Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 9. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО




Вопросы для обсуждения.

1. Доказательство и его структура.

2. Доказательство и опровержение. Прямое и косвенное доказательство.

3. Правила доказательства. Ошибки, возникающие при нарушении правил доказательства.

4. Внелогические приемы и уловки, используемые при доказательстве.

 

Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию.

Доказательство – важное свойства правильного мышления. Любое суждение высказанное о чем-либо является истинным или ложным. В истинности некоторых суждений можно удостовериться путем непосредственного сравнения с действительностью или на практике. Однако таким способом проверки можно воспользоваться далеко не всегда. Истинность или ложность многих суждений устанавливается и проверяется не непосредственно, а опосредовано. Важную роль в этом мыслительном процессе играет такая форма развития научного знания, как доказательство

Обратитесь к своему опыту работы с доказательством и постарайтесь выделить некоторые константы, которые встречались во всех ситуациях, независимо области применения.Обратите внимание на то, что вы имеете дело не с реальными событиями или фактами, а с мыслями о них. О событиях, явлениях и предметов часто высказываются разные, а порой и противоположные суждения. Как понять, какое из них соответствует реальному положению дел. В этом случае и обращаются к доказательству.Какова объективная природа доказательства. В чем заключается цель основная цельдоказательства?

Логика имеет дело не с конкретными случаями применения доказательства, а исследует его как логическое рассуждение в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений проверенных наукой и конкретной практикой.

С какой точки зрения логика рассматривает любое доказательство?

Доказательство как особый логический способ обоснование истины имеет свою структуру. Назовите основные структурные элементы доказательства, раскройте их содержание. Что может выступать в качестве аргументов (оснований) доказательства?

При подготовке второго вопроса, обратите внимание на то, что доказательства различаются по своему отношению к выдвинутому тезису. В результате этого можно подтверждать истинность тезиса или опровергать этот тезис, доказывая его ложность. Целенаправленность демонстрации служит исходным основанием для деления всех доказательств. Эта цель определяется не произвольно, а зависит от содержания обосновываемого положения. Невозможно подтвердить тезис, который не соответствует действительности, нельзя также опровергнуть истинный тезис. Какие виды доказательства применяются в этом случае? Какие виды доказательства выделяют по способу аргументации? Какой вид доказательства использует Зенон в апории «Стрела», и «Ахилл и черепаха»?



В процессе доказательства необходимо соблюдать правила по отношению к каждому элементу структуры – правила тезиса, правила аргументов, правила демонстрации. Нарушение этих правил приводит к логическим ошибкам. В конечном итоге они не позволяют подтвердить или опровергнуть выдвинутый тезис. Раскройте суть основных правил тезиса, аргументов и демонстрации и укажите возможные ошибки, возникающие при нарушении правил.

Логические ошибки делятся на паралогизмы и софизмы. Паралогизм – это неумышленная логическая ошибка обусловленная нарушением законов и правил логики. Софизм –результат преднамеренного обмана, умышленная логическая ошибка. Попробуйте разобрать следующие высказывания: «Этот пес твой; он отец; следовательно, он твой отец, «Если какой-нибудь человек говорит, что он лжет, то лжет ли он или говорит правду?» В чем принципиальная разница между паралогизмом и софизмом?

В процессе рассуждения иногда возникают парадоксы. Парадокс (с греч. – неожиданный, странный) - неочевидное высказывание, истинность которого устанавливается достаточно трудно. Попробуйте разобрать следующее высказывание: « Если экономика находится в состоянии неполной занятости, увеличение склонности к сбережению означает не что иное, как уменьшение склонности к потреблению. Сокращение потребительского спроса означает невозможность для производителей товаров продать свою продукцию. Затоваренные склады никак не могут способствовать новым капиталовложениям. Производство начинает сокращаться, последуют массовые увольнения, и, следовательно, падение национального дохода в целом и доходов различных социальных групп. Нация становится не богаче, а беднее. Следовательно, бережливость, как одно из непременных условий преумножения богатства может привести к бедности».



Нередко при доказательстве используют внелогические приемы и уловки. Среди них можно назвать: аргумент к силе; аргумент к невежеству; аргумент к выгоде; аргумент к здравому смыслу; аргумент к состраданию; аргумент к верности; аргумент к авторитету. Приведите примеры использования этих приемов.

Основная литература:

Логика для менеджеров: учебник для бакалавров/ под ред. М.Ю. Захарова, Е.В. Сарычева. -М.: Издательство Юрайт, 2013. -395с. –Серия: Бакавр. Базовый курс.

Ивин, А.А. Логика: учебное пособие для бакалавров / А.А. Ивин. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство Юрайт, 2011. - 385с.- Серия: Бакалавр.

Демидов И. В. Логика. Учебн. пособие. - М.,2000. Разд.8.

Иванов Е. И. Логика. Учебник для юридических ВУЗов и факультетов. - М., 2002. Разд. IV.

Кириллов В. И., Старченко А. А. Учебн. для юридических ВУЗов. - М, 2002. Гл. Х.

Дополнительная литература:

1.Берков В.Ф Логика: задачи и упражнения. Практикум. -Минск.: 2000

2.Гетманова А.Д. Логика: для педагогических вузов./М.: 2008

3.Ивин А.А. Логика: учебное пособие/ М.: 1997

4.Иванов Е.А. Логика: М.: 2002

5.Кириллов В.И. Логика: учебное пособие для юридических вузов и факультетов университетов. М.: 2002

6.Логика: логические основы общения: учебное пособие для высших учебных заведений./В.Ф.Берков., Я.С. Беркевич., В.И.Бартон. – М.:1994

7.Рузавин Г.И. Логика. Учебник для вузов. М.: 2002

8.Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. - М.: 1996.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал