в ориентации на их практическую направленность, в адаптации для менеджмента непубличных компаний России[4].

Основное внимание уделено пониманию читателем современных методов анализа вариантов стратегического развития и выбору (обоснованию на основе качественных и количественных характеристик) рационального варианта. Наличие многочисленных публикаций по методам и моделям управления бизнесом, в т.ч. на основе критерия стоимости бизнеса, не привело к их использованию в практике. Популярные в научных публикациях и даже студенческих лекциях аббревиатуры (VBM, EVA, SVA, TRS и др.) зачастую с полным основанием вызывают снисходительную реакцию менеджеров-практиков. Поэтому автор, используя эти характеристики бизнеса, рассматривает их только как инструмент управления бизнесом.

Книга построена следующим образом. В разделе 1 содержится описание методических принципов и приемов, необходимых для обоснования всех управленческих решений. В главе 1 приведены общие положения финансов предприятий с целью систематизации знаний читателей с принятой в работе интерпретацией отдельных показателей и процессов. Приводятся аргументы за использование стоимости бизнеса как критерия эффективности вариантов развития бизнеса. Глава 2 содержит описание сущности и методов оценки стоимости капитала как ключевой характеристики обоснования управленческих решений по критерию стоимости бизнеса. В третьей главе приведены основные положения теории и методики оценки стоимости бизнеса. Основное внимание уделено стоимостному подходу. Для продвинутого читателя материал первого раздела известен. Но в книге акцентировано внимание читателя на проблемах обоснования управленческих решений российских непубличных компаний. В этом отношении знакомство с главами 2 и 3 представляется целесообразным. В главе 4 приводится современный методический инструментарий обоснования стратегических управленческих решений. Описаны методы качественного анализа и принципы количественного сравнения вариантов по критерию стоимости бизнеса.

Второй раздел содержит изложение совокупности методов и приемов экономического обоснования конкретных управленческих решений. Это, по существу, рекомендации по конкретному применению общих положений, содержащихся в разделе 1. В главе 5 кратко описаны традиционные методы и модели определения эффективности (выбора вариантов) инвестиционных проектов. Автор описывает также новые для практики российского бизнеса методы оценки: менеджмент ожиданий, расчеты показателей социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и др. Глава 6 посвящена обоснованию управленческих решений по слияниям и поглощениям фирм. Приводятся предложения по критериям количественного определения эффекта процессов M& A, позволяющие сопоставить стратегию слияний и поглощений с другими вариантами стратегического развития. В главе 7 рассматриваются методы и модели обоснования управленческих решений по оборотным активам. В главе 8 анализируется накопленный опыт и приводится инструментарий обоснования политики цен и издержек фирмы.

Усвоению материала способствуют примеры, поясняющие теоретическое изложение вопроса. Читатель может получить более глубокие теоретические знания и практические навыки по отдельным вопросам, используя рекомендованную по главам литературу.

Книга предназначена для менеджеров высшего и среднего звена, экономистов и финансистов предприятий и организаций, разрабатывающих и реализующих проекты развития бизнеса. Пособие содержит описание и анализ современных методик и моделей обоснования проектов роста и развития бизнеса и потому обеспечивает возможность глубокого изучения этих вопросов студентами старших курсов экономических специальностей и слушателями курсов повышения квалификации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.