Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познания окружающего мира.






 

Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка.

В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста - интеллектуальными. Мы полагаем, что понятие «познавательные» распространяется практически на все типы детских игр. Термин «дидактические» (от греч. «поучение») правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие определения, как «обучающие», «учебные», «предметные» (имеются в виду игры по учебным предметам: - литературные, математические, биологические и др.), входят в понятие «дидактические».

Учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятельности. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В «контекстном» обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания.

 

В основе секрета познавательной игры – интерес. Что такое интерес?

В энциклопедии читаем: «Интерес - активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанное обычно с положительно окрашенным отношение к познанию объекта, или к овладению той или иной деятельности. В любой деятельности человека имеет важнейшее значение интерес. В обучении интерес самый главный стимул для ребят в приобретении знаний, расширении кругозора. При наличии интереса знания усваиваются легче, прочнее при более творческом отношении к ним ребенка. Есть интерес – есть личность человека. К чему мы завели разговор об интересе? У школьников зачастую отсутствует или сильно снижен интерес к учению. Причины этого бывают разные, не будем их касаться. Нас больше волнует проблема, как разбудить интерес к знаниям, к предмету, к нелюбимым урокам. Среди прочих средств законное место занимает игра. Учащиеся, входя в определенную игровую роль, могут преодолеть неприязнь к трудным учебным предметам.

Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке - всем тем волевым качествам, без которых нельзя стать образованным человеком.

Вот основной педагогический «крючок этих игр, которые наиболее точно можно назвать - интеллектуальными.

Интеллект (от лат. Iпtellectus - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания, ум. Данные игры, прежде всего, обращены к интеллекту, к активизации ресурсов детской психики, к развитию всех свойств ума, к совершенствованию мыслительных операций.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Рассмотрим их кратко.

Первая группа: предметные игры детей-дошкольников как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Вторая группа: Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Более показательны в этом плане игры-путешествия. Они особенно популярны среди младших подростков. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских, «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. «Экспедиции», «походы», «поездки», «путешествия» совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, спецкора, метеоролога, топографа и т.п. Учащиеся ведут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий.

Третья группа игр, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков, - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов. Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное знать сам предмет.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.

Не секрет, что самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.

Четвертая группа игр - строительные, трудовые; технические, конструкторские (развивающие, предметные). Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В строительных, технических играх школьники осваивают процесс созидания. Часто объект игры - труда (крепость, дом, ракета, подъемный кран и т.п.) необходим детям для ролевой или иной игры как обязательный ее аксессуар.

Пятая группа интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной воспитательной направленностью. Игра - отличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретения высоких моральных качеств, формирования гражданского сознания и т.п.

Последняя группа игр, которую мы представляем, построена на самопроверке личных возможностей школьника. В первую очередь, это игры на внимание; игры, приучающие детей ценить время развивающие глазомер, тренирующие наблюдательность; игры, развивающие быстроту реакции и координацию движений, творческие способности, воздействующие на эмоции и чувства детей и т.п. К ним мы относим - игры - тесты - вопросники, тесты - задачи, игры предпочтительного выбора, игры - упражнения целевого назначения.

Безусловно, одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей. Следует помнить, что педагогические издательства - государственные и частные - издают, выпускают разнообразные настольные, настенно-печатные, печатные дидактические интеллектуальные игры, игровые наборы, игры - плакаты для учащихся разных возрастов, важные для обучения и самообразования.

Игра, называемая интеллектуальной, представляет собой индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление, требуя формирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). С другой стороны, эта деятельность является средством достижения игрового результата (победы в соревновании), хотя он быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на путь поиска и принятия решения, т.е. беспрецедентного процесса постоянного развития участников интеллектуальной игры в ходе решения цепочки проблемных ситуаций.

