Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Семейное право Российской Федерации






1. Понятие и принципы семейного права. Источники семейного права.

2. Брак: условия заключения и прекращения. Признание брака несостоявшимся и недействительным.

3. Личные и имущественные права супругов. Брачный контракт. Обязанности супругов.

4. Права и обязанности родителей и детей.

5. Алиментные обязательства членов семьи.

6. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (опека и попечительство, усыновление, приемная семья).

Методические рекомендации. Семейное право – самостоятельная отрасль права, имеющая предметом регулирования личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье.

Прежде всего хотелось бы обратить внимание студентов на то, что в Семейном кодексе не содержится определение понятия брака. Поэтому необходимо ознакомиться с имеющимися в учебных пособиях определениями понятий «брак», «семья».

Изучение этой темы программы нужно начать со знакомства с Семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 г. (с изменениями и дополнениями) – как основным источником семейного права. Необходимо обратить внимание на принципы, закрепленные в Семейном кодексе, регулирующие семейные правоотношения и обеспечивающие нормальное функционирование семьи в обществе.

При работе над вторым вопросом темы нужно иметь в виду, что соблюдение условий заключения брака не пустая формальность, оно имеет большое государственное и общественное значение, поскольку в них находит отражение политика России в области семьи, способной воспроизводить здоровое поколение и воспитывать его в духе нравственных требований общества. Порядок и условия заключения брака изложены в главе 3 Семейного кодекса. Следует обратить внимание на обстоятельства, препятствующие заключению брака.

При изучении второго вопроса студентам нужно усвоить и основания прекращения брака, порядок его расторжения в суде и в органах записи актов, гражданского состояния. Что касается правовых последствий расторжения брака, необходимо обратиться к главе 4 (ст. 16 – 26 СК). Расторжение брака следует отличать от признания брака недействительным.

При рассмотрении третьего вопроса, нужно обратить внимание на то, что возникающие у супругов в результате зарегистрированного брака, права и обязанности разграничиваются на личные и имущественные. В личных отношениях между супругами правовое регулирование применяется лишь при необходимости. Личные отношения зависят в основном от самих супругов, от их характеров, нравственного и культурного уровня. Закон препятствует ограничению равноправия женщины при выборе занятий, профессии, места жительства и т. д.

Семейный кодекс внес существенные изменения в регулирование прав супругов на принадлежащие им имущество. Супругам предоставляется возможность самим решать, как они будут определять свои имущественные отношения. Для этого они могут заключить брачный договор. Таким образом, СК предусмотрел два разных режима для имущества супругов – законный и договорный.

В имущественных отношениях супругов имеет значение вопрос о времени и источниках приобретения имущества. Студентам при изучении этих вопросов следует руководствоваться ст. 33 – 39 СК, обратив внимание на общую совместную собственность супругов.

Начинать работу над четвертым вопросом нужно с уяснения оснований возникновения правовых отношений между родителями и детьми (глава 10 СК). Далее следует дать характеристику прав несовершеннолетних детей.

Особое значение имеет характеристика прав и обязанностей родителей. При этом нужно учитывать, что ряд прав, являются не только личными правами, но и обязанностями родителей. Например, право родителей на воспитание детей является и их обязанностью.

Студенты должны назвать и объяснить основания лишения граждан родительских прав, а также основание отобрания детей без лишения родительских прав. Поэтому нужно тщательно изучить ст. 73 – 76.

В подавляющем большинстве семей вопрос об алиментах не возникает. Родители затрачивают на содержание своих детей, сколько нужно и сколько могут. Точно также и взрослые дети содержат своих родителей, независимо от того, являются ли они трудоспособными и нуждающимися.

Однако, добровольный порядок содержания не исключает права взыскателя алиментов в любое время обраться в суд с иском об уплате алиментов. Общий порядок уплаты алиментов усваивается обычно студентами хорошо. Внимание нужно обратить на те случаи, когда оказывается невозможным или затруднительным взыскание алиментов на детей. Необходимо также разобраться в обстоятельствах, могущих служить основанием для снижения размера алиментов и осветить вопросы об алиментах совершеннолетним детям; об алиментах родителям от детей, а также об алиментных обязанностях других членов семьи и родственников.

Серьезного внимания требует изучение такого вопроса, как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассматривая опеку и попечительство, студенты должны понять существенное обстоятельство: опека и попечительство – межотраслевые институты, т. е. они выступают одновременно как институты административного, гражданского и семейного права. В данной теме рассматриваются правоотношения, устанавливающиеся между опекуном (попечителем) и подопечным, которые представляют собой разновидность семейно-правовых отношений и регулируются нормами семейного права. Необходимо понять разницу между опекой и попечительством. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и выяснить, кто не могут быть опекунами и попечителями.

Далее следует разобраться в вопросах усыновления (удочерения): кто может быть усыновлен (удочерен); кто имеет право быть усыновителем; в каких случаях требуется согласие ребенка на усыновление, а когда оно может быть произведено без согласия усыновляемого; каков порядок и правовые последствия усыновления.

Последний вопрос предполагает знакомство и с такой формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. Следует рассмотреть понятие и порядок образования приемной семьи, содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; права и обязанности приемных родителей; права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью.

Литература

1. Семейный кодекс РФ.

2. Семейный кодекс РБ.

3. Конвенция по правам ребенка.

4. Закон Республики Башкортостан об основных гарантиях прав ребенка в РБ. – Уфа, 2000.

5. Коментарий к семейному кодексу РФ / Общ. ред. П. В. Крашенинникова, П. И. Седугина. М.: НОРМА, 2001. – 479 с.

6. Снежко О. А. Конституционно – правовая защита семьи // Государство и право. 2008. №1. – с. 63-71.

7. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации: иНаучно-практическое издание. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 496 с.

8. Кашанин А. В., Кашанина Т. В. Основы российского права. – М.: Норма, 2003. – 784 с.

9. Шнекендорф З. К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. – М.: РПА, 1997. – 247 с.

10. Юридический справочник. Женщины и дети. Семейное право. Трудовое право. Социальные льготы / Автор-составитель Н. А. Мишле. – М., 1998. – 483 с.

11. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. – М.: Юрист, 2000 г. – 333 с.

12. Пчелинцева Л. М. Семейное право России. – М.: Норма, 2003. – 368 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.