Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты глобализации в сети Интернет






 

Роль глобализации как совокупности всемирных процессов, посредством которых товары, капитал, труд, информация и технологии свободно пересекают национальные границы, возрастает в том числе потому, что современные телекоммуникационные разработки позволяют стимулировать эти процессы.
Глобализация - процесс создания открытого общества, характеризующийся не только дальнейшим развитием мирового рынка как сферы устойчивых товарно-денежных отношений между различными странами, но и интернационализацией производства, социальных, гуманитарных процессов, изменением роли национальных государств и отношений между ними.

Наиболее характерной чертой глобализации Дж. Метьюз (президент фонда Карнеги) считал информатизацию, а Гжегож В.Колодко - известный польский экономист, глава исследовательского проекта центра TIGER (Transformation, Integration and Globalisation Economic Research) при Академии предпринимательства и менеджмента в Варшаве - развитие Интернет-экономики.

Интернет, экспоненциально выросший за последние 10-15 лет, является важнейшим рычагом глобализации. Создание Интернета как глобальной и в то же время децентрализованной иерархической информационной сети, не имеющей единого управляющего органа, инициировало виртуальную революцию, существенно ускорило глобализацию. Его можно характеризовать и как институт рыночной экономики, способствующий сокращению трансакционных, а также организационно-плановых издержек, развитию социального потенциала и экономической глобализации. Это глобальная (охватывающая весь мир), не находящаяся под контролем отдельных корпораций или государств информационная система и общественная производительная сила.
К основным социально-экономическим параметрам всемирной сети Internet относятся:

- бесплатная процедура доступа. Большинство фирм бесплатно предоставляют пользователям общую информацию: новости, прогноз погоды, сведения из энциклопедий и словарей и т.д. Плата взимается только за информацию по специальному заказу, например, за сравнительный анализ привлекательности различных инвестиций, товаров, услуг и т.д., выполненный независимыми экспертами. В последнее время ряд крупных провайдеров в западных странах отказались от платы за доступ в Интернет (компенсируя свои расходы за счет рекламы);

- универсальность и простота доступа в сеть. Хотя в протоколах используется английский язык, пользователю не обязательно владеть им в совершенстве, поскольку надпись на экране можно прочесть несколько раз, заглянуть в словарь, воспользоваться автоматическим переводом и т.д.;

- расширение телефонной сети и снижение тарифов на услуги.[9]

Любая принимающая информацию система, в том числе экономическая, обладает собственной пропускной способностью, которая зависит от степени ее сложности и упорядоченности.[10]

Чем сложнее, организованнее, упорядоченнее система, тем больше ее пропускная способность и выше темпы ее роста. С помощью стандартных информационных сообщений можно составлять описание любого распространенного в деловой практике документа, формировать его электронную форму и транслировать в открытых телекоммуникационных сетях без опасения перехвата закрытой коммерческой информации. Счет или грузовая накладная, например, на русском языке, могут быть транслированы для зарубежных партнеров на всех основных европейских языках. В месте получения закодированного документа с помощью специальных программных средств, настроенных только на систему получателя, сообщение разворачивается в обычную читаемую форму, бумажный документ. Сообщение, передаваемое в сетях, оборудованных запоминающими устройствами-серверами, исполняет роль автоматизированной системы делового администрирования, которая не позволяет партнеру по обмену документами уйти от ответственности за контракт.

В связи с этим Интернет становится массовым средством национальной и международной коммуникации. Массовое распространение Интернета приводит к ускорению развития международной электронной розничной торговли.
Технология приобретения товаров через сеть Интернет подробно описана в литературе, в том числе на русском языке, рассматривающей виды трансакций, типы электронных платежей, концепцию электронного рынка для продавцов и потребителей, использование электронных каталогов, дистрибьюторских цепочек и особенности электронной поддержки потребителей.[11]

В настоящее время наибольшее распространение получила электронная торговля книгами (7-8% общего оборота), билетами на транспорт и концерты, недвижимостью (37% клиентов предварительно проводили виртуальный осмотр объекта), туристскими путевками, музыкальными записями, компьютерной продукцией.

Вместе с тем одними из важнейших проблем электронной коммерции являются установление международных налоговых и тарифных стандартов, разрешение споров, проблемы юрисдикции и размеров налогообложения. Страны мира могут ежегодно терять до 8 млрд. долл. на трансакциях в электронной торговле из-за отсутствия четко функционирующей системы тарифов и налогов.

Особое значение в Интернет-экономике имеет конвертация традиционных хранилищ информации и развитие глобальных баз данных. В ХХ в. основным источником информации были библиотеки.

Теперь через Интернет можно заказать нужную книгу, просмотреть ее и купить в виде файла (с доставкой через несколько минут) либо связаться с библиотекой, располагающей электронными каталогами. Прогнозируется подлинно революционный переворот в книгоиздательстве и журналистике, конец эры традиционных книг, журналов и газет[9]. Все более актуальным становится развитие глобальной сети дистанционного образования и коммунальных колледжей в удаленных от образовательных центров малых городах и поселках.[12]

Сооружение трансконтинентальных оптоволоконных линий позволяет резко увеличить объем и скорость передачи информации.

В сетевой Интернет-экономике конкурентоспособность фирмы все в меньшей степени зависит от ее местоположения, а национальной экономики - от имеющихся у нее природных ресурсов. Развивается новая информационная технология бизнеса. Модифицируется деятельность ТНК как важнейших субъектов мирового хозяйства. Все большее внимание они уделяют трансфертному образованию, которое используют для ухода от налогов[12].

Глобальный экономический рост нового типа характеризуется устойчивым превышением темпов увеличения объема производства над темпами роста населения, повышением образовательного и культурного уровня населения, широким доступом его к разнообразной информации, урбанизацией, увеличением численности среднего класса, гуманизацией всех видов человеческой деятельности, замещением части энергетических и материальных ресурсов информационными и интеллектуальными ресурсами, новыми наукоемкими технологиями.

Глобализация информационной экономики требует новых методов международного регулирования с учетом того обстоятельства, что возникает необходимость стимулировать свободный перелив ресурсов между исследовательским сектором и производством, а также того факта, что рост Интернета ведет и к определенному перегреву рынка высоких технологий, телекоммуникационной отрасли.

Процесс глобализации необратим. Однако глобализация сама по себе, без дальнейших структурных изменений в мировой экономике и модификации управления информационными и товарно-денежными потоками может привести и к обострению противоречий между странами.[1]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.