 

Диапазон интеллектуальных игр необычайно широк, но суть одна: при решении поставленных в них задач происходит акт развития и творчества, находится новый путь или создается что-то новое, требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – всё, что в совокупности составляет творческие и интеллектуальные способности человека, его личностные качества.

Интеллектуальную игру можно назвать своеобразным ретранслятором накопленного интеллектуального и социального опыта, норм и правил поведения в человеческом обществе, а момент игры – моментом активной познавательной деятельности с включением мотивации и переноса знаний.

Интеллектуальная игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной реакции играющего, быстроту коллективной реакции; в ней приобретается новое качество – синтезированная информация, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто не может получить в одиночку.

 

Интеллектуальная игра – игра, при которой в полной мере задействованы мышление и память, а умственные операции участников игры направлены на опознание и понимание предъявленного материала; игра, имеющая конвергентную (поиск в дном направлении при получении одного-единственного правильного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность с целью получить оценочное суждение о логичности (правильности) заданной ситуации, точности ответа или найденного решения. (на основе определений Дж. Гилфорда и В.Н. Дружинина).

Содержанием интеллектуальной игры являются: конкретное (реальные предметы или их изображение); символическое (буквы, знаки, цифры); семантическое (значение слов); поведенческое (поступки другого человека и самого себя).

Конечный «продукт» интеллектуальной игры может быть представлен в следующих основных разновидностях: единицы объекта (найти недостающие буквы и слова); классы объектов (рассортировать, классифицировать предметы; отношения (установить связи между объектами); системы (выявить правила организации множества, нескольких объектов); трансформация (изменить и преобразовать заданный материал); импликация (предвидение результатов в рамках неопределенной ситуации).

В таблице №1 Представлена обобщающая структура интеллектуальной игры, объединяющая в себе цели и задачи игры, функции играющих и педагога.

 

Таблица №1

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
Знаниевый материал (содержание игры) Игровые цели Функции игроков Правила игры Методическое и техническое обеспечение
Педагогические цели Предмет игры, содержание, тематика Модель взаимодействия играющих Система оценивания
Развитие интеллектуальных, профессиональных и других качеств личности по заданным критериям
           

 

Основные типы интеллектуальных игр:

 

Меняется понимание привычных вещей, меняется сам образ жизни общества. И поэтому перед педагогами ставится задача – найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром. Детство все же не подготовительная часть жизни и необходимо признать ценность этого периода развития личности.

В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу.

Любая игра – это наука побеждать.

Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность.

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.

В таблице №2 показана классификация интеллектуальных игр. Конечно, в действительности интеллектуальных игр существует значительно больше, но получены они за счет комбинирования и компиляции основного материала, т.е. если хорошо разобраться в каждом из представленных ниже типов, то можно самостоятельно компоновать различные их элементы для получения собственных многообразных форм игр.

Таблица №2

Викторины Стратегии
Текстовая викторина Сюжетная викторина Ролевая стратегия Экономическая стратегия Боевая стратегия
Импровизационная Сценарная
«О, счастливчик» Что? Где? Когда?» «Брейн–ринг» «Полундра» «Колесо истории» «Экспромт – театр» «Яхта» «Менеджер» Шашки Шахматы

 

Викторина – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Викторины делятся на две группы – тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины являются простейшей формой интеллектуальных игр. Участники отвечают на вопрос и получают оценку. Примеры игр этого типа: «Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники», «Брейн – ринг» и др.

Сюжетные викторины – более интересное, с точки зрения внешних атрибутов, занятие. Организаторы придумывают какой – либо игровой сюжет. Применяются элементы театрализации, игра смотрится более живо, ярко и эмоционально. Примеры игр этого типа: «Полундра», «Колесо истории».

Стратегия – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий и поступков.

В основе классификации стратегий лежит принцип доминирующего пути к успеху.

В боевой стратегии доминирующий путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шашки, шахматы).

В экономической – через успешные приобретения и продажи («Менеджер»).

А в ролевой – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Театр – экспромт», «Яхта»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.