Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жень: человечность






Конфуций открыл человека, постиг своеобразие его бытия и места в мире. Центральная категория его учения - жень, что обычно на русский язык переводится как «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». Жень обозначает и специфический признак человека, и программу его деятельности.

Это - человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Человек есть то, что он сам из себя делает.

У Конфуция есть высказывание, которое на первый взгляд кажется логическим недоразумением: «Только обладающий человеколюбием («жень») может любить людей и может ненавидеть людей».

Оно означает, что человеческое начало в человеке есть то самое начало, в силу которого он может любить людей и ненавидеть людей.

Конфуция много раз спрашивали, что такое «жень»? Среди ответов есть и такое утверждение: «Это значит любить людей»

Ли; ритуал

Жень» как человеколюбие, начало взаимности в отношениях - общий принцип поведения. Его конкретным воплощением является ритуал.

Слово «ритуал» («ли») может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд».

В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы. общцественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального организма.

Люди являются разными и по природным качествам, и по социальному статусу. Возникает проблема: как реализовать принцип равенства в отношениях между неравными людьми?

Ритуал и является ответом на этот головоломный вопрос.

Очень важно понять соотношение «жень» и «ли». «Жень» не существует над или наряду с «ли», а только через «ли». Но и «ли» теряет свое нравственное качество вне соотнесенности с «жень».

Этика Конфуция утверждает гуманизм конкретных человеческих взаимоотношений. Она исходит из убеждения, что человеческое согласие важнее абстрактных истин.

В содержательном плане конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: сыновней почтительности (сяо) и исправлении имен (чжен мин).

По мнению Конфуция, образец и норму достойного поведения задает древность. Нравственные усилия человека должны быть направлены на то, чтобы подняться до уровня идеального прошлого.

Такая установка не просто означает, что человек смотрит назад. Она имеет у Конфуция более строгий и конкретный вид. «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия»

Отец является для сына последней (и в этом смысле абсолютной) нравственной инстанцией. Вот суждение на эту тему:

«Е-гун сказал Кун-цзы: «У нас есть прямой человек. Когда его отец украл барана, сын выступил свидетелем против отца»,

Кун-Ццзы сказал: «Прямые люди у нас отличаются от ваших. Отцы скрывают ошибки сыновейй,; а сыновья покрывают ошибки их отцов, в этом и состоит их прямота!»

Не существует таких принципов и обстоятельств, вообще не существует ничего такого, что могло бы оправдать доносительство на отца. Человеколюбие неотрывно от сыновней почтительности. В последующем эта конфуцианская установка получила закрепление в юридической практике: в I в.. до н.э. были изданы законы, предписывавшие детям укрывать родителей, а в средневековом своде китайских законов доносительство на отца, мать, деда, бабку каралось смертной казнью.

 

Как полагает Конфуций, жажда перемен не должна посягать на культ предков. Изменения возможны и желаемы только в том случае, если на них получено согласие родителей. Одна из норм конфуцианского ритуала разрешает детям менять порядки, заведенные отцом, только через три года после его смерти.

Конфуций учит тому, что новое надо выводить из старого, что идеалы надо черпать в состоявшемся прошлом, а не в проблематичном будущем, что спокойствие консерватизма предпочтительнее раздоров прогрессизма.

При оценке этой патриархальной, опрокинутой в прошлое нравственной установки следует учесть, что народ, который руководствовался ею, оказался самым многочисленным на земле.

 

Сыновняя почтительность - краеугольный камень в здании китайской цивилизации. Принцип сяо устанавливает взаимность в отношениях между неравными людьми по оси времени: почести, которые сын оказывает отцу, возвращаются к нему через его собственных детей.

Основа социального порядка по Конфуцию - строгое повиновение старшим, сыновней почтительности - “сяо”. Смысл “сяо”- служить родителям по правилам “ли”. В кит. традиции существует множество примеров выдающихся “сяо”:

- мальчик не отгоняет от себя комаров- пусть лучше жалят его, а не родителей

- сын отрезал от себя кусок тела, чтобы сварить бульон ослабевшему отцу;

- бедняк продавший сына, чтобы накормить голодную мать, находит горшок с золотом и надписью “за твое сяо”.

Такие истории должны были с детства воспитывать готовность к самопожертвованию во имя старших носителей традиции семьи- родителей.

 

Исправление имён, (чжэнмин) это императив, утверждающий необходимость правильно выстраивать понятия (мин, 名) ради того, чтобы с их помощью самосовершенствоваться и управлять государством.

Концепция исправления имен, которая выражается в следующей формуле Конфуция:

Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.