Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценообразование на рынке транспортных услуг






Транспортный тариф - это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают в себя тарифы на гру­зовые перевозки и пассажирские тарифы. Грузовой транспорт, достав­ляя продукцию от производителей к потребителю, увеличивает ее сто­имость и относится к сфере производства. Пассажирский транспорт оказывает услугу, поэтому схема формирования пассажирских тарифов относится к сфере оказания услуг.

В основе грузовых тарифов лежат общественно необходимые затраты труда по доставке груза, что определяет стоимость перевозки, денеж­ным выражением которой является транспортный тариф. Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные опе­рации и расходов на собственно транспортировку груза.

Расходы на начально-конечные операции включают в себя затраты, свя­занные с формированием составов (грузовых партий), погрузкой и раз­грузкой их на пунктах отправки и прибытия груза.

Расходы на движенческие операции (транспортировку груза) включают в себя расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообще­ния, энергетического хозяйства, связи.

Уровень транспортных издержек различается по регионам страны. Сильная дифференциация транспортных издержек выражена на речном и автомобильном транспорте, так как на себестоимость перевозки эти­ми видами транспорта существенное влияние оказывают природно-климатические условия.

В отношении большинства видов транспортных услуг применяются сво­бодные цены. В соответствии с постановлениями Правительства РК уста­новлены следующие тарифы на различные виды транспортных услуг:

· перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорож­ном транспорте;

· перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорож­ном транспорте;

· погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям иностранных судов;

· аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;

· обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспор­та в городском и пригородном сообщении;

· перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в при­городном сообщении и при условии возмещения убытков, возникаю­щих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюд­жетов субъектов РК;

· перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транс­портом в местном сообщении и на переправах;

· перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом;

· услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорож­ного транспорта.

Железнодорожный транспорт является основой транспортного комп­лекса РК. Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования составляет 80%.

Основой для расчетов стоимости перевозки на железнодорожном транспорте является прейскурант " Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки" № 10-01, который был введен в действие в 1990 г.

Железнодорожные транспортные тарифы разрабатывались как единые для всей страны. Затраты по перевозке грузов различаются по участкам дорог и зависят от профиля пути, вида используемых локомотивов, гру­зонапряженности участков дорог.

В качестве базового тарифа была принята средняя для всех железных дорог себестоимость грузовых перевозок, которая определяется в целом по всему грузообороту и по перевозке отдельных грузов в зависимости от дальности пробега. Нормативная прибыль рассчитывается исходя из принципа обеспечения одинаковой прибыльности на вагоно-сутки для однотипного подвижного состава и с учетом равновыгодности перево­зок на различные расстояния.

Тарифные ставки установлены по двухставочной модели с выделением начально-конечной и движенческой операций. Рассчитаны ставки на вагон, тонну, вагоно-километры, тонно-километры.

Тарифы зависят от типа вагона, его принадлежности, вида отправок, скорости и расстояния перевозки, грузоподъемности вагона, особых ус­ловий перевозки и других факторов. Плата за перевозку грузов определя­ется по разработанным на основе тарифных схем расчетным таблицам, которые содержат величину платы за перевозку на любое расстояние. Минимальная плата за перевозку грузов установлена на расстояние 50 км.

Применяются тарифы общие, местные и исключительные. Общие тари­фы являются основной формой тарифов: по ним определяется провоз­ная плата для подавляющей массы грузов.

Местные тарифы устанавливаются при перевозке грузов по линиям железных дорог местного сообщения, которые не включены в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных затрат местных предприятий и утверждаются их руководителями.

Исключительные тарифы применяются при перевозке грузов в опреде­ленных направлениях и на заранее заданные расстояния. Они могут быть повышенными или пониженными по отношению к общим тарифам. Исключительные тарифы имели распространение в плановом хозяй­стве. На перевозку грузов, требующих специальных устройств или усло­вий перевозки, устанавливаются повышенные тарифы.

По видам отправок грузов железнодорожные тарифы подразделяются на повагонные, контейнерные, малотоннажные и тарифы мелких отпра­вок. В основе повагонного тарифа лежит ставка за вагон при определен­ной норме его загрузки. Провозная плата взимается за вагон независимо от степени его загруженности, что стимулирует более полное использо­вание грузоподъемности и вместимости вагона.

Тарифы по контейнерным отправкам рассчитываются с учетом полного использования грузоподъемности контейнера. Она значительно выше повагонных тарифов, что связано с необходимостью возмещения до­полнительных затрат по содержанию контейнера.

Потонные тарифы применяются для мелких и малотоннажных отпра­вок. Тарифы мелких отправок используют при перевозке грузов в сбор­ном вагоне по разным документам. Тарифы малотоннажных отправок различаются в зависимости от массы груза.

Перевозки грузов водным транспортом в отличие от перевозок желез­нодорожным транспортом осуществляются по изолированным путям и не образуют единую транспортную систему, что обусловливает суще­ственные различия в условиях работы отдельных пароходств и отража­ется на уровне расходов по перевозке грузов.

Преимущества речного транспорта заключаются в его большой пропус­кной способности на глубоководных реках, относительно низкой себе­стоимости перевозок и небольших капиталовложениях.

Небольшая скорость перевозок, большие расстояния перевозок в связи с извилистостью пути, сезонность работ ограничивают возможности его использования.

Речным транспортом перевозятся в основном массовые виды грузов. Система грузовых тарифов речного транспорта определена в основном прейскурантом № 14-01, который введен в действие с 1 января 1990 года. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразде­ляются по пароходствам, видам перевозок и родам грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высоким уровнем транспортных затрат.

Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок - судовых, контейнерных, сбор­ных и мелких. Основные тарифы установлены для судовых отправок. Плата за перевозки в контейнерах устанавливается в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактической загрузки.

Перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сооб­щении и на переправах регулируются государством. Пассажирские та­рифы речного транспорта классифицированы по пароходствам, видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проез­да, сфере применения, принципу построения, внешнему оформлению:

· по видам сообщений различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ;

· в зависимости от целей поездки тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные;

· по скорости сообщения - на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов. Тарифы на перевозку пассажиров на водоизмещающих судах транс­портных линий подразделяются на тарифы для судов повышенной ком­фортабельности, тарифы для обычных водоизмещающих судов дальних линий, пригородных и внутригородских линий, а также тарифы для судов, обслуживающих переправы;

· по принципу построения тарифы разделяют на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в целом, а при разработке поясных - для половины расстояния пояса;

· по внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.

Автомобильный транспорт характерен высокой маневренностью и ско­ростью доставки грузов. Основное его преимущество заключается в до­ставке груза без перевалок со склада продавца на склад покупателя. Эф­фективность автомобильного транспорта зависит от видов перевозимых грузов, состояния и развитости дорожной сети.

Грузовые тарифы должны возмещать себестоимость перевозок и обес­печивать получение автотранспортным предприятием прибыли, доста­точной для его нормальной работы в рыночных условиях.

Себестоимость автомобильных перевозок относительно высока по срав­нению с другими видами транспорта, что обусловлено относительно небольшой грузоподъемностью автотранспорта, повышенными энер­гозатратами на передвижение и высокими затратами на заработную плату. Себестоимость перевозок колеблется под влиянием различий в дорожно-климатических условиях, вида грузов, характера грузопотоков и типа подвижного состава. На себестоимость автомобильных перевозок ока­зывают влияние региональные различия в уровне заработной платы и цен на автобензин и дизельное топливо.

Грузовые тарифы автомобильного транспорта подразделяются на сдель­ные, повременные, тарифы на перевозку грузов в междугородном и международном сообщении.

Сдельные тарифы на перевозку грузов являются основным видом тари­фов. Они применяются при перевозке всех грузов. В зависимости от сте­пени использования грузоподъемности автомобиля сдельные тарифы подразделяются на четыре класса. С увеличением степени загрузки авто­мобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.

Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или не­возможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевоз­ки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каж­дый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности. Покилометровые тарифы используются в случае, когда по условиям работы автомобиля невозможно применять сдельные или повременные тарифы. Покилометровые тарифы дифференцируются в зависимости от грузоподъемности автомобиля.

Тарифы автомобильного транспорта включают в себя надбавки за пере­возку грузов в специализированных автомобилях, что связано с более вы­сокой себестоимостью перевозок. Скидки с тарифа применяются в целях повышения коэффициента использования грузоподъемности автомо­биля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.